Детям о пасхе и вербном воскресенье. Вербное воскресенье. История и традиции праздника. Что можно и что нельзя делать в праздник Вербного воскресенья

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, родной природе и ручному труду в старшей, подготовительной группе, тема: «Вербное воскресенье»

Цели:

Познакомить детей с историей возникновения праздника, с народными обрядами и обычаями.
Продолжать учить выразительно рассказывать стихотворение наизусть.
Уточнить знания о дереве вербы.
Учить детей выполнять поделку из бумаги и бросового материала.
Словарь: Вербное Воскресенье.
Развивать память, любознательность, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование:

Картинки с изображением библейского сюжета «Вход Господень в Иерусалим», с веточками вербы.
Ватные палочки, деревянные шпажки для шашлыка, светло-коричневая бумага, ножницы, клей карандаш.
Аудио проигрыватель, аудиозаписи: Благовест (колокольный звон), песня Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

Ход занятия:

Звучит аудиозапись колокольного звона – Благовест.

Воспитатель:

Ребята, в предстоящее воскресенье все православные христиане будут отмечать один из главных Православных праздников - «Вербное Воскресенье». Оно отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота города Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия. У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения.

На какое бы число не приходилось Вербное Воскресенье, это всегда весенний праздник. Первое дерево, которое распускается весной - верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. Верба – это символ пробуждающейся весны. В этот день можно увидеть много людей, которые несут в руках веточки вербы, освещают их в церкви, украшают ими свой дом, ходят в гости и дарят их друг другу. А давайте поиграем в игру, которая так и называется «Гости».

Русская народная игра «Гости»

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга)

Что, что, что?
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы)

Гости едут!
(Постукивают мизинцы)

Ну и что?
(Постукивают указательные пальцы)

Здрасьте, здрастье!
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

Чмок, чмок, чмок!
(Гости целуются, средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки)

Воспитатель:

А вы знаете, что веточки вербы не просто дарили? В народе существует обычай легонько ударять друг друга веточками вербы. Считается, что убережет от сглаза и болезни. Но не просто бьют, а приговаривают:

Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Бьёт до слёз.
Верба синя
Бьёт не сильно,
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба бела
Бьёт за дело.
Верба хлёст
Бьёт до слёз.

Повторим эту приговорку все вместе (повтор 2-3 раза).

Воспитатель:

Приговорку мы с вами запомнили. Теперь нам не хватает только веточек вербы. А где мы её можем взять?

Дети:

Срезать с дерева. Купить возле церкви.

Воспитатель:

Я предлагаю вам сделать веточки вербы самим. Давайте рассмотрим картинку с изображением вербы.

На что похожи почки вербы?

Дети:

Почки вербы похожи на мех (на пух, на вату).

Воспитатель:

Вы все правы. А для того чтобы нам сделать веточку вербы, я приготовила: вот такие деревянные шпажки для шашлыка, ватные палочки, полоски светло-коричневой бумаги. Ещё нам понадобится клей-карандаш. Будьте внимательны и аккуратны.

1. Возьмём шпажку и кусочек ватной палочки. Остриё шпажки вставляем в ватную палочку.
2. Теперь намажем клеем полоску бумаги.
3. Начинаем обматывать бумагу вокруг шпажки.
4. Через расстояние вставляем ватные палочки и продолжаем обматывать.

Обматываем аккуратно, чтобы не порвать бумагу. Наша веточка готова.

Звучит аудиозапись песни Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

Воспитатель:

Перед пасхой наступает
Воскресенье Вербное-
В этот день верба приносит
Действие волшебное!
Рано утром Вы сорвите
Прутик самый длинный
Ведь верба - наш оберег
И символ старинный.
Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи
Дома сохраните!

Освящённые веточки вербы ставят дома перед иконами, в красный угол. Через год ими обметают все углы в доме и обязательно сжигают. А на их место ставят свежие веточки, которые будут оберегать дом и домочадцев от болезней и сглаза. Давайте и мы наши веточки соберём вместе и поставим для украшения нашей группы.

Сегодня, 1 апреля, христиане восточного обряда отмечают Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Дата праздника зависит от даты Пасхи. Это последний день перед Страстной неделей – периодом строжайшего поста.

Согласно священному писанию, в этот день Иисус Христос въехал в Инерусалим на молодом осле (символ скромности царя и его ненасильственной власти). Дорогу Иисусу устилали пальмовыми ветвями.

Но так как на славянской земле пальмы не растут, атрибутом праздника стали ветви вербы – которые также символизируют начало весны.

Вербное воскресенье символизирует начало страданий Иисуса, в результате которых человечество получило надежду на вечную жизнь.

Традиции

В субботу в церквях проходит ночная служба, на которую верующие приносят веточки вербы. В храме их окропляют святой водой. Те, кто не смог посетить церковь в субботу, может сделать это в воскресенье.

В этот день люди легонько хлещут друг друга ветками вербы, особенно детей, приговаривая: “Не я бью – верба бьет, через неделю Пасха”.

Также сегодня принято ходить на кладбища, чтобы убрать могилы своих родственников.

Освященным веткам вербы приписывалась магическая сила. Наши предки верили, что она убережет дом от молнии и пожара, а в случае непогоды бросали веточки против ветра – буря должна была утихнуть быстрее.

Чтобы дети не болели, им давали проглотить соцветие вербы.

По возвращению из церкви веточки вербы сажали в огороде. Верили, что когда верба прорастет – девушка выйдет замуж, а парень женится. Ветвями обсаживали колодцы – чтобы вода была пригожая.

Клали вербу также покойникам в гроб, чтобы мертвец очистился и предстал перед Всевышним уже возрожденным.

Отвары из вербы люди пили от головной боли, толченые листья прикладывали к ранам.

После праздника веточки вербы хранили в течение целого года, а через 12 месяцев сжигали, чтобы уничтожить негативную энергию.

Фото из открытых источников

В Вербное воскресенье устраивали вербные базары, где продавали различные детские игрушки, книги и сладости.

В давние времена считалось, что если в Вербное воскресенье идет дождь – урожай будет богатым, если же будет солнечно – на полные амбары рассчитывать не стоит. Также наблюдали за ветром – именно таким, как в этот день, он преимущественно будет в течение всего года.

Посадишь в Вербное воскресенье комнатное растение – быстро разбогатеешь, а подумаешь о дорогом человеке – он обязательно придет в гости.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье

После прихода из церкви семья обычно собирается за обеденным столом. Желательно подать к обеду каши, постную выпечку, гречневые блины. Разрешается также потребление рыбных блюд и немного красного вина.

В этот день слудет отказаться от ремонта, уборки в доме. Не разрешается шить, вышивать, вязать.

А еще в Вербное воскресенье очень важно не ссориться, избегать злых мыслей и поступков.

Сегодня православные и греко-католики отмечают один из великих церковных праздников – Вход Господень в Иерусалим – и знаменует собой начало Страстной недели. Президент Петр Порошенко поздравил христиан спраздником.

"Вербное воскресенье" - рассказ о празднике для детей дошкольного возраста

Прежде, чем войти в весну-красну, окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из двенадцати месяцев. Слово «год» говорит о том, что это годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» - гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю» (из весенних примет на урожай).

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными. Поэтому существовал обычай – на пастбище скотину выгоняли вербными ветками. Бабушки запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. Маленьких детей шутливо стегали вербными ветками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно, верба – хлест бьет до слез». Били, чтобы дети росли здоровыми.

Даже в народной медицине не забыли о вербе. Ее почки дают пожевать тем, у кого болят зубы. После этого боль ослабевает.
На вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
В вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «вербное воскресенье».

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

«И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

«Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы — северный аналог пальмовой ветви — атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну. Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях. Заклички на весну можно посмотреть

П риветствуем Вас, дорогие дети и родители, на православном сайте «Семья и Вера»!

П еред Вами следующая страничка из книги «Великий пост: чтение для детей на каждый день», посвященная Вербному Воскресению, которая включает в себя одноименный рассказ Ивана Шмелева «Вербное воскресенье» и краткое описание праздника Входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим

В Иерусалиме собралось много народу на праздник иудейской пасхи, и навстречу Иисусу вышла толпа: все размахивали пальмовыми ветвями, устилали ими дорогу и кричали: «Осанна! Благословен идущий во имя Господне!»

Люди думали, что Он пришёл восстановить сильное Израильское царство, и приветствовали Его, как великого земного царя-освободителя.

Мы стоим в этот день в храме с веточками вербы - тоже приветствуем Господа. Но не так, как встречали Иисуса у ворот Святого города, а с трепетом поклоняемся Спасителю, идущему на Крест. Как поётся в этот день, мы «все, взявши крест свой, глаголем: осанна в вышних!»

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Иван Шмелев
(Из книги «Лето Господне»)

В каретном сарае Гаврила готовит парадную пролётку - для «вербного катанья», к завтрему, на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовётся - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой.

Горкин говорит, что так повелось от старины, к Светлому Дню припасаться надо, того-сего…

Идём с Горкиным к Казанской - до звона, рано: с вербой распорядиться надо. Загодя отвезли её, в церкви теперь красуется. Навстречу идут и едут с «Вербы», несут веночки на образа, воздушные красные шары, мальчишки свистят в свистульки, стучат «кузнецами», дудят в жестяные дудки, дерутся вербами, дураки. Идут и едут, и у всех вербы, с листиками брусники, зиму проспавшей в зелени под снегом. В церкви, у левого крылоса, - наша верба, пушистая, но кажется почему-то ниже. Или её подстригли? Горкин говорит — так это наша церковь высокая. Но отчего же у лужи там… - небо совсем высокое? Я подхожу под вербу, и она делается опять высокой. Крестимся на неё. Раздавать не скоро, под конец всенощной, как стемнеет. Народу набирается всё больше. От свещного ящика, где стоим, вербы совсем не видно, только верхушки прутиков, как вихры. Тянется долго служба. За свещным ящиком отец, в сюртуке, с золотыми запонками в манжетах, ловко выкидывает свечки, постукивают они, как косточки. Много берут свечей. Приходят и со своими вербами, но своя как-то не такая, не настоящая. А наша настоящая, свячёная. Очень долго, за окнами день потух, вербу совсем не видно. Отец прихватывает меня пальцами за щёчку: «Спишь, капитан… сейчас, скоро». Сажает на стульчик позади. Горкин молится на коленках, рядом, слышно, как он шепчет: «Обчее воскресение… из мёртвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже…» Дремотно. И слышу вдруг, как из сна: «Общее воскресение… из мёртвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже… Тебе, победителю смерти, вопиём… осанна в вышних!» Проспал я?.. Впереди, там, где верба, загораются огоньки свечей. Там уже хлещутся, впереди… - выдёргивают вербу, машут… Там текут огоньки по церкви, и вот - все с вербами. Отец берёт меня на руки и несёт над народом, над вербами в огоньках, всё ближе - к чудесному нашему кусту. Куст уже растрепался, вербы мотаются, дьячок отмахивает мальчишек, стегает вербой по стриженым затылкам, шипит: «Не напирай, про всех хватит…» Отец Виктор выбирает нам вербы попушистей, мне даёт самую нарядную, всю в мохнатках. Прикладываемся к образу на аналое, где написан Христос на осляти, каменные дома и мальчики с вербами, только вербы с большими листьями, - «вайи»! - долго нельзя разглядывать. Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком… дремучим духом?.. - где-то горят вербёшки. Светятся ясные лица через вербы, всё огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. По стенам и вверху, под сводом, ходят тёмные тени верб. Какая же сила вербы! Всё это наша верба, из стариковых санок, с нашего двора, от лужи, - как просветилась-то в огоньках!.. И вот - свячёная, в нашей церкви, со всеми поёт «Осанну». Конечно поёт она: всё ведь теперь живое, воскресшее, как Лазарь… - «Общее Воскресение»…