Формирование иммунитета у детей. Иммунная система ребенка Формирование иммунитета у новорожденных

Это способность человеческого организма противостоять атакам бактерий и вирусов. Внутренние системы запускают выработку антител в момент воздействия на организм опасных внешних и внутренних раздражителей. Как формируется детский иммунитет и что делать, чтобы ребенок не болел часто, расскажем в нашей статье.

Виды иммунитета у детей

Ученые различают 2 вида иммунитета:

  • Врожденный. Это генетическая память. Передается по наследству от родителей.
  • Приобретенный. Формируется практическим путем в момент столкновения с болезнями на протяжение всей жизни и в процессе вакцинирования.

Этапы формирования детского иммунитета

Ошибочно считать, что груднички рождаются совершенно беззащитными перед опасными бактериями из внешнего мира. В первые 28 суток после появления на свет малыши находятся под мощной защитой маминого иммунитета, который передается внутри утробы. Он оберегает ребенка от вирусов и бактерий, с которыми новорожденный еще не встречался. Грудное вскармливание поддерживает уровень антител. На втором- третьем месяце жизни количество материнских антител сокращается, ребеночек сам защищает себя от болезней.

Далее иммунитет ребенка формируется так:

  • С 3 до 6 месяцев. Количество маминых антител снижается, формируется активный иммунитет. Грудничок подвержен вирусным и инфекционным заболеваниям, кишечным расстройствам. Это опасный период, когда малышей нужно особенно беречь от , и .
  • С 2 до . Малыши активно контактируют с другими детьми, окружающим миром. Так новые микроорганизмы попадают в кровь и на слизистую ребенка. В этот период дети чаще болеют , , ОРЗ.
  • С 6 до . Дошкольники уже накопили достаточно опыта борьбы с вирусами и бактериями, но есть риск развития хронических недугов, аллергий.
  • С 12 до 14 лет. Пубертатный возраст ослабляет организм из-за гормональных перестроек. Процесс взросления ослабляет работу лимфоидных органов. Обязательно нужно удалить , если показания к процедуре.

Дети со слабым иммунитетом болеют чаще и переносят недуги гораздо тяжелее. Чтобы этого не произошло, позаботьтесь о формировании крепкого защитного барьера заранее.

Видео как укрепить детский иммунитет

Признаки слабого иммунитета у ребенка

Понять, что у ребенка слабыми защитные свойства просто. Малыши с низким иммунитетом болеют каждые 1-2 месяца, переносят любые недуги тяжело и с осложнениями, многие патологии переходят в хроническую форму после 3 лет.

В группу риска по слабому иммунитету однозначно можно отнести детей со следующими признаками:

  • Недоношенность;
  • Родовые травмы;
  • Сложная беременность;
  • Многоплодная беременность;
  • Наследственные болезни;
  • Избыточный или недостаточный вес;
  • Патологии ЖКТ;
  • Диатезы, дерматиты;

Сниженный иммунитет чаще наблюдается у детей, проживающих в городах с плохой экологией, в неблагополучных семьях, переживших сильные стрессы.

Как избавиться от частых болезней у ребенка?

Начинать формировать устойчивый иммунитет у новорожденного нужно еще в период беременности. Мамам важно соблюдать диету, бросить вредные привычки, уменьшить количество стрессов, принимать витаминные комплексы.

После рождения малыша займитесь организацией его жизни и питания:

  • Следите за рационом кормящей мамы и ребенка в период введения прикорма. Насыщайте рацион женщины и ребеночка , минералами. Без такой подпитки иммунитет не сможет работать в полную силу.
  • Соблюдайте режим дня. Полноценный , приемы пищи по расписанию - это не признак спартанского воспитания, а рациональный подход к формированию крепкого здоровья с рождения.
  • Уделяйте время . В любом проявлении. Это может быть ежедневная зарядка или профессиональные тренировки.
  • Ежедневные прогулки. Начинайте гулять с 3-5 дня после рождения малыша. Проводите на улице как можно больше времени. Комнатное воспитание снижает иммунитет ребенка до самых крайних уровней.
  • . Это не только обливание, но и приучение к ходьбе по голой земле в летний период, забота о том, чтобы малыш не был закутан на прогулках, сон в прохладной комнате.
  • Психологическая стабильность. Наладьте дружескую атмосферу дома, избегайте стрессов. Наладьте режим дня, не меняйте его резко.
  • Прием витаминов. Не обязательно давать малышу синтетические витамины, достаточно кормить ребеночка фруктами и овощами в большом количестве.
  • Грудное вскармливание до 1 года. Сосущие грудь малыши болеют реже, чем искусственники.
  • Лечите болезни вовремя. Обращайтесь к доктору при первых признаках простуд и инфекций, не занимайтесь самолечением.
  • Вакцинация. Важный этап формирования детского иммунитета избавит детей и родителей от многих недугов.

Что вредит детскому иммунитету?

Иногда дети рождаются с сильным иммунитетом, но мамы и бабушки снижают его искусственно укутываниями, нежеланием соблюдать режим дня, ограничением в прогулках зимой. Папы вредят детям табаком - пассивное курение вызывает хронические бронхиты у новорожденных, аллергии.

Так же опасны для иммунитета приемы модуляторов защитных сил без назначений врачом, тугое пеленание, стерильные условия жизни. Фанатичная слежка за чистотой и искусственное вырабатывание иммунитета с помощью лекарств не дает возможность антителам вырабатываться самостоятельно.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Давайте разберемся, каким образом формируются основные механизмы иммунитета. Как так получается, что у некоторых людей эффективный иммунитет, а у других – слабый.

Все дело в том, что еще до формирования плода, когда начинает образовываться яйцеклетка и происходит ее оплодотворение, родительские гены комбинируются, в результате чего по наследству передается генетическая информация, которая тесно связана с возможностями иммунной системы.

Любопытно, что у человека насчитывается более 36000 генов, причем около половины из них по-своему связаны с работой как иммунной системы, как и всей биологической защитой организма. По этому факту можно сделать вывод о том, насколько большое значение имеет иммунная система.

На некоторых уровнях развития плода активируются разнообразные генетические программы, благодаря которым в первую очередь создаются центральные, а затем периферические органы иммунной системы. Со временем эти органы заполняются клетками, которые создаются сперва в печени, а затем и в костном мозге. Из этих-то клеток после проведения нескольких операций дифференцирования и образуются клетки, формирующие иммунную систему, в первую очередь, лимфоциты, разделяемые на две группы.

Первая группа является наибольшей. Это группа Т-лимфоцитов, представляющих собой клетки из костного мозга, которые перемещаются в вилочковую железу (он же тимус). Так как слово «тимус» начинается с буквы «т», такие клетки называются Т-лимфоцитами. В тимусе, являющемся основным органом иммунной системы, лимфоциты проходят этап созревания, обучения и смены профиля, после чего передаются в кровь. По крови лимфоциты перемещаются по всему организму и реализуют работу иммунитета на клеточном уровне.

Все лимфоциты, прошедшие школу подготовки в тимусе, могут особым образом реагировать на какой-либо конкретный агент-раздражитель. Клетки полностью готовы к защите «Родины», т.е. нашего организма. Другими словами, это абсолютно созревшие лимфоциты, но обладающие еще некоторой толикой «наивности», поскольку ни разу не сталкивались со своим реальным противником, а именно, агентом инфекции.

Другой отряд лимфоцитов поменьше, в него входят В-лимфоциты (от первой буквы словосочетания «bone marrow» – костный мозг). В-лимфоциты перемещаются из костного мозга в селезенку и лимфатические узлы, после чего постоянно дежурят по всему организму. Такие лимфоциты – тоже наивные ребята, поскольку еще не обладают достаточным опытом в работе.

Третья группа клеток возглавляет отряд иммунитетной защиты и управляет работой как Т-, как и В-лимфоцитов. К этим клеткам относятся моноциты и дендритные клетки. Такие клетки обладают прекрасной возможностью обезвреживать различных агентов благодаря процедуре фагоцитоза. При этом клетки захватывают чужих агентов, обрабатывают с помощью ферментов, разрезают и уничтожают. Полученная переработанная информация далее передается Т- и В-лимфоцитам. Последние имеют на своей мембране специальные рецепторы, с помощью которых распознают чужеродную структуру (пептид) и особым образом воздействуют на эти фрагментированные элементы (как правило, короткие полипептиды, состоящие из десяти или больше аминокислот). При этом активируются В-лимфоциты, перемещающиеся в особый отдел лимфатических узлов, а также специальные В-зависимые зоны. Аналогичные зоны присутствуют и в селезенке.

После контакта с макрофагами, моноцитами или дендритными клетками Т-лимфоциты также переносятся в ближайший лимфатический узел, но в свою область, которая обозначается, как Т-зависимая зона. Там лимфоциты начинают преобразовываться в более специализированные клетки, предназначенные для выполнения особых защитных миссий.

Так выглядит начальный процесс, с которого активируется профессиональная, совместная работа клеток трех типов. При последующем взаимодействии с антигенами вирусов и бактерий эти особые клетки увеличиваются в размерах, а затем многократно делятся, создавая из одной клетки потомство, которое также называется «клоном».

Каждый клон специально предназначен для борьбы с конкретными агентами: гельминтами, простейшими организмами, вирусами и бактериями. Более того, агенты выбираются не только по типу их структуры, но и по отдельным элементам, таким как нуклеопротеиды, белки, полисахариды и т.д. На данном этапе и создается иммунитет. Следовательно, иммунитет определяется количеством клеток всех трех типов, их умение мгновенно реагировать на чужеродные агенты, распознавать их и создавать антитела.

Обычный человек и не догадывается, насколько бурные и увлекательные процессы происходят в его организме. То, что связано с иммунной системой, можно расценивать как противоборство двух программ. Изучим это на примере инфекционного заболевания.

У агента инфекции есть одна программа и задача. Он должен проникнуть в организм и как можно быстрее размножиться. Вторая программа, а именно, генетическая программа иммунной системы, обязана оперативно отреагировать и использовать все имеющиеся защитные средства для противоборства размножающемуся агенту. Иммунная система использует своих «солдат» в виде Т- и В-лимфоцитов, которые оснащены специальными «автоматами», которые «пулями», представляющими собой особые молекулы, расстреливают агентов инфекции.

Если иммунитет у человека в полном порядке и имеет достойный отряд защитников, то солдаты легко найдут врагов в любой области организма, будь-то кровеносная система, бронхо-легочная область, урогенительный тракт или кишечник. Лимфоциты обыщут каждый уголочек, чтобы обнаружить, истребить и удалить чужаков из организма. Их основная цель – очистить территорию от неприятеля, провести зачистку организма от банд враждебных агентов. К сожалению, в большинстве случаев человек не в состоянии гарантированно избежать инфицирования, поэтому вся защита организма полагается на иммунную систему. Организм должен уметь за себя постоять.

После того, как битва выиграна и территория освобождена, чуть В- и Т-лимфоцитов не гибнут честью храбрых, а приобретают и долго хранят в «памяти» информацию об агенте инфекции и его особенностях. Такой процесс называется иммунологической памятью. В будущем, если агент наберется смелости вернуться, память поможет в развертывании защитной реакции, которая будет в 2-3 раза быстрее и эффективнее, чем раньше. Таким образом, иммунная система снова отразит удар.

Вот таким образом создается и работает иммунная система, стремящаяся сформировать устойчивость (иммунитет) организма к инфекционным агентам различных типов, оперативно выявляя и уничтожая выявленную угрозу для жизни человека. Такую информацию могут конечно предоставить и медицинские центры г москвы , но разве не лучше получить ее в развернутом виде, с подробными объяснениями и иллюстрациями?

Инфекционный агент – сальмонелла (группа кишечных палочек) :

ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ?

Иммунитет - это защита нашего организма

Иммунная система защищает наш организм от любого генетически чужеродного вторжения: микробов, вирусов, простейших, от образующихся внутри организма продуктов распада (при инфекционно-воспалительных процессах) или клеток собственного организма, изменившихся в результате мутаций, болезней. Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или поломки внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.

Как иммунитет защищает нас от инфекций?

Устойчивость к инфекциям обусловлена целым рядом защитных механизмов.

Любые патогены или любые отдельные их структуры, добравшиеся до слизистых кишечника, носоглотки, легких или попавшие внутрь организма «вылавливаются» фагоцитами.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба.

Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его - так организм борется с заболеванием.

Врожденный иммунитет

Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз.

Так «запускается» первая линия защиты — врожденный иммунитет. Он и его клетки берет на себя большую часть «атак» микробного мира.

Во время сбоев в работе иммунной системы, наблюдается «повторяемость» инфекций, причиной этого чаще всего является «слабость» первой линии защиты, связанной с процессом фагоцитоза.

В норме молекулы клеточной стенки бактерий или минимальные фрагменты образуются у нас в желудочно-кишечном тракте при переваривании их фагоцитами, и они держат в естественном «тонусе» врожденный иммунитет, когда количество клеток первой обороны — фагоцитов, вполне достаточно, то они в полной мере готовы дать «отпор» новым бактериям или справиться с «пришедшими» ранее.

Если «выведение» возбудителя не произошло, наступает очередь более тонко и долго настраиваемой второй линии защиты — приобретенного иммунитета. Когда в процессе болезни в организме образуются антитела и клетки памяти, которые помогут в будущем распознать возбудителя данного заболевания и справиться с ним быстрее и эффективнее.

Укрепление иммунной системы при хронических инфекциях основывается на повышении функциональности врождённого иммунитета, начиная с фагоцитоза и далее, активизируя все звенья естественного иммунного ответа.

Иммунитет, накапливаемый в течение всей жизни после перенесённых болезней или прививок, - называется приобретённым .

Но в защите от инфекций ведущую роль играет иммунитет врожденный, который руководит запуском приобретенного и его последующей работой.

Как работает иммунная система?

Начинает создаваться система иммунитета ещё в утробе матери. Некоторое время после рождения ребёнок находится под защитой материнского иммунитета, полученного от матери через плаценту. Когда малыш родился, наступает наиболее ответственный этап формирования иммунитета. Самая главная защита ребенка после рождения и поддержка его иммунитета - это молозиво.

КАПЛЯ МОЛОЗИВА НА ВЕС ЗОЛОТА!

Только появившись на свет, ребенок начинает получать максимально возможную материнскую защиту посредством вскармливания молозивом. Этот этап является чрезвычайно важным с точки зрения формирования у ребенка иммунитета. Молозиво необходимо для того, чтобы создать базу для иммунитета новорожденного. Молозиво содержит больше антител и кровяных телец, чем зрелое грудное молоко. Именно молозиво дает новорожденному первую защиту от большинства вирусов и бактерий, с которыми ему предстоит столкнуться. Уровень защитных факторов молозива настолько высок, что его рассматривают не только как продукт питания, а как целительное средство. Это первая «прививка», тонизирующая иммунную систему малыша.

Иммунные факторы молозива играют немаловажную роль в подготовке пищеварительной системы ребенка к процессу питания. В 1989г. в молозиве был обнаружен трансфер фактор. Он производится клетками иммунной системы в ответ на появление в организме какого либо чужеродного агента и передает информацию о чужаке иммунным клеткам. В результате иммунные клетки обучаются распознавать врага и уничтожать его.

Затем начинает формироваться приобретённый иммунитет. Происходит это в процессе каждого контакта с каким-либо возбудителем болезни, будь-то микроб, аллерген, бактерия или др.

И на каждый вирус и микроб ответ будет свой, иммунная система запомнит его и при повторном контакте встретит его во всеоружии и отразит.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная её цель - обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, обеспечив его нормальную работу.

Распознавание «врагов» происходит на генном уровне. Каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию. Иммунная система анализирует эту генетическую информацию, обнаруживая проникновение в организм чужеродных агентов или изменения своих клеток. Если информация совпадает, значит агент - свой, если не совпадает- чужой.

Видео из архива «Центрнаучфильм» 1987 г.

Несмотря на то, что фильм создан почти 30 лет назад, он не потерял своей актуальности.

Он рассказывает о принципах работы иммунной системы, которые и по сей день остались прежними.

Иммунитет - это где? (органы иммунной системы)

Иммунная система играет крайне важную роль в жизнедеятельности человека. Она представляет собой комплекс органов и клеток, направленный на выполнение иммунологической функции, т.е. на защиту организма от генетически чужеродных веществ, поступающих извне или образующихся в самом организме.

К органам иммунной системы относятся костный мозг , в котором лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной тканью, тимус (вилочковая железа), миндалины , селезенка , лимфоидные узлы в стенках полых внутренних органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата.

Костный мозг и тимус являются центральными органами иммунной системы, поскольку в них из стволовых клеток костного мозга образуются лимфоциты.

Тимус отвечает за выработку Т-лимфоцитов и гормонов тимозин, тималин и тимопоэтин. Немножко биологии: Т-лимфоциты являются регуляторами воспалений, иммунных реакций, это центральное звено всей защитной системы организма человека. Тимозин - гормон вилочковой железы, который отвечает за созревания этих самых Т-лимфоцитов. Тималин гормон вилочковой железы, который отвечает за поддержание работы всей железы в целом. Тимопоэтин - это гормон, вырабатываемый тимусом, принимающий участие в распознавании Т-лимфоцитов.

Тимус (Вилочковая железа) - небольшой орган, массой около 35-37 грамм. Рост органа продолжается до начала полового созревания. Затем наступает процесс инволюции и к 75 годам вес тимуса составляет всего 6 грамм.

При нарушении функции тимуса, происходит уменьшение количества Т-лимфоцитов в крови, что является причиной снижения иммунитета.

Многочисленные лимфатические узлы лежат на путях следования лимфы от органов и тканей в венозную систему. Чужеродные вещества в виде частиц погибших клеток вместе с тканевой жидкостью попадают в ток лимфы, задерживаются и обезвреживаются в лимфатических узлах.

С возрастом в результате неблагоприятных воздействий, иммунитет перестает справляться с функцией контроля и своевременного уничтожения патологических клеток. В результате в организме накапливаются изменения, которые выражаются в процессе старения, формировании различных хронических заболеваний.

Особенно сильно иммунитет страдает от воздействия стрессов, плохой экологической обстановки, нерационального питания и использования токсичных лекарственных препаратов.

Причины снижения иммунитета

Факторы снижающие эффективность работы иммунной системы:

  • Экология, загрязнение окружающей среды;
  • Нерациональное питание, голодание, соблюдение строгих диет;
  • Дефицит витаминов и микроэлементов;
  • Длительный стресс;
  • Чрезмерная, изматывающая физическая нагрузка;
  • Перенесённые травмы, ожоги, операции;
  • Вредные привычки - курение, алкоголь, кофеин;
  • Бесконтрольное употребление лекарств;
  • Нерегулярный режим сна и отдыха.

Признаки неполноценного иммунитета

Признаки неполадок в иммунной системе:

  • Быстрая утомляемость, слабость, вялость, разбитость. Плохой ночной сон, чувство усталости уже с утра;
  • Частые простудные заболевания, более 3-4 раз в году;
  • Наличие фурункулеза, герпеса, гнойного воспаления потовых желез;
  • Частые стоматиты и др. воспалительные заболевания полости рта;
  • Частые обострения гайморита, бронхита (протекающие более 2 недель) и пр.
  • Длительная повышенная субфебрильная (37-38 градусов) температура;
  • Расстройство работы желудочно - кишечного тракта, колиты, дисбактериозы и пр.;
  • Упорные, плохо поддающиеся лечению инфекции урогенитального тракта (хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз и пр.).
  • Имеющееся у вас заболевание доктор назвал «хроническим» или «рецидивирующим»;
  • У вас появились аллергические, аутоиммунные или онкологические заболевания.

Что губит наш иммунитет?

Но увы, неправильный образ жизни, вредные привычки, переедание, гиподинамия, уже к 20-30 годам доводят человека до катастрофического состояния здоровья. И слава богу, если человек вспомнит о своем здоровье и медицине пораньше.

Почти каждый человек рано или поздно становится пациентом какого-либо врача и клиники. И, к великому сожалению, большинство пациентов практически не участвуют в собственном лечении и выздоровлении, а как бы идут «на убой», принимая всякого рода таблетки. Интересно, что слово «пациент» в переводе с латыни обозначает «покорно терпящий, страдающий». В противоположность общепринятой медицине философия здорового образа жизни предусматривает, что человек активный участник лечения и выздоровления, а не просто «терпящий». В китайской медицине принято приступать к «лечению», прежде чем человек почувствует недомогание. Человек по сути сам лучше всех знает, что происходит с его организмом, знает, с чего все началось, поэтому в состоянии проанализировать и изменить образ жизни, чтобы выздороветь. Какой бы не была совершенной медицина, она не сможет избавить каждого от всех болезней.

Е сли Вы заподозрили у себя снижение иммунитета, позаботьтесь о том, чтобы влияние факторов, способных снизить эффективность работы Вашего иммунитета, было минимальным. Не дайте развиться иммунодефицитным состояниям!

Как укрепить иммунитет?

Что в Ваших руках? Займитесь укреплением здоровья в целом. Иммунитет укрепляют:

  • Хорошее питание. Организм должен в достаточных количествах получать те или иные витамины (А, С и прочие) и питательные вещества;
  • Здоровый сон;
  • Движение. Все виды физических упражнений: при разумной нагрузке - бег, плавание, гимнастика, занятия на тренажерах, пешие прогулки, закаливающие процедуры - самым благотворным образом сказываются на работе иммунной системы;
  • Отказ от курения и алкоголя;
  • Бережное отношение к своей психике и психике людей. Постоянное нахождение в состоянии стресса ведет к крайне негативным последствиям. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций или относиться к ним более спокойно;
  • Гигиена.

Соблюдайте гигиену

Соблюдение правил гигиены во много раз снижает вероятность попадания в Ваш организм инфекции.

Обычными путями для попадания в организм возбудителей инфекций (при несоблюдении гигиенических норм и правил) являются такие органы, как:

  • рот;
  • нос;
  • кожа;
  • желудок.

В настоящее время в области иммунологии создано много достойных и очень полезных разработок. К таким разработкам можно отнести иммуномодуляторы, в частности, трансфер факторы, которые действуют комплексно на всю иммунную систему человека. Являющийся иммуномодулятором, разработанным самой природой, Трансфер фактор не имеет каких-либо ограничений по возрасту. Трансфер фактор, кроме всего сказанного, не даёт побочных действий, он показан к применению даже новорожденным малышам и беременным женщинам.

Будьте здоровы и берегите себя!

Формирование иммунитета у ребенка имеет 5 этапов, каждый со своими особенностями, зная которые родители могут всё предусмотреть и избежать многих проблем.

Развитие иммунной системы у детей

Хотя развитие иммунной системы у детей и начинается внутриутробно, но получает мощный толчок с момента первого прикладывания к груди матери сразу после рождения. Первый этап - это, пожалуй, самый сложный - 28 дней. Фактически в этот период он живёт за счёт переданных антител 1 , если он использовал молозиво, т.е. если мама кормила его грудью в первые часы и первые три дня после рождения. Но представители старшего и среднего поколения врядли его испытали - это молозиво. Поскольку в течение более чем 70 лет в странах Европы, в том числе и в России, к сожалению, дети были лишены этого чудо-продукта, придуманного природой. Сейчас в роддомах немедленно передаётся маме с тем, чтобы он припал к груди и высосал эти драгоценные капли молозива. С тем, чтобы взять всю информацию об иммунитете от мамы.

Тем не менее, даже не получив молозива, ребёнок в дальнейшем получает антитела вместе с молоком матери. И почему у новорожденного в течение первых 28 дней такой пассивный иммунитет? Если маму спросить - родившийся ребёнок - родной или чужой? Конечно же родной, плоть от плоти своей. Посмотрите - он унаследовал гены матери. Но также и гены отца. Поэтому биологически ребёнок представляет чужой организм. Почему плод развивается внутри плаценты? Чтобы кровь матери не соприкасалась с кровью плода. Иначе будет отторжение. Поскольку ребенок защищался и все его функциональные системы были направлены на то, что бы противостоять и не чувствовать антигенную структуру матери - у него была очень высока супрессорная активность. Т.е. активность к угнетению иммунной системы.

Почему на Востоке говорят, что женщина после родов в течение 40 дней должна поднимать самое большое - ложку, и больше ничего. В этот период женщина передаёт ребёнку иммунную структуру. Она хочет много спать, как и ребёнок - и пусть спит, чтобы молоко было полноценное, активное. Если в этот период она физически сильно напрягается, это ведёт к утомлению и молоко не вырабатывает свою структуру должным образом. В результате каждый второй ребёнок рождается с аллергией. Бич больших городов.

Второй период. Как поднять иммунитет ребенку 3 лет

Второй период у ребенка - это с 2 до 3 лет, период пульмонологической (относящейся к органам дыхания) неактивности. И он совпадает с первым периодом упрямства. Ребёнок уже осознаёт, что он главный в семье, что ему всё можно. И вот тут возникают мощные напряжения. Достаточно понаблюдать за поведением родителей в отношении своих маленьких детей. Сам собой возникает вопрос - почему у нас не принято детей такого возраста воспитывать как на Востоке: в Японии, в Корее? Где ребёнку до 5 лет всё можно - хоть на голове стой. А у нас? Чуть что не так - сразу "нельзя", затрещина (хорошо, если по попе). Довольно часто.

Секрет иммунного здоровья

Как поднять иммунитет ребенку 3 лет? Известно, что если ребёнок улыбается, то он жизнестойкий. Одна улыбка и детский смех дают ему больше иммунного здоровья, чем любой препарат. Чётко доказано, что если вы смеётесь одну минуту - это равносильно сорока минутам занятий йогой. Так что лучше? Посмеяться одну минуту от души?! Так и ребёнок. Но не всегда это так просто. Если ребёнок уже чем то болен ему скорее всего не до смеха. Вот тут то и поможет учитель для иммунной системы - Трансфер Фактор. При первых же симптомах простуды давайте малышу по пол-капсулы каждый час - за сутки проявления болезни должны уйти . Потом улыбка ребенка будет естественной и он сам сможет справиться.

Перекрест крови у ребенка

У ребёнка есть и 2-й, и 3-й, и 4-й и 5-й периоды. Обратите внимание насколько умно работает иммунная система. На пятый день у ребёнка происходит перекрест, так называемый физиологический перекрест крови, когда количество лимфоцитов резко увеличивается, а сегментоядерных нейтрофилов резко снижается. Это первый перекрест. Второй перекрест произойдёт в 5 лет. И до пяти лет у ребёнка очень высокий лимфоцитоз. Это норма для него.

Количество лейкоцитов у ребенка

И иногда, поскольку количество лимфоцитов является мощным отражением стрессорной реакции - здесь у ребёнка немножко другие взаимоотношения. У взрослого очень чётко - если лимфоцитов больше 43%, то человек в переактивации. И если меньше 20%, то в стрессе - тоже плохая реакция. Т.е. лимфоциты - это всегда зеркало вашего настроения, ваших адаптационных возможностей. И вы по своим анализам можете очень чётко увидеть, если вашему ребёнку больше 5 лет - находится он в стрессе или нет. Анализ крови педиатр всегда заставит вас здать - и вы можете сами прочитать его.

Острый стресс характиризуется лейкоцитозом и снижением лимфоцитов, а при хроническом количество лейкоцитов будет нормальным, а лимфоцитов будет малое. И самое сложне у ребёнка старше 5 лет, когда реакция у него больше 43 лимфоцитов . Вот в этом случае Трансфер Фактор - очень большое подспорье.

Третий период формирования иммунитета. Профилактика глистных инвазий

Четвертый период развития иммунитета. Период полового созревания

Ребёнок достиг следующего периода - периода полового созревания. У мальчиков это начинается с 12 и до 16 лет. У девочек это, как правило с 9-11 лет, сегодня уже с 9. Раньше это было с 14, но и сейчас остаётся такая категория людей - с 14.

И сам гормональный всплеск тормозит активность иммунной системы. Вот почему у девушек часто появляется acne vulgaris - юношеские прищи, и у юношей и у девушек. Ну да у юношей это не так страшно. И вот в этот момент важно, чтобы ребёнок получал повышенные дозы "учителя" - Трансфер Фактора. Потому, что гормоны сами по себе тормозят активность. Гормональная, иммунная, нервная - все эти системы связаны между собой. И поэтому в этот период возникают те скрытые, латентные заболевания, которые были когда то в детстве. Если ребёнок до года переболел какой-то бронхо-лёгочной инфекцией, то вероятность у него развития в будущем бронхо-лёгочной паталогии очень высока. Особенно в период полового созревания . Вот почему детей с бронхиальной астмой /ссылка/ в этот период их жизни - огромное количество.

Пятый этап формирования иммунитета. Удалять ли миндалины, аденоиды

Пятый этап формирования иммунитета - от 14 до 16 лет, последний период, когда, как правило, завершается половое созревание, и организм начинает ещё быстро расти. Идёт гипер-реакция на различные воздействия. Иногда, если не удалили раньше - приходится удалять миндалины или удалять аденоиды. К этому возрасту аденоиды могут быть уже такими большими, что ребёнок практически не дышит. Не спешите удалять эти органы - это защита. Давайте ребенку сосать Трансфер Фактор Классик - жевать и высасывать - через 2-3 месяца всё пройдёт. Дополнительно усиливающий эффект - закапывать в нос масло туи. Ребенок закроет рот и будет дышать с закрытым ротиком. В этот период целесообразно поддержать иммунную систему, которая реагирует слишком активно. Её просто нужно чуточку притушить. Можете ли вы назвать хоть один , который бы обладал супрессорной активностью? Т.е. активностью, направленной на сдерживание активного иммунитета. А на самом деле самым мощным супрессорным звеном обладает Трансфер Фактор - единственный продукт, который воздействует на все звенья иммунной системы. На то он и учитель - где нужно направить, а где то и сдержать. Это очень важно.

1 Антитиела - специальные вещества, которые используются иммунной системой для распознавания и уничтожения чужеродных объектов - бактерий, вирусов и т.п.

2 Ферментативное усвоение - усвоение пищи благодаря ферментам - веществам, направляющим и ускоряющим обмен веществ в организме.

Вопрос-Ответ

03.06.2014. Александра.
Вопрос: Младшему сыну почти 5 лет. Даю ему ТФ классик с января месяца по 3 капсулы в день. Иммунитет стал значительнее здоровее, если и подхватывал какой-то вирус, то всё проходило значительно быстрее, без повышений тем-ры, лёгкий насморк и кашель... Каков дальнейший приём для ребенка его возраста, если имеется отставание в развитии речи в связи с кислородным голоданием во время родов (естественные роды)? Невролог поставил диагноз "Псевдобульбарная дизартрия".
Ответ: Нужно продолжать в том же духе. А если есть возможность давать больше (до 6 капсул в день) - только лучше. Или другая, более эффективная схема приёма: добавить Трансфер Фактор Эдванс (Классик - по 3 капсулы в день и - 2 капсулы в день).
Что касается диагноза, то есть один замечательный специалист по детским болезням и в частности связанными с кислородным голоданием - Чижов Алексей Ярославович - он знает очень много о Трансфер Фактор и он же проводил детям лечение "Горный воздух" с большими успехами.

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

К бою готовы

Начало пути

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Есть контакт!

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды. И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%. Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

Серьезный повод

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год. В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой. Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.
Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой. Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

Иммунный ответ

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма. На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет. Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Детские неожиданности

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев. Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает. Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве. Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения. Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

Почти взрослый

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.