Загадка древних украшений и национальной одежды саха. Виды якутских орнаментов Якутские талисманы и обереги

О якутских украшениях, по большому счету, известно немного. Хотя упоминания о металлических изделиях якутов встречаются, начиная с самых ранних письменных источников путешественников и первооткрывателей Ленского края, но в этнографической литературе дореволюционной Якутии сведения о них во многом отрывочны и носят фрагментарный характер.

В целом, как пишет в своих трудах «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование» Саввинов Анатолий Иванович, якутские украшения отличаются архаичностью форм, самобытностью конструкции и художественного стиля. Характерной особенностью являются строгая ансамблевость форм, торжественность. Якутские серьги в основном были трех видов: бусиные серьги (туорах ытар5а), серьги-колечки (колооско ытар5а), серьги с подвеской (тугэхтээх ытар5а). Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. В отличие от среднеазиатских и других народов якутские традиционные серьги не имели вставок из цветных камней.

До влияния русской культуры якутские серьги были проволочными в виде знака вопроса, - рассказала нам Капитолина Яковлева, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ, кандидат исторических наук. - Они часто шли с черными, белыми и синими бусинами. Но такие серьги также были распространены по всей Евразии. В Сибири такие украшения были у алтайцев, хакасов, тувинцев. Женщины носили такие серьги по две-три в каждом ухе. К сожалению, наши исследователи не пишут, что в якутской культуре это что-то обозначало. Но, например, у народов Амура это имело особое значение, вплоть до того, есть ли у женщины дети. Кстати, у них еще были серьги в носу, которые означали, что женщина бездетная.

Позже такие якутские серьги начинают усложняться, бусины заменяются полыми подвесками. Они могли быть даже монетой. Далее появилось очень много различных форм. Исследователи пишут, что имеется более 30 вариантов. Серьги-цветочки, колокольчики, елочки, сиэль, ханха и т. д. Есть мнение, что традиционной формой якутских сережек считается лировидная фигура, состоящая из двух зеркально образованных S-образных форм. В быту мы привыкли называть ее «в форме женщины».

Стоит отметить, что многие люди связывают украшения такой формы с оберегами под покровительством богинь плодородия, чадолюбия, хранительниц природы и материнства - Иэйэхсит и Айыысыт. Известно, что в якутской культуре данная форма олицетворяет женское начало, а подвески по середине и снизу - детей. Лировидный орнамент подходит молодым девушкам, для замужних женщин и невест. Если рассматривать историю возникновения самой формы лиры, то она достаточно спорного характера. Существует множество предположений о происхождении, семантике орнаментального мотива. В целом традиционный состав якутского орнамента носит самобытный характер, хотя в нем нетрудно обнаружить отдельные элементы восточных стилей и характерные мотивы русского народного искусства. Это сейчас мы видим женщину, а исследователи говорят, что серьги в форме лиры пришли в якутскую культуру под влиянием русской культуры.

В старину на Руси существовали такие русские серьги под названием «голубцы». Их форма состояла из образов двух птичек, соединенных и смотрящих в разные стороны. По одной из версий, именно эти «голубцы» и сформировали форму лиры. К слову, такие же украшения есть и у татар. Они такие серьги называют «русскими серьгами». Но татары называют их не лировидными, а миндалевидными. Такие же украшения есть у алтайцев. У них серьги один в один похожи с якутскими, но если наши выполнены полностью из металла, то у них подвески из бусин, - рассказывает Капитолина Максимовна.

У якутов существует целый ряд поверий и обычаев, связанных с использованием металлических украшений. Помимо известной лировидной формы, которая означает плодородие, в современности также используются узоры в виде оленя и стерхов. Так, например, олень – дух леса и защитник природы в якутской мифологии. Украшение с ним олицетворяет неразрывную связь человека и природы, благородство, величие и грацию.

Также наиболее часто можно встретить на молодых девушках серьги с фигурой стерхов. Украшения с ними означают чистоту и свободу. Серебряные сережки с танцующими стерхами призваны оберегать женское счастье. Считается, что они должны быть обязательно парными и их нельзя ни в коем случае разделять, чтобы не разрушить семейную жизнь.

Имеется также мнение по поводу якутских серег, что количество подвесок снизу символизирует будущее потомство женщины. То есть сколько висюлек – столько детей хочет иметь молодая девушка. Но есть и другая версия, согласно которой, это не будущие отпрыски, а уже рожденные.

Все эти интерпретации, я думаю, люди придумывают сами. Культуре свойственно меняться, обогащаться. Значение символики всегда изменяется. Украшения диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение, - считает Капитолина Яковлева.

В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения за исключением отдельных их видов. В основном в большом ходу несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Настоящие стопроцентные традиционные украшения хранятся в музеях. В современных реалиях их сложно носить не только из-за вида, но и из-за веса. Сейчас современные мастера изготавливают облегченные варианты, добавляя к традиционным формам свою фантазию. Но тем не менее сохраняя основные мотивы.

Евдокия САМСОНОВА

Материал подготовлен с использованием материалов диссертации кандидата исторических наук Саввинова А.И. «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование»

Целью данной работы является изготовление сувениров-оберегов из драгоценных металлов и камней. В ходе работы поставлены следующие задачи: - изучение значений якутских узоров и орнаментов и их применений; - изучение оберегов и их значений; - создание эскизов сувениров - оберегов. Каждый народ в своей культуре имеет определенные различные виды орнаментов, и чтобы передать его из поколения в поколение вносит в повседневный быт . Таким образом, в нашей жизни сохранились многочисленные узоры, орнаменты, внесенные в украшениях, посудах, одежде и т. д. В данное время на рынке существует большой спрос на товары с национальным колоритом, и чтобы удовлетворить спрос населения, производители в некоторых случаях, не разбираясь в значениях орнаментов, изготавливают различные виды товаров. А ведь каждый узор, орнамент имеет свое значение. И знание его в наше время очень важно, но люди не придают значения, тому, что они означают и где должны быть использованы. Например: правильное расположение узоров, смешивание разных по смыслу видов орнаментов и т. п. Орнаменты могут быть использованы не только для красоты, но и как оберег для защиты от злых духов, согласно культуре народа Саха. Исходя из этого, мы начали работу по изготовлению сувениров-оберегов из драгоценных металлов и камней. Отличительной чертой наших сувениров из драгоценных металлов является доходчивость подачи дизайна. Все сувениры тесно связаны с значениями орнаментов и оберегов. Основой сувениров являются якутские узоры и символы, а завершающей деталью - оберег круглой формы (олицетворение солнца) с определенными значениями . Таким образом, мы нарисовали серию эскизов, которые в будущем будут изготавливаться из драгоценных металлов. Серия состоит из сувениров: «А5а Харысхал» (сувенир-оберег для мужчин), «ИйэХарысхал» (оберег-сувенир для женщин), «О5о Харысхал» (сувенир-оберег для детей), «УраьаХарысхал» (сувенир-оберег для дома и быта), «БаайХарысхал» (сувенир-оберег для богатства), «Утуе Харысхал» (сувенир-оберег доброты) . Рис 1. а) чертеж сувенира-оберега «ИйэХарысал»; б) серия эскизов сувениров-оберегов В нашей республике недостаточно развито сувенирное производство в ювелирной промышленности, хотя спрос на национальные якутские сувениры огромен. Но есть ювелирные заводы, которые выпускают бронзовые сувениры, например, кампания «Золото Якутии» изготовила из бронзы и натуральных камней набор шахмат, где роль фигур выполняют сувениры с образами персонажей Олонхо . Есть также индивидуальные предприниматели, которые изготовляют сувениры из глины, керамики и дерева. И таким образом, мы ставим цель в будущем, изготовление сувениров из драгоценных металлов. А использованные нами в эскизах национальные якутские узоры, несущие символы народа Саха, дали нашим эскизам более глубокий смысл и значение. Так как, с давних времен для народа Саха каждый узор, орнамент имел и имеет определенное значение . В итоге наши сувениры обретают функцию оберега «харысхал», что даст культуре народа Саха увековечить узоры и орнаменты, не теряя их смысла и значений.

Народ Якутии насчитывает почти полмиллиона человек. Они проживают на территории Республики Саха, в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае. Этот народ и сейчас чтит традиции, сохраняет их и передаёт потомкам. Большую часть культуры занимают талисманы: детали национального костюма, шапки, украшения, предметы быта. О значении якутских амулетов и их видах и пойдёт речь.

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Наибольший интерес у этнографов вызывают якутские ювелирные украшения и узоры, поскольку они защищают и несут информацию о статусе, социальной роли человека, благосостоянии, желаниях. Например, чорон, якутский сосуд для кумыса, используют в поклонении божествам и благословлении. Украшения на него наносят в зависимости от просьбы, вознесённой к богам. Важна роль наследования амулетов. Чем они был старше, тем выше сила. Жительница города Нюрба говорит:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Девушки надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение девушки в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая девушка могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.

Ещё один традиционный мотив напоминает , но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.

Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.

Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  1. Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  2. Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  3. Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.

Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались , а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался и болезней.

Ещё один – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой. Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома. С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность. Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.

Из второй части публикации вы узнаете о браслетах, поясах, шейных украшениях, а также приятных мелочах вроде игольниц, ухочисток, щипчиков, гламурных серебряных снеговых очках и многом другом. Например, о хаппар - клатче, украшенном серебром.

«Айсберг»

Первую часть материала о якутских украшениях можно прочитать .

Якутские украшения: шейные украшения

В прошлом у якутов повсеместно было распространено шейное украшение - ожерелье (хабарҕа симэҕэ, моой симэҕэ, беҕех) .

Первые два якутских названия означают одно и то же - «шейное украшение», а слово «бөҕөх» переводится как «запястье», «браслет». По характеру орнамента и форме выпуклых опоясков такое украшение действительно очень напоминает браслет. Оба эти украшения - и шейное, типа ожерелья, и браслет - делаются из серебряной пластинки в виде усеченного конуса. Соответственно ожерелье имеет в диаметре около 12-14 см, браслет - около 6-8 см. Число выпуклых опоясков у браслета обычно 3-4 и 5, а у ожерелья чаще всего - 3. Ширина браслета достигает от 5 до 7,5 см, у ожерелья - от 3,5 см до 4 см. Ожерелье, как и браслет, застегивается загнутыми застежками.

Эти украшения носили в особенно торжественных случаях - на праздниках, свадьбах.

Из археологических раскопок известны браслеты исключительно из бронзы, относящиеся к середине XVIII века. В одном женском захоронении обнаружен браслет, изготовленный из бересты, который датируется авторами сообщения началом XVIII века. Форма и размеры этого браслета полностью совпадают с браслетами из серебра XIX века. В средней части браслет украшен вдавленным сетчатым орнаментом, окруженным одним рядом кружочков. По верхнему краю браслета сохранились два параллелльных тонких ободка из тальника. Ободки прошиты волосяными нитками крестовым швом. Кроме того, есть сведения, что и ожерелье делалось из бересты (Троев П., Березкин И. Браслеты из … бересты. - Газ. «Соц. Якутия», 1971, 20 мая) .

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Шейное украшение или ожерелье не найдено при раскопках, что говорит о его недавнем происхождении. Судя по тому, что ожерелье не имеет у якутов собственного названия (называется бөҕөх , т.е. браслет), можно предполагать, что создан он якутскими ювелирами по образцу браслета.

Якутские украшения: косоплетки, илин-кэлин кэбиһэр

Якутские девушки до замужества украшали свои волосы косоплеткой или суһуох симэҕэ . Состоит она из серебряных или медных трапециевидных пластин с тремя рядами подвесок и бусин. На конце укрепляют полукруглые чашечки (чопчу) с кистями из ниток. Украшение привязывается тесемкой к косам под затылком. Достигает оно длины до 24-26 см. В отличие от вышеописанного типа, косоплетки вилюйских якутов были менее пышными. Косы туго перевязывались замшевой лентой, чуть ниже затылка прикреплялась орнаментированная трапециевидная пластинка, еще ниже 3-4 мелкие пластинки.

Косоплетка. Instagram @pk_kyyha

Косоплетки центральных районов Якутии сходны с киргизскими «чач уштук» , но отличаются большим количеством пластинок и полукруглыми чашечками, вместо круглых подвесок.

Если якутские девушки волосы свои украшали до замужества, то у других родственных якутам народов: у киргизов - чач ушту к, у тувинцев - чабага , у башкир - кашмау , предназначались замужним женщинам. Надо заметить, что у тувинцев основу украшения составляла трапециевидная серебряная пластинка.

У якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин

В связи с косоплеткой нужно упомянуть другое якутское наспинное украшение - кэлин кэбиһэр . Это серебряная гравированная пластинка в виде трапеции, подвешивалась на ремешках к затылочной части головной повязки бастыҥа или к задней части гривны. К нижней части пластин подвешены 4 или 8 ажурных серебряных цепей. Это украшение входило в число свадебных нарядов зажиточных семей и было распространено повсеместно. Р.К. Маак, посетивший вилюйские улусы, называл это украшение косоплеткой замужних женщин и описывал ее ношение следующим образом: «к задней части обруча (гривны - Ф.З. ) прикрепляется … косоплетка, привязываемая к косе». Но одно украшение не может быть подвешено в двух местах (к гривне и к косе). По-видимому, привязывалось или к гривне, или к косе.

О том, что у якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин, замечено Серошевским: «во время свадьбы, сестра невесты все время старательно прикрывает голову, так как за большой грех считается, что жених или кто-либо из его поезжан увидел ее волосы». «Невесткам стыдно показывать сверху свекру и деверям непокрытые волосы и ноги».

Возможно, украшение кэлин кэбиһэр когда-то предназначалось для прикрытия волос невесты, но в связи с частичной утратой этого обычая украшение стали привязывать к гривне.

Женское нагрудное украшение (илин кэбиhэр). Instagram @pk_kyyha

К передней части гривны подвешивалось нагрудное украшение илин кэбиһэр . Оно обычно короче и шире, чем наспинное украшение и состоит в отдельных случаях из 12 рядов ажурных цепочек. К верхней трапециевидной пластине прикреплялся круг, украшенный гравировкой, с которой также ниспадали серебряные цепочки.

С начельника (бастыҥа) ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих ее звенья, в весьма сложном и красивом узоре. Центральные ряды цепочек, опускаясь на грудь, оканчивались или большой круглой серебряной бляхой күн (солнце), богато разрисованной гравированным, иногда черненным орнаментом, или же серебряными фигурными подвесками. По утверждению М.М. Носова, это украшение бытовало в центральных районах до конца XIX века.

Р.К. Маак, подробно описавший одежду и внешний наряд вилюйских якутов, не упоминает подобного украшения, что говорит об его утрате или, возможно, отсутствии вообще.

Украшение «күн» носили поверх платья халадаай или камзола.

На детском костюме из археологических раскопок вместо серебряной бляхи «күн» найдена бронзовая или посеребреная литая фигурка льва, служившая, по-видимому, амулетом.

Якутские украшения: гривны

Одним из самых устойчивых во времени якутских украшений является гривна (кылдьыы) . Гривна представляет собой серебряный обруч (среди ранних форм встречаются и медные) с гладкой, гравированной или витой поверхностью с несомкнутыми концами. В Якутии гривны существовали до начала XX века. Гривны встречались трех типов: с петлеобразными изгибами в средней части; плоские с гравированной поверхностью; круглые с витым рельефом. И.В. Константинов последний вид гривен считает наиболее архаичным, а два других типа более поздними.

Архаичная гривна (кылдьыы). Instagram @pk_kyyha

Как тип украшения якутские гривны в XVIII веке были женской принадлежностью наряда, однако, еще раньше была обнаружена гривна в мужском погребении, датируемом XVII веком.

В прошлом такие украшения бытовали среди населения Средней Азии, Алтая, Прибайкалья и, по-видимому, якутские гривны генетически связаны с ними.

Якутские украшения: пояса и другие украшения

Нарядный пояс (кур) носили мужчины и женщины в торжественных случаях, он был принадлежностью состоятельного слоя населения. Имелись пояса с круглыми, четырехугольными пластинками (сирэй кур) , с фигурными ажурными бляшками меньших размеров (харах кур или сүнньүөх кур ). Последние, в большинстве случаев, принадлежали женщинам.

Мужской наборный пояс. Такие пояса носили мужчины на торжественные случаи. Instagram @history_of_yakutia

Пояса, похожие на сирэй, встречались у западных бурят. В отличие от якутских, пластинки бурятских поясов не украшались гравировкой, между пластинками помещались вертикально четырехлепестковые бляшки количеством около 5-6 (Петри Б.Э. Орнамент кудинских бурят. - «Сб. муз. антропологии и этнографии». Т. 5, 1918, вып. 1, рис. 3) . Пояса «харах» («сүнньүөх») аналогичны поясам каменных изваяний Южной Сибири. Якутские пояса украшались, как и пояса на каменных изваяниях Тувы, сердцевидными бляшками (Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. - «Материалы и исследования по археологии», № 24, М., 1952, приложение № 2) .

У современных народов украшенные серебром пояса носили башкиры (камар) , киргизы (кемер) . В отличие от якутских эти пояса украшались еще и полудрагоценными камнями как агат, сердолик, бирюза и др.

Нарядный якутский наборный пояс. Этот пояс был обязательным элементом свадебной женской одежды. Большой размер такого пояса определён тем, что он носился поверх шубы. Женщины прикрепляли по бокам набедренное украшение өттүк симэҕэ (на фото ниже). Instagram @history_of_yakutia

Название якутского пояса - кур аналогично с хакасским - хур , тувинским - кур , киргизским - кур (у последних пояса носят другие названия - илгич, кемер ). У бурят и монголов пояс носит название - бус .

Өттүк симэҕэ - дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного характера. Традиционно, крепились к поясу. Instagram @history_of_yakutia

Якутские женщины к поясам подвешивали разного рода мелкие предметы: украшенную серебряными бляшками сумочку (хаппар ), изготовленные из серебра ухочистку (кулгаах хастар) , щипчики (искэх) , игольник (иннэлик) в большой части из меди. Курящие женщины еще носили трубку (хамса) и украшенное серебром огниво (хатат) .

Подвеска к поясу (өттүк симэҕэ). Деталь. Instagram @pk_kyyha

Щипчики, ухочистки бытовали у киргизов, казахов, узбеков, туркмен, уйгуров и других тюркоязычных народов Северной Азии. Ухочистки (копоушки) были широко распространены в ХVIII веке в России и являлись «обязательной частью туалетных принадлежностей». Они по внешнему виду и по гравировке более похожи на бурятские. Огнива женские, как и мужские, с таким же названием бытовали у бурят (хэтэ) . Последние отличались только размерами (до 20 см длиной) и более богатым украшением. До 30-х годов ХХ века у якутов существовали курительные трубки (хамса) с длинным деревянным мундштуком и маленькой серебряной или медной чашечкой для табака. Точно такие трубки встречались у тувинцев в ХVII-ХIX веках.

Женский оберег (саhыл тумса). Есть сведения, что служил оберегом для беременной женщины. Оберег носили с остальными подвесками на поясе. Instagram @pk_kyyha

До революции зажиточные якуты, защищая глаза от яркого солнца, носили снеговые очки (хаар ачыкыта) . Такие очки представляют собой серебряную пластинку, а также и костяную, с узкими горизонтальными вырезами для глаз.

Серебром у якутов украшались ножны, рукоятки ножей и опахал. Отливались из серебра пуговицы, личные печати и женские гребенки.

Больше чем полтонны серебра были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства .

Некоторые виды ювелирных изделий не сохранились до наших дней. Очень малочисленны серебряные изделия с эмалью и позолотой. Не удалось найти образцы золотых украшений - таких как перстни, серьги и браслеты, часто упоминаемые в работах В.Л. Серошевского. По-видимому, названные работы могли быть вообще малочисленными.

Больше чем полтонны серебра, а это несколько тысяч больших и маленьких изделий, были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).