Обучающие сказки для детей 3 лет. Сказки для детей на любой возраст. Русская народная сказка «Три медведя»

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок — серый бочок, все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, на скребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из се ней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.

И колобок запел:

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

От тебя, волка,

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши разве сил.

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и за пел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песен ку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

— Я колобок, колобок!..

А лиса его — ам! — и съела.

Русская народная сказка «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет — и вошла.

В домике этом жили три медведя.

Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.

Другой была медведица. Она была по меньше, и звали её Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка была Мишуткина.

Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у сто ла три стула: один большой — Михайлы Иванычев, другой поменьше — Настасьи Петровнин и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и за смеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и по шла в другую горницу.

Там стояли три кровати; одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишуткина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: — Кто хлебал в моей чашке? Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё вы хлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка увидел свой стульчик и про пищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, по лез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?..

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи! Держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла.

Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса да и выпроси ла — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик,— говорят собаки.— Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним! Подошли к избушке:

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик,— говорит волк,— вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

— Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь.

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет.

Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.

А заюшка с петухом стали жить да по живать.

Русская народная сказка «Маша и Медведь»

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкну ла она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий мед ведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от мед ведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками по ставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Неси бабушке, неси дедушке!

— Ишь какая глазастая,— говорит мед ведь,— всё видит!

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

Удивился медведь.

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть травку шелковую, пить воду студёную. Как только уйдёт — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку.

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдёт в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поёт коза.

Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

— Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рас сказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придёт к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберёт всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козлёночек схоронился в печке.

Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:

— Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костёр горел.

Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто пере прыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и свалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери!

И стали они жить-поживать по-прежнему.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.

Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца, бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец,— говорит печка,— тогда скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Печка сказала, в какую сторону бежать.

Видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись — стоять тяжело!

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила. Маше дорогу показала.

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень,— отвечает речка,— мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси- лебеди полетели.

Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.

— Ёжик, ёжик,— спрашивает Маша,— не видал ли ты, куда гуси-лебеди полете ли?

Ёжик говорит:

— Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках.

Смотрит Маша — сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

Немного спустя глянула баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:

— Скорей, гуси-лебеди, летите в по гоню!

Взвились гуси-лебеди, закричали, по летели.

А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её...

— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь нас!

Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.

Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.

Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси-лебеди увидали её — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила её ветками, при крыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо.

Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать!

Бежит она, несёт братца, уж недалеко и до дома... Да, на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

— Печка, печка, спрячь меня!

Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.

Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к бабе-яге...

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

Думаю, пришла пора пополнить нашу очередной порцией интересного детского чтива . Тем более, что мой обзор книг для детей 2-3 лет уже давно начат и не закончен. можно найти статью с подборкой книг зарубежных авторов, а . И так как русские писатели и русское народное творчество до сих пор были незаслуженно обделены вниманием, о них сегодня и пойдет речь.

Многие книги в сегодняшнем списке хорошо знакомы всем нам с малых лет. Чуковский, Михалков и Маршак, пожалуй, были главными книгами моего детства. Однако благодаря дочери я открыла для себя и других замечательных русских авторов, о существовании которых раньше и не подозревала. Это Рената Муха, Вадим Левин, Генрих Сапгир и многие другие. Обо всех них можно подробнее почитать ниже.

  • Р.Муха, В.Левин, В.Лунин «Вежливый слон» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Начну со сборника стихов, который долгое время был у нас безусловным фаворитом. С этой книгой мы искренне смеялись, удивлялись, разглядывали причудливые иллюстрации. Стихи здесь наделены долей озорства и тонкого юмора, кстати, довольно понятного ребенку от 2-2,5 лет. И, надо заметить, что, несмотря на развлекательную нотку в тексте, в нем, безусловно, есть что обсудить и что вспомнить.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации Красовской. Во-первых, их много. Во-вторых, они яркие, бесконечно добрые и очень смешные. Они идеально подходят к такому забавному тексту.

Еще мне очень понравился сборник стихов Ренаты Муха «Хорошая плохая погода» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) (или его аналог «Ужаленный уж »), его я дарила своим знакомым, когда в продаже не было «Вежливого слона». Книга большого формата с не менее чудесными иллюстрациями Антоненкова, стихи Ренаты Мухи в этой книге те же, что и в «Вежливом слоне» , один недостаток – нет Левина с Луниным А так книга выше всяких похвал.

  • А.Барто «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, 2-3 летний ребенок уже на зубок знает «Зайку бросила хозяйка» и «Уронили мишку на пол», однако сборник «Игрушки» — это хоть и самый известный, но далеко не единственный сборник, который оставила нам в наследие Агния Львовна. Для меня, например, стали настоящим открытием ее стихотворения из циклов «Вовка – добрая душа», «Младший брат», «Настенька», «Я расту». Это просто замечательные стихи про ребят, про их обычные житейские проблемы и открытия. «Ребятишкинская» тематика делает их очень близкими и понятными для детей. А стихи из серии «Младший брат» считаю вообще необходимыми, если в семье рождается или предвидится еще один малыш, т.к. они учат заботе и доброму отношению к малышам. Все стихи легкие и доступные. Самое то для детей от 2 лет.

Стихотворения из вышеупомянутых циклов издаются в том или ином составе в различных сборниках. К сожалению, нам подарили не самое удачное издание Барто, я бы даже сказала, одно из самых неудачных, с аляпистыми компьютерными иллюстрациями. Книга, конечно, не подходит для воспитания художественного вкуса в ребенке, но дочь так в нее вцепилась, что пришлось смириться с этими безвкусными картинками, и читать что просят

К счастью, в магазинах можно встретить и издания получше, например, такое .

  • З.Александрова «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Пожалуй, любимый Тасин стих Александровой – «Про девочку Да и мальчика Нет», но в сборнике есть и много других добрых и запоминающихся стихотворений. Как и у Барто, стихи у Александровой тоже в основном про ребят: про то, как они играют в прятки, в лошадку, строят самокат, собирают цветы и прочее. Если сравнивать с Барто, то книга все-таки не была у нас столь любимой (некоторые стихотворения показались тяжеловатыми для восприятия и не такими цепляющими), но в целом книга занимает достойное место в нашей библиотеке.

  • «Белый дом и черный кот» в пересказе Б. Заходера (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вы когда-нибудь слышали об артисте Тралиславе Трулялинском, что живет в Припевайске, в переулке Веселинском? Если еще нет, то тогда вам обязательно нужно познакомиться с этим развеселым артистом и его семьей, которые пляшут и поют целыми днями! Он живет на страницах этого короткого сборника смешных и необычных польских стишков в гениальном пересказе Бориса Заходера. При прочтении книжка вызывает бурю эмоций у моего ребенка. И хотя здесь всего 3 стихотворения, они не надоедают. Рекомендую, чтобы зарядиться хорошим настроением.

  • И.Токмакова «Где спит рыбка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Еще одна известная советская поэтесса – Ирина Токмакова. У нас ее творчество представлено в виде небольшого, но очень замечательного сборника «Где спит рыбка». Стихотворения очень живые и задорные, легкий приятный слог, да и юмор присутствует. Читали с удовольствием, всю книгу выучили наизусть.

Еще пример хорошего сборника Токмаковой – «Ходит солнышко по кругу» (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • Г.Сапгир «Леса-чудеса» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Возможно, кто-то помнит творчество Сапгира по своему детству, но я с ним познакомилась совсем недавно, вместе с дочкой. При первом прочтении стихотворения кажутся довольно необычными, а рифмы нестандартными. Но чем больше читаешь, тем больше проникаешься. И вот уже текст льется песней.

От этой удивительной книги так и веет сказкой. Все здесь необычно: в лесах-чудесах сова принимает в гости медведя, олень играет в пятнашки, добрый лев подает лапу прохожим, ну а в стране Хохотании живут смеянцы, которые могут даже злого дракона засмеять так, что он сгорит дотла. Читая эту книгу, с головой погружаешься в сказочные миры, которые обрисовал автор. Так и не хочется их покидать. Рисунки очень гармонично дополняют текст, такие же волшебные.

  • И. Суриков «Детство» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Про эту великолепную книгу я уже писала .

  • С. Михалков «Самые любимые сказки и стихи малышам» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Не представляю себе воспитание ребенка без стихов Михалкова, наверно, потому что его мне чаще всего читали в детстве, и дядя Степа с упрямым Фомой слишком прочно засели в моей голове. Так что моя оценка точно не будет объективной, да и как можно оценивать классику, проверенную годами. Просто эта книга должна быть у каждого ребенка!

А еще у Михалкова удивительный талант без какого-либо занудства (как, например, у Прокофьевой), в милой и смешной манере рассказывать детям про их маленькие огрехи в поведении, капризы, упрямство.

В нашем сборнике (по ссылке полный аналог нашей книги ), пожалуй, самое полное собрание сказок и стихов Михалкова. Единственное, что мне в сборнике не очень понравилось, так это то, что в нем намешано много совершенно разных художников, и я не могу сказать, что мне понравились все иллюстрации.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • С. Маршак «Стихи и сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • В. Сутеев в сказках и картинках (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Сборников, объединенных картинками Сутеева, существует огромное множество. При покупке обязательно почитайте содержание, т.к. в них часто печатаются произведения Михалкова, Маршака, Чуковского, возможно, они у вас уже есть.

  • Русские народные сказки (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Скажу честно, мое отношение к русским народным сказкам неоднозначно. И хотя я не могу их не читать своему ребенку (это все-таки классика), зачастую я не понимаю, в чем их мораль. Да, безусловно, в некоторых сказках есть полезные мысли, например, не пускать незнакомого волка в дом, как в «Волке и семеро козлят», или не заходить далеко в лес без подружек, как в «Маше и медведь». Но мне совершенно не понятно, в чем мораль тех сказок, где самая лучшая невеста и жизнь достается ленивому дурачку, и зачем сказка учит надеяться на чудесную щуку, сивку-бурку или волшебное кольцо, а не на собственные силы. Есть некоторые сказки, которые даже отпугивают своей жестокостью, как, например, «Терешечка», где Чувилиха зажарила и съела свою дочь. Хорошенько ознакомившись с народным творчеством, я приняла решение все-таки читать сказки, но с некоторой фильтрацией и пояснениями.

Для знакомства дочери с народным фольклором я выбрала сборник от издательства АСТ «». Мне понравилось здесь количество и качество картинок, изложение самих сказок (а оно, надо сказать существенно отличается от сборника к сборнику). Здесь уже не только самые простые сказки, вроде Колобка и Теремка, но и те, что подлиннее и посложнее.

Многие сказки также можно найти отдельно, например, в таких изданиях:

  • «Соломенный бычок – смоляной бочок» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Это грузинская народная сказка с излюбленным сюжетом «Принеси мне сначала то, тогда я тебе дам это» (как, например, в «Петушке и бобовом зернышке»). Довольно достойно ее напечатало издательство «Нигма».

  • «Говорящие сказки » (Ozon , My-shop , Read )

Ну и для разнообразия можно почитать так называемые «говорящие сказки». Суть их в том, что при появлении определенного слова в тексте нужно нажать кнопку с соответствующим звуком. Например, при прочтении слов «Жалко стало Мартынке котика …», малыш нажимает на изображение котенка и слышит мяуканье. Таисии такое развлечение нравится до сих пор, поэтому эти книги, пережив многих своих «коллег», и по сей день живут у нас на полках и никак не уезжают в чулан.

А. Н. Толстой «Ёж»

Телёнок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй...

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове- матери, жалуется:

— Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.

Что сделал ёжик, когда испугался, что телёнок его съест?

Что произошло, когда телёнок лизнул ежа?

Какого огромного зверя победил ёж? Почему этот зверь показался ёжику таким огромным?

Поверили ли звери ёжику? Что они стали говорить?

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застёжки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Мёду принесла...

«Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе

верёвками крутит,

Зубы острые в самое

сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил,

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей,

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Вопросы для обсуждения с детьми

Что нашла Муха-Цокотуха?

Кто приходил к Мухе-Цокотухе в гости? Какие ей дарили подарки?

Кто решил погубить Муху-Цокотуху?

Помогли ли гости имениннице Мухе? Что они сделали? Хорошо ли они поступили?

Кто спас Муху-Цокотуху от паука-злодея?

Скажи, какой Комар: маленький или большой, смелый или трусливый?

Почему маленький Комарик сумел победить страшного Паука?

Что сказал Комарик, когда спас Муху? Давай скажем вместе:

«Я злодея...

И теперь...

На тебе...»

Чем закончилась сказка? Кто тебе в ней понравился?

Сказка «Так и не так»

— Боба, — сказала Мура, — нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.

— Кошку и мышку? — сказал Боба. — Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.

— Ах, какой ты, Боба, смешной, — сказала Мура. — Разве может мышка кошку сцапать! Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.

— Неужели я ошибся? — сказал Боба. И нарисовал вот такую картинку:

— Теперь хорошо, — сказала Мура. — Всё на своём месте, где надо. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.

— Ладно, — сказал Боба и нарисовал вот такую картинку:

Мура засмеялась и сказала: — Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?

— Верно, верно, — сказал Боба. — Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик на горку!

И нарисовал вот такую картинку:

— Видишь, — сказала Мура, — какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.

— Ладно, — сказал Боба. — Вот тебе кроватка и вот тебе Люшенька!

— Ах, Боба, какой ты ужасный! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились бы спать под кровать?

— Ай-ай-ай! — вскричал Боба. — Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!

И он нарисовал вот такую картинку:

— Прекрасная картинка! — воскликнула Мура. — Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолёт, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.

— С удовольствием! — сказал Боба. — Люблю рисовать самолёты. И мотоциклы люблю!

Боба взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

Мура взглянула на неё и даже руками всплеснула:

— Нет, ты сегодня совсем невозможный! Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катились по улицам!

Боба засмеялся и нарисовал вот такую картинку:

Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила на столе перед Бобой.

— Теперь напоследок, — сказала она, — нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Митю.

— Это я могу! — сказал Боба. — Нарисую тебе и лошадку, и Митю.

Он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

— Фу, Боба! — закричала Мура. — Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Мите?

— В самом деле! — сказал Боба и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.

Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку, и Митю. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые будут читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку, и Митю, чтобы Боба видел, как нужно рисовать:

Вопросы для обсуждения с детьми

Что делали Мура и Боба?

Как Боба нарисовал кошку и мышку? Почему это не понравилось Муре?

Какую ещё картинку нарисовал Боба? Почему смеялась Мура?

Что ещё перепутал рассеянный Митя?

А ты сможешь нарисовать лошадку и мальчика Митю, как это сделала Мура?

С. Прокофьева «Сказка про ленивые ручки и ножки»

В маленьком доме возле леса жила девочка Катя со своей бабушкой.

Может, она была и неплохая девочка, но такая ленивая, что и слов не подберёшь.

В соседнем домике жил мальчик Серёжа со своей овчаркой по имени Фонарик. Так овчарку назвали, потому что в темноте у неё глаза светились, как зелёные фонарики.

Катя и Серёжа дружили и часто играли вместе на опушке леса. И Фонарик с ними.

Однажды утром Катя и её бабушка собрались пить чай. Смотрит бабушка, а воды в ведре совсем не осталось.

— Катенька, милая, сходи на колодец, принеси ведёрко воды, — попросила бабушка.

— Я бы принесла, — ответила Катя. — Только вот мои ножки к колодцу идти не хотят.

— А разве ты не хозяйка своих ножек? — удивилась бабушка.

— Нет, я не хозяйка своих ножек, — покачала головой Катя. — Они меня не слушаются. Мои ножки куда хотят, туда и бегут.

Огорчилась бабушка, да делать нечего, взяла ведро и сама пошла на колодец.

Вот попили чаю с вареньем Катя и бабушка.

— Катенька, помой, пожалуйста, чашки. А я отдохну, прилягу ненадолго, — сказала бабушка.

Неохота Кате чашки мыть.

— Я бы помыла чашки, — говорит Катя, — только вот мои ручки не хотят их мыть.

— А разве ты не хозяйка своих рук? — ещё больше огорчилась бабушка.

— Нет, я не хозяйка своих рук, — ответила Катя. — Мои ручки что хотят, то и делают. Они меня не слушаются.

Вдруг Катя как вскочит со стула и прыг-прыг — побежала к двери. А потом скок-скок — поскакала по ступенькам крыльца, и дальше вдоль всего посёлка.

Вышел на крылечко Серёжа со своей собакой Фонариком. Смотрит — Катя бежит мимо сада тёти Гали, — хвать и сорвала самое красное яблоко.

— Ручки, мои ручки, что вы делаете? — заплакала Катя. — Я не хочу чужие яблоки воровать! Это плохо.

Заблудилась Катя, не знает, куда ей идти.

Села Катя на пенёк и заплакала.

Вдруг видит в темноте два зелёных глаза.

— Ой, волк идёт! — закричала Катя.

— Это глаза у Фонарика светятся, мы тебя нашли! — засмеялся Серёжа.

Бабушка обнимает, целует Катю.

— Бабушка, миленькая, — сказала Катя, — я завтра сама на колодец за водой схожу и чашки помою. И вы, тётя Галя, меня простите. Как созреют ваши яблоки, я вам помогу их в корзины собрать. Я ведь теперь снова хозяйка своих рук и ног!

Вопросы для обсуждения с детьми:

Чем Катя огорчила бабушку?

Как звали собаку Серёжи?

Как Катя стала хозяйкой своих рук и ног?

В. Бианки «Лис и Мышонок»

— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, Лис, прятаться.

— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь!

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!

— А я от тебя в отнорочек — и был таков!

Вопросы для обсуждения с детьми

Почему у Мышонка грязный нос?

От кого прятался Мышонок?

Что у Мышонка есть в норке?

Куда Мышонок сможет убежать от Лиса, если Лис разроет его норку?

В. Орлов «Хрюшка обижается»

У шарика — новый

Лиловый берет.

У козлика — красный,

Атласный жилет.

У курицы — бантик.

У кошки — сапожки,

У двух петухов —

По гармошке.

Все очень довольны,

А хрюшка сердита.

В слезах отвернулась

Она от корыта:

Ей хочется новый

Лиловый берет,

Ей хочется красный

Атласный жилет,

Ей хочется бантик,

И две петушиных

Гармошки.

Но только о ней

Не подумал никто —

Ей дали не то,

Совершенно не то!

А то, что она

Не любила:

Ей дали мочалку

Вопросы для обсуждения с детьми

Почему была сердита хрюшка?

Что ей хотелось получить?

Почему хрюшке подарили мочалку и мыло? Выбери слова, чтобы рассказать, какая была хрюша: белая, грязная, чумазая, пушистая, неумытая, красивая.

    1 Сказка о грустном зайчонке - Малышев М.И.


    Повстречались как-то в лесу Белочка и Зайчонок. — Отчего ты такой невеселый? - спрашивает Белочка у Зайчонка. - Кругом такая красота - лето, цветы, а ты, неизвестно почему, грустишь. Может, что-то…

    2 Подарок тролля - Валенберг А.


    Сказка про пятилетнего крестьянского мальчика Улле, родители которого целый день работали в поле, а его запирали дома. Они предупреждали сына, что может прийти злой тролль и украсть его. Подарок тролля читать Жили-были…

    3 Бутылочная почта для папы - Ширнек Х.


    Сказка про девочку Ханну, у которой отец — исследователь морей и океанов. Ханна пишет письма отцу, в которых рассказывает о своей жизни. Семья Ханны необычная: и профессия отца, и работа мамы —…

    4 Самый лучший подарок - Малышев М.И.


    Жил на одном дворе Козлик. Козлик как козлик - прыткий, резвый, с маленькими рожками и копытцами. Но этот Козлик был очень любопытный. Он не мог равнодушно пройти мимо репейника, не попытавшись узнать,…

    5 Кожаный мешок - Валенберг А.


    Сказка про бедного крестьянина Никласа, которому из-за засухи нечем было кормить свою семью. Однажды в лесу он увидел, как тролль откапывает кожаный мешок с волшебными зернами, урожай из которых вырастает на глазах.…

    6 До чего же люди трусливы - Бергман Я.


    Сказка про семилетнюю девочку Анне-Лису, которой нельзя было ходить в большой сад, так как туда мог зайти злой медведь. Однажды, когда родителей не было дома, Анне-Лиса пошла в сад за яблоком и…

    7 Приключения Чиполлино - Родари Д.

    Сказка про смышленого мальчика из многодетной семьи бедных луковок. Однажды его отец случайно наступил на ногу принцу Лимону, который проходил мимо их дома. За это отца бросили в тюрьму, и Чиполлино решил…

    8 Лекарь-самоучка - Малышев М.И.


    Нашел Заяц в лесу пузырек, прочитал по слогам на этикетке: «Кас-тор-ка» и обрадовался: «Стану лекарем». Весть о том, что у Зайца есть лекарство, разнеслась по всему лесу. И побежали, полетели к Зайцу…

Мы живем в веке компьютеризации и нанотехнологий, но духовно-нравственные ценности людей остаются прежними. Книги могут помочь родителям привить маленькому ребенку хорошие качества и научить правильному поведению. Выбор книг должен осуществляться родителями тщательно, чтобы процесс чтения стал для не только приятным, но и полезным. В данной статье рассматриваются 30 лучших книг, которые признаны бестселлерами среди детской аудитории.

Какие читать книги ребенку в 2-3 года: обзор лучших литературных произведений для малышей

Народные сказки для детей 2-3 лет

«Репка»

Традиционная русская народная сказка «Репка» нравится детям всех поколений. Данная сказка полезна тем, что ее можно, во-первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят ребенка с образами домашних зверей. Во-вторых же, сказка может послужить прекрасным руководством для инсценировки.

«Заюшкина избушка»

Все детки сопереживают несчастному зайчику, который, по доверчивости своей, пустил лису к себе домой, а та его выгнала. Детки, анализируя данное произведение, учатся доброте. Инсценировка данного произведения прекрасно развивает творческие способности детей.

«Курочка ряба»

Образы курочки, деда и бабки из этой сказки нравятся всем маленьким читателям! Сюжет прост, легко запоминается малышом. Однако многие родители так и не могут понять, почему же дед с бабкой плакали, когда яичко разбилось.

«Колобок»

Забавный герой Колобок, убежавший от бабушки с дедушкой и попавшийся в лапы к лисе, понравится малышу. Эта история хороша тем, что она учит ребенка слушаться старших и не говорить с незнакомцами. Сказку можно использовать для .

«Теремок»

Любимая сказка с известным сюжетом: новоселье зверей омрачается появлением нового гостя необъятного размера. Данная сказка прекрасно развивает образное мышление, ведь ребенок 2- 3 лет, как правило, сопереживает персонажам, параллельно рисуя сюжет сказки в своей голове.

Произведения В. Сутеева для детей 2-3 лет

«Цыпленок и утенок»

Книги Виктора Сутеева любимы детской и взрослой аудиторией, потому что автор еще является и отличным иллюстратором своих произведений. Сказка «Цыпленок и утенок» доступна даже малышам возрастом младше, чем два года. Ведь каждое предложение сказки имеет отдельный яркий рисунок, наглядно показывающий все действия персонажей: дружба, ловля червяка, спасение. Ребенок сопереживает героям и одновременно смеется, ведь данная сказка имеет, безусловно, юмористический контекст.

«Три котенка»

История-шутка станет любимой для вашего малыша не только из-за милого сюжета и ярких иллюстраций, но и потому что во время ее прочтения ребенок своими глазами будет наблюдать волшебное превращение котят. Данная книга поможет вашему чаду прочно выучить цвета: черный, серый и белый.

«Под грибом»

Виктор Сутеев, взяв за основу традиционный сюжет русской народной сказки «Теремок», придал своей истории несколько иное обрамление и сделал его более трогательным. Ситуация, описанная в сказке, безусловно, учит детей добру. Звери, вынуждены ютиться под маленьким грибком, прячась от непогоды. Притом, каждый готов подвинуться, чтобы спасти товарища. Сюжет также обостряет внезапное появление лисы, охотящейся за зайчиком. «В тесноте, да не в обиде» — гласит основная мудрость сказки. Интересен тот момент, что к каждой мини-ситуации рассказа сам автор сделал соответствующую иллюстрацию. Ребенок видит, как гриб постепенно растет, в конце сказки автор обращается к своим маленьким читателям с вопросом: «Почему гриб вырос?». Сказка также помогает развивать в ребенке логическое мышление.

«Дядя Миша»

Известная сказка Виктора Сутеева учит детей добру и справедливости. Образ Медведя поможет деткам понять, что в случае сложной ситуации нужно обращаться за помощью к старшим.

«Мешок яблок»

Пожалуй, эта сказка является самым известным произведением Виктора Сутеева. Сюжет истории является достаточно волнительным для сознания маленькой крохи. Папа-Заяц, заботясь о своей большой семье, идет в непроходимый лес, чтобы набрать мешок яблок. Но натура зайца не позволяет ему донести фрукты до пункта назначения: добряк раздал все яблоки голодным зверям. Вынужденный вернуться обратно, заяц встречается с волком. Доброта побеждает: заяц дома, и он вознагражден угощением от своих друзей. Данная книга — отличное пособие по обучению развития в ребенке таких человеческих качеств, как доброта, щедрость и отзывчивость.

«Капризная кошка»

Данная сказка имеет картинки, поэтапно иллюстрирующие сюжет произведения. Повторное прочтение можно усложнить: предоставить ребенку возможность самому делать несложные иллюстрации.

Произведения С. Маршака для детей 2-3 лет

«Усатый-полосатый»

Книга С. Маршака рассказывает о жизни маленького котенка. Интересное знакомство с миром: первое блюдо, прогулка, игры с карандашами – все это так естественно описано! Книга является шуточным рассказом, но в то же время помогает ребенку понять, каким образом нужно ухаживать за домашними животными.

«Где обедал воробей?»

История создана для самых маленьких читателей. В книге рассказывается о воробье, у которого было много друзей, проживающих в городском зоопарке. Воробей, не имея собственного дома, всегда был сыт и счастлив, потому что друзья угощали его разными вкусностями: морковкой, капустой или хлебными крошками. Не имей сто рублей, а имей сто друзей — именно так гласит русская пословица.

«Рассеянный»

Существует мнение, что лучше учиться на чужих ошибках. Эту мысль ярко иллюстрирует произведение С. Маршака «Рассеянный». Шуточная история дает возможность ребенку по-доброму посмеяться над героем и не совершать его ошибок.

«Про все на свете»

Как только ребенок знакомится с животными, изучает цвета и геометрические фигуры, то у него возникает потребность перейти на новый уровень: и этим этапом становится изучение букв. Книга С.Я. Маршака позволяет вашему ребенку изучать алфавит в стихотворной форме, что способствует быстрому запоминанию. Шуточная подача материала стимулирует желание ребенка познавать что-то новое.

Д. Хармс «Храбрый ежик»

Небольшое стихотворение Д. Хармса любимо воспитателями детских садов, ведь оно написано в форме загадки, ответ на которую дети смогут дать, вспомнив то, какие звуки издают животные. Также стихотворение может послужить прекрасным материалом для инсценировки, что способствует развитию творческого начала в маленьком ценителе искусства.

В. Левин «Глупая Лошадь»

Лошадь – главная героиня данного стихотворения – решила прогуляться в разных калошах. Ребенок, помимо прочтения, может также делать собственные иллюстрации. Малышам двух лет особенно будет интересно «наряжать» лошадку в калоши разных цветов. Здесь можно проявить фантазию: составить игры на сопоставление и дифференциацию.

Гаршин «Лягушка-путешественница»

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» так любима детской аудиторией! Малыши с удовольствием следят за приключением лягушки-хвастунишки. Образ лягушки ярко демонстрирует малышам, что хвастовство – это плохое чувство, которое может привести к беде, как, в прочем, и случилось с главной героиней.

К. Ушинский «Сказки»

Герои сказок Константина Ушинского – это лесные и домашние звери, которые столь привычны для детского сознания. Заимствуя сюжеты русских народных сказок, автор не теряет и индивидуальности, раскрывая образы своих персонажей в необычных ситуациях: волк дружит с собакой, гусь и журавль меряются красотой, два козлика не дают друг другу перейти мостик, а рак спасается от вороны. Все эти истории имеют глубокую мораль, что делает книгу К. Ушинского еще более полезной для чтения.

Б. Поттер «Флопси, Мопси и Ватный хвост»

Флопси и Мопси – известнейшие персонажи английской писательницы. Яркие иллюстрации, нетипичные образы останутся в памяти вашего малыша. Истории, случившиеся с героями, научат малышей доброте и отзывчивости.

Б. Поттер «Ухти-Пухти»

На первый взгляд сюжет незамысловат: девочка Люси знакомится с прачкой Ухти-Пухти, у которой находятся ее вещи. Но авторский стиль приходится по душе любому малышу. Детки возрастом даже младше двух лет, уже понимают данную историю. Поэтому данная книга может стать одной из первых книг, которую вы можете читать своему малышу.

Дональдсон «Улитка и кит»

Книга Джулии Дональдсон «Улитка и кит» является победителем международного конкурса как лучшая иллюстрированная книга. Такое творение не оставит равнодушным любого читателя. Интересные истории откроют вашему ребенку удивительный морской мир.

Произведения Г. Остера для малышей 2-3 лет

«Котенок по имени Гав»

Книга-загадка очень необычна не только по содержанию. Стиль автора Григория Остера весьма оригинален: писатель постоянно «играет со словом», тем самым еще больше интригуя маленьких читателей: ребенок гадает, какое же имя имеет котенок, почему старый кот считает, что имя котенка может привлечь неприятности. Данная книга отлично развивает воображение малышей. Книга также имеет отменные иллюстрации, знакомые всему читательскому миру.

«Середина сосиски»

И. Томакова, стихи

Ирина Томакова – поэтесса, завоевавшая любовь детской и взрослой аудиторий. Данные стихи можно не просто читать перед сном, а непосредственно использовать во время кормления, прогулки, игр или купания. Тематические стихи легко запоминаются малышами.

А.Барто «Стихи»

Агния Барто — поэтесса, без творчества которой русские люди не представляют свое детство! В самое начало сборников ее стихотворений обычно помещены самые маленькие по объему. Это и известная «Наша Таня громко плачет», и «Зайку бросила хозяйка», и «У меня живет козленок». Данная книга станет прекрасным руководством для обучения малыша запоминанию стихотворений наизусть. Вначале предоставьте вашему малышу проговаривать концовки строчек, постепенно импровизируя и увеличивая объем. Последующая серия стихотворений называется «Младший брат». Это собрание уникальных лирических текстов воспитывает в ребенке чувство ответственности и любви к малышам.

Владимир Степанов «Разноцветные желания»

Комплекс-книга, включающая как поэзию, так и прозу. Захватывающие яркие стихотворения-миниатюры о лете, пляже, весенних денечках продолжаются страницами объемных произведений, рассказывающих о жизни детей. Конечные страницы — сказки, которые имеют очень оригинальные сюжеты: на страницах мы встретим ёжика, заботящегося о лесных зверях, ленивого кота, козу-обманщицу и других. Данная книга показывает детям на примерах и антипримерах варианты правильного и неправильного поведения.

Развивающие книги для детей 2-3 лет: список книг для обучения малыша

Развивающие книги для детей 2-3 лет

О. Земцова «Грамматейка 2–3 года»

Цифры, буквы, вычитание, сложение, чтение по слогам – вот те умения, которые приобретет ваш ребенок после занятий по книге О. Земцовой «Грамматейка 2–3 года». Яркие картинки, веселые задания в пособии делают занятия по изучению букв, цифр интересными для маленьких детей.

«Развивающие тесты для детей 2–3 года»

Что развивает логику лучше, как выполнение тестов на сопоставление, дифференциацию и исключение. Разные сюжеты, часто взятые из сказок, станут приятным дополнением при подготовке ребенка к детскому садику.

Этери Заболотная «Умный ребенок 2-3 года»

Данная книга имеет комплекс упражнений, помогающих ребенку прочно усвоить небольшое количество информации. Каждый пример «обыгрывается» с нескольких сторон: например, после изучения новой буквы, автор предлагает найти ее на странице или отличить от других.

Когда ваш малыш подрастет, перед вами станет вопрос о лет, тогда обратите внимание на обзор книг для детей этого возраста на нашем сайте.