Программа "семейное воспитание". Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей - Доклад Школьно семейное воспитание

Пpoблeмa ceмeйного воспитания и его влияние на paзвитиe личнocти oxвaтывaют в нacтoящee вpeмя, нaциoнaльнyю кyльтypy и тpaдиции. Oднaкo paзpaбoтaнныx и oбъeктивныx дaнныx по этoмy вoпpocy всё eщё нeдocтaтoчнo. Оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмoциoнaльнaя дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке и другие аспекты семейного воспитания как вaжнeйшиe ycлoвия oбecпeчeния пcиxoлoгичecкoгo блaгoпoлyчия ребенка и его отсутствия имеют cлишкoм мнoгo acпeктoв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное воспитание ребенка как основа его всестороннего развития

В современной отечественной психолого - педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс психолого - педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и психолого - педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека.

Социокультурный феномен семьи, ее эволюция и стагнация (депрессия, застой), способность к дифференциации собственного опыта развития, удовлетворении базисных потребностей всех членов семьи в самоактуализации, безопасности, принятии и одобрении, личностном росте и становлении – эти показатели семьи тесно взаимосвязаны с биологическим, психологическим и социальным функционированием каждого члена семьи и особо значимы для детей.

Семья – своеобразный коллектив, его члены, разные по возрасту и по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви и уважении, понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создает коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей с родителями и прародителями, братьев с сестрами и т.д. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опята детей, их духовно – нравственное становление. В современных условиях институт семьи рассматривается как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль играют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Специфика воспитания детей в семье состоит в том, что, начиная с пренатального периода развития плода, первые дни, месяцы и годы жизни ребенка считаются самыми ответственными и трудными.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана сформировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям.

С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи, и одна из первых и основных таких задач – обеспечение физического развития и воспитания ребенка. Это уход за ребенком, своевременное и правильное питание, прогулки, закаливание организма и привитие санитарно - гигиенических навыков. Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и т.д.). Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д..

Воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств. Это воспитание благовения (глубочайшего почтения), уважения к родителям, старшим, близкого к страху обидеть, огорчить родных и близких. Воспитание родителями благовения способствует формированию послушания , что особенно важно в современных условиях, когда отмечается утрата таких критериев, как «можно» и «нельзя». Воспитание благовения способствует формированию отношений к другому человеку, чувств понимания и страдания . Семья обязана создать условия для воспитания у ребенка чувство стыда, стыдливости, которое свойственно каждому человеку, что бы еще в детстве не дать ему заглохнуть. Важное место в воспитании детей в семье занимает культура потребления, воздержания, самоограничения . Для этого необходимо формировать у детей потребность и соблюдение режима дня, закаливания, выполнение обязанностей по дому, актуальность, умеренность в пище. Необходимо уделять особое внимание воспитанию правдивости у детей в семье, для этого родители, взрослые члены семьи должны быть примером на словах и в делах, не обманывать детей и не делать им ложных сообщений. Воспитание чувства воли – это воспитание характера. Еще А.С. Макаренко предлагал упражнения для воспитания воли и называл их «гимнастикой подведения». В современной педагогике и психологии накоплено достаточное количество упражнений на воспитание воли, например, похвалить себя за проявление волевых усилий: не хотел – а сделал, не мог – а научился и др..

Воспитание совести у детей в семье – это самое значительное в формировании духовности. Совесть – это выражение самосознания, это голос внутреннего «Я», это воспитание осознанной ответственности за себя. Н.Е.Щуркова в своих исследованиях отмечает, что совесть – это основа общечеловеческой нравственности. По ее состоянию определяется нравственность человека. Совесть может быть: спокойной, чистой, немощной, мертвой, «сожженной» - это крайне опасное состояние, человек теряет границы дозволенного, не чувствует ответственности, теряет чувство ценности мира, человека, творца. Это приводит к порокам и преступлениям.

Родители, взрослые в семье должны знать, что воспитание чувств у детей осуществляется через классическое чувство, которое присутствует в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Для этого необходимо читать, обсуждать прочитанное вместе с детьми, ходить в музеи, на выставки, в театры, анализировать увиденное, учить видеть и восхищаться прекрасным. Большое место в воспитании чувств у детей занимает слово . В современных условиях неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ, привело к обесцениваю, десакрализации (обеднению) активного словаря не только детей, но и самих взрослых. Подтверждением этого является частое употребление ненормативной лексики взрослого в семье, общественных местах, что служит дурным примером для детей.

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании . Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Важно приучать детей к самообслуживанию, оказанию помощи семье по дому, хозяйству, радовать близких своим трудом. Родители, наблюдая за трудом своих детей с детства, их увлечениями, наклонностями, в дальнейшем помогут им в выборе профессии. Воспитание трудолюбия у ребенка является высшим нравственным показателем формирующейся личности.

Семья располагает благоприятными условиями и для эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Чувство прекрасного начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьей в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесет ребенок через всю жизнь. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. В эстетическом воспитании важно учить детей не только радоваться окружающей их красоте, но и обязательно понимать и беречь ее в природе, конкретных поступках, делах и мыслях.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении. Задача родителей - создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходные и различные. Атмосфера интеллектуальной жизни в семье характеризуется тем, что взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи – главный источник знаний, есть традиция современного чтения, просмотр телепередач. Не последнее место в умственном развитии детей занимают современные информационные технологии. Дети быстрее, чем взрослые, овладевают работой на компьютере, поэтому важно, чтобы родители дозировали время работы с ним, предлагали детям игры развивающего характера с постоянным усложнением, где ребенок должен проявить смекалку, умение анализировать. Однако без должного контроля со стороны взрослых есть опасность сформировать у детей компьютерную «игроманию».

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку оказывают неповторимое в других условиях влияние на характер его гендерного воспитания. Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравственных чувств, в формировании которых семья играет определяющую и незаменимую роль. Весь первичный опыт платонической любви и дружбы ребенок получает в семье и в первую очередь в виде любви и уважения матери. Научившись любит мать, он впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, семье. Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, - супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. В условиях семьи на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности. Семья вносит известный вклад в становление психологического пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Считается, что социокультурная среда является ведущим компонентом семейного воспитания. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с многими другими социальными общностями: образовательными (детский сад, школа, вуз), профессиональными, общественными, других семей. Чем шире и глубже связи с ними, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Социокультурная среда семьи играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка, в качестве которых на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: заботу о близких людях, любовь к ним, духовное общение и совместные переживания, разумное потреблении материальных благ, исполнение по убеждению, привычке и чувству долга любого домашнего труда и т.д. Сначала семья, а затем совместно школа и семья составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса, вокруг и внутри которого концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой (детским садом). Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей.

Семье, как специфическому проявлению социокультурной среды, свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми ее членами, ответственное их исполнение. В ней формируется неформальное мнение по самым различным вопросам общественной жизни. Следовательно, социокультурная среда семьи - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным. Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.

Значение социокультурной среды семьи в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что существующие в ней взаимоотношения выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента своего рождения. Кроме того, в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.

Формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, в том, что родители могут реализоваться в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.


Нынешнее школьное образование оказывает сегодня населению образовательные услуги и поэтому вопрос воспитания повис в воздухе. Стоит дилемма перед педагогическим сообществом, а кто же все-таки должен и обязан заниматься непосредственным воспитанием детей? Одни педагоги считают, что все идет из семьи и предпочтение отдают семейному воспитанию.

Другие полагают, что в школе необходимо школьное воспитание , как и раньше, но в совместном и тесном сотрудничестве с родителями.

Воспитание в школе

Анализируя, современное школьное воспитание можно четко заявить, о том, что оно меняет структуру и содержание. В разных учебных заведениях воспитательный процесс построен по-разному, но в рамках «Закона об образовании». Наблюдаются следующие направления: патриотическое, нравственное, культурное и иногда даже эстетическое.

Поменялись формы и методы осуществления воспитательного процесса. Правда порой коллективное воспитание размывается на фоне работы с индивидуальными одаренными детьми.

В целом микроклимат в школе позволяет делать вывод, насколько продуктивно ведется воспитательная работа с детьми. Если в школе учителя кричат на уроках и не совсем в корректной форме делают замечания ученику, то стоит задуматься о степени культуры самих педагогов.

Поскольку ребенок, копирует педагога, пытается ему подражать. Затем он несет эти выражения, летящие в его адрес, домой, и использует в общении дома со своими братьями и сестрами, когда наблюдаешь эту картину общения, то понимаешь, что школьная среда обитания оказывает прямое воздействие и закладывает культуру общения человека в обществе.

Поэтому все воспитание детей в школе это скорее формальность или миф.

Воспитание в семье

Семейное воспитание также зависит от микроклимата и желания родителей заниматься этим процессом. И здесь на помощь родителям приходит огромное количество литературы написанной разными психологами, педагогами, воспитателями.

Очень интересными пособиями для родителей могут показаться книга автора Фабер Мазлини «Свободные родители, свободные дети» 1974 г издания и психолога Ларисы Сурковой «Как здорово быть родителями» 2001 года издания.

Эта литература несет рекомендательный, а также познавательный характер для родителей. Готовят детей к реальной школьной жизни и учат, как надо правильно выстраивать отношения в семье в школе со сверстниками и взрослыми. На примере школьных ситуаций разбираются конкретные случаи. Как необходимо правильно реагировать на замечания учителей, как выполнять школьные правила и распорядок дня.

В зависимости от занятости родителей и ценностных убеждений выстраивается стратегия воспитательного процесса непосредственно в самой семье.

Немало важным является и пример для подражания со стороны родителей. Дети часто считывают поведение с них. Более естественная среда и взаимопонимание делает процесс воспитания продуктивным.

Стиль воспитательного общения каждый родитель выбирает сам. Принципы воспитания закладываются гражданским обществом, в котором мы живем.

Мир и жизнь вокруг нас меняется стремительно быстро. Государство и родители обязаны принимать довольно активное участие в жизни своих детей. Будь, то школьное или семейное воспитание альтернатива одна: «Хорошо воспитанное поколение детей способно преображать, совершенствовать окружающий нас мир и заботиться о стариках». В целом картина понятна и ясна. Все глобальные преобразования в области образования сегодня необходимо продолжать совершенствовать и выстраивать ту стратегию воспитания, которая будет отвечать всем запросам прогрессивного, современного общества.

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека. Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность - все это зависит от воспитания человека и примера его родителей. Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

Семейное воспитание детей и его особенности

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Семейное воспитание - это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений.

Да, такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка. На примере многих семей можно наблюдать, как дитя в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда. Для таких родителей воспитание становится не формированием личности малыша, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у собственного чада материальных ценностей с раннего возраста. Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности. Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые „вылезут из шкуры”, но отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что малыш становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства. Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно. В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня - это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи. Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность. Семейное воспитание в наше время - это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей.
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал - воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования.
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи.

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

Семейное воспитание детей в школе

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений - это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей.
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь.
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан... надо...”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными.
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну - означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя.
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям.

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии. Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами - психологами, врачами, реабилитологами. Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Постоянный тандем „родители - специалисты” призван научить членов семьи ребенка с особенными потребностями помогать, совершенствоваться и побеждать все трудности вместе со своим малышом.

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других - наследственность, у третьих - карма.

У 13% таких детей родители - алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей - выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности. Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах. И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу - это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии. Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва. Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении. И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью - не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком. И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений. Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи - это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи. Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции. Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р» . Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим. А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание - это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Специально для - Диана Руденко

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По современным меркам наша школа небольшая – в ней обучается 314 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тысяч подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на государство, неспособное создать приемлемые условия для жизни каждой семьи. Но они же помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда, когда окрепнет каждая российская семья. Наша программа лишь небольшой шаг по пути укрепления семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан. Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Цель: Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;
  3. Коррекция семейного воспитания;
  4. Организация досуга семьи;
  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

План мероприятий

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас родители”:

I четверть

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте

II четверть

I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;

III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.

III четверть

I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

IV четверть

Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;

Разучивание стихов и песен на эти темы;

Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;

Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребёнка;

Конституция РФ;

Устав школы;

Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный (2005-2006 уч. год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2006-2007 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2007-2008 уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 3 года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.

Предполагаемый результат

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.