Характеристика семьи Кашириных в повести Детство Горького (описание жизни в семье Кашириных, члены семьи). Характеристика семьи Кашириных в повести Детство Горького (описание жизни в семье Кашириных, члены семьи) Как отдыхали в семье кашириных

Дед Алеши Пешкова — «небольшой сухонький ста­ричок, в черном длинном одеянии с рыжей, как золо­то, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазка­ми» — был человеком властным. Пройдя в молодые годы суровую школу бурлаков, испытав на своей шку­ре, как тяжело и горько быть бедным, и выбившись благодаря своей хитрости из нищеты, бедняков дед Каширин презирал, считал их простодушными и глу­пыми. Поэтому и внука своего дед учил быть в первую очередь хитрым.

Всем нажитым за свою трудную жизнь дед не спе­шил делиться детьми, поэтому в семействе Кашири­ных постоянно были ссоры. Каждый боялся, что ему достанется меньше, чем другим.

Внуков и приемного сына дед Каширин держал в строгости. За малейшую провинность он самолично порол всех розгами. Считал, что только так можно до­биться хорошего воспитания. В начале повести кажет­ся, что дед настоящий деспот и самодур. Но наше от­ношение к старику меняется, после того как мы узна­ем, какими трудными были у него детство и юность. На долю этого человека выпал тяжелый бурлацкий труд, орошенный потом и слезами. Именно поэтому он так яростно защищает все им нажитое.

Дед — человек умный и прозорливый. В Цыганке он сразу угадал мастера — «золотые руки» и ценил его за это. Точно так же в Алеше дед разглядел способно­го к наукам мальчика и потому лично стал обучать его грамоте. Уважал дед и жену свою, хотя и покрикивал на нее. С гордостью и благодарностью отзывается он о жене после пожара, когда та, в отличие от него само­го, не растерялась, а каждому отдавала точные и пра­вильные указания.

Сочинение на тему: ДЕД КАШИРИН И ЕГО СЕМЬЯ (М. Горький. «Детство»)

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • дед каширин сочинение
  • дед каширин
  • сочинение история жизни деда каширина
  • сочинение на тему дед каширин
  • семья кашириных

Братья Каширины являются ярким примером того, как в один миг слава и почет могут превратиться в свою противоположность. Их история — это череда тяжелых испытаний, сделавшая их нетленными героями Родины. Поэтому давайте отправимся в прошлое, дабы лично узреть жизненный путь этих славных казаков.

История рода Кашириных

Семья Кашириных жила в небольшом поселке Форштадт, что в Оренбургской губернии. Глава семейства, Дмитрий Иванович Каширин, был атаманом местного полка казаков. Он также преподавал общие дисциплины в небольшой сельской школе. Это был крепкий и умный мужчина, пользовавшийся большим уважением как у своих подчиненных, так и у земляков. Учитывая это, неудивительно, что его избирали атаманом станицы 28 лет подряд.

Вместе со своей женой он воспитывал шестерых детей: четырех мальчиков и двух девочек. Старшим ребенком был Николай. Именно он брал на себя большую часть обязанностей отца, когда тот уходил по поручениям царя. Следует заметить, что все сыновья атамана изначально были приверженцами монархии, но впоследствии вместе с отцом перешли на сторону большевиков. Но почему братья Каширины так поступили? Возможно, ответ найдется в их биографиях?

Каширин Николай Дмитриевич

Николай был старшим сыном - он родился в феврале 1888 года. Ему часто приходилось подменять отца, поэтому из мальчика он быстро превратился в настоящего мужчину. Так, в 14 лет старший Каширин уже работал учителем в местной школе, преподавая детям основы грамоты. В 18 лет пошел в российскую армию и вскоре попал в Оренбургские казачьи войска.

В 1912 году был изгнан из армии за то, что распространял среди солдат революционные идеи. Однако вскоре вспыхнула Первая мировая война, и его снова вернули в строй. Стоит отметить, что за время боевых действий он получил шесть орденов за проявленную храбрость и доблесть. В конечном счете его заслуги привели к тому, что высшее руководство повысило его до звания подъесаула.

Начало Октябрьской революции Николай Дмитриевич встретил с явным энтузиазмом. Он одним из первых вступил в ряды Красной Армии и создал в ней собственные казачьи отряды. Важным моментом является то, что большинство оренбургских казаков не признавали большевистской власти. Поэтому братья Каширины вынуждены были воевать против своих же товарищей, что само по себе было тяжелым моральным выбором.

Что касается Николая Дмитриевича, то он внес существенный вклад в победу над атаманом Александром Дутовым. Более того, после поражения вражеской армии он еще долго время преследовал неприятеля, покуда тот не скрылся на границе Тургайских степей. Подобная самоотверженность привела к тому, что в послевоенные годы его карьера стремительно пошла вверх, сменяя один воинский чин другим.

Каширин Иван Дмитриевич

Иван Каширин родился в январе 1890 года. Как и старший брат, юноша пошел по стопам отца и стал военным. В целом Иван был сильно похож на Николая. Имея большой потенциал, он то и дело попадал в разного рода неприятности, связанные с невыполнением Неудивительно, что в 1912 году его исключают из армии, так как подобные бойцы сильно разлагают дисциплину.

Но стоило прозвучать первым выстрелам приближающейся войны, как бравого казака снова вернули в строй. Во время боевых действий он проявил себя с лучшей стороны, за что получил серебряную шашку прямо из рук главнокомандующего. В российской армии сумел дослужиться до подъесаула, но с приходом революции без доли сомнения перешел к анархистам. В отличие от брата, он не сразу примкнул к большевикам, так как был далек от их идеологии. Просто он не хотел выступать против своих братьев, да и служба царю ему была явно не по душе.

Возможно, именно из-за своей политической отстраненности Иван Каширин уступал в авторитете Николаю. Тем не менее талант военачальника в нем был, поэтому руководство посчитало верным удостоить его звания командира Особой казачьей кавалерийской бригады Туркестанской армии.

Каширин Петр Дмитриевич

Петр родился 20 апреля 1892 года. Он был казаком, как и остальные братья Каширины. Биография Петра Дмитриевича - это череда тяжелых испытаний, ведь большую часть войны он провел в плену: сначала у немцев, потом у белогвардейцев. Примечательным является то, что он сумел вырваться из вражеских рук, сохранив при себе личные вещи, документы и

В послевоенное время занимался по большей части политической, а не военной деятельностью. Последней занимаемой должностью был пост управляющего коммунальным банком в Оренбурге. Также следует знать о том, что именно с него началась трагическая последовательность событий, навсегда изменившая судьбу семейства Кашириных.

Братья Каширины: репрессии

В 1937 году некий гражданин заявил в НКВД, что, начиная с 1931 года, в Оренбурге существует подпольная контрреволюционная организация казаков. И согласно его показаниям, они уже долгое время планируют государственный переворот. Возглавляет эту банду не кто иной, как братья Каширины. Фото заговорщиков тут же передают в местное управление, и в скором времени за ними начинается настоящая охота.

Первым арестовали Петра Дмитриевича, так как считали, что он главарь группировки. Произошло это 6 июня 1937 года. Через две недели за решетку попал Иван Каширин, а 19 августа того же года «воронок» приехал и по душу Николая. В итоге суд признал всех братьев Кашириных виновными в государственной измене и приговорил к высшей мере наказания - расстрелу.

Братья Каширины: реабилитация

После смерти Сталина Верховный суд СССР пересмотрел дела большинства репрессированных заключенных. Благодаря этому братья Каширины были оправданы и реабилитированы посмертно. Печальным в этой истории является то, что, будучи героями, они познали позор несправедливого обвинения в предательстве. И хотя их слава все равно восстала из пепла, увы, сами братья не дожили до этого дня.

Домик Каширина в Нижнем Новгороде - это и живая иллюстрация к повести Максима Горького «Детство», и возможность своими глазами увидеть огромное количество вещей, к которым прикасался великий писатель.

Сохранился чудом

«Поток желающих посмотреть на дом, где рос великий писатель, огромный, - говорит Тамара Шухарева, заведующая музеем детства А.М. Горького «Домик Каширина» . - У нас постоянно гости - и дети, и взрослые. Приходят семьями, классами, вузовскими группами. Среди гостей много иностранцев: за границей Горький - один из известнейших российских писателей. В какой-то момент было настоящее паломничество китайских студентов. Видимо, сначала пришла одна группа, а потом эти ребята рассказали соотечественникам об этом музее».

История небольшой усадьбы на Почтовом съезде уникальна. Прежде чем обрести статус музея, она дважды находилась под угрозой сноса: в начале XX века (но градостроительным планам помешали Первая мировая и революция), потом в 1930-е годы - тогда на его защиту встала нижегородская интеллигенция.

Основателем и первым директором Домика Каширина был Фёдор Павлович Хитровский . Он знал Горького лично - они вместе работали в «Нижегородском листке». Музей для посетителей открыли 1 января 1938 года. Дом и обстановку восстанавливали с 1935 года. Хитровский просил лично Горького помочь воссоздать здесь всё, как было при Кашириных. В 1936 году Горький прислал собственноручно начерченный план дома.

Комната деда Василия Каширина. За кадром осталась знаменитая енотовая шуба. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

«Каширины словно только что вышли!»

Воссоздавать обстановку дома помогали многие люди, которые бывали здесь при Кашириных. Соседи, друзья, родственники - все вспоминали, как была расставлена мебель, какие занавески были на окнах.

«Здесь много вещей настоящих, каширинских, - говорит Тамара Шухарева. - Когда дед Василий Каширин решил разделить наследство между сыновьями, в домике на Почтовом съезде в отдельной комнате жила семья Михаила. Тот, в отличие от брата Якова, имущество не промотал. Многие вещи в музей принесли потомки Михаила Каширина. Так сюда вернулась почти вся посуда, круглый стол и бархатная скатерть. Сохранились даже бабушкины перина и стёганое одеяло, ложки и вилки, которыми пользовались Каширины. Красивая сахарница-домик и маслёнка с цыплятами тоже были в доме, когда сюда приехал маленький Алёша Пешков».

Реставраторы обрадовались, найдя под штукатуркой старые обои. Под обоями был слой газет с датами, которые соответствовали времени проживания Кашириных. Художники восстановили рисунок обоев, и новые напечатали по спецзаказу.

Перед открытием в музей пригласили Анну Кирилловну Заломову , подругу матери Горького. Заломова часто бывала у Кашириных, именно она стала прототипом главной героини романа «Мать». Анне Кирилловне в 1938 году было почти 90 лет. Она осмотрела дом и сказала: «Каширины-то словно только что вышли отсюда!».

Печка в доме Каширина. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

Сказки и розги

«Сказки маленький Алёша слушал каждый вечер, - продолжает Тамара Шухарева. - Спал он в комнате бабушки на сундуке, а напротив его постели была печка с изразцами. Они прекрасно сохранились. Сюжеты картинок на каждом разные. Они, можно сказать, и были первыми иллюстрациями к сказкам для будущего писателя».

В доме Кашириных в некоторые рамы были вставлены цветные стёкла - это было показателем благосостояния. Стёкла сохранились. Алёше эти цветные блики тоже казались сказочными.

Но рядом в кухне стояла скамья и розги в большой лохани... Пока был жив отец, Алёшу никто пальцем не трогал. Но, попав в дом деда, мальчик столкнулся с другим миром - почти сразу пришлось отведать розг. Ребёнок, поняв, что его собираются пороть, вёл себя не безропотно, как остальные дети в семье. Он дёрнул деда за бороду и укусил его за палец.

Но нельзя забывать и то, что именно дед был первым учителем будущего писателя. Он научил его грамоте, заметил, что у внука хорошая память и есть способности к учению. В хорошем настроении Каширин даже обещал Алёше подарить свою шубу на енотовом меху.

Цыганок выжил?

«В повести Горького «Детство» описываются и этот дом на Почтовом съезде, и его обитатели, - говорит Тамара Шухарева. - Но надо понимать, что «Детство» - всё-таки не научная статья, а художественное произведение. Так, например, у литературоведов нет однозначного мнения, кто же был прототипом Цыганка».

Цыганок в повести Горького один из близких друзей Алёши, он явно оказал на будущего писателя большое влияние. Это Цыганок учит Алёшу, как правильно себя вести во время порки, старается помочь ему избежать наказания за шалости. Парень работает в красильне, он любимец бабушки, весёлый, живой, лукавый.

В повести Цыганок гибнет из-за братьев Кашириных. А вот что было на самом деле? И был ли вообще Цыганок в этом доме?

Цыганок, оказывается, не погиб под крестом. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

«В повести написано, что Ваня Цыганок - подкидыш: «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке», - говорит Тамара Шухарева. - Изучением прототипов и историей создания повести много лет занимался Николай Забурдаев, почти 20 лет возглавлявший Государственный музей Горького. В архивах полиции он не нашёл никаких упоминаний о том, что в дом Кашириных подкидывали младенца. В бумагах городской управы тоже не было записей об усыновлении».

Скорее всего, Цыганок - собирательный образ нескольких учеников деда Каширина.

Одним из таких учеников был мастеровой роты кантонист Мовша Фестовский, ему было 19 лет. Именно его Василий Каширин усыновил и даже крестил - Мовша стал Николаем. Но Николай Фестовский не погиб, как Цыганок под крестом. В 1864 году он был взят в солдаты и вернулся в Нижний Новгород в 1870 году в чине унтер-офицера 145-го Новочеркасского пехотного полка. Николай Забурдаев пишет, что после службы Фестовский приписался в нижегородское мещанство и, видимо, опять поступил на работу к Кашириным. В 1874 году Фестовский женился и стал торговать. Его дом с вывеской «Торговля овощами» запечатлён на фото Максима Дмитриева.

В повести Горького «В людях» бабушка Акулина Ивановна говорит, что дед совсем разорился, дав деньги в рост без расписки крестнику Николаю. В 1930-е годы Хитровский, собирая материалы для музея, разговаривал с сыном Михаила Каширина Константином. Тот вспомнил, что и в жизни Василий Каширин незадолго до смерти одолжил торговцу фруктами 3 тыс. руб., но не оформил расписки, и деньги пропали. Правда, Константин Каширин называет торговца Крестовским. Забурдаев считал, что путаница в фамилиях - просто ошибка памяти.

Изразцы на печке возле Алёшиной постели прекрасно сохранились. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

Три факта о «Детстве» и Домике Каширина

  • В доме Кашириных не было детских книг, хотя сказки маленький Алёша слушал каждый вечер.
  • Енотовая шуба деда, которой сейчас больше 200 лет, висит в музее в его комнате. Василий Каширин гордился этим нарядом. В те времена такие шубы в основном носили купцы. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.
  • Прототип Цыганка Мовша (Николай) Фестовский в 1870 году выступал поручителем жениха во второй свадьбе дяди Алёши Пешкова - Якова.

Отклик читателя Алексея Решенкова на статью в Вестнике городской Думы».

(Прим.: материал присутствует только на сайте).

Моя семья и род Кашириных

Маркова Анастасия Сергеевна (1916-2007), дочь Кашириной Валентины Егоровны (1877-1956 г.), не раз в беседах со мной упоминала, что её бабушка Каширина Елена со своим супругом Кашириным Егором некоторое время жили в одном доме с А.М. Пешковым , упоминала также, что на роду лежит проклятие. Говорила о том, что возможно Егор не настоящее имя дедушки. Как-то серьёзно я тогда не воспринимал эту информацию. Но когда в 2007 году не стало родного и близкого мне человека, ощутив боль потери, стремительность уходящего времени, я стал интересоваться своей генеалогией.

Отношение нашего рода к Пешкову я даже и не рассматривал. Одно мне было понятно: дед и бабушка Горького - Василий Васильевич и Акулина Ивановна - являются моими далёкими предками. Подтверждение этому я нашёл в личном архиве Владимира Николаевича Исайчева . В его фотоальбоме есть фотографии людей, которые встречаются и в моём архиве. (www.isaichev.ru) - семья Ивана Петровича Каширина ).

Первый и третий мужчина справа и первая женщина слева присутствуют на групповой фотографии семьи Кашириных 1905 г.

В своём стихотворении - “Родовая находка”, Владимир Исайчев пишет:

Каширина ж - не много и не мало,

Коль верить и преданьям, и молве,-

Так бабушка отцова состояла

С самим Алёшей Пешковым в родстве.

Не надо объяснять с каким волнением и трепетом я перечитывал «Детство» Горького, как зачитывался Павлом Басинским . Каждая страница этих книг дарила мне ощущение того времени. Вырисовывала психологические портреты родных людей, которые, как показала жизнь, повторились через поколения. Постепенно образ Василия Васильевича и Акулины Ивановны, семьи Кашириных в моём сознании приобрели некоторые очертания.

В 1831 году, на 24 году жизни, Василий Васильевич в Спасо-Преображенской церкви венчался с дочерью Нижегородского мещанина Ивана Яковлевича Муратова - Акулиной Ивановной 18 лет. (Илья Груздев пишет, что Акулина Ивановна вышла за муж 14 лет от роду.) По моему мнению, именно Акулина Ивановна оказала большое влияние на формирование взаимоотношений в семье Кашириных.

Стремление Василия Васильевича в браке возвысить свой род объясняет нам, почему трудяга и домовитый Василий сделал предложение сироте (возможно, внебрачной, на что указывает “ бобыльство” её матери и раннее нищенство).

«Хорошо было Христа ради жить…» - так рассказывала бабушка Акулина Алексею Пешкову. Титул мещанина - вот цель, которую преследовал Василий Васильевич.

Преследуя её, мудрый Василий, при выборе невесты игнорирует даже вопрос веры. Ведь не мог не знать Василий Васильевич, что Акулина поклоняется солнцу, что языческая кровь бродит в ней.

« - Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться, а ты всё своё бормочешь, еретица! Как только терпит тебя Господь! Чуваша проклятая! Эх вы-и…»

А “ведьма “- молится…

«- Сердечушко моё чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое. Мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы, не обижали зря!»

На фоне этих различий между супругами часто возникают разногласия. А если учесть суровый, жесткий характер Василия и добрый (словами Горького , «по истине, свет в окне, сердце мира, чуть ли не земная богородица») характер Акулины Ивановны, то разногласия эти были значительны. Благодаря этим, довольно таки разным людям, Алексей Пешков рано познаёт взрослую жизнь, а с помощью дара, коим обладала Акулина Ивановна, дара рассказчицы, он как бы ненароком приобщается к образному, литературному мышлению.

«- Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!»

Вот так вот одной фразой показать доброту и поэзию своего языка, это талант.

По православным традициям венчание христианина и язычника - недопустимо, а коль так случилось, достойно проклятия. А потому, как складывается жизнь Василия Васильевича, Акулины Ивановны, а так же их детей и внуков. можно сказать, что проклятие нашло своё отражение во всех последующих поколениях рода Кашириных.

Меня бы взяло сомнение о наличии проклятия, если бы не слова Василия Васильевича:

«…Не удались дети-то, с коей стороны ни взгляни на них. Куда сок-сила наша пошла? Мы с тобой думали, в лукошко кладём, а Господь-от вложил в руки нам худое решето…. А всё ты потакала им, татям, потатчица! Ты ведьма!

Если бы и Павел Басинский не подметил:

«Определённо над родом Кашириных висело проклятие дедушкиного Бога! Все дети красавицы Варвары, кроме нелюбимого Алексея, умирали, угасали, исчезали, будто тени».

Если бы под каждым из нижеследующих пунктов я бы не смог написать фамилии потомков Акулины и Василия, которых знал лично:

если в роду есть умственно отсталые дети,

если в роду люди отрицающие бога,

если в роду судятся, делят наследство кровные родственники,

если в роду добровольно отказываются от родства (Ты мне больше не мать!)

проклятие висит над этим родом. Причём, грехи каждого из нас, как снежный ком, нарастают из года в год и усиливают угрозу для наших потомков.

Бесплодие - свидетельство того, что с точки зрения Творца, данный род должен быть прекращен. Грехи их слишком тяжелы, чтобы передавать детям.

Дело не в проклятии, как в церковном обряде, а в тех разногласиях, что царили у Кашириных, создавая нервозную обстановку в семье, доводившую нередко до драк и, конечно, имевшую влияние на психику подрастающего поколения.

Марков Иван , диакон храма Георгия Победоносца, что в селе Игнатьево под Гжелью, отец Сергея Ивановича Маркова (1873-1939), а также дедушка Анастасии Сергеевны Марковой . По роду своей службы хорошо разбирался в людях. И когда его сын Сергей попросил отца о благословении брака с Кашириной Валентиной Егоровной, ответ его был резко отрицательным.

Языческая кровь, иноверие в семье Кашириных просачивались буквально во всём.

Для диакона Маркова Ивана этот брак воспринимался не только как личное оскорбление, но и как угроза истинной вере. Вере во Христа. Сергей Иванович пошёл против отца и венчался с Валентиной Егоровной. С того самого момента жизненные пути отца и сына разошлись. Можно сказать, что этот семейный раздор, тоже есть следствие проклятия.

На удивление чётко, через поколения передалось физическое сходство, к примеру, Акулины Ивановны (по описаниям) и Кашириной Валентины Егоровны (внучки). На фотографии «Каширина Елена и Марковы» крайняя справа. - Валентина Егоровна, в замужестве Маркова, - «Большеголовая, с огромными глазами». К сожалению, фото Акулины Ивановны я не видел, как впрочем, и фото Якова, описания которого очень похожи на Егора Каширина. Но передались не только физические черты. Так же, под копирку, передаются и психологические портреты Кашириных.

И когда читаю письмо Горького к Екатерине Волжиной , невесте, а затем жене, характеризующее молодого Алексея Пешкова, я могу подписаться под каждым его словом и сказать, что это портрет моего отца.

«Прежде всего, он недостаточно прост и ясен. Он слишком убежден, что он не похож на людей, и слишком рисуется этим. Он предъявляет к людям слишком большие требования, как будто бы умён один он, - а все остальные идиоты и болваны. А главное - его трудно понять, ибо он сам себя совершенно не понимает. Главное - он слишком непонятен, вот его несчастье».

Разбираясь в отношениях между членами семьи Василия Васильевича, в отношении его к внукам, я понял, почему мои родители отправили на «вольные хлеба» меня в 18 лет. Почему и по сей день, когда мне исполнилось 47 лет, отец не проявляет ко мне и к своим внукам интереса. История повторяется.

И всё-таки мечтаю поклониться могилам предков, несмотря на проклятие, влияние которого сказалось и на мне. Готов расцеловать каждого из них. В благодарность за мою жизнь, основу которой начали закладывать в 1831 году Василий Васильевич и Акулина Ивановна, сами того не подозревая.

Это мой взгляд на отношения в семье Кашириных, возможно, где-то я ошибаюсь. Но основан он не только на исследовательской работе Груздева, Пелевина , Басинского и самого Горького, но и на моём анализе жизни потомков Василия Васильевича и Акулины Ивановны, жизнь которых, как параллель веков, копирует жизнь своих предков.

Безмерно благодарен тем людям, которые хранят память о семье Кашириных.

Хотелось бы попросить Людмилу Михайловну Смирнову оказать содействие в приобретении родословной Кашириных. Со своей стороны буду рад ответить на все интересующие Вас вопросы. Спасибо за Ваше творчество.

[email protected]

Глава первая ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ

Что, ведьма, народила зверья?..

Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту!..

Я сама на всю жизнь сирота!..

Меня так обижали, что поди-ка сам Господь Бог глядел - плакал!..

М. Горький. Детство

«А был ли мальчик?»

Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской улице Нижнего Новгорода: «Рожден 1868 г. Марта 16, а крещен 22 чисел, Алексей; родители его: Пермской губернии мещанин Максим Савватиевич Пешков и законная его жена Варвара Васильевна, оба православные. Таинство святого крещения совершал священник Александр Раев с диаконом Дмитрием Ремезовым, дьячком Феодором Селицким и пономарем Михаилом Вознесенским».

Странная это была семья. И крестные у Алеши были странные. Ни с кем из них Алеша не имел никакой связи в дальнейшем. А ведь, если верить повести «Детство», и дедушка его, и бабушка, с которыми ему пришлось жить до отрочества, были людьми религиозными.

Странным был и отец его, Максим Савватиевич Пешков, и дед по отцу, Савватий, человек столь крутого «ндрава», что в эпоху Николая Первого из солдат дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами». К сыну своему, Максиму, он относился так, что тот не раз убегал из дома. Однажды отец травил его в лесу собаками, как зайца, другой раз истязал так, что соседи отняли мальчика.

Кончилось тем, что Максима взял к себе на воспитание крестный, пермский столяр, и обучил ремеслу. Но то ли и там мальчишке жилось не сладко, то ли бродяжья натура опять взяла в нем верх, а только убежал он и от крестного, водил слепых по ярмаркам и, придя в Нижний Новгород, стал работать столяром в пароходстве Колчина. Был это красивый, веселый и добрый парень, чем и влюбил в себя красавицу Варвару.

Максим Пешков и Варвара Каширина обвенчались с согласия (и с помощью) одной лишь матери невесты, Акулины Ивановны Кашириной. Как говорили тогда в народе, женились «самокруткой». Василий Каширин был в ярости. «Детей» он не проклял, но и жить их к себе, до рождения внука, не пускал. Только перед родами Варвары пустил их во флигель своего дома. Примирился с судьбой…

Однако именно с появлением мальчика судьба начинает преследовать род Кашириных. Но, как бывает в таких случаях, поначалу судьба улыбнулась им последней закатной улыбкой. Последней радостью.

Максим Пешков оказался не только талантливым мастером-обойщиком, но и натурой художественной, что, впрочем, было едва ли не обязательным для краснодеревца. Краснодеревцы, в отличие от белодеревцев, изготовляли мебель из ценных пород древесины, производя отделку бронзой, черепахой, перламутром, пластинами поделочных пород камня, лакировку и полировку с тонированием. Они изготовляли стильную мебель.

Кроме того (и это не могло не понравиться Василию Каширину), Максим Савватиевич отошел от бродяжничества, крепко осел в Нижнем и стал уважаемым человеком. Перед тем как пароходство Колчина назначило его конторщиком и отправило в Астрахань, где ждали прибытия Александра II и сооружали к этому событию триумфальную арку, Максим Савватиев Пешков успел побывать присяжным в нижегородском суде. Да и в конторщики нечестного человека не поставили бы.

В Астрахани судьба и настигла Максима и Варвару Пешковых, а с ними и весь каширинский род. В июле 1871 года (по другим данным в 1872 году) трехлетний Алексей заболел холерой и заразил ею отца. Мальчик выздоровел, а отец, возившийся с ним, помер, чуть-чуть не дождавшись своего второго сына, до срока рожденного Варварой возле его тела и названного в его честь Максимом. Максима-старшего похоронили в Астрахани. Младший умер по дороге в Нижний, на пароходе, и остался лежать в саратовской земле.

По прибытии Варвары домой, к отцу, ее братья переругались из-за части наследства, на которую сестра после смерти мужа имела право претендовать. Дед Каширин был вынужден разделиться с сыновьями. Так зачахло дело Кашириных.

Итогом этой внезапной череды несчастий было то, что через некоторое время и русская и мировая литература обогатилась новым именем. Но для Алеши Пешкова приход в Божий мир был связан прежде всего с тяжелейшей душевной травмой, вскоре перетекшей в религиозную трагедию. Вот так началась духовная биография Горького.

Научного описания ранней биографии Максима Горького (Алеши Пешкова) фактически не существует. Да и откуда бы ему взяться? Кому пришло бы в голову подмечать и фиксировать слова и поступки какого-то нижегородского пацаненка, полу сироты, а затем и круглого сироты, рожденного в сомнительном браке какого-то пришлого из Перми мастерового и мещанки, дочери сперва богатого, а затем разорившегося владельца красильной мастерской? Мальчика хотя и необычного, не похожего на остальных, но все же просто мальчика, просто Алеши Пешкова.

Несколько документов, связанных с рождением Алексея Пешкова, все же сохранилось. Они были опубликованы в книге «Горький и его время», написанной замечательным человеком Ильей Александровичем Груздевым, прозаиком, критиком, историком литературы, членом литературной группы «Серапионовы братья», куда входили М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, К. А. Федин, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский. Последний в 1920-е годы решил стать биографом Горького, из Сорренто всячески опекавшего «серапионов». Но потом Слонимский передумал и передал «дело» Груздеву. Груздев выполнил его с добросовестностью умного и порядочного ученого.

Груздевым и энтузиастами-краеведами были разысканы документы, которые могут считаться научно обоснованными свидетельствами происхождения и детства Горького. В остальном биографы вынуждены довольствоваться горьковскими воспоминаниями. Они изложены в нескольких скупых, написанных в ранние годы литературной карьеры автобиографических справках, в письмах Груздеву 1920–1930-х годов (по его вежливым, но настойчивым запросам, на которые Горький отвечал ворчливо-иронически, но подробно), а также главной «автобиографии» Горького - повести «Детство». Некоторые сведения о детских годах Горького и людях, которые его окружали в этом возрасте, можно «выудить» из рассказов и повестей писателя, в том числе позднего времени. Но насколько это достоверно?

Происхождение Горького и его родственников, их (родственников) социальное положение в разные годы жизни, обстоятельства их рождений, браков и смертей подтверждаются некоторыми метрическими записями, «ревизскими сказками», документами казенных палат и другими бумагами. Однако не случайно Груздев поместил эти бумаги в конец своей книги, в приложение. Как будто немножко «спрятал».

В приложении тактичный биограф невзначай проговаривается: да, некоторые из документов «отличаются от материалов „Детства“». «Детство» (повесть) Горького и детство (жизнь) Горького не одно и то же.

Казалось бы, ну и что такого? «Детство», как и две другие части автобиографической трилогии («В людях» и «Мои университеты») - художественные произведения. В них факты, разумеется, творчески преображены. Ведь не считаются же «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, «Лето Господне» И. А. Шмелева или «Юнкера» А. И. Куприна научными биографиями писателей? При чтении их, помимо особенностей фантазии авторов, необходимо учитывать еще и временной контекст. То есть когда эти вещи были написаны.

«Жизнь Арсеньева», «Лето Господне» и «Юнкера» написаны в эмиграции, когда Россия рисовалась их авторам «подсвеченной» кровавыми сполохами революции, а на разум и чувства неизбежно влияли воспоминания об ужасах Гражданской войны. Возвращение в детскую память было спасением от этих кошмаров. Так сказать, своеобразной душевной «терапией».

Повесть «Детство» тоже написана в эмиграции. Но это была другая эмиграция. После поражения первой русской революции (1905–1907), в которой Горький принимал активное участие, он вынужден был уехать за границу, так как в России считался политическим преступником. Даже после политической амнистии, объявленной Императором в 1913 году в связи с 300-летием царского дома Романовых, вернувшийся в Россию Горький был подвергнут следствию и суду за повесть «Мать». А в 1912–1913 годах повесть «Детство» писал на итальянском острове Капри русский политический эмигрант.

«Вспоминая свинцовые мерзости дикой русской жизни, - пишет Горький, - я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо - это живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Это не детский взгляд.

«И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».

И это слова и мысли не Алексея, сироты, «Божьего человека», а писателя и революционера Максима Горького, который раздражен результатами революции, винит в этом «рабскую» природу русского человека и вместе с тем надеется на молодость нации и ее будущее.

Глава 29 Проклятие Работа на этой последней стадии войны отвлекала и успокаивала меня. Моему сотруднику Зауру я предоставил позаботиться о том, чтобы военное производство продолжалось до конца. 1 «» Я сам, напротив, как можно теснее сошелся с представителями

День первый: проклятие рода Кашириных – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! М. Горький. Детство «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! Горький. «Детство» «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

Глава 1 Баронеты ван Хемстра. семейные тайны голландского рода Рассказ об Одри Хепберн, об этом трогательном ангеле, следует начать с детства, однако она сама о детстве вспоминать не любила. И если в годы ее славы журналисты задавали назойливые вопросы о ее самых юных

Глава 19 ПРОКЛЯТИЕ! - Когда я писал свои серии, то есть множество картин на один и тот же сюжет, случалось, что в работе у меня одновременно находилось до сотни полотен, - признавался Моне герцогу де Тревизу, навещавшему его в Живерни в 1920 году. - Когда надо было найти

Глава I Происхождение моего рода Авторы Записок начинают обычно автобиографией, основой которой служат их рассказы, многочисленные подробности на счет генеалогии того, кого они выводят на сцену.Человеческое тщеславие не может при этом упустить случая перечислить его

Глава 12 Проклятие папской гробницы Предсмертное завещание Юлия II После окончания работ в Сикстинской капелле Микеланджело и не думал об отдыхе. У него на это просто не было времени, ибо наконец-то он получил возможность заняться своей любимой скульптурой, от которой был

Глава V Последний своего рода Возвращение в Россию графа Юрия и других внуков посла Александра Гавриловича. - Вероятная причина этого решения. - Обстоятельства, способствовавшие их возвращению. - Женитьба графа Юрия на Нарышкиной. - посольство в Китай. - Обширные

Глава первая Какого рода-племени будешь, сынок? Не однажды вопрос, вынесенный в заголовок, ставил М. Т. Калашникова в тупик. Отвечать, а больше молчать, приходилось, чтобы выжить в мире, где о справедливости любит больше рассуждать, а праведниками становятся лишь после

Глава 11 ПРОКЛЯТИЕ РОДА ГРИМАЛЬДИ Благодаря игорному бизнесу Гримальди никогда больше не испытывали материальных затруднений, однако вся многовековая история их семьи подтверждает известную истину, что не в деньгах счастье… Ну, или же - не только в деньгах. На

Глава 9. История поместья и древнего рода моей жены Обе эти истории тесно переплетаются друг с другом поэтому мне сложно их отделить. Далекие предки моей жены были из Европы, они были капитанами и кораблестроителями. Один из предков был владельцем верфи на которой

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРАФСКОГО РОДА ОРЛОВЫХ Легенда о происхождении рода Орловых У любого дворянского рода России есть легенда о том, откуда этот самый род пошел. Есть такая легенда и у графского рода Орловых, самые знаменитые представители которого - братья Григорий

Из чего должна состоять родословная книга: документы и материалы генеалогического поиска, поколенная роспись рода, родословное древо, реконструкция истории рода, архивные документы, фотографии мест проживания предков В первую очередь исследователям обязательно нужно

ПРОКЛЯТИЕ Пусть будут снова яблони в цвету. Весна… но все надежды отняты. И крикнуть хочется в ночную темноту: - Будьте вы прокляты! Благословенны вы, идущие на бой С мечтами смелыми и страстными… На бой с неправдою, со смертью и с судьбой Дерзающие - счастливы… И

ГЛАВА 2. Корни рода Итак, Голышевы были крепостными. Однако род их старинный и не раз упоминается в древних актах.В церковных метрических книгах середины прошлого столетия большинство крестьян, не только крепостных, а и казенных, фамилий еще не имели, писались: Иван Петров,

Глава 1 Проклятие амбиций Декабрьским утром 1941 года Конрад Хилтон вышел из распахнутых настежь дверей роскошной спальни в патио своего особняка в испанском стиле, находящегося на Белладжио-Роуд в Беверли-Хиллз. Пройдя несколько шагов, он остановился и, как всегда поутру,