Строго по Корану: главные традиции Курбан-байрама. Что необходимо знать при совершении курбана в дни праздника курбан байрам

Курбан-байрам издревле символизирует милосердие, единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. По массовости и значимости он не уступает другому важному празднику всех мусульман – . С каждым годом Курбан-байрам отмечают раньше, чем в предыдущем году на 10-11 дней, поскольку летоисчисление мусульман не совпадает с Григорианским календарем. Оно ведется от 16 июля 622 года до н.э. – дня, когда пророк Мухаммед и первые мусульмане переселились из Мекки в Медину.

Этот особенный для всех мусульман день знаменует собой окончание обряда хаджа – паломничества в Мекку как одного из пяти основных заповедей ислама. Считается, что его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый уважающий себя мусульманин. Но те мусульмане, у которых пока нет возможности отправиться в масштабное паломничество, исполняют необходимые обряды там, где окажутся в этот день.

Празднование Курбана-байрама традиционно начинается с раннего утра, около 07:00. предшествует полное омовение, после которого мусульманин облачается в чистую одежду. Принимать пищу до молитвы не рекомендуется.

Основным ритуалом праздника и символом верности Аллаху по традиции остается жертвоприношение. Эта традиция известна не только по Корану, но и по Библии. В христианском Священном писании можно найти эпизод, где Авраам говорит о необходимости возложить своего сына Исаака на жертвенный алтарь. В мусульманской культуре главным действующим лицом аналогичного сюжета стал пророк Ибрахим. Во сне он видит архангела Джабриила, и тот передает ему повеление Аллаха: нужно принести в жертву Исмаила, твоего единственного сына (пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын Исмаил). Ни сын, ни отец не стали перечить воле Господа, поскольку были послушными мусульманами. Ибрахим отправляется в долину Мина (ныне Мекка), чтобы подготовиться к обряду. В это время его сын смиренно ожидает своей участи. «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым», – восклицает Исмаил.

Однако как только Ибрахим занес нож над шеей покорного сына, Аллах решил, что нет необходимости в этой кровавой жертве. Он сказал Ибрахиму, что тот успешно прошел испытание. «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего», – сказал Аллах. Первенец пророка чудом остался жив. Вместо сына Аллах велел пророку зарезать барашка и тем самым дал понять, что человеческие жертвы не нужны. Заклания животного вполне достаточно.

В наше время барана в качестве объекта жертвоприношения могут заменять верблюд, корова (бык), буйвол, коза (козел). Считается, что человеку, совершающему жертвоприношение, с первой капли крови прощаются все грехи. Обряд предполагает множество тонкостей. Например, если мусульманин выбрал козу или овцу, то приносить их в жертву он должен один, а если он выбрал верблюда или корову, то обряд может совершить только группа из семи человек. Во-вторых, животное должно подходить по возрасту. Так, коза и овца (баран) должны быть не старше года, буйвол и корова (бык) – двух лет, а верблюда разрешается приносить в жертву до пяти лет от роду. В-третьих, животное должно быть здоровым, без серьезных заболеваний, чтобы мясо было качественное. В-четвертых, для заклания лучше всего выбрать животное с белой шерстью, чем с черной, поскольку пророк Мухаммед над двумя белыми баранами. Жертву перед закланием обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

Считается, что совершить жертвоприношение мусульмане могут в течение трех праздничных дней. После заклания барана из его мяса готовят блюда для праздничного застолья. Причем мясо обычно делят на три части. Одну часть раздают бедным и малоимущим людям, второй угощают родственников, а третья остается в доме хозяина животного, который совершил заклание. Коран категорически запрещает отдавать мясо и шкуры животных кому-либо за деньги, а также расплачиваться ими.

В дни Курбан-байрама мусульманам полагается не работать, навещать родных и близких (в том числе усопших на кладбище), давать милостыню, обмениваться поздравлениями. Трудовых мигрантов, которые проживают в России, в этот день освобождают от работы. Любые добрые дела каждый мусульманский верующий должен сопровождать молитвой-благодарностью и просьбами к Всевышнему о прощении грехов.

«Слово «курбан» в переводе с арабского означает «приближение», «близость». Совершая в дни праздника добрые дела, мы приближаемся к милости Аллаха», - объясняет значение слова руководитель направления дагвата Духовного управления мусульман РТ Нияз хазрат Сабиров .

Постом и молитвой

Мусульмане отмечают Курбан-байрам в 10 день месяца Зуль-Хиджа и празднуют четыре дня. При этом подготовка к Курбан-байраму начинается заблаговременно. Так, за 9 дней до праздника желательно каждому мусульманину начинать поститься. Во время поста, как и в , предписывается воздерживаться от еды и воды от рассвета до заката, дурных слов и поступков, а также больше поклоняться Всевышнему. Первые дни месяца Зуль-Хиджа (в 2017 году он наступил 23 августа) особенно ценные, так как Аллах увеличивает награду за добрые дела.

День, предшествующий Курбан-байраму, называется днем Арафа. В 2017 году он выпадает на 31 августа. Паломники, находящиеся в Саудовской Аравии, собираются в священной долине Арафат, где совершают основной обряд - стояние на горе. Именно в этой долине, согласно исламским преданиям, встретились Адам и Хава.

«После того, как Аллах отправил Адама и Хавву на землю, они долгое время не могли увидеться. После многочисленных просьб о прощении, Всевышний их помиловал. Встретившись в долине, они провели весь день в молитве», - рассказывает Нияз хазрат Сабиров.

Верующие, которые в день Арафа находятся не в хадже, соблюдают строгий пост и молятся Аллаху. С утреннего намаза дня Арафа к молитве прибавляются такбиры (слова-возвеличивания Аллаха), которые нужно произносить мужчинам вслух, а женщинам про себя после каждого намаза в течение 5 дней (в 2017 году с утра 31 августа до вечера 4 сентября). Кроме того, в праздничные дни помимо 5-кратного намаза нужно произносить дополнительные молитвы, ночные (намаз тахаджуд) и чаще произносить слова-поминания Всевышнего (Ля иляха илляЛлах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях).

«Мусульманам необходимо проводить день Арафа с пользой. За совершение благих дел в этот день вознаграждение увеличивается многократно. В одном хадисе говорится, что когда у пророка Мухаммада спросили про пост в день Арафа он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы», - процитировал Нияз хазрат.

Верующие читают намаз в мечети. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Ночь перед Курбан-байрамом нужно проводить в молитве. Следует читать Коран, совершать намаз тахаджуд, просить прощения у Аллаха. Считается, что молитва, совершенная перед праздником, принимается Всевышним. У пророка есть изречение: «Не погибнет в судный день душа того, кто проводит ночи праздников (Ураза-байрам и Курбан-байрам), рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

Ближе к утру мужчины омываются, надевают чистую одежду и отправляются в мечеть, произнося по дороге такбиры. В мечети совершается утренний намаз, затем имам читает Коран и праздничную проповедь. Через 30 минут после восхода солнца совершается праздничная молитва. Только после нее можно приступать к обряду жертвоприношения.

Правила жертвоприношения

Жертвоприношение может совершать каждый мусульманин, который достиг совершеннолетия, имеет постоянное место жительства (необязательно для путника, совершающего хадж), обладает здравым рассудком, является состоятельным.

В жертву можно принести: козу, овцу или барана в возрасте от одного года (от одного человека). Быка или корову от двух лет (до семи человек). Верблюда от пяти лет (до семи человек).

Мужчины делят жертвенное животное на три части. Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

Женщины не ходят в мечеть

В день Арафа женщины проводят уборку в доме, закупают подарки и продукты на стол. Ночь также проводят в молитве, затем моются, переодеваются в свежую одежду и начинают готовить праздничный стол. При этом в мечеть отправляются только мужчины, женщины остаются дома.

«В день праздника принято приглашать гостей. С утра в домах накрыты столы, а после разделки туши животного женщины начинают готовить блюда из жертвенного мяса. Также в Курбан-байрам нужно посещать больных, сирот, дарить ласку и заботу людям. На территории мечетей проходят семейные праздники, где людей ждут угощения. Великий для мусульман праздник длится 4 дня: в это время нужно ходить на кладбище, молиться за души покойных, чаще навещать родителей, просить у них благословения», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Женщины в праздник остаются дома и готовят еду. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Вопросы и ответы касательно праздника жертвоприношения (Ид альАдха, Курбан-байрам)

1. Как лучше отпраздновать Курбан-байрам?

Ответ: Курбан-байрам – семейный праздник, поэтому, после посещения мечети, лучше всего совместно с семьей принести в жертву животное, раздать мясо нуждающимся, посещать родственников и друзей, делать друг-другу подарки.

2. Что значит праздник жертвоприношения для верующих?

Ответ: Праздник Курбан-байрам увековечивает готовность Пророка Ибрахима (мир ему) пожертвовать своим сыном ради того, чтобы выполнить предписание Аллаха.

3. Каков его гуманистический посыл?

Ответ: Повиновение Аллаху. В ознаменование этого события каждый мусульманин вспоминает готовность выполнить волю Аллаха, даже если для этого пришлось бы пожертвовать своим единственным сыном.

Также важное значение имеет милостыня в этот день, материальная помощь нуждающимся и облегчение их тяжелой ноши.

4. Какие обряды и церемонии соблюдают в этот день мусульмане?

Ответ: Праздник жертвоприношения знаменует собой окончание паломничества в Мекку. По мазхабу Абу Ханифы участие в коллективном праздничном намазе является ваджибом. Сунной в этот день является ничего не есть до намаза.

5. Сколько дней длится праздник жертвоприношения?

Ответ: Праздник жертвоприношения длится 3 дня, которые называются ташрик.

6. Какие обязательства возложены на верующих в этот день?

Ответ: Исполнение любых религиозных предписаний, а также избегание грехов является обязательным для мусульман в любой день, включая дни праздников. В праздник жертвоприношения, а также дни ташрик запрещено соблюдать пост. По мазхабу Абу Ханифы каждый мусульманин, имеющий нисаб, должен совершить жертвоприношение.

7. День до праздника также значителен с точки зрения Ислама? Что рекомендуется делать накануне праздника?

Ответ: День, накануне праздника жертвоприношения называется днем Арафат. В этот день паломники, находясь в долине Арафат, просят Аллаха о прощении грехов и обращаются к Аллаху с мольбами за своих близких и родных. Для мусульман, которые не смогли отправиться в хадж в этом году, в день Арафат является сунной держать пост. Также в этот день важно молиться, восхвалять Аллаха, а ночь перед праздником желательно провести в поклонении.

8. Когда начинается праздничная молитва?

Ответ: Праздничный намаз в этот день начинается через полчаса после восхода солнца. В этот день праздничный намаз проходит во всех мечетях. Особенностью этого намаза является то, что перед ним не произносят азан и камат, а также многократно произносят такбир.

9. Каково положение жертвоприношения по мазхабу Абу Ханифы?

Ответ: По мазхабу Абу Ханифы каждый мусульманин, имеющий нисаб, должен совершить жертвоприношение.

10. Как правильно выразить намерение на совершение жертвоприношения?

Ответ: Намерение на жертвоприношение необязательно проговаривать вслух. Тем не менее допустимо проговаривать намерение на любом языке. Например: «Я намереваюсь совершить жертвоприношение ради довольства Аллаха».

11. Какие животные более предпочтительны для жертвоприношения, и каким критериям они должны отвечать?

Ответ: Всевышний Аллах объявил жертвенными животными только домашнюю скотину: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (Сура «Аль-Хадж», 34).

12. Существует ли временной отрезок, в который необходимо совершить жертвоприношение?

Ответ: Время для жертвоприношения начинается сразу после окончания праздничной молитвы и длится на протяжении трех дней после праздника.

13. Можно ли совершить жертвоприношение позже, если мусульманин не смог сделать это в назначенные дни?

Ответ: Нет. Жертвоприношение в Курбан-байрам совершается только в установленные дни.

14. Достаточно ли принести в жертву одну овцу от семьи?

Ответ: Курбан совершается от каждого совершенолетнего, разумного человека у которого имеется свой доход, нисаб.

15. Что делать со шкурой жертвенных животных?

Ответ: Мусульманин, совершающий жертвоприношение, может использовать шкуру животного, либо отдать ее в пользу нуждающихся. Запрещено расплачиваться шкурой жертвенных животных с людьми, производившими забой.

16. Является ли жертва действительной, если забитое животное оказалось беременным? Что делать с плодом?

Ответ: Если у забитой беременной самки будет извлечен живой плод, то он будет относиться к той же категории, что и его мать (т.е. будет считаться жертвенным животным, то же самое в отношении его мяса, кожи и т.д.). Если же плод окажется мертвым, его следует захоронить.

17. В какой срок должно быть употреблено мясо жертвенного животного?

Ответ: Изначально Пророк (мир ему) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» (Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.)

18. На сколько частей необходимо поделить мясо жертвенного животного?

Ответ: Мясо жертвенного животного должно быть поделено на три части: одну часть необходимо пожертвовать нуждающимся, одну часть раздать родственникам и одну часть оставить себе и своей семье.

19. Можно ли разводить животных с целью продажи их на курбан?

Ответ: Да, можно

20. Может ли каждый член семьи приносить в жертву животное, при наличии собственного дохода или достаточно одного животного от семьи?

Ответ: От одной семьи достаточно одного животного, вне зависимости от доходов ее членов. Но при возможности принести в жертву нескольких животных награда от Аллаха будет соответствующей.

21. Можем ли мы раздавать мясо жертвенных животных и делать подарки тем, кто не выполняет религиозные обязательства?

Ответ: Да, конечно. В этом случае вы напомните им о важности соблюдения религиозных предписаний и смягчите их сердца по отношению к Исламу.

22. Я слышал, что некоторые мусульмане постятся на протяжении 10 дней до праздника жертвоприношения. Это разрешено?

Ответ: Сунной является пост все первые 9 дней месяца Зуль-хиджа, вплоть до праздника жертвоприношения (Курбан байрам). «Посланник Аллаха постился 9 дней месяца Зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждый месяц» . (Абу Дауд)

23. Что должны делать молодые семьи, если, например, из-за нехватки денег они не могут выполнить жертвоприношение?

Ответ: Жертвоприношение обязательно для состоятельных семей, имеющих нисаб. Если доходы семьи не достигают нисаб или имеются долги, то жертвоприношение не является обязательным.

12 сентября начался главный мусульманский праздник - Курбан-байрам. Еда - одна из самых важных его составляющих. Без каких блюд не обходится торжественный обед и каков распорядок дня празднующих, рассказала Зарема Тагирова, кулинарный блогер и знаток татарской кухни.

"Праздник жертвоприношения", или Курбан-байрам, - самый главный праздник для мусульман. Он начинается через 70 дней после окончания тридцатидневного поста в месяц Рамадан и совпадает с днём завершения паломничества в Мекку.

Курбан-байрам отмечают три дня, начиная с восхода солнца, а перед праздником выдерживают 10 дней поста - уразы. Верующие умываются, надевают чистые одежды и посещают мечеть для праздничной утренней молитвы - намаза, с чтением проповеди, а также посещают и кладбища, чтобы почтить память усопших родственников. Заключительным этапом праздника является принесение в жертву какого-либо животного - барана, козы, верблюда или быка, при этом возраст барана не должен быть больше года, а быка или коровы - не более двух лет. Животное должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков, его приносят в жертву в соответствии с канонами: читают молитву, а мясо делят на три части - одну отдают нуждающимся и нищим людям либо оставляют в мечети, вторую часть используют в приготовлении праздничных блюд, которыми угощают родственников, друзей и соседей, а третья часть остаётся в доме хозяина. Мясо не должно храниться, его необходимо съесть по окончании Курбан-байрама, а кости - предать земле.

Что же готовят на праздник из жертвенного мяса? В первый день - блюда из субпродуктов: печени и сердца. Второй день начинают с тарелки супа, приготовленного на бульоне из бараньих голов и голяшек. Готовят тушёное мясо, жаркое, дополняя рисом, бобовыми и овощами. В третий день на столах мусульман появляются супы из бараньих костей, плов, шашлык, лагман, манты, бешбармак, чучвара и многие другие традиционные блюда.

Особое место на праздничном столе отведено сладостям, которыми принято украшать столы и одаривать детей. В Курбан-байрам выпечка, как правило, готовится с использованием миндаля и изюма: это всевозможные восточные печенья, пироги и бисквиты.

Блюда для праздничного стола

Джиз быз

Джиз быз - блюдо пастухов, которым они питались и питаются в своих долгих путешествиях по пастбищам. Ливер невозможно долго хранить, вот почему это блюдо быстро готовится и тут же съедается. Потроха барашка - это кладезь витаминов и вкусов. В блюде используется весь ливер, по вашему вкусу, - печень, сердце, почки, лёгкое, брюшина, селезёнка и бараньи яйца (для мужской вариации джиз-быза). Готовят джиз-быз в садже (вогнутая стальная или чугунная сковорода с двумя ручками по бокам. - Прим. ред. ), либо в казане или воке.

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • набор бараньего ливера (печень, лёгкое, сердце, селезёнка) - 1 шт.;
  • лук репчатый - 4-5 шт.;
  • масло растительное / курдючное сало - 3-4 ст. ложки ;
  • чеснок - 2-3 зубчика;
  • перец болгарский - 2-3 шт.;
  • томаты - 3-4 шт.;
  • кориандр - 1 ч. л.;
  • перец чёрный молотый и соль по вкусу.

Способ приготовления:

Лук очистить от шелухи, помыть. Мелко нашинковать и убрать на время в сторону. Перец болгарский и томаты помыть и нашинковать. Вымыть набор бараньего ливера. Каждую составляющую отдельно нарезать. Сердце - убрать протоки и сгустки крови. Печень нарезать крупно, убрав лишнюю плёнку. Лёгкое и селезёнку также нарезать не очень мелко.

В казане распустить масло с зубчиком чеснока. Как только он станет коричневым, его нужно убрать из масла. Первым обжарить сердце в течение 1-2 минут, затем добавить печень, после - лёгкие и селезёнку. Тщательно перемешать и обжарить в течение минуты.

В финале добавить лук, нашинкованные томаты и перец. Они придадут блюду вкус, сок и мягкость. Тушить, помешивая, 5 минут. В конце блюдо нужно посолить, поперчить и всыпать кориандр. Перед подачей посыпать крупно нарезанной кинзой.

Салат "Восточный"

Не последнее место на праздничном столе занимают салаты с ливером и мясом. Восточный салат вариативен, и его можно приготовить как с печенью, так и с отварной говядиной или бараниной. Все продукты должны быть нашинкованы соломкой.

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • печень барашка или говядина отварная - 200 г;
  • томаты - 3-4 шт.;
  • огурец солёный - 3-4 шт.;
  • перец болгарский - 3-4 шт.;
  • лук красный - 1 шт.;
  • кинза;
  • масло растительное - 2-3 ст. л.;
  • соевый соус - 1/2 ч. л.;
  • уксус яблочный - 1/2 ч. л.;
  • перец свежемолотый;
  • соль морская;
  • кунжут.

Способ приготовления:

Печень барашка очистить от проток и плёнок, нарезать тонкой соломкой и обжарить 1-2 минуты на хорошо разогретой сковороде.

Все овощи вымыть, обсушить. Лук нашинковать полукольцами и убрать в сторону. Томаты, перец и огурец нарезать тонкой соломкой.

В миске соединить соевый соус, уксус яблочный, масло растительное, соль и перец. Всё перемешать. Проверить на баланс кислоты - сладости.

Овощи и печень выложить в миску и заправить соусом. Выложить в тарелку салат, сверху посыпав кунжутом.

Шулюм

Шулюм - это наваристый, сытный суп из мяса, крупно порезанных овощей и зелени. Как правило, его готовят на открытом огне, а выбор овощей обуславливается сезонностью. Из мяса выбирают голяшки, лопатки и другие составные части барашка, а также говядину, птицу и дичь.

Ингредиенты (на 4-6 персон):

  • баранина (голяшка) - 2 кг;
  • лук репчатый - 2 шт.;
  • перец болгарский - 10 шт.;
  • картофель - 6-8 шт.;
  • томаты - 8-10 шт.;
  • петрушка - 200 г;
  • кинза - 200 г;
  • базилик - 200 г;
  • укроп - 200 г;
  • соль;
  • перец горошком;
  • перец свежемолотый;
  • перец чили.

Способ приготовления:

Баранину нарубить кусками по 100-150 граммов. Лук репчатый очистить. В кастрюлю налить холодную воду, уложить мясо и лук. Первые 40 минут солить нельзя. После закипания снять пенку, уменьшить огонь и варить 1 час.

Картофель очистить и нарезать крупными дольками. Добавить в бульон после 40-45 минут приготовления блюда. Перец сладкий нарезать соломкой. На помидорах кожицу надрезать крест-накрест, обдать кипятком и очистить от кожуры. Нарезать дольками. После часа варки мяса в кастрюлю закладываются перец и томаты.

Всю зелень мелко нашинковать. За 10 минут до готовности начинаем её добавлять: сначала укроп и петрушку, затем через пару минут базилик, а когда суп уже готов - кинзу.

Шах-плов

Плов - блюдо, объединяющее людей, традиции и нации за одним столом. Его вариаций великое множество, но одним из самых ярких представителей праздничных пловов является шах-плов, блюдо азербайджанской кухни. Название происходит от его внешнего вида, который напоминает корону средневековых восточных правителей.

Характерная черта азербайджанских пловов - газмах (это слово нельзя перевести на русский - Прим. ред. ). Это корочка из лаваша, теста или лапши, а также нижний слой риса, который прилипает к нему. Суть газмаха в том, что он, поджариваясь, препятствует сгоранию риса. Под казан часто укладывают специальный круглый железный лист, который не даёт сгореть плову и способствует равномерному распределению температуры.

Ингредиенты (на 4-6 персон):

  • рис длиннозерновой (лучше Басмати) - 200-300 граммов;
  • баранина (мякоть) - 500-600 граммов;
  • масло топлёное или курдючный жир ;
  • соль ;
  • шафран - щепотка.

Газмах:

  • лаваш тонкий - 2-3 шт.;
  • масло топлёное - 80 граммов;
  • кунжут.

Ширин-ашгара:

  • курага - 80 граммов;
  • изюм (киш-миш) - 80-90 граммов;
  • масло топлёное.

Зирвак:

  • луковица - 1 шт;
  • морковь средняя - 1 шт;
  • смесь для плова (семена барбариса, кумин, перец чили, зира) - 1 ч. л.

Способ приготовления:

Рис: минимум за 3-4 часа до приготовления плова необходимое количество риса как следует промыть. Залить водой, посыпать сверху солью и оставить в стороне. Важно сделать это заранее, так он быстрее сварится. В чашку всыпать шафран, залить его кипятком, накрыть блюдцем, дать отстояться минимум 4 часа или ночь.

Наполнить самую большую кастрюлю водой (воды также должно быть много, т. к. рис набухает при варке) и поставить на сильный огонь. Всыпать много соли, несколько столовых ложек. Как только вода в кастрюле начнёт закипать, влить в неё воду, в которой замачивался рис. Как только всё снова закипит - всыпать рис, помешивая. Когда он сварится, откинуть на дуршлаг и остудить.

Ширин ашгара: промыть сухофрукты, уложить в сотейник и залить водой, чтобы она покрыла их полностью. Поставить на огонь, тушить. Как только вода испарится, добавить масло. Обжарить ашгара на среднем огне 3-5 минут, затем дать остыть.

Зирвак: соломкой нашинковать морковь и лук. В сухой казан положить смесь для плова и прогреть. Добавить масло или курдючный жир, протопить немного, затем обжарить овощи до золотистого цвета.

Баранину нарезать на кусочки, добавить частями в казан, припечатывая их со всех сторон. Добавить немного воды и тушить с зирваком 30 минут.

Газмаг: лаваш тонкий нарезать на полоски шириной 1,5-2 см.

Сборка шах-плова: казан или форму смазать топлёным маслом, посыпать кунжутом и выложить по всему периметру нарезанный лаваш внахлёст. Его концы должны свисать за стенки казана. Снова смазать топлёным маслом. Затем выложить слой риса, слой зирвака с бараниной, слой ашгара и снова всё повторить по аналогии.

Последний штрих: к заранее замоченному шафрану добавить немного масла и полить плов по всей поверхности. Теми кусочками лаваша, которые свисали с казана, выстелить верх плова, смазать топлёным маслом и накрыть крышкой. Поставить казан на огонь или в заранее разогретый духовой шкаф до 180 градусов на 1 час.

Перед подачей перевернуть плов кверху дном, нарезать на куски.

Печенье "Шакер-пури"

Кулинарное искусство Востока создавалось и создаётся женщинами. В любой семье, независимо от достатка, умение готовить передаётся из поколения в поколение. Это суть жизни и традиции народов. Мать не записывает рецептов: её дочери смотрят годами, как она колдует на кухне. Все девушки и женщины с детства знают золотое правило: "Твой глаз - это лучшие весы".

Восточная кухня славится изобилием сладостей и десертов. В основе многих из них специи, фрукты и сухофрукты, орехи. В Курбан-байрам отдаётся предпочтение десертам с содержанием миндаля. Печенье "Шакер-пури" - это лакомство, которым встречают и угощают гостей с чаем, ещё его раздают детям.

Ингредиенты (на 6-10 персон):

  • мука в/с - 200 г;
  • масло сливочное - 100 г;
  • мука миндальная - 80 г;
  • корица - 1/2 ч. л.;
  • яйцо - 1 шт.;
  • желток - 1 шт.;
  • сахарная пудра - 100 г;
  • молоко - 125 мл.;
  • ванильный сахар - 20 г;
  • разрыхлитель - 5 г.

Способ приготовления:

Масло комнатной температуры взбить в пышную массу вместе с ванильным сахаром и сахарной пудрой. Добавить яйцо и желтки, молоко. Всё тщательно перемешать. В массу всыпать просеянную муку вместе с разрыхлителем и корицей. Заместить тесто.

Тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5 см, при помощи формы в виде полумесяца нарезать. Уложить на лист, застланный пергаментом, и поставить в духовку, разогретую до 220 градусов, на 15-20 минут.

Достать готовое печенье, смазать по желанию сахарным сиропом и посыпать миндальными лепестками или же посыпать сахарной пудрой. Подавать к чаю.

Жертвоприношение (курбан) в день праздника Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ат-ташрик является уаджибом (обязательным) по мазхабу имама Абу Ханифа и сунной (желательным), согласно школе имама Аш-Шафий.

Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк, мир Ему. Передается следующее Его изречение:

ضَحُّوا وَطَيِّبُوا أَنْفُسَكُمْ فَإِنَّهُ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَسْتَقْبِلُ بِذَبِيحَتِهِ الْقِبْلَةَ إِلَّا كَانَ دَمُهَا وَفَرْثُهَا وَصُوفُهَا حَسَنَاتٍ فِي مِيزَانِهِ يَوْمَ الْقِيَامَة

Это означает: «Совершайте курбан. И пусть каждый мусульманин стоит грудью и лицом в сторону Каабы, и тогда кровь, органы и шерсть этого животного будут в виде вознаграждения в Судный День в его (этого человека) пользу. И это нужно делать искренне от души».

А также известно, что Пророк Мухаммад , мир Ему, совершал жертвоприношение и резал два барана.

Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца или баран — не моложе года; коза, бык или корова — старше двух лет; верблюд — достигший полных пяти лет. Мухаддис Джабир передал изречение Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, где сказано:

لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً إِلَّا أَنْ تَعْسُرَ عَلَيْكُمْ فَاذْبَحُوا جَذَعَةً مِنَ الضَّأْنِ

Это означает: «Режьте, что старше по возрасту, а если трудно, то режьте годовалого барана».

Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов, которые бы плохо влияли на количество и качество мяса. Допускается наличие на животном клейма, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, например, надломан или оторван рог, порезано или проколото ухо.

Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву: хромота, слепота, болезнь, которая заметна снаружи, сильная худоба, частично или полностью отрезанное ухо.

Желательно, чтобы животное было упитанным, большим и красивым.

Необходимо соблюдать сроки курбана. Этот период начинается 10-го числа месяца Зуль-Хиджа после того, как пройдет время достаточное для чтения двух ракятов и двух проповедей от начала времени Праздничного Намаза, и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца.

Желательно мясо жертвенного животного поделить на три части: одну раздать бедным, вторую подарить кому хочется из мусульман: родным, соседям, друзьям, а третью — мусульманин оставляет себе.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины. Однако не является запрещенным оставить все мясо себе.

Кроме того, мясо можно передать достоверным мусульманам, занимающимся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее, но можно давать тому, кто резал, как садака.

А также нельзя забывать о хорошем отношении к животному при совершении жертвоприношении. Необходимо делать курбан острым наточенным ножом, дабы не мучить животное. В том случае, если человек не умеет сам резать, то желательно поручить это сделать тому, кто имеет опыт и навыки совершения курбана.

Желательно направить свою жертву в сторону кыблы и произнести слова:

«باسم الله، الله أكبر» («Бисмилляh. Аллаhу Акбар»)

а также произнести:

«اللهم تقبّل مني» («Аллаhумма таккабаль минни» (О Аллаh, прими моё жертвоприношение)

Дорогие единоверцы, изучайте свою религию, и пусть ваши жертвоприношения будут приняты! Счастливых дней великого праздника!

Вам может понравится

    Общеизвестно среди мусульман, что Пост в месяц Рамадан — великое соблюдение и обязанность верующих. Аллаh Всевышний наделил этот месяц особым почетом. И определение начала месяца Рамадан является одним из важных религиозных ритуалов, на который необходимо обратить должное внимание.

    Начало лунного месяца по мусульманскому календарю определяется исключительно путем наблюдения за новолунием , поэтому знать заранее наступление месяца невозможно , а расчеты используются лишь ориентировочно для предварительной подготовки. Лунный месяц насчитывает 29 либо 30 дней.

    Методу определения начала месяца Рамадан учил сам Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, что и по сей день используется мусульманами во всем мире.

    Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

    «صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

    رَوَاهُ البُخَارِي وَمُسْلِم وَغَيْرُهُمَا

    Это означает: «Соблюдайте Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан 30-м днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль».

    О том, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца, наблюдая за новой луной: если на небе появилась молодая луна, это означает, что настал новый календарный месяц, а если не появилась, то следующий день будет 30-м днем текущего месяца. И, так как в лунном календаре нет 31-го числа, соответственно, 30-е будет обязательно последним числом месяца. Во всех лунных календарях, составленных на целый год, даты начала месяцев и мусульманских праздников указаны приблизительно. Не будет верным полагаться исключительно на календари.

    Со времен Пророка, мир Ему, и по сегодняшний день мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания. О том, как правильно определять начало и конец месяца, знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, то, как мусульмане собираются в открытых местах, где удобнее производить ночное наблюдение. После того, как мусульмане увидят новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь, объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения.

    Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые доходят аж до времен, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, распространившие знания по всей земле.

    Более того, об этом говорили ученые четырех мазhабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца 29-го числа месяца Ша‘бан. И не берутся за основу, и не являются основанием для этого расчеты астрономов и звездочетов.

    Имам Ан-Науауий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»:

    وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ

    Это означает: «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание . Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

    إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْفَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِين يَوْماً

    Это означает: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам и расчетам, предположениям и догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней), и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем».

    Данный Хадис передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

    Тот, кто увидел молодой месяц Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот же, кто не видел сам, но узнал об этом от достоверного мусульманина обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Даууд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел молодой месяц Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.

    Если будет подтверждено начало Поста в какой-либо местности, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (т.е. солнце на их территориях восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу имама Аш-Шафи‘ий. Согласно мазhабу имама Абу Ханифа, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Согласно этому мнению жители востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители запада, и наоборот.

    Аллаh предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, мир Ему, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллаhа будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему. Поэтому напоминаем, что недопустимо искажение Шари’ата и внесения каких-либо изменений в него, а тот, кто делает это под предлогом цивилизации и технологического прогресса, как будто говорит, что в Законах Бога есть недостаток и он пришел исправить его, или как будто кто-то после Пророка Мухаммада, мир Ему, получает Откровение, что в обоих случаях является абсурдом и в корне противоречит учению Ислама.
    Истинные последователи Пророка, мир Ему, знают, верят и признают, что Он правдив во всем, что возвести и что передал от Аллаhа, и не игнорируют то, чему Он учил. При этом мы должны знать, что Ислам не против всестороннего развития и научного прогресса, а лишь запрещает искажения Шари’ата.

    Поэтому, согласно вышесказанному, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца Шабан, наблюдая за новой луной. На сайте Центрального духовного управления мусульман Крыма — Таврического муфтията мусульманами было установлено наблюдение, что 1 день месяца Шабан (месяц предшествующий месяцу Рамадан) соответствует 6 апреля 2019 года, соответственно 29 числа месяца Шабан соответствует 4 мая 2019 года будет наблюдение за новолунием начала месяца Рамадан.

    Если мусульмане путем наблюдения вечером 4 мая 2019 года увидят молодой месяц значить 1 день месяца Рамадан 2019 года — 5 мая 2019 года, а если не увидят, то 5 мая 2019 года принято считать 30 днем месяца Шабан и соответственно тогда 6 мая 2019 года — 1 день месяца Рамадан 2018 года.

    Значит, 1й день месяца Рамадан (Ораза) 2019 года или 5 мая или 6 мая, и это зависит от наблюдения за новолунием. Чтобы знать точно о результатах наблюдения за началом месяца Рамадан 2019 года следите вечером 4 мая 2019 года за обновлением сайта Таврического муфтията , где будет объявлено согласно наблюдению когда начался месяц Рамадан 2019 года.

    Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

    “Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

    Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

    История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

    Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

    В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

    “Ислам основывается на пяти Столпах:

    1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
    2. Совершение пятикратного Намаза
    3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
    4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
    5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

    Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

    Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

    “Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

    Доказательства существования Бога

    Хвала Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум — это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шариатом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шариата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

    Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

    — несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,

    — и Создатель этого мира не похож на Свои создания.

    Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной — есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, также как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.

    Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, — все это создания Аллаха. Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра… И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.

    Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое — «качества присущие объектам».

    Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда-холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также, как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!

    Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества, и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.

    Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.

    Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Аллах был Вечно, и ничего не было кроме Него»,

    т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсийя, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений… Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллах был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллах существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему «во вселенной» или «вне вселенной». Воистину Аллах — Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

    Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллахе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

    Чтобы знать об Аллахе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллах, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления — все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, — созданы.

    Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам ‘Али означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шариату, а не иллюзиям, так как Шариат подтверждает, что Аллаха не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ.

    А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал означающее: «Что бы ты себе ни представил — Аллах на это не похож». Иными словами, Аллах не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существования. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением.

    Аллах повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаха, Его Всемогущество и Всезнание. Аллах даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллах Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллах — не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.