День мертвый мексика. День мёртвых в Мексике. Современная интеграция и символ Дня Мертвых

© Marcie Gonzalez/Flickr

Мексиканский поэт и культуролог Октавио Пас однажды заметил: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Связь местных жителей с этой дамочкой и впрямь особенная — и лучше всего ее можно постичь, посетив ежегодный праздник под названием «День мертвых».


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Día de los Muertos, День мертвых (вернее, два дня) празднуется 1-2 ноября. Невзирая на столь унылое название, в Мексике это едва ли не самое радостное и семейное торжество, когда живые поминают добрым словом своих покойных родственников, зазывают их души в гости, не боятся подшучивать над смертью - и даже целовать ее. Ведь мексиканская смерть, как-никак, женщина.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Мексиканцы нежно называют смерть La Catrina. В их воображении Ла Катрина вовсе не похожа на безобразную старуху с косой, а, напротив, напоминает своим видом разодетую в пух и прах франтиху, грациозный девичий скелет, радушно усмехающийся землякам.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Крещение Миктлансиуатль

День мертвых - праздник, которому насчитывается не одна сотня лет. В нем удивительным образом сплелись воедино христианские традиции с ритуалами доколумбовской Америки, сохранившимися с тех самых пор, когда две величайшие индейские цивилизации, а именно ацтеки и майя, населяли территорию современной Мексики.


© farflungistan/Flickr


© Robert Miller/Flickr

Древние ацтеки с особым размахом чествовали богиню смерти. Миктлансиуатль, а именно так звучало ее имя в те времена, изображалась весьма миловидной барышней, правда с черепом вместо лица. Облачена она всегда была в юбку из гремучих змей, которые по верованиям индейцев выступали проводниками в загробный мир.


© Russell Cardwell/Flickr


© Alexandra/Flickr


© Dan Dvorscak/Flickr

После того как испанские конкистадоры, внезапно нагрянувшие на Юкатан, взялись огнем и мечом укоренять среди аборигенов веру Христову, языческий праздник был уподоблен католическому Дню всех святых и передвинулся в календаре с середины лета на первые числа ноября. Сама же Миктлансиуатль в крещении приняла имя Ла Катрины и сменила «гремучую» юбку на пестрый наряд богатой мексиканской дуэньи. Впрочем суть праздника не претерпела изменений - мексиканцы в этот день, как и сотни лет назад, поминают своих почивших родственников, а вовсе не святых.


© Ted McGrath/Flickr


© Victoria Pickering/Flickr

Сладкие жертвоприношения

Первый день праздника, который получил название Día de los Angelitos («День ангелочков»), посвящен поминовению умерших детей, а второй - всех остальных усопших. Главным атрибутом праздника является алтарь, сооруженный родными покойника. Алтарь непременно украшается цветами — белыми, сиреневыми или огненно-рыжими бархатцами. Каждая семья старается перещеголять своих соседей в украшении алтаря. Среди обожающих похвастаться мексиканцев даже проводятся конкурсы на определение лучшей «поминальной клумбы».


© Luz Gallardo/Flickr


© Juan Carlos/Flickr

Помимо украшений цветами и ароматическими свечами, алтарь заполняется предметами, связанными с умершим, теми вещами, которые будут полезны ему в загробном мире. В ожидании гостя с того света, заботливая родня готовит ему подношения в виде украшений, памятных фотографий, сигарет и, разумеется, съедобных гостинцев. Живые верят, что в эти праздничные дни души усопших навещают тех, с кем пришлось разлучиться. Они не прочь присоединиться к развеселому семейному застолью, вот почему мексиканцы стараются угостить дорогих сердцу гостей духом их излюбленных блюд.


© Rebeca Anchondo/Flickr


© Luz Gallardo/Flickr

Если первый день праздника принято проводить в семейном кругу, то второй посвящается безудержному веселью и карнавальным шествиям. На городских площадях расцветают тысячи бархатцев, центральные улицы заполняются ряжеными - духами, жизнерадостными привидениями, скелетами, гремящими костями в такт музыке. Мексиканки разных возрастов с удовольствием примеряют на себя образ Ла Катрины - роковой красотки смерти.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Витрины магазинов доверху забиты миниатюрными гробиками, черепами и скелетами, сотворенными из сахара, шоколада, бумаги, картона и глины, а также другими атрибутами праздника. Эта сувенирная продукция пользуется у туристов не меньшей популярностью, нежели у самих мексиканцев. В эти дни во всей Мексике не отыскать дома, где бы не упоминалось имя безносой дуэньи.


© Cori Bonnell/Flickr


© Luis Bujan/Flickr

Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы приносят с собой цветы и свечи, фотографии и памятные вещи покойных, любимые блюда и напитки, которые вмиг превращают кладбище из обители скорби в уютное и «живое» место. Люди ведут долгие беседы со своими усопшими родичами, устраивают пикники, поют и танцуют прямо у могил. Отовсюду слышен звон колоколов, который помогает душам умерших не заблудиться и отыскать дорогу домой.


© John Strathdee/Flickr


© John Strathdee/Flickr

Día de los Muertos - коллективная тризна, когда покойных поминают не в тот день, когда их не стало, а всех вместе, всенародно - с песнями, шутками и плясками. Все это напоминает наивную попытку утопить в коллективном веселье боль конкретного человека.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Преодоление страха - ключевая идея праздника, и не случайно в нем принимают участие все, от стариков, которые вот-вот окажутся в объятиях Ла Катрины, до грудных младенцев. Маленьким мексиканцам по душе разгуливать по улицам в костюмах мертвецов, уплетать за обе щеки сахарные черепа и марципановые гробики, а также в буквальном смысле держать смерть за руку.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

В этой кажущейся «дикости» есть нечто совершенно правильное. Мексиканцы знакомятся с Ла Катриной в самом нежном возрасте, поэтому у них нет страха перед смертью, а лишь дружеские отношения с ней.


© Richard Borges Díaz/Flickr

1 комментарий

    Весьма странный праздник, я даже никогда не слышал о нём. Также удивительный и можно сказать странный способ его проведения. Спасибо, теперь буду вспоминать об этом дне!

Одним из моих любимых вариантов изображения черепа всегда был стиль Калавера. Блин, ну это реально круто! Если кого-то и пугают обычные мрачные черепушки, то веселенькие размалеванные калаверы не могут не вызывать симпатии. Сегодня черепа, разрисованные в этом стиле, – это модный тренд. Их можно увидеть на одежде или татуировках, модно устраивать фотосессии с соответствующим макияжем. Собственно, приветствую все эти проявления. А если кто-то из милых дам, рисуя калавера на своем лице, вдруг задумается, что это вообще означает, то эта статья придется им весьма кстати. А началось все в далекой Мексике…

День Мертвых

В переводе с испанского калавера означает, как ни странно, «череп». В Мексике он является символом Дня Мертвых, к которому там относятся с большим почетом. День Мертвых появился в результате слияния двух культур – испанской и индейской. Конкистадоры, понаехавшие из Старого Света, пытались всячески искоренить культуру майя и ацтеков и привить им свои традиции.

Среди навязываемых католических праздников были День Всех Святых и День Поминовения Усопших, приходившиеся на 1 и 2 ноября. Во время празднования среди прочего предполагалось делать пожертвования и подношения к церковным алтарям. По идее это должно было помочь душам умерших сократить сроки невеселого времяпровождения в чистилище и поскорее отправиться в рай.

Однако прожженные язычники индейцы восприняли все на свой лад. До покорения европейцами у них, естественно, были свои ритуалы, связанные с костлявой. У них было два праздника, названия которых лучше не пытаться выговорить, – Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Во время первого чествовали умерших детей, а во время второго – взрослых.


Результатом такого смешения стали два праздника, которые до сих пор отмечаются в Мексике, — День Ангелочков (Dia de los Angelitos) и День Мертвых (Dia de los Muertos). Они празднуются 1 и 2 ноября и тоже разделяются по возрастному признаку. Вместо пожертвований в церковь индейцы стали подносить дары самим умершим.

Так как смерть в представлении мексиканских индейцев считалась светлым началом в День Мертвых принято шуметь и веселиться. Считается, что в ночь с 1 на 2 ноября души умерших возвращаются погостить у своих близких. Поэтому мексиканцы часто собираются семьями или общинами и проводят время на кладбищах.

По традиции в это время устраиваются ярмарки и праздничные шествия, обязательным атрибутом которых является Калавера Катрина – скелет в женской одежде, украшенный цветами и красками. Многие считают, что она стала воплощением богини смерти Миктлансиуатль (я даже не пытаюсь написать это имя, тупо копирую), в честь которой древние индейцы принесли не одну тысячу человеческих жертв.

Другая теория ссылается на мексиканского иллюстратора Хосе Посада, жившего в конце 19-го – начале 20-го столетия. Посада стал основоположником серии карикатур, на которых все слои тогдашнего мексиканского общества изображались в виде скелетов. Основной идеей Посада было то, что не зависимо от твоего положения, роли в обществе и уровня достатка, всех нас ждет один и тот же конец, и перед лицом смерти все мы равны.

Одной из самых известных его работ является гравюра «Катрина». На ней изображен женский скелет в модной, украшенной цветами шляпке, которую могли себе позволить только представители богатых сословий. Само слово «Катрина» в переводе с испанского означает «франт». Якобы эта гравюра и является прообразом этой Катрины Калавера.


Калавера Катрина. Цинковая гравюра Хосе Посада

Не знаю, какая теория верна, но вторая мне импонирует больше. Украшая свой облик символикой Калавера, будьте проще, человечнее что ли, не расстраивайте Леонида Аркадьевича. Как бы ты не выряжался и не пыжился, каким бы важным себя не чувствовал, это не сделает тебя особенным в глазах костлявой. И в этом я полностью поддерживаю взгляды Хосе, мать его, Посада.

Есть страны, в которых к смерти относятся с юмором. Мексика - наверное, самая яркая из них. Исторически сложилось так, что здесь смерть рассматривают немного с другой стороны, нежели в типичной Европе, к примеру. Для мексиканцев смерть - это не конец, а начало. Поэтому усопших здесь не поминают и не оплакивают. Один раз в год их встречают с радостью на лице. В этот день все переворачивается с ног на голову: день меняется с ночью, город заполняют люди, облаченные в костюмы мертвецов, а кладбище становится наиболее посещаемым местом. Так проходит праздник мертвых в Мексике. Как называется это действо? Возможно, вы уже слышали эту фразу: Dia de los Muertos. А теперь давайте поближе познакомимся с этим бесшабашным мероприятием и попробуем разобраться, в чем его философия.

История

Праздник мертвых в Мексике уходит своими корнями во времена ацтеков и майя. В системе их верований смерть обретала вид некого ритуала, как и воскрешение. Еще до того, как Мексику завоевали испанцы, в домах у ацтеков хранились черепа их усопших родственников, которые активно использовались в ацтекских церемониях.

Летом ацтеки выделяли целый месяц, на протяжении которого устраивалась череда жертвоприношений. Тем самым они отдавали дань мертвым и вообще загробному миру с его владычицей - богиней Миктлансиуатль.

Первые завоеватели Мексики заметили, что ацтеки насмехаются над смертью в своих обрядах. Эти ритуалы были признаны кощунственными, и против тех, кто их применяет, начали вводить санкции. Коренное население Центральной части Америки по принуждению обратили в католицизм, однако древние традиции остались неизменными. Правительству удалось сократить период жертвоприношений и разгула ритуального действа до нескольких дней. Однако оно так и не смогло заменить радость людей на скорбь, а череп, который является главным атрибутом праздника мертвых, на крест. Что стало основанием для такого события, как праздник мертвых в Мексике: миф или действительность, сложно утверждать. Одно известно точно - этот день объединяет миллионы людей.

Когда проходит праздник?

Древний языческий праздник постарались по максимуму подстроить под христианский канон. Раньше его отмечали в 9-й месяц ацтекского календаря, но позже перенесли на 1-2 ноября. В этот день католики отмечают День усопших и Иногда праздник мертвых в Мексике начинают праздновать 31 октября. Так как данное действо имеет статус национального праздника, государственные предприятия и школы в эти дни не работают. Праздник условно делят на День маленьких ангелов (1 ноября) и собственно сам День мертвых (2 ноября). В первый день почитают усопших младенцев и детей, а во второй - взрослых.

Традиции

Согласно мексиканским верованиям, мертвые не уходят навсегда, а продолжают жить в загробном мире, который называется Миктланом. Поэтому смерть для них - такой же праздник, как и рождение. По сути, она и есть рождением, но уже в ином обличие. Мексиканцы считают, что раз в год усопшие приходят в свои дома, чтобы навестить родственников, заняться любимыми делами и ощутить прелесть жизни.

В к Дню мертвых начинаются готовиться за несколько месяцев. В учебных заведениях и всякого рода сообществах делают костюмы, маски и ростовых кукол. Музыканты готовятся к выступлениям, алтари преображаются, а цветочные компании получают крупные заказы.

Алтарь и подношения

Символической дверью между миром живых и мертвых считается алтарь, выполненный из желтых бархатцев. Алтари устанавливают повсеместно, чтобы через них души усопших могли попасть домой. В последние годы, их можно встретить даже в школах, магазинах, ресторанах, больницах, на центральных улицах и в прочих людных местах. Бархатец в этой связи часто называют цветком мертвых.

К алтарю возлагают различные подарки: свечи, игрушки, фрукты, тамале (национальное блюдо из кукурузной муки) и прочее. Обязательными атрибутами считается вода (усопших мучает жажда после долгих путешествий) и сладкий «хлеб мертвых».

К празднику женщины готовят любимые блюда умершего родственника и заправляют кровать, чтобы он мог отдохнуть. Семья и друзья собираются вместе, чтобы с радостью встретить покойного.

Черепа и скелеты

Когда приближается праздник мертвых, в Мексике все заполняется его символами - черепами, скелетами и гробами. На любом прилавке можно встретить эти атрибуты в виде шоколадок, статуэток, брелоков и прочей мишуры. На витринах их часто укладывают в виде пирамид, цомпатли. Цомпатль - стена из черепов побежденных врагов, символизирующая неразрывную связь живого и мертвого.

Черепа и скелеты в этот праздник можно увидеть буквально везде: на дверях, стенах, асфальте, одежде и даже коже. Если вам в День мертвых подарят гроб с вашим именем, не обижайтесь - вам от всей души желают всего наилучшего. Такие подарки дарят близким и дорогим душе людям.

"Калавера Катрина"

Еще один интересный символ, которым может похвастаться национальный праздник мертвецов в Мексике. Представляет собой скелет, одетый в богатые женские наряды с широкополой шляпой. Фраза «Калавера Катрина» дословно переводится как «Череп Катрины». Часто этот символ называют «черепом модницы». Многие местные жители считают, что именно так выглядит богиня мертвых. Но в действительности данный символ стал известен из гравюры La Calavera de la Catrina 1913 года, которую выполнил художник Хосе Гуадалупе Посад. Таким образом он хотел проиллюстрировать, что даже самые богатые и успешные однажды станут жертвами смерти. Так или иначе, образ Катрины со временем прочно закрепился в статусе одного из главных символов такого мероприятия, как праздник мертвых в Мексике. Макияж у женщин в этот день часто символизирует ту самую Катрину.

Поход на кладбище

В этот праздник на парковках около кладбища практически нереально найти свободное место. Сюда приезжают целые семьи, чтобы поухаживать за могилами родственников, усыпать их букетами бархатцев, украсить свечами, принести любимые блюда и напитки покойного. Здесь же организовываются пикники и танцы под национальную музыку.

Вечерний поход на кладбище для мексиканцев является не грустным событием, а настоящим праздником. Они встречаются здесь с родственниками, веселятся и просто хорошо проводят время. Вокруг каждой могилы идиллия: мужчины душевно беседуют, женщины накрывают стол, старшие рассказывают младшим забавные истории из жизни, дети играют, и никто не боится того дня, когда смерть настигнет и его.

Парад мертвецов

Задушевные ночные посиделки на кладбище больше распространены в небольших городах. В мегаполисах же чаще устраивают настоящие карнавалы. Праздник мертвых в Мексике, фотографии которого поражают уровнем организации, проходит с большим размахом. Город, пустующий днем, с приходом ночи заполняется оркестрами. Классические и народные музыкальные инструменты создают колоритную атмосферу, которая, как считают местные жители, поднимает мертвых из могилы. По крайней мере, живых она вдохновляет на танцы до утра.

За бродячими оркестрами образуются огромные группы людей. Большинство из них наряжаются в красочные наряды и атрибутику, которой славится праздник мертвых в Мексике. Маски, которые можно встретить на людях в этом день, в основном олицетворяют смерть. Но все они, равно как и сувенирные черепа, наделены широкой искренней улыбкой. Шествие не имеет четкого направления и расписания. К нему может примкнуть любой желающий. Карнавал пленяет весь город, но с приходом рассвета 3 ноября он затухает на целый год.

Региональные отличия

Только представьте: на сегодняшний день в некоторых городах День мертвых затмевает по своему размаху Рождество. Однако в каждом из городов праздник встречают по-своему и с разным масштабом. К примеру, в городе Оахака-де-Хуарес, главным событием дня считается карнавальное шествие. Тем временем в долине Мехико больше всего ресурсов тратят на украшение домов и алтарей.

В городе Помучь соблюдают традиции доколумбовых времен. Здесь ежегодно эксгумируют тела усопших родственников и очищают их от плоти. В районе Тлахуак чтят древние сельские традиции и устраивают пышные гуляния на кладбищах. В Окотепеке в огромном количестве проводят жертвоприношения. А дороги от домов, где за последний год умерли люди, до кладбища усыпают лепестками цветов.

Сходство с Хэллоуином

Главный праздник в Мексике, День мертвых, проводится приблизительно в то же время что и Хэллоуин, и имеет с ним ряд сходств. Оба праздника зарождались во времена ранних культур и однажды, так или иначе, смешались с христианской верой. День мертвых, равно как и Хэллоуин, основан на вере в то, что мертвые возвращаются в наш мир. Атрибутика праздников, всецело напоминающая о смерти, также имеет общие черты.

Однако есть в этих двух мероприятиях существенное отличие. Хэллоуин символизирует страх перед смертью. Он изобилует персонажами с отрицательной репутацией: ведьмами, вампирами, демонами, зомби и так далее. Маски в Хэллоуин надевают для того, чтобы злые создания принимали людей за своих и не причиняли им вреда. В День мертвых все наоборот - умерших приветствуют, а смерть воспринимают как рождение чего-то нового, светлого и великого.

День мертвых настолько популярен во всем мире, что даже в странах бывшего СНГ делают татуировки с его атрибутикой. Чаще всего на теле изображают ту самую Калаверу Катрину, которую многие считают воплощением Миктлансиуатль.

Заключение

Сегодня мы познакомились со столь необычным праздником, как мексиканский День мертвых. Однозначно философия мексиканцев касательно смерти заслуживает внимания и, по крайней мере, заставляет задуматься о том, что, возможно, наш страх перед смертью сильно преувеличен. А усопшим, возможно, было бы гораздо приятнее видеть улыбки на лицах своих родственников, а не скорбь.

Мексиканский праздник «День Мертвых» – один из самых шокирующих, и в то же время, захватывающих и самобытных праздников мира. «Dia de los Muertos», как его дословно называют в Мексике, - время, когда тысячи мертвецов оживают и выходят на улицы городов, празднуя и веселясь, вместе с живыми. В это время, в Мексике все словно переворачивается «с ног на голову»: ночь превращается в день, кладбище - становится наиболее популярным местом отдыха в городе, живые надевают личину мертвых, усопшие - оживают. Об этом аутентичном мексиканском празднике, посвященном мертвым, мы и расскажем в нашей статье.

Стоит сразу отметить, что в Мексике практикуется совершенно иное отношение к смерти, нежели у нас и в Европе. Смерть для мексиканцев не является концом всему, а лишь продолжением жизни, но уже в ином, более лучшем мире. Поэтому, мертвых тут принято не поминать, как у нас, а встречать с радостью и весельем. Ведь, мексиканский «День мертвых» - это действительно праздник, так как, только в это время, любимые мертвые родственники, имеют возможность навестить своих близких, оставленных в этом мире.

История этого праздника уходит во времена языческих верований коренных народов Мексики, и связана с традициями древних ацтеков и майя, практиковавших различные ритуалы смерти и воскрешения мертвых. До того, как Мексику завоевали испанцы, у ацтеков было принято хранить в доме черепа своих родственников и использовать их, в разного рода, церемониях. В течение одного летнего месяца у них устраивались кровавые жертвоприношения, чтобы таким образом отдать дань уважения своим мертвым предкам, всему загробному миру и покровительнице того мира - богине Миктлансиуатль. Первые завоеватели Мексики, увидев такие обряды, были шокированы, ведь проводя их, ацтеки словно смеялись над смертью, индейские ритуалы были, самым настоящим кощунством, в глазах, просвещенных европейцев. Испанцы начали срочное обращение коренного населения Центральной Америки в католическую веру, хотя искоренить, прижившиеся здесь веками традиции было очень сложно. Им удалось отменить принесение кровавых жертв, а также сократить этот праздник до пары дней в году. Тем не менее, подмена радости на скорбь и черепа - главного символа мексиканского праздника «Dia de los Muertos», на крест - не удалась.

До сих пор, для впервые попавших на этот праздник туристов, он кажется весьма экстравагантным, и это, наверное, мягкое определение переживаний по этому поводу. Традиционно, праздник «День мертвых» в , отмечают первого и второго ноября. Причем празднование идет на территории всей Мексики. Мексиканцы утверждают, что в те дни загробный мир оживает, а души ждут в их земных жилищах, украшая их фотографиями почивших родственников и друзей, готовя им самые любимые сладости, везде размещают символы праздника - яркие черепа. Еще одним символом «Дня Мертвых», является «Катрина» - это женский скелет, наряженный в яркое платье и широкую шляпу. Он олицетворяет ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль.

Что самое интересное, так это то, что зловещим теперь остается лишь название праздника, но сам он, вызывает лишь положительные эмоции. По улицам гуляют тысячи переодетых и загримированных под мертвецов людей, везде работают ярмарки, где продаются праздничные атрибуты на эту тему: фигурки-скелеты, черепа из керамики, свечи, различные сладости, в форме гробов, скелетов, черепов. На всех крупных площадях, основных улицах городов, устанавливаются громадные черепа, а также сооружаются яркие инсталляции, на тему загробной жизни. Очень интересно в эти дни оказаться на главной площади столицы Мексики – города Мехико, которая называется - Площадь Соккало или Площадь Конституции. На этой площади, занимающей двести сорок квадратных метров, и являющейся символом города, стоят старинные строения, оставшиеся со времен нахождения тут древней столицы ацтеков – Теночтитлана, а также, невероятно красивые здания, в колониальном стиле, построенные европейцами. Недалеко от площади находится пирамида, на ее вершине века назад был Храм бога Солнца и бога Дождя. И именно на этой площади, в «День мертвых», традиции мексиканцев вырисовываются очень наглядно. Но стоит сказать, что в разных частях Мексики, во время празднования «Дня мертвых», есть некие различия: если в долине Мехико, основное внимание уделяется украшению алтарей и домов усопших людей, то в городе Оахака-де-Хуарес, праздник «Dia de los Muertos» идет с грандиозным размахом: тут стартует настоящий карнавал и город заполняют «танцующие скелеты», которые веселятся под музыку духовых оркестров и песни мариачи. Пустынные улицы днем, ближе к ночи заполняют толпы танцоров, оркестры, за которыми шагают ряженые и зеваки-туристы. Такие шествия возникают совершенно спонтанно, без маршрута и расписания. Любой человек со стороны, имеет возможность присоединиться к этой беснующейся толпе и бродить за ней улицам города. Карнавальное настроение охватывает всех и каждого, и длится оно до первых лучей солнца третьего ноября. А вот в мексиканском городке Помучь до сих пор чтят традиции индейцев, существовавшие еще до вступления европейцев на этот материк: в «День мертвых» здесь извлекают из земли останки близких, очищают их от сгнившей плоти или тщательно полируют, уже очищенные в прошлые годы кости. Поэтому, слабонервным туристам, ехать в тот город и ходить на кладбище в те дни, не рекомендуем. То есть, как вы уже поняли, в традициях празднования «Дня мертвых» в Мексике, имеются некоторые региональные отличия. Но везде, праздничный размах этих дней в Мексике, затмевает празднование Рождества. Порой, мексиканцы настолько жаждут наступления «Дня мертвых», что начинают его отмечать, даже чуть раньше – с тридцать первого октября. «Dia de los Muertos» - официальный национальный праздник Мексики, дни которого являются выходными, в этот период не работают ни школы, ни предприятия.

Праздничные дни можно подразделить по смысловой нагрузке. Первого ноября в Мексике празднуют «День маленьких ангелов» - «Día de Angelitos», он посвящается почтению памяти усопших детей или младенцев. Второго ноября, начинается «Día de los Muertos» - почтение взрослых умерших. Но этому, предшествует многомесячная подготовка, когда в школах, в институтах, других сообществах начинается изготовление масок, костюмов, ростовых кукол, идут ежедневные репетиции музыкантов, создаются дизайны торжественных алтарей. Непосредственно перед праздником создаются эти алтари, которые украшают цветами - желтыми бархатцами. Считается, что таким образом можно создать символическую дверь между мирами, через которую души могут вернуться домой. Недаром бархатцы называют «цветком мертвых» - «flor del muerto». Такой алтарь должен быть в каждом мексиканском доме, а также их создают на площадях, в местных школах, магазинах, ресторанах, больницах, отелях, аэропортах. К алтарям возлагают не только цветы, но и прочие подношения: свечи, тамале - мексиканское блюдо, приготовленное из кукурузной муки, фрукты, игрушки - для маленьких умерших детей, алкоголь - для взрослых умерших. Обязательными атрибутами каждого алтаря на «День мертвых» является вода, потому что, мексиканцы считают, что духи страдают от жажды после путешествия между мирами и от голода, который может утолить только специальный сладкий хлеб – «pan de muertos», дословно «хлеб для мертвых». Женщины-мексиканки готовят блюда, которые очень любили мертвые при жизни, в каждом доме специально заправляют кровать, на которой пришедшие мертвые могли бы отдохнуть. В домах принято собираться родным и близким, чтобы радостно встретить покойных.

В дни перед праздником, на всех прилавках магазинов, лавочек продают символы праздника – гробики, черепа, скелетики, - они могут быть изготовлены из шоколада, из глины, из картона. Вообще, черепа и скелеты в это время можно увидеть повсюду: их рисуют на дверях и окнах домов, на асфальте и стенах, на одежде тоже должны быть эти символы. Но желательно, чтобы черепа были нарисованы яркими цветами и улыбались, ведь «День мертвых» в Мексике - праздник радости и веселья, а не скорби и тоски. Поэтому, если в эти дни вам подарят символический череп или гробик, где написано ваше имя, то не будьте шокированы: это сделали от всей души, потому что так принято в Мексике. Такие подарки делают всем родным и близким, а также друзьям. Кроме того, на витринах магазинов, можно часто увидеть пирамидки - ацтекские «цомпантли», которые индейцы воздвигали из черепов поверженных врагов. Это мексиканский символ неразрывной связи жизни и смерти.

В течение празднования «Дня мертвых», принято ночью посещать кладбища, но это, опять-таки, не грустное событие, а настоящая кульминация праздника и долгожданная встреча с родственниками, ушедшими в другой мир, возможность провести с ними время, выпить и поесть в кругу родных и близких. Стоит предупредить, если вдруг вы тоже решите съездить на кладбище в эти дни, чтобы посмотреть на традиции празднования мексиканцев, что парковка будет занята, а машины местных жителей заполонят несколько кварталов вокруг. Люди стекаются сюда плотным потоком. Они убирают могилы, посыпают их лепестками цветов, ставят венки и букеты из желтых бархатцев, украшают свечками, приносят сюда самую любимую еду, напитки их покойного, а также его фотографии. Потом устраивают на могиле пикники и танцы, под веселую музыку музыкантов-мариачи. Европейцев это вводит в ступор и кажется кощунством, а для мексиканцев – это возможность создать семейную идиллию у каждой могилы. Тут все как на наших семейных праздниках: женщины суетятся, накрывая стол, мужчины общаются и рассказывают интересные истории о жизни покойного, нарядные дети играют и бегают, а младенцы спокойно дремлют в колясках. Но стоит сказать, что чаще всего, традиции задушевных посиделок на кладбище, поддерживаются теперь в маленьких городках и селах, а жители крупных городов предпочитают устраивать веселые карнавалы.

В любом случае, для европейцев, знакомство с традициями празднования «Дня умерших» в Мексике, станет ударом по привычным стереотипам и раскроет совершенно иную и противоположную точку зрения на смерть. Поэтому, если у вас будет возможность побывать на этом мексиканском празднике, то очень вам рекомендуем это сделать.

В течение пятисот лет католическая церковь пыталась противостоять проведению этого национального, такого самобытного, полного языческих традиций мексиканского праздника, и никакая пропаганда, никакие запреты не смогли исключить из истории Мексики празднования Дня Мёртвых, которое проводится в ночь на первое ноября. В Америке есть похожий праздник – Хэллоуин, но в этой стране он не наполнен таким смыслом как в Мексике, а превратился в простое переодевание в имитирующие скелетов и ведьм карнавальные костюмы и раздачу сладостей детям.

История и традиции праздника

День мёртвых отмечают не только в Мексике, но и в Гондурасе, Гватемале и Сальвадоре, почитание живыми отошедших в мир иной близких им людей уходит своими корнями в глубины веков, эта традиция имеет связь с индийским прошлым практических всех латиноамериканских стран. По поверьям ацтеков, тарасков и майя в ночь на первое ноября и до второго числа этого осеннего месяца души умерших могут вернуться из загробного мира Миктлана к себе домой и увидеть ещё живущих на этой земле своих родных и близких. Мексиканцы стараются помочь умершим близким людям найти дорогу домой, и на кладбищах в эти дни зажигаются миллионы свечей и ставятся на алтарях небольшие арки, сделанные из цветов, чтобы ушедшая душа могла войти в мир живых.

Ритуалы, проводимые мексиканцами на кладбищах, не обходятся без приношений, но все они носят мирный характер: рядом с изображением умершего ставится вода, символизирующая жизнь, кладётся хлеб и лакомства, которые любили умершие близкие, а само кладбище украшается лентами и цветами. В эти дни мексиканцы готовят тамал – это традиционное блюдо, которое делается из кукурузной муки, сыров, фруктов, овощей и мяса индейки, курицы и свинины. Всё это разнообразие продуктов заворачивается в банановый лист и с удовольствием поглощается на кладбище. Сладости, столь любимые мексиканцами, готовятся в виде черепов и символы смерти в эти дни можно встретить не только в качестве еды, ими украшают города, жилища и даже транспортные средства.

Порядок празднования

Отмечается всей семьёй и даже маленькие дети принимают в нём активное участие.

В первый день почитания мёртвых мексиканцами вспоминаются умершие, погибшие при рождении, из-за болезней или в ходе трагических случаев дети. На кладбища приносятся игрушки и сладости. Этот день называется День Ангелов. Вся семья приходит на кладбище, где поминают маленьких «ангелов», ушедших из жизни столь рано.

Второй день посвящён умершим взрослым людям и на могилах родных мексиканцы проводят всю ночь. В Мексике твёрдо верят, что пока ушедших в иной мир помнят живые, души мёртвых обретают бессмертие и право на новое воплощение.

Как проходит День мёртвых

Мексиканские кладбища оцепляют полицейские машины, и найти парковочное место практически невозможно, так как на несколько километров у мест успокоения мёртвых уже стоят машины, приехавших заранее на кладбище мексиканцев. Народ плотными рядами идёт на кладбище, горят в полумраке свечи и мелькают вспышки фотокамер туристов. Мексиканцы одеваются очень нарядно, мужчины в белых рубашках, женщины в кружевных блузках, а пожилые женщины украшают свои причёски цветными лентами.

Кладбище приобретает праздничный вид: надгробия и кресты усыпаны ярким ковром лепестков цветов, венки, букеты, игрушки, фотографии и сувениры поставлены везде, запах сладостей, еды и горячительных напитков плывёт в воздухе, звучит музыка, которую исполняют голосистые мариачи и люди улыбаются, ведут неспешные беседы, а дети играют – это не грустные поминки, это время, кода мексиканцы радуются встрече с родными.

Празднование Дня мёртвых проходит в каждом мексиканском городе, в каждой деревушке и селе. Можно даже попасть на экскурсию по кладбищу или посмотреть на конкурс, приз в котором присуждается самому красиво оформленному алтарю.