Карьер где добывают золото. Золотая лихорадка. О добыче золота в Подмосковье. Что такое коренное месторождение

В канадском Ванкувере прошел финал Гран-при по фигурному катанию. Для России турнир сложился неудачно: ни один отечественный спортсмен не завоевал золотую медаль. Фигуристка-одиночница Алина Загитова , ехавшая в Канаду в ранге фаворита, стала второй. По мнению серебряного призера Олимпиады и хореографа Ильи Авербуха, Россия «проиграла этот бой».

В Канаде завершился заключительный турнир серии Гран-при по фигурному катанию сезона-2018/19. Среди российских спортсменов никто не смог завоевать золотую медаль. Лидеры отечественного катания Алина Загитова и Елизавета Туктамышева , выступающие в категории женщин-одиночниц, финишировали на втором и третьем местах соответственно. Помешала триумфу ученице Этери Тутберидзе ее главная соперница - 16-летняя японская фигуристка Рика Кихира.

Если Туктамышева ехала в Канаду просто наслаждаться катанием и своим успехом в текущем сезоне, то на Загитову действительно выпал огромный груз ответственности. Однако короткую программу олимпийской чемпионке откатать чисто не удалось, а затем были допущены грубые ошибки в произвольном номере. Кихира ошиблась единожды, завалив каскад тройной аксель + тройной тулуп. Судья сняли достаточно много баллов у японки, но все остальное было исполнено идеально.

Это косвенно подтвердила и Загитова после финала, заявив, что не сможет сейчас исполнять четвертные прыжки. Также Алина призналась, что ей было тяжело по ходу сезона из-за возросших ожиданий и давления прессы. Этот финал остался за Кихирой, но уже в ближайшем будущем ее конкуренция с Загитовой может стать главным противостояние женского фигурного катания.

21-летняя Туктамышева стала третьей - хороший для нее результат. Елизавета и перед финалом неоднократно повторяла, что не рассчитывает в Ванкувере на победу.

Еще одна представительница России Софья Самодурова показала пятый результат.

«Я прошла через многое, через взлеты и падения, приобрела опыт, отпустив волнение и поняв, для чего я катаюсь. В моем возрасте важно не соревноваться, а получать удовольствие от работы, любить свое дело», - цитирует Туктамышеву ТАСС.

Много вопросов оставило выступление танцевальных пар. Россияне Александра Степанова /Иван Букин ехали в Канаду главными претендентами на победу, однако столкнулись с судейским «хулиганством» в короткой программе, а наверстать в произвольном номере уже не смогли. Зато порадовали другие российские спортсмены Виктория Синицина и Никита Кацалапов . Пара набрала 201.37 балла по сумме двух программ и стала второй.

Примечательно и то, что молодые люди впервые в карьере преодолели планку в 200 баллов.

Так что серебро Гран-при Синицина и Кацалапов могут записать себе в актив. Еще одна отечественная танцевальная пара Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро заработали 184.37 в сумме, заняв итоговое пятое место. С большой радостью судьи отдали золото американцам Мэдисон Хуббелл и Закари Донохью (205.35), которые так и не получили самый высокий уровень сложности. Судейство танцевальных пар в финале Гран-при, вероятнее всего, будет предметом обсуждения еще долго.

Настоящую сенсацию преподнесли спортивные пары. После провальной короткой программы французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре были только четвертым, однако в произвольном номере неожиданным для всех образом показали настолько качественный прокат, что взлетели аж на первую строчку.

Лидирующие после короткой программы китайцы Чэн Пэн и Цзинь Ян в итоге финишировали вторыми.

Российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов ошибались много и часто. В коротком номере был завален тройной прыжок, а в произвольной фигуристы и вовсе допустили падение после выброса и завалили каскад из тройного и двух двойных прыжков. Как итог - только третье место. На четвертой строчке расположились

О том где и как можно посмотреть на настоящее природное золото рассказал один из читателей блога. Самый простой вариант это проехать на один из карьеров добывающий песчано-гравийную смесь. На песчано-гравийном карьере были добыты эти маленькие крупинки золота.

Кто то скажет это ерунда. Может быть и так если рассматривать в глобальном масштабе. Рассмотрим крупинки на фоне линейки с миллиметровыми делениями.


Кучкой смотрятся уже. Вроде как уже что то есть. Истинные размеры крупинок на следующей фотографии.

К сожалению в аллювиальных отложениях Подмосковья много песка, а как нам известно плотность золота выше чем плотность песка, и крупинки металла проваливаются сквозь песок не скапливаясь. При осматривании бортов необходимо найти пропластки с большим содержанием гравия и примесью глины. Пробы брать надо из разных мест и достаточно одного ведра. Задача стоит отмыть пробу до черного шлиха и не смыть золото. Техника промывки само по себе не сложна, но как любое дело требует повторить одно и то же движение много много раз и только тогда придет навык и умение. Черный шлих с целью сохранения и обработки в более комфортных условиях смыть в баночку.
Так вот выглядит черный шлих на обычном совочке для мусора.

Технологии далее разные существуют, но один из вариантов облегчающий дальнейшую работу это с помощью магнита убрать то что магнитится. Магнит предварительно поместить в пакет или же пластмассовую емкость и тогда достаточно магнит вынуть и металл обсыпится с внешней стороны защиты. Иначе с магнита очень нудно снимать магнитные крупинки.
Через некоторое время на совочке уже видны следы золота.

Сегодня утром продолжили беседу о добыче золота в Московской области. Обсудили вероятные места аллювиальных отложений. Один из районов как пример.

Карта тяжелая поэтому обсуждали маленький участок. Карты Московской облсти у меня есть. Масштаб как видите 1:200 000. Помогу разобраться. Есть так же разрезы и объяснительные записки. Кто заинтересовался пишите свой район и почту, а так же предпочитаемые места прогулок.
Через какое то время собеседник пишет, что прогуляется он до карьера и возьмет пробу, что бы на примере конкретного участка показать где и как надо брать пробы и что из этого может получиться.
Вот фотоотчет его выезда. Дорога к карьеру.

Сам карьер по добыче ПГС.

Ну к мусору любителям путешествовать не привыкать. Однажды в полутора километрах от мест где видел последние следы человека нашел остатки стиральной машинки. Разбитая стиральная машинка с барабаном из нержавеющей стали. Были находки недобитых унитазов. Не говорю о банках, бутылках и пакетах этот хлам повсеместно.

Это борт карьера где и следует брать пробы.

При приближении к обнажению видим слои. Это бывшая река несущая песок и гавий с крупинками металла.


Возможно кто то думал, что пробы берутся с выполнением какого то ритуала или же в присутствии духового оркестра. Ошибаетесь. Все тривиально до безобразия. Ведро для мусора и лом. Никакой романтики.

Осталось дождаться результатов промывки. Как только станут известны результаты сообщу.
Читатель любезно предоставил материал по дальнейшей промывке пробы. И еще раз напомню, что при пробе надо брать грунт так как есть для понимания сколько тонн надо перелопатить для достойного выхлопа. Затем следуют разделение пробы весом в 12.5 кг на фракции в результате чего получаем 9.5 кг гравия и 2.5 кг песка.

В гравии то же есть металл, но его надо пропустить через мельницу, но на данном этапе нет смысла этим заниматься хотя его может быть достаточное количество. Крупинки золота, имеющие плотность выше песка, лежат под песком на дне тазика.

А на поверхности блестят чешуйки гидрослюды, которые иногда вводят людей в заблуждение.

Промывая песок получаем шлих в котором преобладают тяжелые металлы. Вот результат промывки ведра гравия - 50 гр. шлиха. Где то в этом шлихе возможно есть крупинки золота.

Доводка шлиха самый ответственный момент. Если начали доводку то уже не останавливаться. Ни в коем случае нельзя допускать обсыхание шлиха. Чешуйки золота обсохнув могут стать плавучими и уплывут вместе с водой и поэтому во время доводки не допускайте обсыхание шлиха и доводочной поверхности. Доводочную поверхность можно сделать из обычного совочка для мусора. Поверхность надо пройти наждачной бумагой что бы снять глянец. Поверхность не должна иметь жирных пятен и следов масла, хорошо смачиваться водой. Вот так вот в домашних условиях можно начать доводку.

По добыче золота Российская Федерация занимает 4 место во всём мире. Каждый хоть раз носил украшения из этого драгоценного металла или следил за его банковским курсом. Разберёмся, где добывают в России, кто занимается данной работой в нашей стране и как именно происходит разработка золотоносных жил.

Где добывают золото в России

Месторождения жёлтого драгметалла расположены на Урале, Алтае и Дальнем Востоке. Руководят добычей крупные предприятия. Рассмотрим основные российские прииски.

  • Соловьёвское месторождение – самое древнее в Приамурье и по всей стране. Более 150 лет назад здесь получили первые горсти драгоценного металла. Рассыпное золото находится на сравнительно маленькой глубине от 10 до 70 м. Есть два метода разработки данного прииска: дражной и гидромеханизированный.

  • Прииск Удерейский расположен в Красноярском крае. Добывается золото здесь таким же способом, как и в предыдущем карьере. Прогнозы обещают объемы металла 800 кг ежегодно до 2025 года.

  • Невьяновское месторождение отыскали в Уральских горах совершенно случайно в 1816 году. Гуляя вдоль местной реки, маленькая девочка – дочь одного из жителей – обнаружила кусок золотого самородка. Используются для добычи ресурса гидромониторы.

  • Градский прииск – месторождение золота в Челябинской области. Залегает драгметалл слишком глубоко, поэтому добывают его только закрытым методом. Зато здесь же обнаруживаются алмазы.

  • Дамбуки – прииск, который находится на территории Амурской области. Больше 100 лет здесь ведётся разработка золота с помощью дражного метода.

  • Кондер – месторождение драгметалла в Хабаровском крае. Здесь однажды был обнаружен самородок весом около 1 кг. Каждый день здесь добывается 150 кг золота.
  • Алтайское месторождение существует больше 50 лет. Руда содержит 9 г золота на каждую тонну сырья. В следующие 30 лет можно не беспокоиться о содержании ресурса в данном месте.

Как добывают золото в России

Современные технологии существенно упростили золотодобычу. Ранее для этого приходилось промывать песок вручную с помощью сита, теперь же большую часть работы за человека выполняют специально созданные механизмы.

  • Драги – агрегаты, установленные на движущуюся платформу. Так же называется судно, которое оснащено этим механизмом для разработки залежей золота в руслах рек. Устройство круглосуточно перерабатывает поверхностный песок в поисках драгметалла.
  • Промывочные установки завершают работу драг, отделяя золото от лишних примесей. Гидромеханизированный метод в сочетании с дражным используется на многих приисках.
  • Гидромониторы – ещё одно приспособление для разработки золотоносных месторождений. Плотная струя воды разрушает горную породу, позволяя добраться до залежей драгметалла.

Частная добыча в России запрещена и нарушителям закона, поддавшимся золотой лихорадке, грозит немалый тюремный срок. Несмотря на это, в тех местах, где обнаружены месторождения. Даже за найденный припрятанный золотой песок можно получить наказание при попытке хранения или сбыта.

Добывают драгметалл в России легально только специализированные предприятия. Полученный ресурс тщательно регистрируется и сдаётся государству. Золото перерабатывается, превращаясь в слитки или монеты. Только после этого оно попадает в оборот.

  • За 2015 год в России было произведено 234,24 т слитков из полученного таким образом металла.
  • Попутного золота вышло 16,97 т. Это ресурс полученный не на специализированных приисках, а в местах добычи других полезных ископаемых.
  • Произведено вторичного золота – 38,26 т. Его создали из металлических отходов или скрапа.

Россия – богатая золотоносная страна. Огромных запасов ресурса хватит ещё на несколько десятков лет. Россыпного золота на территории Федерации больше всего – по его разработке государство на первом месте в мире.

  • Около 20% всей добычи приходится на компанию ПАО «Полюс Золото», основанную в 2006 году. Силами этой организации добывается драгоценный металл в Иркутской, Магаданской, Амурской областях и в Красноярском крае.
  • ПАО «Золото Камчатки» лидирует в разработке ресурса на территории Камчатского края. Создана в результате преобразования «Корякгеолдобыча». На сегодняшний день компания имеет большие планы по добыче и переработке драгметалла.
  • ПАО «Сусуманзолото» образовано на базе предприятия по разработке золотоносного прииска, существовавшего в Магаданской области с 1938 года. Произошло это в 1994 году, и с тех пор появилось множество дочерних компаний, задействованных в различных сферах обработки и добычи ресурса.

В посте про Ан-24 с высоты 4000 м я на подлёте к Северо-Енисейску: один почти идеально круглый и глубокий, второй эллиптический и помельче глубиной. Теперь стоит осмотреть их и вблизи. И даже ненадолго влиться в их повседневную жизнь: спуститься на самое дно карьера, ощутить масштаб и биение его рабочего ритма. Стоит посмотреть и сверху и заодно оценить сложность управления такой махиной. Как вообще это делается и какими средствами?
Давайте вникнем поглубже в эту странную для горожан суровую горнопромышленную жизнь:)

Для начала - о том, кто вообще роет эти карьеры и что это за сущность.
Итак, перенесемся на полтысячи километров к северу от Красноярска - чуть восточнее Енисея, между Ангарой и Подкаменной Тунгуской.


В 1975 году тут было открыто крупное месторождение золота, которое назвали в честь будущих Олимпийских игр в Москве. Ещё через 5 лет, аккурат в год проведения Олимпиады-80, была создана артель старателей для разработки красноярских золотых приисков. Но пока старатели работали несколько в стороне. Детальная разведка месторождения была проведена в 1983-93 гг., после чего стало возможным защитить и зарегистрировать запасы и ресурсы в ГКЗ (Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых) и получить лицензию на разработку месторождения. Наконец, ещё через 3 года на базе "Олимпиады" началась реальная добыча золота - в 1996 г., и затем стал постепенно складываться горнопромышленный кластер, постепенно разрастаясь. Первая золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ) появилась тогда же, затем вторая, третья и в 2010-м - четвертая ЗИФ. Цикл извлечения драгметалла постепенно усложнялся, масштабы добычи росли. Старатели на рубеже 90-х и "нулевых" превратились в мощную горнопромышленную группу "Полюс", которая сейчас стала крупнейшей золотодобывающей компанией в России и вторым по величине налогоплательщиком Красноярского края, после "Норильского Никеля". По размеру добычи золота "Полюс" занимает 8-е место в мире.

Сейчас на базе Олимпиадинского и расположенного поблизости Благодатного месторождения работает ГОК (горно-обогатительный комбинат), который добывает руду открытым способом и извлекает золото на четырех фабриках: ЗИФ-1, 2, 3, 4. Суммарная добыча золота (чистого) - более 45 тонн в год. Посёлок Еруда - вахтовый: здесь проживает примерно 5500 человек, периодически меняясь.

2. А мы едем с Северо-Енисейска на юго-восток, в район месторождения. Это примерно 80 км по тайге. Если из аэропорта можно приехать сюда и на ПАЗике (слева), то основной транспорт внутри территории ГОКа - это всепогодные вахтовки НЕФАЗ повышенной проходимости, на базе КамАЗов (справа).

3. Ночевали мы две ночи в вахтовом посёлке - в одной из многоэтажек ГОКа, превращённой в гостиницу. Первый этап - получение спецодежды, тут к этому относятся крайне серьёзно. Кстати говоря, это было первое, что меня сильно поразило - её качество. Ботинки выдали реально крутые - ходить по карьеру с крупными камнями или щебенке удобно и комфортно, протектор держит прочно даже на осыпи. Но и это ещё не всё: на внутренней территории "Полюса" (а это несколько кв. километров) обувь у всех одинаковая (!!!). Именно такая, как на фото. Мужчина или женщина, главный технолог или уборщица ЗИФа - неважно. Отличается только цвет канта: мужской вариант с белым кантом по прошивке, а женский - с сиреневым. Правда, в самом карьере я видел и вторую модификацию обуви, с высоким голенищем - у экскаваторщиков, например. Рабочий костюм тоже качественный и типовой. Своё одеяние, в котором я сюда приехал, пришлось целиком оставить в комнате; впрочем оно оказалось и хорошо. От себя добавлю, что я за двое суток настолько прикипел к форме, что было жалко её сдавать кастелянше комбината - особенно вот эти ботинки.

4. Следующий этап - инструктаж по технике безопасности в управлении ГОКа. Радиусы работы техники, чего опасаться, какие предметы опасны, чего не трогать, поведение откосов и отвалов и так далее. Показали даже целый фильм про это. Потом роспись в журнале.

5. Интересная деталь на входе. С обеих сторон от входа стоят вот такие ванночки с водой, где можно обмыть ботинки. Щетка штатно ставится в этот вертикальный цилиндр. Нужны эти ванны потому, что многие приезжают сюда с карьеров, с ЗИФов или других участков, где пыль и грязь. На фото, кстати, те самые типовые ботинки, что и на №3. В них я везде и ходил.

6. Главный пассажирский транспорт ГОКа - вахтовка НЕФАЗ. Их тут много - и как развозки, и как дежурные машины.

7. На вьездах в производственные зоны везде посты и достаточно жёсткие досмотры-проверки - и машин и пассажиров. Мышь просто так не проскочит. И это объяснимо: в цикле ГОКа - производства с химическими компонентами, взрывные работы и прочие зоны риска. Ну и конечно, золото:)

8. Проезжаем одну из ЗИФов (золотоизвлекательных фабрик) - там из руды весьма сложными процедурами извлекают золото. Впрочем, речь сейчас не о них, мы едем в карьер.

9. И вот, наконец, мы на месте. Карьер "Восточный" - та самая круглая "дыра" в земле, что была хорошо видна с самолёта.

9а. Вид с самолёта на карьер и комплекс ЗИФов.

10. Но и тут не всё так просто. Прежде чем смотреть сверху и ехать вниз, здесь тоже свой инструктаж по ТБ. Не общий, как в управлении ГОКа, а конкретный. Какая техника работает, какие у неё зоны безопасности, как себя вести при ЧП, если что. Потом расписываешься. Всё это происходит в диспетчерской карьера - красное здание за смотровой.

11. Мы внутри диспетчерской. С окна - визуальный обзор вниз, хотя всё дублируется и камерами.

12. Рабочее место диспетчера карьера. Всё компьютеризировано, на мониторах в реальном времени - работа всей техники. Движутся по экранам значки самосвалов, каждая машина оборудована геопозиционированием,. Есть связь по рации с экскаваторами, горными мастерами, взрывотехниками, буровиками. Понаблюдав минут 10 за работой диспетчера, я нашёл некоторую параллель с авиадиспетчерами. Нагрузка тут и правда немаленькая: всё время потоком идут разные команды, указания, оповещения.

13. Чтобы не фантазировать с параметрами карьера - отснял плакат в диспетчерской. Смотрите, справа всё расписано. Глубина карьера по состоянию на сейчас - около 480 м. Но будет значительно глубже, он пока в разработке. Нижние цифры - самые красноречивые: из карьера вывезено 117 млн. тонн рудной массы, а всего этот карьер дал на сегодня 541 тонну чистого золота. В цикле задействовано порядка 70 карьерных самосвалов. И ещё: работает карьер круглосуточно. Перерывов никаких нет - зима-лето, пурга-ливень-снег, неважно. Есть интервалы на взрывные работы, но это тоже часть производственного цикла.

Погодите, а как же традиционные золотомойные драги? Ими что, хуже добывать золото?
- Конечно, хуже. При их технологии извлекаемость золота ниже.
- И сильно?
- Практически вдвое ниже.
- А почему же тогда они существуют до сих пор?
- Так там россыпное золото, а не рудное. Это совсем иная технология, принципиально. Да и потом, нормальный карьер и его производственный цикл под силу только мощной производственной единице. Кто послабее экономически - моет драгами.

14. Другой плакат, оттуда же. Это про автоматизацию процесса. Высокоточное позиционирование техники в нынешнем виде внедрилось тут относительно недавно - года 3-4 как, судя по диаграмме. Следующая ступень - дистанционное управление. Интересная деталь: на карьерных самосвалах от 80 т и выше нет водителя. Есть оператор . Регистрируется вся эта техника не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, но у всех есть номерные знаки. Однако права выезда на дороги общего пользования нет: слишком тяжелые машины.

15. Наконец, оба инструктажа пройдены и можно смотреть окружающий нас горнопромышленный мир. Вид с кромки диспетчерской на громадный карьер почти в полкилометра глубиной. Из золотых карьеров он второй в мире, после чилийского. Из обычных в России - в первой пятёрке. Но золотой карьер, как видите, гораздо чище угольного: здесь нет характерных для угольных пластов многочисленных "дымков". Видимость прекрасная.

16. Ещё интересный момент: дорога вниз идёт отнюдь не многочисленными спиралями по каждому откосу, а прорезает их более круто спускающейся вниз лентой. Вот тут это хорошо видно. Чтобы спуститься от диспетчерской на самое дно, самосвалу нужно проехать 8,5 км. Туда-обратно выходит уже 17, плюс время на загрузку породой. За смену получается 6-7 ходок.

17. Вид в полном облачении.

18. Тут же, неподалёку, разложены образцы пород в карьере. Из списка давайте посмотрим крупно помеченные галочками - №12 и №15.

19. О-12. Кварц-слюдистый метосоматит. Белый - это кварц.

20. О-15. Коричневый цвет - сульфидная минерализация. Затем из такой оболочки путём сложных манипуляций на ЗИФе "вынут" золото.

21. Горнопромышленные барышни Вера и Ирина. Так что тут есть не только мужчины:)

22. Теперь следующая задача - попасть на самое дно самого глубокого колодца карьера. Вот в это место, отмеченное красной рамочкой.

23. Спускаться вниз на полкилометра будем на безотказном НЕФАЗе-дежурке.

24. Откосы у карьера ступенчатые и довольно крутые. Один ярус высотой примерно 25 метров. То есть, если вниз упадёшь даже на одну ступень, шансов мало. Сам откос так аккуратненько нарезается специальной машиной - видите, там такие бороздки? Сперва бурят тонкие шурфы через равные промежутки и затем точно рассчитанной массой взрывчатки подрывают. Лишнее убирают. В итоге получается вот так аккуратно.

25. Достигли дна, подьезжаем. Вид с предпоследнего нижнего яруса.

26. Здесь как раз идёт выемка и погрузка руды на карьерные самосвалы. Они едут наверх и доставляют руду на ЗИФы.

Видео этого процесса:

27. На вывозе руды задействованы средние (136-тонные) и малые (90-тонные) самосвалы. Погрузку ведёт 10-кубовый экскаватор. Самосвалы импортные (в основном Terex и Caterpillar).

Расклад примерно такой: хорошая руда считается, если извлекаемость золота 3,5 - 3,8 г с 1 тонны. Значит, 136-тонный Катерпиллер везёт каждой ходкой наверх (по максимуму) примерно 500 грамм золота. Но это в идеале: в реальности содержание может быть и ниже - от 1,4 г на тонну. Порода разная.

Хм... А почему не БелАЗы?
- Слишком ненадёжные и геморроя с ними многовато.
- Ого...
- Да. У них весь ресурс меньше - и по двигателю, и по шинам, и надёжность пониже.
- А эти сильно дороже?
- Примерно в 2,5 раза от БелАЗа. Но если считать по полному жизненному циклу - с ними получается даже несколько дешевле.

28. Поодаль стоят буровые установки. Они бурят шурфы для закладки взрывчатки и потом её подрывают: получается или новый нижний ярус карьера, или расширение стенок существующего яруса, для беспроблемной работы экскаватора по выемке породы. Кое-где уже стоят красные вешки: там идёт или произведена закладка взрывчатки, работают взрывотехники. В общем, надо быть крайне осторожным: опасных мест внутри карьера очень много. Работа непростая: не зря нас наверху дважды напрягали инструктажами. Всё это не от вредности, а от необходимости.

29. Кое-где видны и трубы для откачки жидкости, спускающиеся ступенями вниз по откосам.

30. Отсюда открывается вид и на самое дно. А мы были ярусом выше, где стоит экскаватор.

31. Выезжаем со дна наверх. Тут тоже стоят предупреждающие вешки: очередное опасное устройство.

32. Едем на самую высокую точку карьера - перепад порядка 740 метров, если считать снизу.

33. Отсюда тоже хороший вид на карьер. Ровно напротив бледно-красная точка: это и есть диспетчерская, где мы проходили инструктаж по ТБ (фото 11-17).

34. На следующий день мы были на другом карьере ГОКа - "Благодатном".

35. Здесь сейчас идут более активные вскрышные работы, так что и самосвалы есть побольше - не только средние на 136 т, но и большие на 220 тонн.

36. Прибыли.

37. Тут нас тоже ждёт свой инструктаж по ТБ. На фото - рабочее место карьерного диспетчера полностью (в предыдущем показе на кадре №12 я не снял верхние экраны с он-лайн графиками).

38. Крупно - средний монитор нижнего ряда с точным позиционированием техники в карьере. Каждый самосвал имеет свой значок, который постоянно перемещается, так что карьерный диспетчер видит всю картину в динамике.

39. А здесь - верхний левый экран с текущими показателями работы дежурной смены.

40. Вид на карьер "Благодатный" от диспетчерской. Он не такой глубокий, как его старший брат "Восточный" - порядка 250 метров (пока). Будет, конечно, глубже со временем.

41. А сейчас едем на одну из погрузочных точек, где работают самые большие самосвалы.

42. Здесь уже работает 18-кубовый экскаватор Ижорского завода, почти в 2 раза больше того, что мы видели на "Восточном". Самосвалы тут большие - 220-тонные японцы "Комацу", самые любимые у операторов. Эти самосвалы ставят на вскрышные работы, где надо вынимать большие объемы пустой породы, прежде чем доберутся до пластов с золотоносной рудой.

43. "Комацу" в сравнении с НЕФАЗом дежурного горного мастера. Правда, вахтовка стоит чуть дальше, но всё равно контраст величин виден наглядно:)

44. Гружёный японец пошёл на вывоз породы.

Продолжение рассказа будет посвящено карьерным самосвалам и технике. Посмотрим их поближе и подробней.
Не переключайтесь! :)