Генетика как передается интеллект и характер. Дети наследуют интеллект по материнской линии

Вокруг этой темы столько споров, домыслов и ожиданий, что хочется узнать мнение специалистов. Мифы о выращивании интеллектуалов комментирует Надежда Зырянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М. В. Ломоносова .

Миф первый

Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

Миф второй

Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой. Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

Миф третий

Развивает ребенка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.

Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Миф четвертый

Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление. Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Кстати

Американский ученый Дж. Р. Флинн подсчитал, что за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты возрос примерно на 20 баллов. Мы стали умнее. Объясняется это улучшением условий жизни, развитием здравоохранения, изменением структуры питания: мы стали больше есть белков и витаминов… И нашей богатой информационной средой: число образованных людей увеличивается, общая информированность населения растет.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.

Да, конечно. Все наши признаки в той или иной степени передаются по наследству - даже такие, казалось бы, полностью приобретаемые, как загар и французский язык*.


Чтобы не заканчивать статью прямо здесь, давайте попробуем конкретизировать вопрос.

От чего сильнее зависит интеллект - от наследственности или от воспитания?

Все наши признаки зависят частично от наследственности и частично от условий среды. Но сила влияния среды у разных признаков разная. Например, животноводы знают, что даже от совершенно беспородной коровы можно получить больше молока за счет хорошего кормления и ухода (воздействий среды). Но повысить жирность молока таким же образом нельзя - этот параметр практически полностью зависит от наследственности.


Интеллект человека, как и жирность коровьего молока, зависит в основном от наследственности. В 1996 году Американская психологическая ассоциация оценила влияние наследственности/воспитания на уровень интеллекта как 75/25**, в 2004 году анализ нескольких десятков научных работ в этой области выдал 85/15. (Википедия, англ.)

Передается ли гениальность по наследству?

Нет, не передается. Гениальность - это уникальное, один на миллион раз получающееся сочетание генов. При образовании половых клеток происходит перекомбинация генов, уникальное сочетание разрушается, и дети гениев получаются совершенно обычными людьми.


Тяжелее всего это жестокое правило бьёт, опять-таки, по животноводам - дети самых красивых, самых вкусных и толстых свиней сильно уступают родителям. - Вот бы размножать их вегетативно, как землянику! Именно для этого (для стопроцентного сохранения признаков гениального родителя) в сельскохозяйственную практику пытаются ввести клонирование, но что-то пока не очень получается.

Может ли у умных родителей родиться глупый ребенок?

Может, почему нет. Комбинации из предыдущего вопроса случайны - работают как в хорошую, так и в плохую сторону. Но. Из большого количества случайностей рождается статистика, и она говорит нам, что у умных родителей, скорее всего, родятся умные дети***.


Глядя на своего оболтуса, вы начинаете думать, что вот на нём-то статистика и отдохнула? - Возможно, в этот момент вы являетесь героем пословицы «дураку полработы не показывают». Детский мозг еще не сформирован; с возрастом ребенок все больше и больше будет походить на вас по своему интеллекту. (Та же самая американская ассоциация, что выдала нам 75/25 для подростков и старше, для детей показала 45/55.)

Действительно ли старший ребенок умнее следующих?

Все, наверное, читали в сказках, что первый ребенок в семье - умный детина, второй "и так и сяк", а третий - дурачок. Фишка в том, что это не только сказка, но и суровая быль: факт снижения уровня интеллекта у второго и последующего детей подтвержден статистически и никем сейчас не оспаривается. (Для вторых детей: да, старший действительно умнее, но разница небольшая, порядка трёх пунктов IQ.)


В 2007 норвежские ученые попытались объяснить это явление и измерили интеллект детей в семьях, где первый ребенок умер в раннем возрасте. С точки зрения биологии старший ребенок в таких семьях был вторым, с точки зрения воспитания - первым; выяснилось, что такие дети были умными, как первые. Следовательно, понижение интеллекта с ростом порядкового номера ребенка объясняется не биологическими факторами (наследственностью), а исключительно воспитанием****.

Передается ли интеллект от матери сыновьям?

Эта сказка в русскоязычных источниках гуляет в таком виде: "Гены интеллекта находятся в Х-хромосоме, которую мальчик получает только от матери - следовательно, интеллект сына зависит от матери", при этом дается ссылка на исследования британских ученых. Это сразу настораживает: хорошо известно, что "британские ученые" в половине случаев значат "злой редактор велел нам срочно написать заметку, и мы немножечко высосали из пальца".


Поиск по британским сайтам подтвердил мои опасения. Да, действительно, мальчик получает Х-хромосому только от матери (от отца он получает Y-хромосому). Гены, отвечающие за интеллект, существуют, их несколько десятков, некоторые из них, возможно, находятся в Х-хромосоме. Из-за этого ребенок получает от матери чуть больше генов интеллекта, чем от отца - скажем, 18 от матери и 16 от отца (цифры высосаны из пальца).


===============
* Белокожие люди (рыжие, с веснушками) не могут загорать так же, как все остальные; люди, восприимчивые к языкам, при одинаковом обучении будут владеть французским языком лучше, чем все остальные.
** Уточнение: наследуемость показывает долю генотипической изменчивости в фенотипической изменчивости, т.е. берет разброс признака в популяции и считает, какую долю от этого разброса составляют гены, а какую - среда. Заявление «доля наследственности в формировании интеллекта составляет 75%» - это упрощение.
*** Если родители шибко умные, то им нужно еще раз прочитать пункт про гениальность.
**** а) родители занимаются с последующими детьми меньше, чем с первым; б) примером для первого ребенка является родитель, а для второго - первый ребенок.

Вопросы, связанные с наследованием ребенком интеллектуальных способностей родителей, давно обсуждаются обществом. Одаренность маленького человека в первую очередь зависит от матери, поскольку гармоничность развития плода во многом определяется ее поведением и физическим состоянием во время беременности. Однако не менее важно влияние генетической информации.

О передаче «гена ума»: «за»…

Еще в ХХ веке ученые исследовали группу однояйцевых близнецов. Выяснилось, что интеллектуальные способности транслируются лишь через Х-хромосому. А потому к сыну от отца одаренность не передается, поскольку в этом случае ребенок получает только Y-хромосому, никак не связанную с талантами. Общие же закономерности таковы:
. при даровитости папы вероятность, что его интеллектуальные возможности будут переданы сыну - 0%, дочери - 25%;
. при высоких показателях интеллекта у мамы, сыну могут достаться все 100%, а дочери - 75%;
. если талантливы оба родителя, то мальчик наследует интеллект матери, а девочка - отца (мужская Х-хромосома подавляет женскую).

Интересно, что возраст родителей тоже имеет значение. Дама 35-40 лет обладает более высокими шансами родить талантливого ребенка (как, впрочем, и умственно отсталого), нежели женщина 18-20 лет от роду. Шансы родить способного малыша повышаются, если зрелая мать выбрала в отцы молодого мужчину.

… и «против»

Однако в научных кругах существуют и диаметрально противоположные мнения. В частности, Вольф Кицес привел в своем дневнике подборку таких фактов:
. Воспитывающиеся вместе однояйцевые близнецы не достигают максимума в умственном развитии, так как они очень ориентированы друг на друга. Однако если их разлучают (или один ребенок умирает), IQ индивидуума может возрасти на 10 единиц. Этот пример наглядно иллюстрирует важную роль внешних развивающих, а отнюдь не наследственных факторов.
. Выявлено, что в среднем уровень IQ наиболее высок у самого младшего учащегося в классе и старшего сына в семье (при прочих равных условиях). Наиболее юный ученик зачастую оказывается и самым слабым, а потому ему приходится активнее развиваться, чтобы «догнать и перегнать» одноклассников. Что же касается первенца, то исследователи полагают, что в семьях при воспитании детей существуют отличные друг от друга интеллектуальные ниши. Обыкновенно первому ребенку достается максимум развивающего внимания, что положительно сказывается на его интеллекте.

Кроме того, ученые определили, что население развитых стран стремительно умнеет. Специалисты полагают, что интеллект людей растет за счет появления новых типов школ, расширения доступа к образованию, обретения инновационных способов обучения, внедрения в жизнь плодов научного прогресса и пр. Все эти моменты позволяют по-настоящему заинтересовать талантливых детей, развить их умственные способности.

Вместо эпилога

Думается, унаследовав от родителей «гены ума», дети не могут вырасти по-настоящему талантливыми сами по себе. Для того чтобы развить способности одаренного ребенка родителям нужно приложить немало усилий. Нередко мать или отец - признанные в обществе гении и таланты - своим детям уделяют недостаточно времени (в силу собственной занятости). Так из малышей впоследствии и вырастают личности, столь мало похожие на даровитых родителей. Зато гениев зачастую растят люди вполне обычные, не блистающие особыми достижениями и заслугами. Тем не менее, такие, казалось бы, неприметные индивидуумы вкладывают в воспитание своих детей немало сил и здоровья, благодаря чему талант подрастающего поколения может быть в полной мере реализован.

Есть и такие данные от американских физиологов: на 2/3 развитие личности зависит от природных способностей ребенка, на 1/3 - от влияния воспитания и окружения. Так что помимо наследственного уровня интеллекта на успехи и восприимчивость малыша к обучению в огромной степени влияют его уверенность в себе, сознательность, дружелюбие, тревожность и многие другие факторы. Передаваемые по наследству способности - это лишь стартовый капитал, которым нужно с умом распорядиться.

Экологичное родительство. Дети: Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

У матерей больше шансов передать по наследству гены, отвечающие за умственные способности, так как эти гены сцеплены с Х-хромосомой, которая у женщин представлена в двух копиях, в то время как у мужчин – в одной, пишет The Independent.

Мало того, как предполагают исследователи, опираясь на последние научные данные, «интеллектуальные» гены, полученные от отца, могут у потомства автоматически деактивироваться.

Дело в том, что гены, отвечающие за интеллект, входят в категорию генов, контролируемых полом, которые ведут себя по-разному в зависимости от своего происхождения. Некоторые проявляют активность только если они унаследованы от отца, а некоторые – только если они унаследованы от матери.

«Интеллектуальные» гены как раз относятся к последней разновидности.

Как показали исследования, проведенные на генетически модифицированных лабораторных мышах, у особей с избыточной дозой материнских генов вырастает большой мозг, а тело развивается слабо. И наоборот, у мышей с излишком отцовских генов тело вырастает большое, а мозг остается маленьким.

Изучая распределение клеток, содержащих только материнские и только отцовские гены, в головном мозге мышей, ученые установили, что клетки с отцовскими генами превалируют в древней лимбической системе мозга и отвечают за такие базовые вещи как секс, пища и агрессия. В то же время ни одной «отцовской» клетки не было найдено в коре больших полушарий, отвечающей за наиболее продвинутые когнитивные функции – мышление, речь, память, планирование своих действий.

То, что эти данные верны и для людей, подтвердили исследователи из Университета Глазго (Великобритания). Они ежегодно, начиная с 1994 года, тестировали умственные способности почти 13 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Анализ показал, что даже приняв во внимание множество факторов, от уровня образования до социально-экономического статуса участников исследования, точнее всего предсказать их интеллектуальный уровень можно по уровню IQ их матерей.


В то же время наука говорит о том, что умственные способности определяются наследственностью лишь на 40-60%. Все остальное связано с внешними условиями, в которых растет и развивается человек, но и эта часть вклада в интеллект ребенка в огромной степени зависит от матери.

Как выяснили исследователи из Вашингтонского университета (США), именно тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком является ключевым фактором для нормального развития некоторых областей его мозга. Ученые проанализировали, как группа мам общается со своими детьми в течение семи лет после их рождения.

Оказалось, что у детей, получавших хорошую эмоциональную и интеллектуальную поддержку от матерей в возрасте 13 лет, размер гиппокампа – области мозга, связанной с памятью, обучением и реакцией на стресс, – был на 10% больше, чем у тех детей, которых матери держали на расстоянии.

Это Вам будет интересно:

Сильная связь с матерью обеспечивает ребенку чувство безопасности, и дает возможность свободно исследовать окружающий мир, считают ученые. Преданные, внимательные мамы помогают ребенку преодолеть все трудности и реализовать свой потенциал. В то же время, папам тоже не надо отчаиваться – они передают своим детям и с помощью генов, и участвуя в их воспитании, множество других важнейших качеств, помогающих развитию не только интеллекта, но и личности в целом. опубликовано

У мам всего мира теперь появился прекрасный повод похвалить себя за интеллект своих детей. Согласно новому исследованию, чаще всего интеллект достается детям именно от матери.

Гены, отвечающие за интеллект

Здравый смысл диктует логический вывод, что интеллект наследуется ребенком от обоих родителей (и иногда это на самом деле так), однако чаще всего за умственное развитие малыша отвечают гены, расположенные в Х-хромосоме, как правило, унаследованной от матери.

Результаты исследования четко говорят о том, что определенные гены действуют по-разному, в зависимости от того, унаследованы они от матери или от отца.

Гены, отвечающие за интеллект и предрасположенность к обучению, расположены в X-хромосоме. Поскольку у женщины две X-хромосомы, а у мужчин всего одна, вероятность наследования интеллекта от матери вдвое выше, чем от отца. Согласно исследованию, гены, отвечающие за интеллект, унаследованные в Х-хромосоме отца, чаще всего деактивируются.

Результаты предыдущих исследований

Если вы все еще не готовы поверить в результаты нового исследования, стоит обратить внимание на результаты, собранные на протяжении нескольких десятилетий.

Еще с 1994 года представители Совета по медицинским исследованиям начали брать интервью у людей в возрасте от 14 до 22 лет. На сегодняшний день исследователи опросили около 13 тысяч человек. После теста на коэффициент интеллекта (IQ), наилучшим способом предсказать результат, после уровня образования и социально-экономического статуса, оказался интеллект матери.

Социальные факторы

Кроме научных исследований, есть и социальная теория, объясняющая, почему именно матери в ответе за интеллект своих детей. По статистике, именно матери проводят больше времени с детьми и отвечают за их воспитание и окружение как раз в то время, когда происходит активное становление и развитие умственной деятельности ребенка.

Чаще всего умные мамы воспитывают умных детей, художественно одаренные родители воспитывают художников, а в музыкальных семьях чаще всего растут музыкально одаренные дети.

Однако не стоит списывать со счетов пап. По оценкам ученых меньше 50 % человеческого интеллекта обусловлено генетической наследственностью. Около 40—60 % интеллекта формируется у детей благодаря внешним факторам.