Рождество религиозный праздник. Рождество: история и традиции праздника. Разгром наполеоновской армии и возведение храма

Рождество является одним из важных празднований в жизни христианского верующего. Вся семья принимает в нем участие, не исключая и детей. Любознательным чадам интересно узнать историю этого события, и долг православных родителей состоит в удовлетворении этого благочестивого намерения.

История праздника Рождество Христово для детей должна быть простой и легкой, потому что традиционная библейская история несколько сложна для раннего восприятия.

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме.

Когда празднуют Рождество Христово

Рождество Христово православные христиане отмечают 7 января, а накануне, 6 января, отмечают Рождественский сочельник. Это особо торжественные дни в храмах - как и везде на зимних праздниках, там наряжают елки, ставят вертепы, рассказывающие о рождении Христа. В некоторых церквях существует благочестивая традиция устраивать детские постановки и представления, посвященные этому празднику.

Однако не всегда и не у всех христиан Рождество отмечается 7 января. Католики празднуют этот день раньше, 25 декабря. Наша церковь также ранее отмечала Рождество до Нового года, но с переходом на новый стиль, дата установилась на 7 января и осталась постоянной.

На самом деле, никто точно не знает, когда именно был рожден Христос. Ученые, которые изучают Библию, высчитывали эту дату, и она была установлена такой, какая есть сейчас. Но для верующего человека нет слишком большой разницы, насколько точно 7 января соответствует библейской дате рождения Христа - именно в этот день вся церковь торжествует, ликует и радуется. Именно в этот день нас призывают разделить радость с Церковью.

О других Великих православных праздниках:

О Рождестве Христовом для детей

Родителей маленького Иисуса звали Марией и Иосифом. Господь возложил на них великую миссию - родить и воспитать Спасителя человечества.

Перед рождением богобоязненные родители отправились в Вифлеем, потому что император дал указ о проведении переписи населения, и каждый житель должен был прибыть в родной город (отец Иосиф был из Вифлеема). Отцу и матери Иисуса пришлось ночевать в пещере, так как все гостиницы города были полностью забиты. Здесь же Мария и родила Божьего сына. Младенца положили в ясли, наполненные сеном для скота.

В это время неподалеку проходили мудрые волхвы (пастухи) со стадом. Они увидели ослепительный свет и представшего ангела, который возвестил о рождении Спасителя человечества. Небесный посланец рассказал, где находится младенец и велел навестить его с особенными дарами.

На правах церковного закона Рождество было введено Иоанном Златоустом в 386 году. Константинопольский собор по поручению Василия Великого установили день празднования Рождества Христова - 25 декабря.

Объяснение такому выбору основывается на предании пророков, что Иисус должен был прожить на земле полное количество лет. Дата смерти Христа была известна всем, от нее отняли 9 месяцев и вычислили время зачатия. В день Благовещения архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что через 9 месяцев она родит сына от Святого Духа.

Отсчитав от этой даты девять месяцев, священнослужители пришли к согласию, что именно 25 декабря является датой рождения Спасителя.

Православный праздник Рождество Христово является празднованием новой эры в человеческой истории. Жители всего земного шара стараются в это время дарить особую любовь друг другу, подражая Всевышнему. Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Сына за вечную жизнь каждого, уверовавшего в Него. (Иоан. 3:16-21)

Как принято отмечать Рождество

Поскольку Рождество - это Великий христианский праздник, конечно же, его встречать следует в храме. Служба в этот день особенно торжественная и величественная, радостная. Дети тоже не скучают в храме - им принято дарить конфеты, угощения, сладости. Конечно, нужно настраивать детей на молитвенный лад, но не нужно переусердствовать. Пусть дети чувствуют светлую радость этого дня, а не строгий контроль родителей за их поведением в храме.

Колядование на Рождество.

Рассказывая детям о Рождестве, как и любом другом христианском празднике, самим взрослым нужно необходимо проникнуться радостью и светом этого дня. Совершенно бессмысленно рассказывать детям о празднике, когда сами взрослые не верят в чудо и не чувствуют особенности этого дня.

Читайте о других православных традициях:

И взрослым, и детям будет интересно знать о подготовке и проведении этого светлого дня:

  • Приготовлением к встрече Рождества является довольно длительный Рождественский пост . Детям до 7 лет по Уставу нашей Церкви поститься необязательно, а более старшим некоторое воздержание пойдет только на пользу. Конечно же, ребенка нельзя на долгое время лишать мясных и молочных продуктов, которые так необходимы в период активного роста. Но вот отказ от сладостей, от просмотра телевизора, ограничение на интернет вполне способны выдержать уже подростки.

Детский пост ни в коем случае не должен быть в форме принуждения. Дети в подростковом возрасте сильно бунтуют против любого нажима, а в вопросах веры это совершенно недопустимо.

  • В сам день Рождества и Рождественский Сочельник принято ходить в храм. Можно красиво нарядиться, чтобы внешность человека также выражала торжество. Храмы, красиво украшенные огнями, наряженными елками и прочей рождественской атрибутикой, не будут даже у маленьких детей вызывать скуку.
  • С советских времен прижилась практика наряжать елку к Новому году. Однако сегодня многие верующие люди оставляют это радостное дело на Рождество. Это связано с тем, что светский Новый год припадает на последнюю неделю Рождественского поста. Лишать детей праздничной наряженной елки с подарками под ней неправильно, но в православных семьях главный акцент должен быть не на Новом годе, а именно на Рождестве.
  • Замечательной рождественской традицией является отмечать праздник в кругу семьи за праздничным столом. В Рождественский сочельник вечером накрывают постный стол, а уже на следующий день, после торжественной службы, вся семья собирается за обильным и сытным обедом.
  • Традицией, пришедшей из языческого прошлого славян, является колядование. В наше время эта традиция становится не такой популярной, но еще в начале прошлого века на Рождество практически в каждый дом ходили ряженые. Люди переодевались в яркие костюмы и ходили по домам, распевая рождественские песни и колядки. Конечно же, дети очень любили такие колядования.

Чудеса на праздник

Есть поверье, что в этот день открываются Небесные Врата, которые исполняют самые сокровенные и добрые желания, а также спасают от материалистического видения реальности.

  • Одна девушка принялась посещать церковь после знаменательного сна, в котором на открытке было написано: «Спеши к Спасителю!». Она расценила его как высшее наставление, поменяла собственное мировоззрение и отныне живет по христианским канонам.
  • Во время коляды мальчик, спускаясь по замершей лестнице, поскользнулся и упал затылком на грань ступени. После такой травмы редко остаются в живых, но он сумел избежать гибели и серьезной травмы черепа. Мальчик ощутил небывалую любовь Господа, когда смог подняться. Вскоре чудесно спасенный от смерти понял, что должен благодарить Бога, и начал ходить в храм.
  • Женщина болела с самого детства, врачи говорили, что шанс понести ребенка приближается к нулю. На Рождество девушка гуляла вместе с подругами, кругом стояла необыкновенная тишина. В это время женщине послышался сильный голос, говорящий о том, что её ждет ребенок. Через два месяца она познакомилась с хорошим человеком и вскоре родила.

Еще о православных чудесах:

Светлый праздник Рождества особенно любим христианскими семьями. Дети получают вкуснейшие сладости и получают возможность наряжаться в интересные костюмы. В доме воцаряется необыкновенная атмосфера, прославляющая появление Спасителя человечества, принявшего смерь ради искупления всех грехов.

Как привить детям любовь к Рождеству

Детям любого возраста недостаточно просто рассказать, в чем заключается суть этого дня. Дети познают мир чувственно, через эмоции и впечатления. Поэтому самый лучший способ передать ребенку Христову радость - обрести ее самому.

Празднование детьми Рождества

Если родители или близкие влиятельные родственники сами ходят в храм, соблюдают пост, занимаются собственной духовной жизнью, это не может не отражаться на душе детей. Даже если в какой-то период ребенок отойдет от церкви и от Бога (чаще всего это происходит в подростковом возрасте), ростки, посаженные в детстве, дадут результат.

Воспитывать веру в Бога и воцерковлять ребенка в любом возрасте нужно очень осторожно, ни в коем случае не ломая и не оказывая чрезмерного давления.

Рождественские праздники - отличный повод, чтобы совместить радостные гуляния и духовное воспитание. В обычные дни детям часто бывает скучно на богослужениях, особенно если привычка ходить туда регулярно не была привита с раннего детства. Но вот службы на Рождество - замечательный способ показать ребенку, что в храме необязательно должно быть скучно.

Дети, которые с раннего возраста ходят со своими родителями в храм, намного реже покидают его в подростковом возрасте. Но очень важно, чтобы у ребенка была своя, личная духовная потребность прийти на Рождество в храм, а не провести этот день в другом месте. Если ребенок отказывается идти с родителями в церковь, не стоит принуждать его силой. В раннем возрасте это еще даст какой-то результат и ребенок просто покорится воле родителей. Однако в более старшем возрасте такой ребенок с большой вероятностью уйдет из храма.

Замечательная рождественская традиция, любимая и детьми, и взрослыми - это подарки. В советское время все привыкли дарить подарки на Новый год, но в верующих семьях это чаще делают на Рождество.

Интересно:

В подарках на Рождество, помимо желания сделать приятное ближним, прослеживается и символизм: волхвы, придя поклониться новорожденному Христу, также несли ему свои дары.

Поскольку с празднованием Рождества заканчивается длинный пост, этот день можно провести не только в богослужениях, но и в мирских радостях. Рождество любят и празднуют даже не очень верующие люди, поэтому в этот день принято ходить в гости или принимать гостей у себя дома.

Нет ничего зазорного, чтобы сесть с близкими за стол и отметить праздник. Для детей часто устраивают веселые конкурсы с наградами и подарками. Важно только не забывать, что празднуется в этот день, и отмечать праздник в пределах разумного.

Посмотрите видео о Рождестве Христовом

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва. Фото: репродукция

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Рождество — один из самых важных праздников для каждого христианина. Его отмечают всей семьей и дети принимают активное участие в праздновании. Любознательным малышам наверняка интересно будет знать, что это за событие, почему его отмечают и что означают рождественские традиции. Чтобы ребенок понимал, насколько важен этот день, стоит ему поведать историю Рождества Христова для детей. Важно донести до своего чада историю этого великого дня в такой форме, которая будет ему близка и понятна. Именно адаптированная версия истории Рождества поможет малышу понять суть праздника, ведь традиционный взрослый вариант, описанный в Библии, может быть для него слишком сложным для восприятия.

Свой рассказ можно сопровождать иллюстрациями из детской Библии, если малыш пока еще не умеет читать.

А начать повествование лучше с рассказа о главном герое праздника.

Иисус — это сын Бога. Бог послал его на землю для того, чтобы спасти всех нас. Для этого Иисусу пришлось погибнуть, но так было задумано — его муки были искуплением за грехи наших предков. Жил Иисус очень давно, более двух тысяч лет назад, но мы до сих пор помним о нем и о том, что он пожертвовал собой, ради того, чтобы мы сейчас жили.

Что же такое Рождество?

Как и у любого человека, у Иисуса был День его рождения. Именно 7 января принято считать Днем рождения нашего спасителя, хотя точной даты его рождения никто не знает. Во многих странах, в том числе в Европе и США, Рождество отмечают 25-го декабря, по старому стилю. Рождество — это праздник в честь рождения Иисуса, и мы отмечаем его до сих пор в память о сыне Божьем.

История рождения Иисуса

Ну а теперь поговорим подробнее о том дне, когда Иисус родился, но начнем свой рассказ с его родителей — Марии и Иосифа. На самом деле отец Иисуса — Господь, но Иосифу была доверена важная миссия — вырастить и воспитать сына Божьего.

Перед самым рождением Иисуса Иосиф с Марией вынуждены были отправить
ся в город Вифлеем, так как царь приказал провести перепись населения. В Вифлееме было очень много людей и все дома и гостиницы были заняты теми, кто прибыл на перепись, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере вместе со скотом. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. Поскольку в пещере не было кроватки, младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли — это ящик, из которого едят животные, и он обычно заполнен сеном. Именно на это мягкое сено и положила Мария своего новорожденного малыша.

В честь этих яслей и назвали ясли в детском садике, в которые ходят детки возрастом до трех лет.

Но вернемся к нашей истории. В эту же ночь неподалеку проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя, который пришел на землю, чтобы спасти всех от грехов. Также ангел велел пастухам отправиться к младенцу и рассказал, что он лежит в яслях.

Также в ту ночь на небе появилась яркая звезда — Вифлеемская, которая указала путь к новорожденному младенцу мудрецам-волхвам. Они догадались, что свет звезды возвещает о рождении Спасителя и отправились к нему с дарами. Волхвы знали, что Иисусу суждено стать Царем Небесным на земле.

Правящий в те времена царь Ирод тоже услышал весть о рождении царя и испугался, что Иисус может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.

Пост перед Рождеством

За сорок дней до Рождества принято соблюдать пост, то есть не употреблять мяса, яиц, молока, лишь изредка позволяется рыба и растительное масло. Такой пост нужен для того, чтобы очистить тело, но главное предназначение поста не в этом, он нужен для того, чтобы очистить душу. В период поста нельзя злится, обижаться, ссорится, думать о плохом. Именно для того, чтобы все стали хоть чуточку добрее и нужен пост.

Сочельник

Последний день поста и перед день Рождества принято называть сочельником. А если быть точнее, то это вечер перед праздником. Сочельник бывает не только перед Рождеством, но рождественский сочельник наиболее почитаемый христианами день. В этот день усиленно готовились к празднованию Рождества.

Название сочельника произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовят из злаков — ячменя, риса, пшеницы. Злаки отваривают и замачивают с маком, орехами, фруктами. Масла в сочельник не добавляли, ведь это был еще день поста, а чтобы блюдо получилось более вкусным и сытным, клали в него немного меда.

Ставили на стол в сочельник и другие блюда. Их должно было быть 12 — столько, сколько было апостолов у Иисуса. К тому же, все блюда на сочельник должны быть постными, ведь всё еще продолжается рождественский пост.

Рождественские традиции

Этот день славится своими традициями, которые немного подзабылись, но сейчас все стараются вспомнить их и соблюдать, ведь эти традиции объединяют семьи, делают их дружнее, а само Рождество долгожданным, ярким и незабываемым.

На самом деле таких традиций существует очень много и в каждом краю они отличаются, но есть несколько основных, которые соблюдаются многими людьми.

Елка

Наряжать деревце — не такая уж и давняя традиция. Появилась она давно, но окончательно утвердилась чуть больше ста лет назад. Сейчас елка у многих ассоциируется с Новым Годом, но изначально елку наряжали к Рождеству. Первые елки были украшены не шариками, а яблоками, пряниками, колокольчиками, маленькими свечками. Каждое из украшений имело свой смысл и назначение. А главное украшение елки — звезда на верхушке символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая оповестила о рождении Иисуса.

Колядки

Колядовали преимущественно дети и молодежь, они ходили от дома к дому и пели колядки, а хозяева должны были их отблагодарить. Считалось, что чем больше колядников придет в дом, тем лучше и счастливее будет весь следующий год.

Это традиция соблюдается и сейчас, правда не в таких масштабах, как раньше. Но сохранение традиций сплачивает семьи, помогает сохранить связь поколений, поэтому необходимо рассказывать детям про праздник Рождество Христово, история для детей об этом празднике должна звучать в каждом доме.

Ужин с семьей и крестными

Рождество — семейный праздник и в этот день вся семья собирается за одним столом. Также дети носят угощение своим крестным родителям. В разных регионах эта традиция отличается, но всегда ужин крестным несут после ужина с родителями. А крестные в свою очередь дарят крестникам сладости, деньги, подарки.

Кутья

Сладкая, из пшеницы, риса или другого злака — для детей это настоящее лакомство. На сочельник готовят голодную, постную кутью или, как ее еще называют, сочиво. Эта кутья жидкая, без масла и молока. На Рождество же принято готовить богатую кутью с молоком и маслом.

Также в кутью добавляют сухофрукты, шоколад.

Чудо Рождества

Считается, что на Рождество небеса открываются и у них можно просить о чем угодно. Главное, чтобы желание было искренним, светлым.

В ночь перед Рождеством и в день Рождества случаются чудеса: люди исцеляются от болезней, сбываются их сокровенные мечты. Но для того, чтобы чудо произошло, надо в него верить. Детям важно вселить эт веру в чудо, с которой легче идти по жизни и преодолевать трудности. Поэтому надо своим малышам рассказать про Рождество, история праздника для детей должна звучать как сказка, хорошая, добрая сказка, в которую ребенок поверит и в его душе станет немного теплее и светлее)))

Рождество Христово или То, чего мы еще не знаем о празднике Рождества

Говорят, перед Рождеством начинают звонить небесные колокола, восхваляя Бога за рождение Его Сына, Иисуса Христа. И с каждым новым ударом такого колокола небесная благодать разносится по нашему грешному миру, а у ангелов растут крылья...

Новый год и Рождество - два светлых семейных праздника, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения , когда желают друг другу добра. Различные христианские религиозные конфессии отмечают христианское Рождество в середине зимы с 25 декабря (у католиков) по 7 января (у православных). Рождество - праздник, который многое значит для людей, он не проходит бесследно ни для одного человека, который хотя бы раз слышал о жизни Иисуса Христа и о его жертве для людей.

Режиссеры с мировым именем снимают фильмы про рождество, художники рисуют картины, которые потом становятся шедеврами мирового искусства, поэты слагают стихи о великом таинстве рождения Спасителя.
Ночь перед рождеством - это самое светлое и самое чистое время, когда каждый человек должен простить всем неблаговидные поступки, очиститься перед людьми, попросив прощения за свои грехи и стать немножко светлее, добрее, приблизившись тем самым к Творцу.

Каждый праздник, светский ли он или религиозный, имеет свою историю.

История праздника или Ночь накануне Рождества...

Наиболее подробно о рождении Иисуса Христа рассказывается в Евангелии от Луки:

"Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице."
(Лука, гл. 2:4-7)

В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в "свой" город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.

После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила сына, которого нарекла по знамению Иисусом.

После рождения Иисуса, ему пришли поклониться пастухи, которые получили светлое известие от ангела. По евангелию от Матфея, на небе в то время загорелась чудесная звезда, которая и привела к Иисусу мудрецов (волхвов). В дар Младенцу пастухи преподнесли ладан, золото и смирну. Весть о рождении Мессии разнеслась по всей Иудее.

Узнав о рождении Нового Царя, царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев мужского пола до двух лет. Однако Иисус избежал печальной участи, так как Иосиф был предупрежден ангелом, который велел ему бежать от расправы в Египет, где Святое Семейство жило до самой смерти Ирода.

Загадка рождения Иисуса Христа рождает множество вопросов: где родился Иисус? Когда родился Иисус Христос?

Где и когда родился Иисус Христос?

Насколько бы удивительным ни было это для современного человека, но древние иудеи считали день рождения человека - началом болей и скорби, и поэтому день рождения не отмечался, как праздник. Это стало причиной того, что установить дату рождения Иисуса Христа доподлинно не представляется возможным. Иисус родился в Вифлееме, куда Мария и Иосиф пришли на перепись населения. Установить же приблизительную дату рождения Христа возможно только с помощью различных сопутствующих дат, каких-либо событий, правлений императоров или царей.

Исходя из всех исследований, Иисус родился где-то между 7 и 5 годами до нашей эры. Первая дата рождения 25 декабря) указана в летописи Секста Юлия, датированной 221 г. Однако есть и другие предпосылки к установлению настоящей даты рождения Христа. Это период с 12 по 7 год до н.э. В этот период проходила комета Галлея, которая вполне могла быть названа Вифлеемской звездой. В тот же период проводилась единственная перепись населения. Немаловажным фактом является то, что Иисус родился во времена правления царя Ирода, который умер в 4 году до н.э. Значит, Иисус Христос мог родиться только до 4 года до н.э., никак не позже, иначе на момент казни он был бы слишком молодым.

Согласно исследованиям Роберта Д. Майерса, Библия не содержит указание даты рождения Иисуса. Однако есть слова Луки, который говорит, что "на поле были в то время пастухи, которые сторожили свое стадо". Это говорит о том, что Иисус родился либо летом, либо в начале осени, поскольку в декабре в Иудее было достаточно холодно и дождливо. Следовательно, пастухи не выпасали бы стада на полях.

Ранняя христианская традиция совмещала праздник Богоявления (6 января ), Рождества и Крещения Господня, который в последствии стали различными праздниками.

Традиции Рождества

Безусловно, главной традицией Рождества является наряженная ель. Этот обычай известен с VIII века и пришел к нам из Германии. Первое упоминание о Рождественской елке связано с личностью святого Бонифация. Когда монах Бонифаций читал друидам (поклонникам деревьев) проповеди об Иисусе Христе и Рождестве, то убеждал их, что дуб не является священным деревом. Чтобы доказать свои слова, Бонифаций срубил дерево. Падая, дуб поломал все деревья своей кроной, не сломанной осталась только лишь одна ель. Монах увидел в этом событии чудо, воскликнув: "Пусть будет ель древом Христа". Именно поэтому Рождество в Германии отмечается высаживанием молоденьких елочек.


Символами Рождества являются также вечнозеленый венок со свечами, колокольчики - символ Небесных Колоколов и изгнание нечистых духов, Рождественские открытки, Рождественские гимны, свечи. Двенадцать дней праздников от Рождества Христового до Крещения принято дарить своим близким подарки, радоваться и петь рождественские песни.

Славянские народы часто гадают на рождество, особенно молодые девушки - на суженого. Загадывают желания и сны, которые, по поверью, обязательно сбудутся. В некоторых селах в ночь перед Рождеством строят "колодцы" из веточек. Верх "колодца" кладут небольшой навесной замочек, который перед сном захлопывают. Ключ девушка кладет под подушку , загадывая, чтобы суженый пришел воды напиться из колодца, а "колодец" на замке. Ключ нужно у суженой взять: придет суженый у девицы ключ просить, так они и свидятся.

Существует и еще одна традиция. Для того чтобы вещи в доме водились и семья всегда была в обновках, в канун Рождества (6 января) следует переложить вещи в полок на полки, поменяв из местами. Тогда, по верованиям, весь год семья, живущая в этом доме, сможет покупать новые вещи.

Кроме того, в Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра.

Поздравления с Рождеством

Поздравляя друг друга с Рождеством Христовым, помните, что вместе с вашими искренними словами придут в дом благословение и любовь, радость и благоденствие. Помня о Христе, станьте чуточку добрее и чище, чтобы вы смогли поверить в чудо и чтобы Его любовь поселилась в вас!


Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.

Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки
Светится глава...
Наступает день великий
Праздник Рождества!

***
Как тиха эта ночь... как прозрачна она!
Вдохновенно глядят небеса,
И в объятьях глубокого зимнего сна
Ожиданием дышат леса...
В эту тихую ночь беззакатной звездой
В мрачной бездне утраченных лет
Загорелся впервые над грешной землей
Христианства божественный свет
В эту ночь улыбнулся Младенец-Христос
С бесконечною лаской любви
Людям - братьям своим, утомленным от слез,
Утонувшим в грехе и в крови...
В эту ночь легкокрылых небесных гостей
Будто слышится пенье вдали...
И лучистые звезды сияют светлей
Над снегами холодной земли.


Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов...
Цветы там душистее, звезды - крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и тепле
Там дышит морская волна...
В такой-то стране ароматною ночью
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию,
Родился Младенец - Христос.

Ты думаешь, что некому помочь
Тебе, раз сам себе помочь не смог...
Иди, встречай рождественскую ночь -
Ведь в эту ночь родился Сын и Бог!
С той самой ночи чудо началось
Алмазом дивным из камней горсти:
Родился у Марии сын Христос
От Бога - чтоб других людей спасти!
Затем: не только тело забавляй
Едой, питьем - венком земных утех,
А Небо, душу, Бога прославляй -
Они несут тепло и свет для всех!
Пусть ждет тебя с рождения до Бога
Красивая и гладкая дорога!

Поздравляем всех с Рождеством и Новым годом! Желаем мира, благоденствия и любви!

О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, - со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.

Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, - возвестил Ей Ангел, - и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).

Младенец Христос в вертепе

Суть праздника Рождества Христова

Рождество Христово - событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком - раз и навсегда! Сперва - плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем - беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец - скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.

В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…

Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».

Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия - смерти.

Тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод на русский язык :

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!


1. Младенец Христос в вертепе - пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел : вол, по толкованию многих святых отцов, - это символ иудеев, живущих по закону, а осел - символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.

2. В центре иконы - Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии - знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она - первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.

3. Праведный Иосиф , смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).

4. Омовение Младенца Христа - еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.

5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2: 8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.

6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака - церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.

7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9). Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст - разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» - схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», - замечает архиепископ Аверкий (Таушев).

8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов - мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, - рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы - символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Священнику, а смирну - ароматное вещество для помазания умерших - как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.

9. Поклонение ангелов - на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной - Агничной - просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом - покровцом.

Вы можете скачать pdf плакат с информацией об иконе праздника Рождества Христова нажав на картинку ниже:


Интересное - правда, неясно, насколько достоверное - описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова - памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания. «Я… шел и не двигался, - повествует его автор от лица Иосифа Обручника. - И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились... И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.


Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую - тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников - что Ирод умер в 4 году до н. э.

В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I - с января 1700 года.

В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.

7 января (25 декабря по старому стилю) - условная дата Рождества Христова . Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день - начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.

Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.

В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление - явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.

В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» - григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.


Фото Dafne Cholet /Flickr

А зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями - это должно было обозначать сладость райской жизни.

Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.

Подготовил Игорь Цуканов