Современные проблемы науки и образования. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие инициативности детей изобразительная деятельность

Смирнова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Эссе
Тема: «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Дата публикации: 19.03.2019
Раздел: дошкольное образование

«Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством

использования нетрадиционных техник рисования»

Смирнова Евгения Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г. Воркуты

Та страна, которая будет учить своих детей искусству,

превзойдет все остальные

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя такой незнакомый, но удивительный окружающий мир. Именно в этот

начинается

социализации,

устанавливается

природы, предметным миром, а значит, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим

ценностям. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

возникла

необходимость

обновления

повышения

качества

дошкольного

образования,

направленного

выявление

развития

способностей, творческого и познавательного потенциала детей.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

приоритетных

является

развитие

способностей

творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

В связи с этим ключевая роль педагога – создание условий для формирования гармоничной,

духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками

культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.

Формирование

культуры

личности

происходит

процессе

художественно-

эстетической деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в

изобразительной деятельности дошкольников. Из всех ее видов рисование является едва ли не

самым интересным видом деятельности для дошкольников.

Современные

психолого-педагогические

исследования

убедительно

доказывают,

рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить

своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность

закрепить

процессе

рисования

совершенствуется

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

художественный

творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного

процесса на РАЗВИТИЕ ребенка, учет его личностных особенностей, индивидуальной логики его

развития.

особенностью

развитию

творческого

потенциала

дошкольников

Развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;

Ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию

развития ребенка;

Учёт детских интересов и предпочтений;

развитие инициативы и самостоятельности, т.е. личностных качеств ребенка, что позволит

достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Важно лишь побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто

могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву

может являться рисование с использованием нестандартных техник. Нетрадиционные техники –

это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном

рисунке, дошкольники учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику использовать,

получился

выразительным.

нетрадиционные

техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,

дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами

изображения

предметов

окружающего

получает

возможность

выбора, и чем

разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не

просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию

творческого воображения.

В своей работе в соответствии с возрастными особенностями я активно использую самые

разнообразные нетрадиционные техники рисования:

Младший дошкольный возраст:

Рисование руками, ладошками, пальцами, ребром ладони, кулаком

Оттиск печатями из картофеля, моркови, пенопласта

Рисование ватными палочками

Средний дошкольный возраст:

Тычок жесткой полусухой кистью

Печать поролоном, пробками

Восковые мелки и акварель

Свеча и акварель

Печатки листьев

Рисунки ватными палочками, мятой бумагой

Монотипия предметная

Старший дошкольный возраст:

Кляксография

Монотипия пейзажная

Рисование солью, песком, манкой, мыльными пузырями, мятой бумагой

Ниткография

Тиснение

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности

образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость,

они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим,

изображая

кружащиеся

листочки,

опускающиеся

снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и

перспектива самостоятельного выбора. Они готовы многократно повторить то или иное действие.

И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы

демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В данном взаимодействии, мною были продуманы этапы и направления работы с детьми:

накопления

обогащения.

Накопление

сенсорного,

эмоционального,

интеллектуального опыта является основой для творчества.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности,

ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта

ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых

условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

альтернатив.

Направлен

индивидуализацию

творческой

деятельности,

самостоятельное выражение художественных образов.

Обучение

нетрадиционных

рисования

происходит

следующих

направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному

рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

использования

готового

оборудования,

материала

применению

необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

применения

использованию

смешанных

изображения;

индивидуальной

коллективному

изображению

предметов,

нетрадиционной техники рисования.

Развитие

художественно-творческих

способностей

рассматривается

образовательной

«Художественно-эстетическое

развитие»

осуществляется

основных формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей;

И, конечно, совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы,

путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки

рисунков, конкурсы, развлечения.

Побудить ребенка к деятельности возможно с помощью таких методов и приемов, как:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и

приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

откажутся

почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение, художественное слово.

желательно

эмоционально

объяснять

действий

показывать

изображения.

привлекают

нетрадиционные

материалы,

разнообразнее

художественные

материалы,

интереснее

работать.

рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов,

главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с

передавать

пропорции,

сравнивать

величину

сопоставлять

натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать и делать выводы.

Происходит обогащение их словарного запаса. В связи с этим, особое внимание следует обратить

на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы,

обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через

сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-

эстетической культуры личности дошкольника.

Совместная

художественно-творческая

деятельность

воспитанниками

основана

системно-деятельностном

способствует

развитию

индивидуальных

способностей

становится

активным

деятельности,

становится

субъектом

деятельности,

соответствует

требованиям ФГОС ДО.

Развитию

творческого

воображения

повышение

интереса

изобразительной

деятельности будет способствовать использование современных развивающих технологий:

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

проектная деятельность. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные

продукты»,

(фруктов)

наблюдали,

придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике и изобраая его

разыми способами и техниками.

Организуя

педагогический

обращаем

внимание

художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено

создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение

для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.

значение

эмоциональное

благополучие

процессе

формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к

результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной

деятельности я уделяю внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ

по темам: «Дары осени», «Осенние краски», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальное чудо». В

результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; дети активно используют

средства выразительности для образности рисунка; воплощают в художественной форме свои

представления,

переживания;

совершенствуют

изобразительные

экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию.

Работы детей служат украшением группы, приемной. В группе постоянно действует выставка,

готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству.

Часто к нам в гости приходят любимые герои - Смешарики, Фиксики и др., которым нужна

помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т.п.), тем самым появляется мотив

деятельности, который помогает ее организовать.

Формированию

положительной

самооценки

стимулирование

интереса

дальнейшей

деятельности способствует ситуация успеха. В своей работе я поощряю не только творческую

деятельность детей и самостоятельность, но и любые усилия, направленные на приобретение

новых знаний.

Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества,

когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая,

коллективная

воспитатель

подготавливает

создания

композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями. Так, нами были изготовлены

коллективные

композиции,

посвященные

празднованию

Международного

женского

защитника Отечества и др. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом,

какой техникой.

Одной из важнейших составляющих работы в данном направлении - обеспечение условий

для развития творческих способностей - создание развивающей предметно-пространственной

насыщенной

разнообразными

предметами

игровыми

материалами,

способствующая

художественно-эстетическому

развитию

дошкольников.

поддержания

интереса

продуктивной деятельности и с целью развития художественно-творческих способностей в группе

оформлен

детского

творчества,

варианты

раскрасок,

заготовки

нанесенным рисунков или его частью), детские журналы с творческими заданиями; размещены на

видном месте листы разной формы и цвета для рисования, заготовки с нанесенными фигурами,

художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.

подобраны

репродукции

художников,

музыкальные

произведения

использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности.

Для рассматривания и

обыгрывания представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы

росписей (альбомы, листы), иллюстрации.

обогащения

образных

представлений,

развития

эстетического

восприятия

воображения в группе мною разработаны:

упражнения

способствующие

обогащению

сенсорного

развитию

исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;

Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы,

Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей:

«Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;

Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

Презентации и виртуальные экскурсии.

Привлечь детское внимание и зажечь искру творческой активности, формировать умение

самостоятельно

создавать,

применять,

использовать

различный

нетрадиционный

материал

нетрадиционные техники в художественном творчестве призвана «ИЗО-лаборатория», организация

которой в доступной форме позволяет детям проводить эксперименты по смешиванию цветов,

опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина,

Работа в исследовательской лаборатории включает в себя такие формы работы как:

1. Изучение цветового круга.

2. Нахождение новых цветов и оттенков путем перемешивания красок друг с другом и с

водой. Рисунок 1. Работа с палитрой

3. Изучение «холодных» и «теплых» цветов. Опыт «Огонь и лед» (Как один цвет можно

сделать и холодным и теплым, путем добавления желтой или синей краски). Рисунок 2. Рисование

дома в теплых тонах

Рисунок 3. Рисование с использованием холодных тонов

Исследование

художественных

материалов

(пастель,

акварель,

карандаш разной мягкости и т. д.).

5. Рисование манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Рисунок 5. Рисование манной кашей

Смешивание

жидкостями

(изучения

скорости

смешивания

7. Работа лаборатории на прогулке. Знакомство с начальными знаниями воздушной и

предметной перспективы (В дали лес синее, а предметы меньше).

9. Исследование силы нажатия карандаша, для передачи какого либо материала (мягкое

нажатие: облака, дым, шерсть, волосы. Сильное нажатие: камень, здания).

10. Исследование натуральных пищевых красителей.

11. Роспись различных предметов. Исследуем легкость нанесения. Рисунок 7. Роспись

пасхальных яиц

12. Окрашивание манной крупы и муки с помощью цветных мелков.

13. Роспись заготовок из соленого теста. Рисунок 9. Фигурки из соленого теста

Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей реализовывался в

следующих формах: мною разработаны памятки и буклеты, в форме творческих мастерских

проведены мастер-классы, оформлена серия наглядной информации - «Рисуем пальчиками», «Не

бойтесь экспериментировать», «Нетрадиционные техники рисования в совместной со взрослым

деятельности».

Большинство

родителей

использовать

предлагаемый

материал

совместной

деятельности

главными

помощниками

активными

участники мероприятий, таких как совместные праздники, акции, выставки творческих работ.

появилась

создания

«Портфолио

художника».

Родители

огромным

удовольствием и гордостью участвовали в оформлении портфолио своих детей, а дети не только

выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что

направлении

эффективен

развития

творческого

потенциала

дошкольников в процессе изобразительной деятельности и использования нетрадиционных техник

рисования,

подтверждается

итоговой

диагностикой.

положительная

динамика отмечается по всем критериям:

Повысился

сформированности

художественно-образных

представлений,

эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; технических

умений и навыков;

развития

познавательных

процессов

(воображение,

мышление,

восприятие);

Уровень художественных умений и навыков;

Развитие

личностных

характеристик

воспитанников

(проявление

инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать ее с другими и т.д.);

Творческие способности.

несомненно

является

школьном

обучении.

воспитанники

Победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в которых

проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для

воплощения. Их шедевры живут, дышат, а главное, каждый рисунок по праву можно назвать

маленьким

произведением

искусства.

уверенность

чувствуют

настоящими художниками. Творческий процесс - это настоящее чудо! Я люблю наблюдать, как

раскрывают

уникальные

способности

радостью,

доставляет

рисование. Наша задача как педагогов, помочь им и поддержать творческую инициативу, а главное,

желание фантазировать и творить.

Не каждый ребенок приходит в это мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что

определенным

потенциалом

художественного

развития

обладает

вступающий

человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой

путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

закончить

выступление

знаменитыми

красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от

красивой жизни – к абсолютной Красоте». Спасибо за внимание!

Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие самостоятельности и активности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста . Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей . Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том , что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности .

Что означает понятие инициативность и самостоятельность ?

Самостоятельность - работа , совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности , показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе , как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности .

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности , в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным , самостоятельным и творческим человеком в процессе , необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.

Проанализировав работы детей , выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер : дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это, я поставила перед собой цель : развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности .

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи :

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами ;

Содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель , отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.

Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.

Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные : краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности .

Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.

В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами, наглядными пособиями : интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.

Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности , расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.

Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей , так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом .

Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей , тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы : «Золотая осень» , «Новый год» , «Бабочки» , «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.

Такая работа развивает у детей самостоятельность , уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы , проведению самостоятельных исследований , созданию новых творческих работ.

Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.

В работе использую различные методы и приемы : информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого) ; репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей ; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно ; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности , но и фантазии и творчества.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника , побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов :

Игра, которая является основным видом деятельности детей ;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей . Отчетные выставки проходят один раз в квартал.

Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Провела родительские собрания на тему : «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста », «Развиваем вместе творческое начало в ребенке» ; консультации : «Как часто вы рисуете с ребенком» , «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности », «Развитие изобразительной деятельности детей в семье »; оформила папки – передвижки : «Как воспитывать инициативу у ребенка » , «Самостоятельность ребенка . Её границы» , провела мастер-класс «Опускаем руки в краску» , на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.

В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей . Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей , когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей .

В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью , что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.

В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности . На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год :

Продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности ;

Пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников .

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

Я считаю, себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу : «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Список использованной литературы :

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .

4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада . / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников . Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. – СПБ : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2012.

6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество . Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2012 г.

7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ : Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2010 г.

8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2002 г.

9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей . // Д. в. 2004.- №8.

«Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольника»

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие - либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты. (1).

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения имеет изобразительная деятельность дошкольников. Изобразительная деятельность - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и коррекции развития детей. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и природы. В начале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Развитие наглядно - образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Также изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Иногда работа дошкольников организуется как коллективное выполнение работы, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. (2).

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.(4).

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах - настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето) ;

Готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п. (3).

Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

Первые детские рисунки, конечно, еще не являются чем-то шедевральным и концептуальным. Сначала это просто горизонтальные линии, потом ребенок учится рисовать вертикальные, затем кружочки, и только потом - соединять все это в один сюжет. Если даже вы еще не понимаете, что рисует малыш, он все равно - САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.

Занятие рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Список используемой литературы:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 192 с.: цв. вкл.

2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин- тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил. авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно - воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. (Программа развития).

4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)

5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.

Статью подготовила:

педагог дополнительного образования по ИЗО

которые питает источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Согласно пункту 2.4 ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .

По данным ученых (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев), изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

Развивать творческую способность и инициативность дошкольников нужно с раннего возраста, когда они самостоятельно берутся за карандаши и краски. Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам; умение педагогов и родителей «читать» рисунки детей и их оценивать. Для развития детского творчества и овладения детьми изобразительной деятельностью нужно учитывать интересы детей, использовать разнообразные формы организации (индивидуальные и коллективные) и темы занятий. Очень важно создание доброжелательной обстановки на занятиях .

Занятия по рисованию, лепке и аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами образовательной (музыкальные занятия, знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг и др.) и воспитательной деятельностью, в процессе которой дошкольники получают разнообразные знания и впечатления. Для изображения важно выбирать самые яркие явления из жизни дошкольников, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала интерес, положительный эмоциональный настрой, желание лепить, рисовать, вырезать или наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая есть между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним). Исходя из этого положения, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать дошкольникам создавать продукты творчества, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятие игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать дошкольникам отражать в своих работах образы детских игр .

На занятиях лучше не использовать образец воспитателя, так как дети не будут проявлять самостоятельность, а просто копируют с образца. Важно дать детям самостоятельно решать детали. Можно показать несколько приемов решения одной задачи, а дети должны проявить инициативу при выборе подходящей для своего решения темы. Особенно интересно и познавательно для детей любого возраста будет использование нетрадиционных материалов и техник. А для этого необходимо дать ребенку практические умения и навыки и еще предоставлять ему право проявлять самостоятельность, ведь они очень любят экспериментировать, создавать что-то новое и уникальное по-своему. И ни в каком случае нельзя критиковать работу ребенка.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

Ушаков Д.Н.

Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ культурно целесообразного поведения, здорового образа жизни. Поэтому разработка стратегии развития дошкольных образовательных услуг в ДОУ – является актуальной и важной задачей на данный момент времени.

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.

Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Григорьевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская). По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.

Так в рисовании, работая по тематическому блоку «Пейзаж», рассматривание пейзажей с детьми начинаем уже с младшего дошкольного возраста. У детей возникает желание рисовать и они воплощают свои эмоции от увиденного и пережитого в свои первые пейзажи, так появляются пейзажные этюды: « Почки и листочки», «Дождик, дождик:кап-кап-кап!», «Ветер», «Вьюга-завируха», «Ненастье» и др. Дети уже в младшем дошкольном возрасте проявляют самостоятельность в выборе разного материала и проявляют инициативу в изображении элементов пейзажной живописи. Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, важно не пропустить этот момент, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность, предоставить ему выбор и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. У детей старшего дошкольного возраста индивидуальность в изображении пейзажа проявляется более ярко. Каждый ребенок по своему видит изменения в природе, ощущает красоту и неповторимость природы в разное время года и отражает это в своей работе. Так дети старшего дошкольного возраста изображают природу в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, поздняя осень. Проявляется индивидуальность и в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. Один ребенок изображает зиму белоснежную, а у другого зима в фиолетовых оттенках. Индивидуальность проявляется и в построении композиции.Для поддержки детской инициативы и самостоятельности используем прием незавершенных композиций, экспериментирование с цветом, где дети самостоятельно смешивают краски и находят нужный оттенок, выбирают фон и материал для передачи образа. Детская самостоятельность и инициатива поддерживается через коллективные композиции, где дети выбирают партнера, работают в паре, подгруппе.

В детских работах можно увидеть, какой дует ветер, как летят и кружатся осенние листья, несет их легкий прохладный ветерок или пронзительный злой северный ветер. Своим работам дети самостоятельно придумывают названия «Ласковое утро», «Грозный вихрь», «Северное сияние» и др. Результатом проведенной работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью стала выставка детских работ «Красивые уголки нашего города». В своих работах дети проявили индивидуальный почерк, самостоятельность при выборе сюжета, материалов и средств, способность к интерпретации художественных образов. Не случаен и выбор сюжета, каждый ребенок изображает свой любимый уголок города, а значит, у него зарождаются любовь и чувство патриотизма к своему родному краю.Каждый вид изобразительной деятельности наряду с общим эстетическим воздействием оказывает специфическое влияние на ребенка. Как показывает опыт работы педагогов нашего детского сада применение в аппликации нетрадиционных техник способствует не только развитию художественного воображения и эстетического вкуса, творческого мышления, пространственного восприятия, но и развитию детской инициативы и самостоятельности. Мы используем разные виды аппликации, которые различаются по форме (объемные, плоские), цвету (одноцветные, двуцветные) и тематике (предметная, декоративная, сюжетная). Для их создания мы используем цветную бумагу, пластилин, ткань, солому. Дети с удовольствием используют в сочетании с аппликацией технику оригами. В качестве необычных материалов для аппликации используем клейкие модули: клейкие листочки и клейкие ленты, бумажную мозайку. Дети с помощью цветочков, стрелочек, звездочек оформляют как объемные, так и плоские аппликации, тематические открытки, настенные панно. Работа с необычным материалом позволяет дошкольникам проявлять фантазию, креативность, творческий подход, учит мыслить нестандартно.

Лепка вызывает интерес практически у детей всех возрастов. Педагоги нашего ДОУ используют различный материал: пластилин, тесто, гипс, глину и различные техники работы с данными материалами.Нетрадиционная техника работы с пластилином «Пластилинография» активно используется в практике работы нашего ДОУ. («Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Темы близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Дети с удовольствием самостоятельно придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, проявлять инициативу, индивидуальность, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. В своей работе используем такие виды пластилинографии как обратная пластилинография, пластилиновая мозайка, модульная пластилинография. Детям предоставляется большой выбор разнообразного пластилина. В пластилинографии используем те же приемы, что и в лепке: придавливание, примазывание, сглаживание, сплющивание. Цвета легко смешиваются между собой и получаются дополнительные оттенки, что помогает ребенку развить цветоощущение. Родители, посетив выставку объемных картин в детском саду активно откликнулись и посетили мастер-классы, где вместе с детьми создавали пластилиновые шедевры. Многие из родителей создали свои уголки творчества в домашних условиях, что привело к проявлению самостоятельности в творчестве детей. Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании объемных картин позволяет детям проявить оригинальность, самостоятельно довести дело до завершенного конца.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Пластилинография»

Данный мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности посредством пластилинографии.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.

Выберите себе незавершенные композиции, по желанию вы можете нанести свой рисунок: предмет, цветок, гриб, бабочку и пластилин. В данном случае мы предоставляем большой выбор пластилина. Сейчас я расскажу о нескольких видах пластилинографии, а вы сами выберите себе тот вид, который вам больше всего понравился.

1. Обратная пластилинографии – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Т.к. на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

При обратной пластилинографии поверхность для работы нужно предварительно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера или витражного контура, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

2. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

3. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Вы можете приступить к работе и выбрать любую технику пластилинографии.

Пока наши коллеги работают, я расскажу о других видах пластилинографии.

Существует еще несколько видов пластилинографии.

3. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

4. Контурная пластилинографии –изображение предмета при помощи жгутиков.

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

5. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев . Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

6. Фактурная пластилинография-изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)


Подписи к слайдам:

Пластилинография Воспитатель: Скиба О.А.

Что такое « Пластилинография »? Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Что такое пластилин? Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός - лепной) - материал для лепки. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и красителей. Служит для выполнения различных фигур и изображений.

Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Картон (однотонный и цветной),желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.

Шариковый пластилин Плавающий пластилин Масса для лепки

совершенствовать зрительное восприятие. способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию: развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала; развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук; развивать фантазию, воображение, пространственное мышление; формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями. способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости - вносить коррективы в первоначальный замысел. Задачи:

Прямая пластилинография-изображение картины на горизонтальной поверхности Обратная -изображение с другой стороны(витражная)

Контурная пластилинография-изображение картины по контуру, с помощью жгутиков Многослойная- нанесение пластилина несколькими слоями

Модульная пластилинография-нанесение множества готовых элементов Мозаичная –нанесение одинаковых элементов(шариков)

Фактурная –более выпуклое изображение (рельеф, барельеф)

* Можно закрашивать шаблон пластилином; * процарапывать зубочисткой рисунок на слое пластилина; * лепить объёмную картину – барельеф; * делать пластилиновую картину. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы – баночки, бутылочки, пластмассовые яйца, коробочки. Они служат прочной и удобной основой. А также позволяют избежать лишней работы. Лепка по форме Рисование пластилином

Когда образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).Этим способом начинают лепить уже в 2-3 года(пирамидка. бусы. Заборчик, колодец) Объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Называют пластическим или лепка из целого куска, когда ребёнок моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, сминает, прищипывает там, где нужно: сверху, по бокам, снизу. Конструктивный способ Скульптурный способ Комбинированный способ Техника лепки – разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Раскатывание Скатывание Оттягивание Сплющивание Вдавливание Загибание Оформление работы

«Азбука лепки» - приём скатывания формы шара: играем с пластилином в «Волшебный колобок» Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс- воздушный шарик, дыня. Оттянуть с одной стороны- груша, матрёшка. Сплющить между ладонями в диск-колесо, лепёшка. Раскатать в конус - мороженое, пирамида. Сплющить с одной стороны в полусферу- пряники, жуки. Сделать углубление пальцами или карандашом - шляпка гриба, чашка, ваза.

«Азбука лепки» - приём раскатывания формы цилиндра: играем с «колбаской» Совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед - назад (до получения детали нужной формы и размера) с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз – две трубы и 100 колес: « Чух, чух, чух, чух, чух! » (особенно актуально на начальном этапе освоения основных формообразующих движений).

1 этап Зрительно-тактильное обследование предмета- определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.

Зарисовка изображения, определение количества пластилина 2 этап

3 этап Непосредственное создание пластилинографи-ческого изображения, используя приёмы «Азбуки лепки» и производные от них приемы техники пластилинографии.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Чтобы была завершённость занятия, обязательно подводится краткий итог Самостоятельная оценка работы с помощью: карточек – символов; схемы; смайликов и др. Создание сюжетной композиции, выставка и общая оценка работ педагогом Оценка работы соседом; героем из сюрпризного момента

Спасибо за внимание!

Список источников « Пластилиновая страна Лепилка » Селивон В.А. Минск: «Поппури», 2010. «Программа 4 вида» под ред. Плаксиной Л.И. http: //www.Lenagold.ru http: //strandetstva.ru «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г.Н., изд-во: Скрипторий 2003.Год выпуска 2008. http: //detskiysad.ru