Коллективные творческие дела в детском саду. Коллективные работы создаются с детьми. О создании коллективной композиции. Организация работы в доу через эффективные формы коллективно-творческой деятельности детей, педагогов и родителей Коллективная работа

Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников

ВСЕ в тысячу раз интересней

Когда мы все делаем вместе…

Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .

Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»

На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы

Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.
Участники: дети дошкольного возраста.

Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.

Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.

Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.

Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.

А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.

Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.

На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.

Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.

А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.

А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции .




Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами

общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Способы организации коллективной деятельности на занятиях.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:

· Изготовление художественных панно и макетов;

· Выполнение подарочных плакатов;

· Изготовление атрибутов к совместным играм;

· Иллюстрирование сказок и рассказов;

· Художественное оформление выставок;

· Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.

Оксана Добродон

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .

Цели коллективных занятий :

Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи :

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы .

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе , ее содержании;

Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .

Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .



Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Цели коллективных занятий:

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы.

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Подводя итог, выполненной работе, мы проводим обсуждение творческой работы с детьми. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы, которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества, ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Поляна с цветами и бабочками» (коллективная работа в технике оригами)


Автор: Сафонова Ольга Владимировна
Место работы: воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида" г. Ковылкино, Республика Мордовия

Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.

Задачи:
-познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни.
- закреплять умение детей создавать поделку (бабочку) из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
-закреплять умение складывать цветок тюльпана в технике оригами, используя базовые формы «конверт» и «воздушный змей»;
- развивать мелкую моторику;
-развивать глазомер, умение соблюдать симметрию в создании узора на крыльях бабочки;
-развивать навыки коллективной творческой деятельности;
-развивать интерес к жизни насекомых;
- воспитывать умение замечать красоту природы, желание любоваться ею,
беречь её.

Материалы для занятия:
весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.

Предварительная работа:
беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Обратите внимание на гостей. Поздоровайтесь с ними. Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие на лесную полянку.
Для того чтобы оказаться там, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
Воспитатель:
Итак… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
На весеннюю поляну мы с вами отправляемся…
(звучит спокойная музыка, выставляется весенняя поляна)
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)
Воспитатель:
Дети, вот мы с вами и оказались на весенней поляне.
Скажите, а какой сейчас месяц?
Что изменилось в природе в апреле? (Солнце светит ярче, греет землю, растаял снег, появилась зелёная травка, на деревьях набухли почки, выросли маленькие листики, распустились цветы, прилетели птицы из тёплых стран, проснулись насекомые)
Каких насекомых вы знаете?
Пригласила я вас на эту поляну, чтобы рассказать вам интересную историю. А про кого, вы узнаете отгадав загадку.
Послушайте загадку:
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Воспитатель: С нашей гусеницей произошла такая история.
Жила-была гусеница. Она вылупилась из яичка, ползала по листьям и много ела. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Она устроилась поудобнее на ветке и опутала себя липкими нитями.


Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало весело. Лёгкий зелёный туман окутал все берёзы, все осинки в лесу.
Как вы думаете, что это было?

Правильно. Это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник.
Засвистел, защёлкал в кустах Соловей, звонко заквакали возле речки лягушки, майские жуки с гудением носились между ветвями.
Проснулась и гусеница, высунула наружу усики, и только хотела она вылезти целиком из своего кокона, как почувствовала, что на спинке ей что-то мешает…
Воспитатель: Дети, что же ей мешало гусенице на спинке?
Дети: Крылья!
Воспитатель: А теперь посмотрим так ли это?
Воспитатель: В кого превратилась наша гусеница?
Дети: В бабочку!
Вот в какую красивую бабочку превратилась наша гусеница


Послушайте сказку дальше… Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка.
(показываю луг-зеленый ватман)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь бабочке?
Дети: Можно сделать цветы.
Воспитатель: А еще что можно сделать?
Дети: Сделать бабочек.
Какие весенние цветы вы знаете?
Я предлагаю вам изготовить для бабочки цветок тюльпана. Эти цветы вырастают весной не только на наших клумбах, но встречаются и в дикой природе на юге нашей страны.
Воспитатель: Дети, но сначало давайте отдохнем.

Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Садитесь на свои места.
Давайте сделаем для неё цветочную поляну.

Работать будем по подгруппам: «бабочки» и «тюльпаны».

Вспоминаем способы изготовления бабочки и тюльпана, рассматриваем пооперационные карты.



Напоминаю вам о симметричном расположении узора на крыльях бабочки.
Давайте подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)

Воспитатель: Приступаем к работе. Помните, что необходимо приглаживать пальцем каждую линию заготовки, чтобы все поделки получились аккуратными.

Творчество детей. (Звучит спокойная музыка. «Вальс цветов» П.И. Чайковский).

Воспитатель: Вот и расцвели красивые цветы на лугу. И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки
осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Воспитатель: Дети, вам понравилось заниматься? А что понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Вы рады, что помогли бабочке?
Молодцы! Берегите, жалейте всё живое, дети! Всматривайтесь. вслушивайтесь, вникайте в красоту природы, берегите и приумножайте её!
Анализ работ детей.
А в подарок вам на память о нашем занятии фотографии бабочек!




Способ изготовления бабочки




Раскрываем квадрат.


Переворачиваем квадрат.


Складываем квадрат пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны, цветной стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Надавим снизу на центр квадрата, вогнём боковые треугольники, складывая их пополам. Базовая форма двойной треугольник готова.


Складываем двойной треугольник пополам, определяя среднюю линию.


Боковые стороны верхнего треугольника загибаем к средней линии.


Отгибаем стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам.


На большом треугольнике делаем выемку, урашаем бабочку симметричным узором, приклеиваем усики.
Способ изготовления тюльпана.


Нам понадобится квадратный лист бумаги яркого цвета.


Складываем квадрат по диагоналям (косыночкой) белой стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Каждый угол листа загибаем к центру, получаем квадрат меньшего размера или базовую форму "Конверт".


Внутренние углы отгибаем к внешним сторонам квадрата. Заготовка теперь похожа на окно с открытыми ставенками.


Складываем заготовку пополам так, чтобы все уголки образовали ровный ряд зубчиков-лепестков.


Сворачиваем заготовку конусом. Цветок тюльпана готов.


Возьмём квадратный лист бумаги зелёного цвета.

Надежда Егорова
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Коллективное творчество дошкольников .

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем , особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты , готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе ; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование , ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении . Основной причиной является : недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества , педагог должен основываться на следующих принципах :

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества ;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии ;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности ;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников .

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста ) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами . Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В . Маяковского : «Чего один не сделает, сделаем вместе» .

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения , кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми :

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом : планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке , аппликации, конструировании , сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда ).

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг» , «Лес» , «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.). Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы , каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия , педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело . Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества .

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города» : на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества ? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества , является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка , навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества , следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества , неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности : добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески , если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация) . В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование) . Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек) . Карусель конструирует воспитатель .

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация : дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны : небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами

3. Наш уголок природы (аппликация)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. На катке

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Коллективная творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат - общий успех, оказывающий положительное влияние как на группу в целом, так и на каждого ребенка в отдельности .

Коллективная деятельность в ДОО - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которая дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. В работах отечественных исследователей коллективная деятельность дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции :

Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

Контактная готовность к приему и передаче информации;

Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;

Перцептивная - восприятие и понимание друг друга;

Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.

Основные задачи, решаемые на коллективных занятиях:

1. Закрепление полученные ранее технических умений и навыков, формирование умений использовать их разумно и рационально. Разносторонний обмен, осуществляемый педагогом и детьми в процессе контактов друг с другом, служит важным источником пополнения их практического опыта. Этот процесс осуществляется на основе анализа и «присвоения» умений и навыков партнера, а также за счет совершенствования уже имеющихся у самого ребенка умений и навыков, а также благодаря возникновению новых из них в результате совместной деятельности, приобретающей при благоприятных обстоятельствах характер сотрудничества и сотворчества.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств: умения и потребности доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, добиваться лучшего качества работы, стремясь сделать ее выразительнее, понятнее, интереснее, понимать значимость своего труда в общем деле и т. д.

3. Формирование умений сотрудничать со сверстниками и воспитателем (объединяться, договариваться о выполнении общей работы, помогать друг другу советом, действенным показом, управлять своими желаниями, подчинять их интересам общего дела, оценивать себя и другого, соотносить свои мысли, чувства и формы поведения с другими людьми (сверстниками, воспитателем), переживать за общий результат). При этом, особенно важны контакты со сверстниками, так как только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Таким образом, коллективные виды деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой - выступает важнейшим средством формирования умений планирования, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.

Коллективные виды деятельности в ДОО активно применяются на занятиях изобразительного искусства, - дети очень любят такие коллективные занятия. При этом, как отмечают педагоги, организовать коллективную работу легче всего по аппликации, когда каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем - наклеивает его на общий лист (общую картину или композицию).

В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм деятельности. Так, М.Н. Турро выделил следующие три формы организации совместной деятельности детей:

1. Фронтальная - коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных изделий детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма - выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети делают свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывают действия с другими детьми.

3. Коллективно-производственная (индивидуально-производственная) - строится по действию конвейера, когда каждый ребенок в процессе изготовления изделия выполняет одну определённую операцию.

И.Н. Турро отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. Он также подчеркивал, что «коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности», по мнению автора, «всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью» .

Высокую оценку методу коллективных работ в книге «Мудрость красоты» дал Б.М. Неменский, отметив, что при использовании этого метода «…дети приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни». Б.М. Неменским же впервые был включен в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству методом коллективных и групповых работ в Программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Он систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда .

С нашей точки зрения, более полная систематизация видов коллективной деятельности с детьми дошкольного возраста представлена в классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова . Эта классификация созвучна системе видов коллективной работы И.И. Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов организации коллективного труда. В основе данной классификации лежат следующие виды коллективной деятельности:

1) Совместно-индивидуальная деятельность - при которой коллективная работа представляет собой соединение в цельное панно индивидуальных работ детей, сделанных с учетом поставленной воспитателем задачи или со значением замысла общей композиции.

Процесс совместной деятельности наблюдается только в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое. При этом, дети более охотно расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка (вылепленного или вырезанного предмета) - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность, тем больше начнет возникать контактов между ними.

В самом начале занятия необходимо увлечь детей темой, интересной целью, внесением заранее выполненного воспитателем макета (фона, декорация), на котором затем будет размещаться композиция или главного героя, вокруг которого ее можно построить. Задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии композиция выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками. Достоинства данной формы - она позволяет вовлечь в коллективную деятельность большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

При совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности применяют два вида работ детей: фронтальная и подгрупповая.

Во фронтальной работе с детьми воспитатель ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объём, размеры и т.д.). На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитатель собирает элементы, детали, части общей композиции, при этом учит их находить для каждой фигурки наиболее удачное место в композиции, подчеркивая ее достоинства или, скрывая недостатки.

В подгрупповой работе воспитатель также руководит работой детей, но отличие в том, что группу детей делят на подгруппы, объединяя по 2-4 (6-8) человек. Им придется попробовать в основном без помощи воспитателя составить из однородных (одинаковых) или разнородных (разных) предметов свою композицию, вступая в обсуждение вариантов размещения готовых изображений на одной плоскости. Например, «Кошка с котятами», «Иван Царевич и серый волк», «Встреча Колобка с Лисой (Зайцем, Волком, Медведем)» и др. Подгруппам могут быть даны одинаковые или даже разные задания, которые должны выполнить качественно, чтобы после завершения работы получилась необычная композиция, состоящая из индивидуальных работ каждой подгруппы.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

2) Совместно-последовательная - когда композиция постепенно наращивается новыми деталями. При такой форме организации деятельность детей может строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Деятельность детей на таком занятии представляет собой два основных этапа:

1 этап - индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего;

2 этап - последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед детьми встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, сувениры для малышей, чайный сервиз и т.д. Для того чтобы все дети смогли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход с одного места на другое. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Перед началом творческой работы столы для детей следует удобнее поставить так, чтобы они напоминали конвейерную линию. Количество, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Каждая линия будет делать свою работу, и соревноваться с другими в качестве и скорости выполнения работы. Задача, стоящая перед ребенком проста: приклеить (прилепить, нарисовать) свою деталь точно на место, так, как это сделано на образце, при этом операцию надо выполнить в нужном ритме: быстро и аккуратно.

К совместно-последовательной форме можно отнести и деятельность, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» участники поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано другими. Причем каждый ребенок должен внести свою «лепту» в работу. В качестве эстафетной палочки, если работа выполняется в технике аппликации, может сыграть тюбик с клеем. Организовывая совместную деятельность по принципу эстафеты целесообразно разделить детей на подгруппы и вести параллельно несколько коллективных композиций, предоставить каждой - лист для творческой работы. В этом случае возникает ситуация соревнования подгрупп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы - «эстафета».

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности создает условия для формирования умений координировать совместные действия, т.к. неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Данная форма работы в ДОО встречается не часто.

3) Совместно-взаимодействующая работа выполняется всеми участниками одновременно, согласовывая действия на всех этапах. Предлагается выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. На занятии каждый ребенок должен не только качественно выполнить изображение предмета (создать свой образ в связи с совместно придуманным содержанием, творчески подойдя к отбору способов и приемов изображения, средств выразительности), но и принимать активное участие в обсуждении получившихся образов в связи с замыслом, участвовать в решении разно-образных вопросов, возникших в ходе работы. Только при этих условиях происходит непосредственное взаимодействие между детьми.

Одним из важных моментов является деление группы детей на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции или всей композицией. Вначале это простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности детей - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество участников: от 3-4 до 7-8 детей и более (в зависимости от тематики коллективной композиции). Детям предлагаются широкие, объемные темы, представляющие варианты для продумывания конкретного сюжета, развитие фантазии, творческого воображения, по темам: «Цирк», «Зоопарк», «Доктор Айболит и его друзья», «Полет на Луну», «На дне морском», «Жизнь зверей в лесу»; по сказкам: «Буратино», «Чиполино», «Теремок»; по мультфильмам.

Дети могут разбиться на творческие группы по желанию или по общности интересов, а также иметь возможность обсудить предстоящую работу: определить общий замысел, содержание работы, распределить обязанности в зависимости с возможностями и интересами каждого, приготовить для работы нужный материал. В результате этого каждый участник совместной деятельности получает представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей. При этом, воспитатель ненавязчиво направляет обсуждение в нужное русло, помогает в решении спорных и конфликтных вопросов, но исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие сотрудничество детей. После окончания совместного творчества необходимо устроить выставку обсуждение созданных композиций. В ходе обсуждений и на конкретных примерах значительно легче показать детям, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

Эта классификация коллективной деятельности интересна потому, что в каждом из видов совместной деятельности не препятствует делению группы на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы детей, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что вносит разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогащает опыт коллективного творчества дошкольников.

Что касается формы коллективной аппликации, то она может быть различного содержания. По тематике их делят на три основные группы: предметная, сюжетная и декоративная аппликация .

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.) В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («цыпленок клюет зерна», «рыбки плавают в аквариуме», «салют Победы», «полет в космос», «птицы прилетели» и т. д.).;

Коллективно создаются и декоративные аппликации, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода, это могут быть орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания. На коллективных занятиях декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Для создания орнаментов дети старшего дошкольного возраста обучаются равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации.

Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная), по объему (плоская, выпуклая), по материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни и т.д.) и др. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает их бесконечное множество. В Приложении 1 дана классификация, которая дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее коллективные возможности.

Следует отметить, что все коллективные работы имеют целевое назначение: создание картины; украшения к празднику; украшение группы, коридора, зала; выполнение панно для досуга, ко дню рождения ребёнка; создание декорации к играм, спектаклям, афиши; книжка-ширма в подарок; иллюстрирование сказки, стихотворения, кадров к фильму и т.д. В этой связи, коллективная деятельность на занятиях по аппликации различна и по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, детали костюмов, театральных декораций.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности вообще, и к аппликации в частности.

На практике на занятиях аппликацией используются разные виды организации коллективной деятельности, а также их сочетание, каждая из которых имеет свои возможности в формировании у детей умения взаимодействовать друг с другом и в организации совместного творчества.

Аппликации для детей - это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.

В аппликации, как продуктивном виде деятельности, дошкольнику предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества; развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности. Поэтому аппликация имеет большое значение для всестороннего развития детей:

Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции, развивается речь, обогащается словарный запас, развивается образная, связная речь;

Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;

Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;

Трудовое воспитание - умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется затраты физических сил, трудовых навыков; участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них способствует формированию трудолюбия;

Эстетическое воспитание - чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции, постепенно развивают у детей художественный вкус.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже самостоятельно вырезывают и наклеивают формы. При этом, наибольший эффект на занятиях аппликацией достигается в коллективных видах деятельности, которые подразделяются на: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие. Кроме того, коллективные работы могут быть разными и по тематическому критерию: изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов; изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное оформление выставок; изготовление костюмов, театральных декораций.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей. В процессе создания коллективной работы дошкольники активно общаются, обсуждают интересные варианты замыслов и принимают наилучшие решения, учатся конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.

Значение коллективных видов деятельности можно выразить в двух основных моментах: когда дети работают коллективно, то результат совместной работы действует на каждого члена детского коллектив; в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации столь важные для полноценного становления личности ребенка.