Правовое воспитания школьников на уроках биологии. Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятелности. Урок биологии, посвященный половому воспитанию

Губчук Дмитрий Петрович,учитель химии и биологии,КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2», с.Шипуново Алтайского края[email protected]

Духовнонравственное воспитание на уроках биологии

Аннотация. Статья посвящена проблемам духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии. Автор раскрывает аспекты, включающие духовнонравственное воспитание на уроках биологии и проводит анализ ценностных аспектов современной биологии, способствующих воспитанию гражданина и гуманиста.Ключевые слова: духовнонравственное развитие и воспитание, цели изучения биологии, нравственный, гражданственный, политехнический, патриотический, здоровьесберегающий аспекты, практическая направленность, арсенал средств духовнонравственного воспитания, принципы духовнонравственного воспитания

«В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуальноразвитые и духовно нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».Ключевая роль в духовнонравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,составляющих инструментальную основу учебнопознавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив,органично дополнять его».«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовнонравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи -развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культкрную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы».«Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных исемейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности».«Основными целями изучения биологии в школе являются:формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;воспитание ценностного отношения к живой природе.Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму».«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы».Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток пробивается через корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа –мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир (см.таблица 1). Таблица 1Развитие личности ребенка как человека

изучающегоокружающий мир

˃изучающего духовный (внутренний мир)а) развивается умение ставить цели ддеятельности, исследования.

˃а) развивается умение ставитьцели саморазвития и самоизменения.б) развивается умение планировать,проектировать деятельность.˃б) развивается умение выражать себя,свои чувства.в) развивается умение максимально самостоятельно реализовыватьплан.˃в) возможность для ребенка формирования у себя воли (свободное взятие на себяответственности за свою судьбу).г) развивается умение контролировать процесс продвижения кцели и результат выполненнойработы.˃г) возможность для развития воли,ответственности, воспитания внутреннесвободного человека.д) развивается умение оцениватьмеру продвижения к цели и какрезультат:РефлексииПониманияКоммуникативных умений.˃Воспитывается любовь к себе и к миру,красота, вера, надежда.

«Духовнонравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:Нравственный -предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.Гражданственный-формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.Политехнический-предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.Патриотический-компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствуетлюбви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.Здоровьесберегающий -предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».Формировать у школьников чувство патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.Отражение колоссальных успехов нашей страны в области различных отраслей биологии, медицины, генетики, селекции в школьном курсе биологии позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала (загрязнение атмосферы и решение экологических проблем, этические аспекты биотехнологии, клонирование и т.д.) способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.).Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовнонравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.Одним из важнейших принципов духовнонравственного воспитания является процесс непрерывности –взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения должно идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а системный характер.

Ссылки на источники1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.М.:Просвещение, 1978.389 с.2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.2е изд.М.:Просвещение, 2009.3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. М.:Издательство «Планета 2000», 2002.52 с.4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.М.: Педагогическое общество России, 2000.130 с.5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России2004, №№1213.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»


(кустовое методическое обьединение)

Петрова Людмила Григорьевна
учитель биологии МОУ «Рудногорская сош»
первой квалификационной категории

п. Рудногорск
Нижнеилимский район
Иркутская область
2013 год

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности
№1 Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.№2«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:-Нравственный предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.-Гражданственный формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.-Политехнический предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.-Патриотический компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.-Здоровьесберегающий предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)
№3Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галерии ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.

№4
Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.В своей работе я тоже стараюсь акцентировать внимание на индивидуализации процесса обучения и считаю, что биология, как учебный предмет, имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм. Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.
№5
Диалог
В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.
Обратимся к конкретным примерам. Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Дети с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации. Очень часто на уроках мы со школьниками говорим об экологических проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяем проблеме сохранения биологического разнообразия. В курсе общей биологии школьникам предстоит обобщить и расширить знания по основным вопросам биологической науки. Еще раз подчеркиваем, что БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ, говорим, что однозначно нельзя дать объяснение слову «жизнь», приводим различные его трактовки. Уместно назвать цифры, подтверждающие, сколькими человеческими жертвами сопровождаются военные действия, испытания ядерного и химического оружия, теракты. Дети и сами приводят примеры, выражают свое отношение к этой проблеме.
№6
Оценка информационного воздействия на учеников
Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»
Трагична судьба итальянского ученого Джордано Бруно.История героизма врачей и ученых проверяя на себе воздействие холерных бацилл. Сохранение коллекции семян в бло¬кадном Ленинграде это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена хлеб будущего.
№7
Ролевые и деловые игры
Развитие личности, в том числе и нравственное, не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение, являются ролевые и деловые игры. Они могут занять все время урока, либо быть его частью.
Тема: Влияние человека на животный мир
После рассмотрения основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической судьбе. (Дети готовятся заранее)

№8
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.
По мере возможности и необходимости практикую проведение уроков НРАВСТВЕННОСТИ. Их продолжительность от нескольких минут до целого урока. Они имеют общую цель – способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как гуманность, ответственность, толерантность, патриотизм.
На одном из первых уроков в 8 классе после знакомства с предметом изучения таких наук как анатомия, физиология, гигиена и психология, знакомлю учащихся не только с историей развития представлений о человеке, как это предусмотрено программой, но и рассказываю о роли медицины в трудные периоды жизни человечества.
Тема урока НРАВСТВЕННОСТИ «ГИМН МИЛОСЕРДИЮ»
Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути. (Китайская пословица)
Землетрясения, наводнения, извержения в
Содержание предмета биологии является благодатной почвой для нравственного воспитания учащихся. На протяжении всех лет обучения (с 6 по 11 класс) основным объектом изучения является живой организм.
Именно поэтому, изучая особенности строения живых организмов, значение их в природе, ребята практически на каждом уроке обращаются к таким общечеловеческим ценностям как добро и зло, гуманное отношение к живому.
Необходимо умело использовать любую возможность, чтобы приобщать детей к духовно-нравственным ценностям; воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к Родине, к родной природе; чувства милосердия и сострадания, содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.
№9
На протяжении нескольких лет нами собиралась коллекция стихотворений, пословиц, цитаты из художественных произведений, высказываний известных людей, которые можно использовать на уроках биологии, предлагать их учащимся для обсуждения.
На уроках мы используем репродукции картин русских художников, зачитываем выдержки из художественных произведений, стихотворения, показывающие красоту природы.
№10
Воспитание должно охватывать не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний. Как сказал Платон - «Созерцая прекрасное, человек возвышает себя»
На уроках, посвящённым темам охраны растений и животных, воспитываются у школьников чувства милосердия и потребности оказывать помощь нуждающимся.
№11
При изучении организма человека мы стараемся показать учащимся ценность жизни человека, природы, планеты Земля, гармонии в отношениях человека и природы.
Большое значение приобретает сегодня глубокая и продуманная нравственно- психологическая подготовка молодых людей к вступлению в брак.
Воспитывать школьников как будущих отцов и матерей – это значит воспитывать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку другого пола, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлому, половой распущенности.
Хочется вспомнить слова Сухомлинского В.А.: « Вы будущие отцы и матери. Через несколько лет у Вас будут дети. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а, прежде всего великое творчество»
Вывод:
Необходимо затронуть материалом сердца учеников, взволновать и заставить думать. Между знанием, как себя вести, и между правильными действиями лежит огромное расстояние, которое не пройти за один урок. От требования «Ты должен» к состоянию «Я хочу» приводит человека его личное отношение к тому, что он делает. И чтобы это произошло, нужно повторения, упражнения в повседневном нравственном поведении, закрепление моральных привычек в практическом опыте своей деятельности, так как один поступок ещё ни о чём не говорит.

В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуально-развитые и духовно-нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки..

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит “особенная теплота и задушевность отношений”, основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли.

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель.

Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

Высокоразвитое гражданское самосознание, понятие о долге и чести руководят нашими чувствами, умонастроениями, поступками. И первична здесь не природа, а воспитание.

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащихся - непрерывный процесс на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, продолжая в школе. Учитель может участвовать в этом процессе своим нравственным примером, личностно-ориентированным обучением, а также средствами своего предмета.

Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

Молодежь впитывает представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

Дети,подрастая,копируют поведение взрослых:родителей, педагогов, соседей и т.д., поэтому необходимо помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, у станков и чертежных досок, за пультами управления, на полях и фермах. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии. “Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце” - писал, Ф. Шиллер. “Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” - говорил Гёте.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, необходимости охраны окружающей среды и приумножения богатств природы.

Земля - планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И все, что мы делаем на Земле, затрагивает прямо или косвенно всю планетарную систему жизни. Систему, за счет которой мы существуем, неотъемлемой частью... и главным врагом которой являемся.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно.

Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности у учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа: “То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено”.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы - развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа - мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Она есть, говоря словами поэта, тайник вселенной, кладезь неизвестного, источник силы, успокаивающей и оздоравливающей наш дух.

Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть вокруг себя чудесное. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимание на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток. И таких примеров можно приводить огромное количество.

Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы. Человека,наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания “открытой” педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой. Опыт этот принадлежит В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через обще6ние с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. Но он неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога.

Организуя ежегодные походы, я могу наблюдать результат своего труда и продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях. Возвращаясь в цивилизацию, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Можно рассматривать несколько аспектов нравственного воспитания на уроках биологии:

Нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

Патриотический - компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

Гражданственный-формирование творческой личности с активной жизненной позицией.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

“Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М. “Просвещение”, 2009 г.

2. Новое воспитание. Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России”, 2000 г.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования “Вестник образования России”, 2004, № 12, 13.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Фаткулина Ольга Александровна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 28

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося - непрерывный процесс, который не прекращается на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, и который, конечно, продолжается в школе. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Поскольку природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание), присутствует в базовых национальных ценностях, то посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток! И таких примеров можно приводить огромное количество.

Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создавать условия для развития творческих способностей школьников, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение удивительной красоты Российской природы. Человека, наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Учителю биологии в своих изысканиях можно опереться на уникальный опыт В.А. Сухомлинского (ведь воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему) и его высказвание, что «природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога».

Организуя ежегодные походы, экскурсии, я могу продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях и наблюдать результат своего труда. Возвращаясь в класс, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к увиденным в естественных условиях растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах. Мы с ребятами участвовали в окружной акции «Чистый берег», экологических конкурсах «Берегите птиц!», «Знай и люби свой край», «Окружающий мир». Придумывали свои акции: «Сохрани дерево», «Прислушайся к природе, вдруг она просит твоей помощи» и других. Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Таким образом, задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли.

В связи с этим мною разработана программа духовно - нравственного развития учащихся на уроках биологии, цель которой обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предмета «Биология».

Можно рассматривать несколько аспектов духовно - нравственного воспитания на уроках биологии:

    нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

    патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

    здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

    гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;

    политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, и портретные галереи ученых и выставки и стенды, и использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

В заключении хочу сказать: ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008

3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

подготовила

учитель биологии и экологии

Шевцова Елена Александровна

г. Кулебаки

201 3 г.

Духовно-нравственное воспитание.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии»

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция образования на основе меж предметных связей с такими предметами, как музыка, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, этика, эсте­тика и др.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку учитель привлекает к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Воспитание патриотизма через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Я считаю, что одна из основных задач биологического воспитания - воспитание патриота и гражданина, человека с активной жизненной позицией, новым мышлением, а не просто с огромными, но бесполезными знаниями. Этого требуют современные условия жизни, быстро меняющаяся обстановка. Только активно действующий гражданин может адаптироваться в современных условиях, участвовать и изменять жизнь своей страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог).

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Дети обучаются правильному поведению и деятельности в природе, выявляют случаи негативного отношения к ней.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического воспитания ребенка - природа.

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

Могу привести такие примеры.

Как сберечь деревья – Красильникова Т., Берсенева Ю., Юдина А. - заняли 2 место в области.

Международная Акция «Сделаем мир чище» - 7,8 классы.

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.