Технологии работы с семьей. Ключевые технологии социальной работы с семьей и детьми. Сущность социальных проблем современной семьи

Технология социальной работы с семьей - совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.

К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия . Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами, в том числе и с многодетными семьями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем. Следует отметить, что в нашей стране пока мало методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом (семьей), все еще преобладают групповые технологии. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения, в том числе с многодетными семьями; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем семьи. Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур.

Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий. Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т.д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования. Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями населения, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются семьи многодетные. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа "Планирование семьи" и "Дети России" и другие.

В современной России социальной работой с семьями занимаются различные государственные (табл.2.4) и негосударственные (общественные) органы .

Таблица 2.4

Инфраструктура государственной семейной политики

Органы власти (управления)

Наименование структуры, занимающейся вопросами семейной политики

Президент РФ Совет по вопросам семьи и семейной жизни

Советник по делам семьи и семейной поддержки

Администрация Президента РФ Отдел по вопросам семьи и семейной политике
Федеральное собрание РФ, Государственная Дума, Совет Федерации Комитет по делам семьи, женщин и детей (Государственная Дума).

Совет по вопросам развития региональной семейной политики (Совет Федераций).

Правительство РФ Министр по делам семьи и семейной политики (без портфеля)

Отдел по делам семьи и семейной политики (Аппарат Правительства РФ).

Межведомственный совет по делам семьи и семейной политики

Федеральные министерства и ведомства Подразделения, работники, отвечающие за решение проблем жизнедеятельности семьи
Региональные органы власти Комитеты (управления, отделы) по делам семьи и семейной политики в субъектах Федерации

Особую роль в осуществлении социальной работы с семьями, особенно это актуально в отношении семей многодетных, играют различные общественные объединения, территориальные социальные центры, социальные службы . В современных условиях такие гражданские инициативы во всем мире становятся элементом "социального капитала", без которого не мыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.

Общественные объединения служат посредником между государством и населением, вовлечены в общественную деятельность, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом. Актуальность и значимость таких объединений заключается в том, что в настоящее время в России данные организации всё больше становятся вовлечены в различные проекты социальной сферы. Они принимают активное участие в поддержке органов социальной работы и социального обслуживания, а также в иных общественно-полезных делах.

Территориальные общественные объединения могут быть как специализированными:

психолого-педагогические;

экстренной психологической помощи по телефону;

медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями;

социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков;

помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов;

социальной помощи несовершеннолетним беременным;

социальные приюты и т.п.;

а также комплексными:

территориальные центры социального обслуживания населения;

центры социальной помощи семье и детям;

общественные организации многодетных семей;

центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т.п.

Их основными задачами являются:

Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей, в т.ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи.

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи.

Поддержка многодетных семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Анализ уровня социального обслуживания многодетных семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания многодетных семей.

Опыт свидетельствует о высокой результативности работы таких центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне.

Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Все это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты. Изучение их деятельности позволит эффективнее ориентироваться в современном социальном пространстве и более эффективно осуществлять профессиональную деятельность социального работника, привлекая к ней гражданские инициативы.

ВОПРОС 30. Социально-организационные технологии социальной работы с семьёй.

Социально-организационные технологии социаль­ной работы с семьей имеют свою специфику, и они определяют комплекс представлений и практик.

Среди отличительных факторов данных техноло­гий можно выделить:

■ представление о клиенте;

Специфику диагностики проблем клиента;

■ особенность целеполагания;

Специфику технологических практик.

Представление о клиенте имеет свою особен­ность.

Государство, социальные службы определяют те случаи, когда они берут на себя ответ­ственность и заботу за клиентов, определяют специфику трудной жизненной ситуации, при которой ответственность за принятие решений лежит на офи­циальных структурах, а не на клиенте. В социально-организационных технологиях приня­то говорить о клиенте как о потребителе или получа­теле услуг. Английский исследователь Р. Гомм, опре­деляя специфику отношений между социальными ра­ботниками и потребителями социальных услуг, выделял помощь как особый вид взаимодействий, ког­да социальные работники оказывают клиентам такие социальные услуги, которые сами себе они оказать не могут. Социальные работники обладают знанием и опытом и могут претендовать на то, что они лучше, чем их клиенты, знают, что хорошо для последних. Типологию неблагополучных семей дает А.Б. Федулова ; она выделяет пять групп семей, которые в за­висимости от доминирующих факторов позволяют их соединять в одну категорию семей «группы риска». Исследователь выделяет:

Социально-экономические факторы (низкий мате­риальный уровень жизни семьи, плохие жилищ­ные условия, безработица родителей);

Социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, не­родной ребенок);

Медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хроническое заболевание ро­дителей, наличие в составе семьи инвалидов, отя­гощенная наследственность);

Психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, дефор­мирование ценностных ориентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуж­дение между родителями и детьми, недостаток эмо­ционального и доверительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т. д.);

Классификация семей:

Алкогольная семья

Наркозависимая семья

Криминогенная семья

Педагогически несамостоятельная семья

Дезорганизованная семья

Неполная семья

Семья с внебрачным ребёнком

Многодетная семья

Повторный брак

Семья безработных

Семья инвалидов

Диагностический инструментарий:

Для того, чтобы понять ситуацию клиента, принимается ряд формализованных действий, позволяющих выявить потребности нуждающегося. С одной стороны здесь существуют техники структурированной беседы, с другой – техники структурированного опроса. В качестве первого метода можно предложить подход X. Нортон, которая предлагает формулировать вопросы, направленные на понимание факторов, определяющих ситуацию клиента. Структурированная бе­седа должна быть сфокусирована на следующих во­просах:

Какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими и семью или другую группу?!

Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?

Насколько эффективны (неэффективны) формы общения, включая степень открытости для проявления новых партнеров общения?

Каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и насколько они эффективны?

Кто из окружения клиента принимает решения и какие процедуры использует, как это влияет на достижение целей индивидов и системы?

Каковы основные конфликты, касающиеся клиен­та, и какие меры принимаются для их разрешения?

Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или группы клиента, как обеспечи­вается соблюдение этих норм?

Какие социокультурные контакты и взаимодей­ствия семьи и группы в рамках более крупных образований оказывают влияние на индивидов и систему в целом?

Структурированный опрос проводится в ситуа­ции, когда необходимо исследовать различные сторо­ны жизнедеятельности клиента, получить объективную информацию из различных источников, включая не­посредственное наблюдение социального работника. В этой связи могут быть использованы бланковые ме­тодики. Наиболее распространенная методика - это составление социального паспорта, отражающего ос­новные моменты жизни семьи, такой подход применя­ется в отечественных социальных службах.

Специфика технологических практик

Специфика технологических практик в отношении семьи реализована в оказании социальной поддержки нуждающимся.

Социальная поддержка – это деятельность социальных служб по оказанию помощи семье в удовлетворении её жизненных потребностей. Социальная поддержка семьи – это одна из разновидностей практик социальной работы, она применяется в тех случаях, когда у социального работника ограничен деятельностный репертуар. Технологии социальной поддержки семьи осуществляются в условиях социальной опасности или социальной депривации для одного/нескольких её членов. Макротехнологии социальной поддержки семьи осуществляются на уровне территориальных соци­альных служб, которые выполняют организационные, координационные, контролирующие функции в деле поддержки детей семьи «группы риска». Они же со­здают информационный банк данных семей и детей, нуждающихся в помощи, организуют постоянный мо­ниторинг состояния семейной ситуации, осуществля­ют межинституциональные связи с другими органи­зациями и службами. Территориальные службы осу­ществляют различные виды помощи потребителям услуг.

Мезотехнологии социальной поддержки семьи связаны с межгрупповой профессиональной работой. На этом уровне экспертами различных профессий определяется состояние семьи, принимаются решения о видах помощи, осуществляются межпрофессиональ­ные консультации по вопросам здоровья, обучения, занятости и др. Решаются вопросы по таким пробле­мам, как лишение родительских прав, осуществление патронажа, устройство в учреждения и приемные се­мьи и т. д.

Микротехнологии социальной поддержки семьи связаны с конкретными практиками социального ра­ботника, среди которых можно выделить:

■ социально-педагогические;

■ социально-психологические;

■ социально-медицинские;

■ социально-правовые;

■ социально-экономические;

■ социально-бытовые.

Семья - группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ ст. 1 - Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья:

Благополучные,

Семьи групп социального риска,

Неблагополучные,

Асоциальные.

Виды:

Молодые семьи.

Многодетные семьи (национальные традиции, неблагополучные семьи, религия).

Неполные семьи (малообеспеченность).

Матери-одиночки.

Приемная семья.

Семьи с детьми-инвалидами.

Семьи вынужден, переселенцев.

Семьи военнослужащих срочной службы.

Семьи безработных.

Семьи инвалидов (трудовая реабилитация).

Полная малодетная семья.

Жестокое обращение в семье (гостиницы, убежища).

Технологии соц. работы:

Сбор и обработка информации о семье, нуждающейся в помощи (диагностика соц. психологич. здоровья семьи, определение уровня конфликтности).

Технологии оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, материальной и т.д.).



Технологии непосредственной работы специалиста с клиентом по конкретным вопросам (развод, опекунство). - технологиипрогнозирования, оценки качества соц. услуг и т.д.

Социальное обслуживание семьи в центрах защиты.

Реабилитация - система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые (тренинговые группы, консультирование, семинары, «телефон доверия»).

Профилактика - комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Психокоррекционные мероприятия , изменение самооценок взрослых и детей.

Цель соц. помощи - сохранение семьи как соц. института. Помощь может быть экстренной, направленной на выживание семьи, срочной, с немедленным удалением из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей, направленной на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Для защиты детей от жестокого обращения в семье необходимо тщательное исследование ситуации в семье с участием соц. работника, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел. Агрессивность, равнодушие, сексуальные домогательства, побои, проблемы с едой, непосещение школы, отставание, в развитии являются предлогом для возбуждения дела о лишении родител-х прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

При работе с «трудными» детьми и подростками предусмотрена диагностика семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязат-ный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса, консультирование семьи соц. педагогом.

Семьи «групп риска»: (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Неполная семья может сформироваться по разным причинам: женщина одна воспитывает ребенка, развод жены с мужем (муж пьёт, бьёт, не работает и т.д.).

Причины формирования неполной семьи: Социальная напряжённость в обществе, социальная несправедливость, безработица, высокие цены и низкая заработная плата, отсутствие психологической адаптации к новым существующим условиям. Отсюда воспитание в неполных семьях (например: мать вынуждена зарабатывать деньги на 2-3 работах, а дети предоставлены сами себе, отсюда следуют наркотики, пьянства, плохая компания, возможная преступность).

Роль специалиста по С.Р. в помощи многодетным семьям: психологическая консультация, которая поможет выявить причины дезодаптации, поможет в профориентации матери, отцу, детям-подросткам; тренинг, аутотренинг, коррекция, психотерапия.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, неустойчивость личности, зависимость. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, соц. окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика. Движение «Анонимные алкоголики», программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» - эффективные технологии создания благоприятной среды для излечения от алкоголизма

Соц. работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Внешними затруднениями являются материальное благосостояние семьи, неуверенность в завтрашнем дне, безработица. Супруги могут придерживаться различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, им присущи всплески эмоций. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии. Одна из методик - построение генограммы семьи. При создании генеалогического древа с помощью семейного терапевта члены семьи вовлекаются в единую деят-сть, дополняя друг друга. Методика «семейного соглашения» предусматрив. разработку взаимно-приемлемого списка обязательств обеих сторон, оформляемого двусторонним договором и подписываемого обоими супругами. Анализ его выполнения помогает скорректировать последующую работу с семьей. Разрешение семейных проблем, прежде всего, ответственность самих членов семьи.

Проблемы семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: поставить на учёт ребёнка-инвалида, получить дотации, оформить льготы, трудоустройство, проблемы с работой, например: у матери, если она воспитывает его одна.

Помощь оказывается на основании следующих законов:

1. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

2. Федеральная программа «Дети-инвалиды».

4. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

5. ФЗ «О защите инвалидов в РФ».

Роль соц. работника - организация медицинской помощи инвалидам (медико-социальная реабилитация в условиях стационара или на дому, в организации санитарно-курортного лечения. Проанализировать социальную обстановку в семье, предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них работы на дому и т.д.

СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ - совместное проживание молодой и родительской семьи снимает потребность в ряде соц. услуг, выполняемых самими чл. семьи. Направления СР - соц. поддержка молодой и родит, семьи, мед-псих-пед консультирование по различным вопросам семейной жизни, предотвращение семейных конфликтов, путем проведения разл. мероприятий.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы. Соц.работник вместе с клиентом рассматривает проблему и ищет пути ее разрешения, дает конкретные советы и рекомендации - Один из ведущих методов.

При изучении семьи используется педагогический эксперимент активно привлекаются родители к экспериментальной работе, кот. ведется в детском саду и нуждается в подкреплении и продолжении в условиях семьи.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ - требует создания условий, кот. располагают к искренности респондентов. Продуктивность возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ - позволяет собрать много данных. Есть возможность получения и обработки материала.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Тимами тренинга могут быть «знаю ли я своего ребенка», «как вести себя с агрессивным ребенком», «как воспитать ребенка без отца». Деятельность группы закрыта от посторонних.

Сбор биографических данных каждой семьи, их компьютерная обработка, анализ полученной информации.

Тест-оп росник родительского отношения (ОРО), предложенный А. Я. Варга. В. В. Сталиным, выявляет родительское отношение у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним. особенностей восприятии понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника: шкала «принятие - отвержение», шкала «кооперация», шкала «симбиоз», шкала «авторитарная гиперсоциализация», шкала «маленький неудачник». Опросник содержит 61 утверждение.

    Методика измерения родительских установок и реакций.

Включает в себя три наиболее известные методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, «Тест- опросник родительского отношения» (ОРО) А. Я. Варги; переходной опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера (PARJ ) .

Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку. Методика АСВ выявляет ошибки в родительском воспитании подростков 14-18 лет. Опросник PARJ направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания, отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейные роли). В методике PARJ выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейн ой роли и 15 касаются родитель ско детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три группы: 1-я - оптимальный эмоциональный контакт; 2-я - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3-я - излишняя концентрация на ребенке.

Опросники можно применять как порознь, так и в комплексе.

Методика Рене Жиля (проективная методика). Предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и членов семьи, его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики - изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также тестовых заданий. Помимо качественной оценки результатов данная методика позволяет представить результаты исследования и количественно.

Графические методы диагностики: графические тесты «Рисунок семьи», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Дерево»; комплекс графических тестов: «Свободный рисунок», «Картина мира», «Автопортрет»; тест «Дом -дерево -человек».

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработан В.В.Сталиным, ТЛ.Романовой, Г.П.Бутенко. Предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности браком. Представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений.

Проанализируем содержание основных моделей используемых воспитательных технологий в работе с семьей.

Адлеровская модель. Ее задачи: помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков; помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.

Принципы модели: семья - это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений; чувства следуют за мыслью и поведением. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой! люди могут сотрудничать только будучи равноправными, а это означает! что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность; разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя; в воспитании нужна следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны чаще хвалить ребенка и уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения; так ребенок поймет, как устроен мир.

Основные понятия: «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты».

Учебно-теоретическая модель. Учебно-теоретическое направление воспитания родителей основано на общей теории бихевиоризма! Данная модель вобрала в себя множество различных программ по воспитанию родителей.

Исходной идеей учебно-теоретической модели является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществе. Для этого родителям необходимо лишь самим понять принципы социального обучения и применять их по отношению к своим детям.

Основная цель воспитания родителей: подготовить родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и собственное, но особенно поведение детей, в трех случаях: 1) делает ли человек что-то лишнее; 2) делает ли он чего-то слишком мало; 3) нетрудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка: состояния).

Направления воспитания: овладение навыками социального наблюдения (навыки диагностики); обучение принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей; обучение созданию определенной оценочной программы для более эффективного формирования или изменения поведения ребенка.

Модель чувственного коммуникации. В данной модели внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения Задача воспитания родителей состоит в усвоении трех основных умений:

    активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

    довести до сознания ребенка собственные слова (умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка);

    использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника.

    Модель, основанная на трансакциональном анализе. Основной идеей данной модели является положение о том, что ключ к изменений поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Задача воспитания: научить оперировать понятиями трансакционального анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье. Научить родителей действовать так, чтобы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка.

    Модель групповых консультаций. Основополагающая идея данной модели заключается в том, что воспитание родителей должно быть сосредоточено на практических вещах и рассматривать прежде всего проблемные ситуации.

Цель воспитания: укрепить у родителей веру в свои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании детей.

Пр и н цип ы воспитания: внимательно слушать своего ребенка; избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить или вызвать злость: проявлять мысли и чувства без агрессивности.

Важными представляются просветительские технологии используемые в практике образовательных учреждений.

1) информационные - лектории, доклады, собрания, конференции.

    личностно-ориентированные - психолого-педагогические консультации; школа молодого родителя; семейный консилиум; пс ихолого-п едагогический практикум: диспуты и дискуссии; деловые игры.

Со циально -реабилитационные технологии

Технологии социально-реабилитационного характера включают в себя:

    специально организованную деятельность по освоению процедур защиты от негативных влияний внешнего мира (проигрывание различных вариантов наиболее часто встречающихся в реальной жизни коммуникаций: с преподавателем, родителями, продавцом, врачом, милиционером, прохожим и т.н.);

    модификацию социального окружения подростка с девиантным поведением (ролевые игры, имитационное моделироание, анализ ситуаций);

    проведение мероприятий, деловых игр, моделирующих нормативные отношения в группе, сообществе, семье;

    проигрывание, анализ конфликтных ситуаций в семье. Способы предупреждения конфликтных ситуаций в семье. Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье. Показ влияния супружеских отношений на поступки, поведение детей;

    психотерапевтические технологии в работе с детьми и их родителями;

    организация и проведение семейных праздников, мероприятий с Участием детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Современные исследования показали, что первостепенное значение приобретают личностные качества родителей. Чем выше их требовательность к себе, культура взаимоотношений, тем благодатней почва для нормального воспитания ребенка.

Благоприятнее условия воспитания создаются при эгалитарных отношениях супругов. Стиль жизни семьи непосредственно влияет на результаты воспитания. Чем хуже взаимопонимание супругов, тем напряженнее их отношения с детьми. Разрушительное действие на формирование личности ребенка оказывают отсутствие взаимопонимания между родителями, невнимание к детям, фальшь и лицемерие во взаимоотношениях старших членов семьи.

В современной семье роль и значение матери в семейном воспитании существенно возросли. В большинстве случаев мать является ведущей, и она, как известно, уделяет воспитанию детей и уходу за ними гораздо больше времени, чем мужчина. По результатам исследования, семейные рабочие тратят на занятия с детьми в 2 раза меньше времени, чем их жены. Взаимоотношения детей с матерью складываются чаще благоприятнее, чем с отцом. В возрасте 3-7 лет делятся всеми своими переживаниями с отцом - 6,7 % детей, с матерью - 28 %; в 7-10 лет - соответственно 2,4 и 47,5 %; в 10-14 лет - 5,0 и 49 %; в 14-17 - 4,2 и 44,3 %.

Интенсивность помощи бабушек и дедушек зависит от того, работают пенсионеры или нет. Взрослые дети перестали быть кормильцами своих престарелых родителей. Скорее наоборот, материальная независимость от детей, высокий жизненный тонус пожилых людей - характерные черты современного образа жизни семьи. Стремление к независимости у пожилых людей так же сильно, как у молодых. Для пожилых людей характерны установки: «не зависеть от детей», «не быть обузой», «не превратиться в няньку», «не замыкаться только в семейных заботах». У многих пенсионеров стремление продолжать работу порой сильнее, чем желание своим участием оказывать помощь детям и их семьям Особый интерес вызывает вопрос об участии детей в домашнем труде.

Данные показывают, что дети в рабочей семье активно участвуют в домашних работах. Дети старших возрастов по многим видам домашней работы делают больше, чем их отцы. Они больше, чем матери, заняты мытьем посуды, уборкой квартиры, стиркой.

Дети из так называемых интеллигентных семей участвуют в домашнем хозяйстве крайне мало, от случая к случаю, не имея постоянных обязанностей. Установлено, что участие детей, особенно сыновей, в домашней работе в значительной степени зависит от участия в этом труде отцов. Вовлечение подростков в хозяйственно-бытовую деятельность в семье находится в прямой зависимости от степени участия отцов в домашней работе.

Современные педагоги все больше осознают, что общество должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и представить им возможность, чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей, что актуализирует решение проблемы использования современных воспитательных технологий школы в работе с семьей.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам.

нуклеарная семья , состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

Проблемы семьи:

Социально-.экономические - уровень жизни семьи, ее бюджетом

Социально-бытовые - связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи

Социально-психологические - супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Проблемы стабильности современной семьи состояние и динамика семейных разводов.

Проблемы семейного воспитания : В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье

Семьи групп риска. (беженцы, малообеспеч, семьи воспит реб-инвал, военнослуж)

социальный работник призван выполнять следующие функции:

· диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

· охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

· организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

· социально-психолого-педагогическую (психолoго - педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

· прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

· координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.


В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

· Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

· Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

· Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

· Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России», "Молодой семье - доступное жилье" и другие.

2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам

3. Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.