Гарантии поддержки материнства и детства. Государственные социальные программы – для кого предназначены и в чем их суть

Создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи - это приоритетные социальные задачи в России. Они должны иметь ключевое значение для настоящего и для будущего нашего государства и требуют системной, согласованной работы органов власти всех уровней, общества и граждан, это работа, которая должна иметь единые, чёткие и достижимые цели.

Основная задача государства в этой области - создание условий для устойчивого семейного благополучия, которое находиться в зависимости от целого ряда факторов: доходов семьи, доступности образовательных и медицинских услуг, жилищных условий, нравственного и физического здоровья взрослых и детей, да и от многих других факторов.

Мы считаем, что именно этот принцип должен быть положен в основу концепции и проводимой государством семейной политики. Создание условий для роста рождаемости, охрана детства и материнства, укрепление института семьи - это приоритетные социальные задачи в России.

Государство должно создать условия и для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и её общественного престижа.

В последние годы государством немало сделано для повышения авторитета семьи, утверждения её определяющей роли в воспитании детей, учреждены государственные награды, в том числе региональные, которыми отмечаются многодетные семьи.

В работу по повышению ценностей ответственного отцовства и материнства и здорового образа жизни должны активно включиться средства массовой информации, политические партии и общественные организации. В настоящее время идёт процесс формирования такой семейно ориентированной информационной и просветительской политики.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" выделены основные проблемы в сфере детства, перечислены ключевые принципы Национальной стратегии, указаны основные меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, направленные на обеспечение доступности и качества образования, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, направленные на развитие воспитания и социализацию детей, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, направленные на обеспечение информационной безопасности детства, так же разработаны меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения, меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия и так далее.

В указе перечислено большое количество мер и приведены ожидаемые результаты, которые будут достигнуты к 2017 году действия стратегии. Подробный план Национальной стратегии приведен в Приложении 1.

В рамках Национальной стратегии были разработаны конкретные программы по рассматриваемым направлениям:

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;

Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р;

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 и другие.

Для достижения результатов утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной стратегии в Вологодской области разработаны нормативно-правовые акты, подробнее следует указать следующие:

Закон Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» закрепляет основные правовые, организационные и социально-экономические основы государственной политики в сфере социальной поддержки детей и семьи. Указанным законом утвержден статус многодетной семьи, закон определяет меры социальной поддержки, реализация которых происходит после предоставления удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи и форма удостоверения утверждена постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1003 «Об утверждении удостоверения многодетной семьи».

В рамках закона многодетным семьям предоставлены следующие меры поддержки:

Единая компенсационная выплата за коммунальные услуги и электроэнергию в размере тридцати процентов;

Ежегодная компенсация в размере 133 рубля на приобретение сжиженного газа на каждого члена семьи, не пользующегося компенсационной выплатой в размере 30%;

Ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива семьям, проживающим в домах, не имеющим центрального отопления в размере 1440 рублей;

Материнский капитал на третьего или последующего ребенка, рожденного или усыновленного в форме единовременной выплаты в размере ста тысяч рублей.

Законом Вологодской области от 28 января 2005 года № 1218-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» устанавливаются такие меры поддержки:

Детям, обучающихся в школах из состава многодетных семей выплачивается ежемесячная компенсация в размере ста пятидесяти рублей на проезд на внутригородском транспорте;

Компенсация на обеспечение школьной одеждой на одного ребенка один раз в два года в размере одной тысячи пятисот рублей.

В соответствии с законом Вологодской области от 15 июля 2003 года № 929-ОЗ «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» дети, обучающиеся в школе с первого по четвертый класс бесплатно обеспечиваются молоком в период обучения, дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатным питанием.

Многодетным семьям предоставлено право бесплатного посещения выставок, музеев, парков культуры один раз в месяц.

В Вологодской области установлены дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих в составе детей-инвалидов с целью защиты их прав и интересов:

Закон Вологодской области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области» закрепляет меру по предоставлению государственной социальной помощи в виде ежеквартального пособия малоимущим гражданам, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины минимума прожиточного, а так же семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, где оба родителя являются неработающими инвалидами.

Закон Вологодской области от 26 апреля 2007 года № 1574-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, детей, являющихся ВИЧ-инфицированными» устанавливает компенсацию по оплате жилья в размере пятидесяти процентов для инвалидов и семей, имеющих в составе детей-инвалидов, проживающих в жилых помещениях частного жилищного фонда.

В Вологодской области, наряду с указанными законами реализуются областные целевые программы, разработанные уполномоченными органами, например «Дорога к дому»; «Профилактика правонарушений в Вологодской области»; «Формирование здорового образа жизни населения Вологодской области»; «Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости на 2009 2016 годы»; «Великий Устюг - родина Деда Мороза» и иные, включающие мероприятия, которые направлены на защиту и улучшение положения детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей, для обеспечения эффективного функционирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности и иных социально незащищенных категорий граждан.

При указанном разнообразии принятых мер в сфере защиты материнства и детства, по мнению автора, остаются нерешенными ряд проблем, о которых считаем необходимым рассказать далее, приведя варианты их разрешения.

По нашему мнению, ключевая проблема - это повышение доходов семей с детьми. Её решение напрямую связано с развитием экономики, конечно, с открытием новых производств и созданием качественных рабочих мест. Это приоритет государства на долгосрочную перспективу.

Прежде всего, нужно создать условия для активной трудовой деятельности родителей. Необходимо распространить опыт работодателей, которые обеспечивают занятость женщин, имеющих детей дошкольного возраста, а также родителей, которые воспитывают детей-инвалидов.

Эти меры - не только поддержка семей с детьми, но и вложение капитала в будущее. Ведь авторитет бизнеса зарабатывается в том числе внимательным и чутким отношением к своим сотрудникам.

Можно привести следующий пример: на ПАО «Северсталь» в городе Череповце Вологодской области, беременные женщины направляются на лёгкий труд или полностью освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Такая же программа существует и в другой крупнейшей компании Вологодской области на ОАО «ФосАгро».

Следующая острая проблем современной семьи -это нехватка мест в детских дошкольных организациях. Ясельные группы сейчас имеют менее половины дошкольных учреждений. Государственные и муниципальные органы стараются развивать систему по присмотру и уходу за детьми до трёх лет, в том числе содействовать реализации бизнес-проектов, направленных на предоставление таких услуг, подключают к этой работе волонтёрские организации, обеспечивая им материальную поддержку. Для решения данной проблемы можно предложить создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений и повсеместное развитие вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Также считаем необходимым провести анализ эффективности социальной поддержки семей с детьми. В основном такая поддержка оказывается путём выплат пособий, их размер, как правило, незначителен, и они почти незаметны в семейном бюджете. В разработке рабочей группы Госсовета находиться положение об увеличении выплат малообеспеченным семьям с детьми на условиях социального контракта.

Государство пытается создать условия для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и её общественного престижа.

Ещё одна острая проблема - семейное неблагополучие. Ежегодно в России около пятидесяти одной тысячи родителей ограничиваются в правах либо вообще их лишаются, и почти шестьдесят две тысячи детей становятся сиротами при живых родителях. Это явления называется социальным сиротством.

В большинстве случаев социальным службам легче и удобнее просто изолировать детей от таких неблагополучных семей, от таких родителей, но государство ставит цель помочь семье, помочь людям, помочь родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в трудные обстоятельства, вернуться к нормальной жизни.

С 2008 года работает грантовый федеральный фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, кроме того государство развивает поддержку некоммерческих организаций, работающих в сфере поддержки семей с детьми. Они содействуют обучению и трудоустройству родителей, помогают многодетным семьям, участвуют в решении проблем детей-инвалидов.

Например: в Череповце фонд «Дорога к дому, в Костроме появился фонд «Будущее сейчас». Каждому, кто берёт приёмного ребёнка в семью, этот некоммерческий фонд выплачивает сто тысяч рублей, если берут ребёнка-инвалида в семью - двести тысяч рублей.

В Московской области Леонид Федун добровольно передал Московской области восемьсот миллионов рублей для строительства реабилитационного центра и двадцати домиков социальной деревни для приёмных родителей, то же самое сделал Геннадий Тимченко с фондом «Ключ» в Гатчине Ленинградской области, ПАО «Уралсиб» создал фонд «Виктория» во Владимирской области. Поэтому можно сделать вывод о том, что программы некоммерческих организаций реализуются и достигают больших успехов, чем некоторые направления государственной политик, кроме того можно наблюдать общественно-политический эффекта, когда в обществе остается все меньше равнодушных людей к проблемам детей-сирот, детей-инвалидов, многодетных и приёмных семей, все больше людей стараются помочь другим людям.

Ещё одной важной проблемой остаётся отсутствие жилья и высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий. Жильё - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее значимое социальное благо, о чём свидетельствует востребованность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий. Только один факт - 96,6 процентов от всех получателей материнского капитала направили его на улучшение жилищных условий. В ряде субъектов Российской Федерации предоставляется региональная поддержка молодым и многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 23 регионах предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения.

В субъектах Российской Федерации существуют такие программы, но их финансирование так мало, что воспользоваться данной мерой могут около 100 молодых семей в год в регионе. Можно предложить несколько путей: и создание молодёжных кооперативов, и варианты с рассрочкой оплаты первого взноса или снижения процентных ставок по банковским договорам ипотеки для многодетных и молодых семьей.

Но очевидно, что принимаемые государственные меры пока ещё не привели к желаемому результату - потребность семей в улучшении жилищных условий в целом по стране остаётся высокой. Одним из вариантов решения жилищных проблем молодой семьи может стать расширение практики и механизмов применения специальных условий ипотечного кредитования, формирование которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В Вологодской области совместно с кредитными организациями планируется реализовать пилотный проект «Социальная ипотека для молодых семей», в основу которого заложен принцип снижения процентной ставки по ипотечным кредитам в связи с рождением детей.

Молодой семье, имеющей одного или нескольких детей, будет предоставляться возможность приобретения жилья в ипотеку на специальных условиях, а рождение каждого последующего ребёнка будет давать право на снижение процентной ставки по кредиту.

Обеспечение жильём молодой семьи на вышеназванных условиях позволит не откладывать рождение детей на более поздний возраст, планировать репродуктивное поведение на долгосрочный период, не отказываться от рождения следующих детей в связи с высокими выплатами по кредиту и в конечном итоге укрепит семью. Условиями получения социальной ипотеки будут являться: зарегистрированный брак, возраст супругов до 35 лет, наличие детей в семье.

В указанном проекте заинтересованы не только молодые семьи, но также кредитные организации и застройщики жилья.

Правительство РФ неустанно проявляет внимание к потребностям молодых семей, разрабатывая и внедряя программы государственной поддержки. Благодаря вниманию властей у людей появляется возможность снизить стоимость нового жилья до 40%. В зависимости от рода деятельности и соответствия прочим требованиям можно воспользоваться условиями различных адресных программ.

1. Программа «Молодая семья»

Федеральная программа начала свое действие с 2011 года, получить жилищный сертификат могут молодые люди до тридцати пяти лет, состоящие в законном браке. Условия программы позволяют получить целевое финансирование от государства в размере тридцати пяти процентов, при отсутствии детей, или сорока процентов, если в семье ребенок, для возведения дома или долевого участия в строящемся объекте. Полученные средства могут быть направлены на оплату заключенного договора купли-продажи, а также для погашения сумм долга по ипотечному кредитованию.

Для реализации программы предполагается также соответствие площади приобретаемого жилья: 42 м2 для пары без детей и 18 м2 на человека, если семья состоит из 3 и более людей.

2. Отдельно действует Губернаторская программа «Молодая семья», которая предполагает выделение финансовой помощи от властей регионального уровня. Соответственно, финансирование потребностей происходит из областного бюджета.

Дополнительным требованием к участникам программы становится постоянная прописка в конкретном регионе обоих участников семейной пары. Тем не менее, отдельные регионы предлагают даже большие объемы финансирования приобретения нового жилья.

3. Федеральная целевая программа «Жилище» действует на основе Постановления Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 года до 2020 года. Основные задачи программы: обновление объектов коммунального хозяйства, активизация программ возведения объектов жилого фонда, а также обеспечение новым жильем молодых семей.

В течение срока действия программы на 2014-2017 года планируется возведение двадцати пяти миллионов квадратных метров жилья бюджетной категории. Стоимость жилой площади будет на двадцать процентов ниже рыночной. Оговорена и предельная цена один квадратный метр- не более тридцати пяти тысяч рублей.

Те регионы, которые уже участвуют в программе, получат обещанные компенсации за квадратный метр введенного жилья в части инфраструктуры.

4. Государственная программа „Социальная ипотека“ предполагает предоставление возвратного займа для приобретения жилья и реализуется в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Участниками программы могут стать любые категории граждан, доход которых относительно не высок. Рассрочка может составлять до тридцати лет.

Берет начало социальная ипотека в 2015 году, делая возможным покупку нового жилья ниже справедливой стоимости под льготную ставку финансирования -- 12,84процентов -- существенные льготы для населения.

Льготное финансирование молодым семьям предоставляют ведущие кредитные организации: Внешторговыйбанк, Газпромбанк, ОТП, Сбербанк.

Следует указать и материнский капитал, как одну из программ поддержки молодых семей.

Данная программа взяла начало в 2007 году в качестве одной из форм поддержки семей с детьми. По условиям программы соискатели получат единовременную финансовую государственную помощь. По состоянию на начало 2015 году подобную помощь получили 5,5 миллионов семей России.

Материнский капитал периодически переоценивается с учетом макроэкономических показателей, а также официального темпа инфляции. В 2016 году размер единоразовой помощи не увеличивался и составил 453 026 рублей. Однако использование материнского капитала возможно, когда отсутствует иная полученная государственная поддержка.

Отдельно гражданам РФ Правительство предоставляет выплаты антикризисного регулирования. В текущем году для сохранения стабильности было утверждено получение помощи в размере двадцать тысяч рублей.

Получить материнский капитал возможно после рождения второго ребенка и последующих детей.

Хотел бы озвучить ещё одну проблему. По нашему мнению, источниками многих семейных проблем, в том числе демографических, является девальвация традиционных ценностей семьи. Сегодня растёт количество незарегистрированных браков, практически нет положительной динамики в количестве разводов, хотя есть и плюсы - снижается количество детей, рождённых вне брака.

Поэтому крайне важно принять меры по повышения качества и увеличению количества времени трансляций программ, пропагандирующих традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни, осознанное родительство на федеральных и региональных каналах телевидения и радиовещания. Формирование гармонично развитой социальной ответственности, семейно ориентированной личности - это один из важнейших приоритетов системы образования.

Несомненно, особая роль должна принадлежать формированию среды, дружественной для семей с детьми, - информационной, культурной, досуговой, спортивной и образовательной. На государственном уровне необходимо повышать статус семей, в основе которых прочность брачных отношений, здоровое материнство, значимость родственных уз, уважение старших, многодетность. И особо хочется отметить необходимость возрождения ответственного отцовства. Конечно, всё это должно делаться с учётом этнических и конфессиональных особенностей населения.

Необходимо формирование последовательной государственно-информационной политики, направленной на пропаганду традиционных семейных ценностей, возрождения интереса к родословной каждой семьи и вести её, для того чтобы семейные ценности утверждались.

Считаем необходимым остановить свое внимание на следующей проблемы государственной политики в сфере материнства, отцовства и детства - это неактуальность норм, регулирующих семейные отношения, а конкретнее Семейный кодекс был принят почти двадцать лет назад, сегодня он нуждается в серьёзной актуализации. В частности, в нём отражены достаточно широкие, расплывчатые основания для вмешательства в семью органов опеки и попечительства.

Несовершенство семейного законодательства в части, касающейся принятия решения о немедленном отобрании ребёнка, что не исключает злоупотреблений не в интересах семьи и ребёнка. Отобрание ребёнка - это должна быть самая крайняя мера, после того, когда исчерпаны все другие. В Семейном кодексе это не закреплено.

Такие факты, например, как согласие на брак несовершеннолетних, даётся только органами опеки, не требуется согласия родителей, что как нам кажется, как раз ослабляет авторитет родителей в семье.

Например, при разводах раздел имущества между родителями не учитывает ребёнка, который остаётся с тем или иным родителем. То есть нормы Гражданского кодекса неприменимы касаемо семьи. Поэтому мы считаем необходимым законодательным органам заняться разработкой новых положений Семейного кодекса.

Можно много говорить о мерах поддержки материнства, отцовства детства в нашей стране, однако разработанные программы не достигают желаемого результат по причине низкого финансирования данных проектов.

Как уже приводились данные бюджета на примере Вологодской области, проблема стоит очень остро, так как заложенных в бюджет сумм крайне мало для строительства социального жилья в необходимых объемах, увеличения пособий и иных денежных выплат и осуществления мер социальной поддержки в полном объеме

Стабильность сегодня и перспективы на будущее – важнейшие составляющие благополучия и качества жизни. Что для этого нужно?

Получить образование, найти работу, обзавестись жильем и создать семью, обеспечить гарантии безбедной старости и поддержки здоровья. Во многом социальная устойчивость человека зависит от созданных государством условий по реализации прав и возможностей.

Виды государственной поддержки граждан

Социальная политика в России охватывает все сферы жизнедеятельности.

Это стратегический план действий государства с масштабными задачами по:

  • развитию социальной инфраструктуры;
  • созданию интеллектуального потенциала;
  • сохранению культурных и семейных ценностей;
  • сбережению здоровья нации.

Мероприятия планируются на годы вперед через государственные социальные программы . Перспективные заявления представлены правовыми документами, утвержденными на правительственном уровне.

Паспорта программ включают:

По направлениям действуют жилищные, пенсионные, образовательные программы, поддержки и развития здравоохранения, сельского хозяйства, семей с детьми и социально уязвимых граждан.

Остановимся подробнее на социальных программах, актуальных в 2019 году.

Жилищные

Недоступность жилья, устаревшие коммуникации подтолкнули правительство РФ к модернизации жилищной сферы.

В 2011 году запущен пилотный вариант федеральной программы «Жилище» с действием до 2014 года. Впечатляющие результаты не оставили сомнений: специальные мероприятия продолжатся.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы

Координирует программу Министерство строительства и ЖКХ РФ .

Задачи включают:

Целевой аудиторией ФЦП являются граждане, перед которыми государство имеет обязанности по предоставлению жилых помещений, не обеспеченное жильем население. Также программа решает интересы исполнительной власти субъектов (в части создания жилого фонда на местах), представителей строительной отрасли.

ФЦП включает 5 подпрограмм , 3 из которых нацелены непосредственно на граждан.

«Обеспечение жильем молодых семей»

Пять лет понадобится правительству на разрешение жилищной проблемы граждан до 35-летнего возраста. Все они, конечно, должны при муниципалитетах на улучшение условий проживания.

Официально неустроенным гражданам предоставляются на часть стоимости квартиры «эконом» или возведения жилого дома.

Размер финансирования:

Субсидионное право подтверждает . Он выдается органами исполнительной власти на местах. Конечно, за государственные деньги купить пентхаус не выйдет.

Желания ограничены социальными нормативами площади :

  • 42 «квадрата» на семью из двух человек;
  • по 18 кв. метров на семью с большим составом.

Существенное условие для получения сертификата – наличие у семьи собственных средств или возможность оформления жилищного кредита на оставшуюся стоимость недвижимости. Государство содействует в кредитовании на льготных условиях, в том числе с использованием средств .

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством»

Сегмент господдержки направлен на обеспечение жильем следующих лиц :

  • отставники военной службы, подразделений внутренних дел, оформленные в качестве жилищных очередников до 01.01.2005 г.;
  • , сотрудники силовых ведомств, подлежащие увольнению по состоянию здоровья, в связи с штатными преобразованиями или по достижению возрастного предела. Срок их службы должен составлять не менее 10 лет «календаря»;
  • лица, пострадавшие от радиации при авариях на ядерных объектах;
  • вынужденные переселенцы, находящиеся на специальных миграционных учетах;
  • люди, покидающие Крайний Север и приравненные территории;
  • переселенцы из ЗАТО.

Поддержка оказывается в форме предоставления денежной субсидии. Подтверждением служит государственный жилищный сертификат (ГЖС) . Квартира, дом, его часть, комната приобретаются как на первичном, так и на вторичном рынке. Обеспечение сертификата рассчитывается с учетом нормативов площади и стоимости квадрата жилья в регионе.

Установлены следующие нормативы :

  • 33 квадрата для одинокого гражданина;
  • 42 кв. м на семью в составе 2-х человек;
  • по 18 кв. м на семью большей численности.

Каждые полгода Минэкономразвития устанавливает расчетную стоимость квадратного метра для субъектов и по стране в целом. Запрещается приобретать помещения размером меньше норматива. Если субсидии недостаточно, допускается использование кредитных или собственных средств.

Главное условие – отсутствие собственной недвижимости или безвозмездная передача имеющейся в муниципалитет.

Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» – 2015 – 2020 г.г.

Социальный пакет нацелен на обеспечение современным и комфортным жильем представителей бюджетной сферы :

Отдельное направление программы – переселение из аварийного жилья населения территорий БАМ (Байкало-амурской магистрали).

Поддержка оказывается путем приобретения/строительства жилой недвижимости для сдачи в или в качестве служебного жилья, предоставление субсидий на покупку недвижимости в собственность.

По замыслу разработчиков реализация мероприятий позволит привлечь на стратегические для страны направления деятельности квалифицированные кадры. Зона БАМ охватывает Бурятию, Забайкалье, Амурскую и Иркутскую области. В годы освоения этих участков молодым специалистам предоставили временные помещения для жизни. По сей день 10 тысяч семей продолжают жить в абсолютно непригодных условиях. К 2020 году все эти граждане должны обзавестись современным жильем эконом-класса.

Программы по снижению уровня безработицы и содействию занятости населения

Государственные меры по выведению из кризиса российского рынка труда представлены целевой федеральной программой «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы.

Проект нацелен н а снижение социальной напряженности, совершенствование трудовых правоотношений, содействие в повышении квалификации специалистов ведущих направлений экономики и социальной сферы. Разбалансированность профессиональной среды по некоторым направлениям планируется устранить путем привлечения иностранной рабочей силы. Это отдельное направление проекта.

Всего же программа включает три подпрограммы :

  • «Повышение занятости граждан РФ и снижения безработицы»;
  • «Внешняя трудовая миграция»;
  • «Развитие институтов рынка труда».

Координирует проект Минтруда. Соисполнителями выступают Миграционная служба МВД России (ФНС – на момент утверждения), Минфин и государственная служба занятости.

Социальная сфера

Социальная напряженность в российском обществе высока. Кризис в экономике, неспокойную политическую обстановку в мире и другие факторы со счетов не сбросить и не устранить в один момент.

Но принять меры дополнительной опеки уязвимых граждан вполне реально.

Госпрограмма «Социальная поддержка граждан»

Стартовала с января 2013 года. Комплекс мер рассчитан на семилетку.

Реализация пройдет по следующим направлениям :

  • расширение целевого и адресного принципа предоставления мер социальной помощи нуждающимся гражданам;
  • предоставление полномочий региональной и местной власти по разработке и распределению натуральных и денежных форм соцпомощи;
  • решение потребностей граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей в стороннем уходе специалистов социального обслуживания и прочих структур;
  • популяризация и создание условий для перехода к семейным формам воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения.

Не обходит стороною программа и социальных работников: к 2019 году запланировано поднять зарплаты персонала соц. структур до 100% регионального среднего заработка.

«Доступная среда» на 2011-2020 г. г.

Адресатом являются инвалиды и немобильные категории населения (к примеру, старики).

К 2020 году планируется :

  • создать комфортные условия для жизнедеятельности лиц с ограниченными функциями, в том числе для ;
  • помочь им оптимально социализироваться;
  • повысить толерантность общества к людям со специфическими психо-физиологическими характеристиками.

Для этого нужно обеспечить оптимальный доступ адресатов к услугам и объектам жизнеобеспечения, предоставить необходимый объем реабилитации/абилитации, реформировать деятельность учреждений медико-социальный экспертизы.

Сфера образования

Отлаженная система здравоохранения, качественное образование и надежная пенсионная система – три «кита» благополучия нации.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы направлена на создание условий для повышения доступности качественного образования всех ступеней: общего, высшего, профессионального и дополнительного.

При реализации программы предстоит осуществить следующее:

  • Реорганизовать систему высшего образования: создать сеть ВУЗов (порядка 60), ориентированные на ключевые сегменты региональных экономик;
  • Разработать и внедрить образовательные стандарты среднего специального и высшего образования, отвечающие современным условиям;
  • Создать систему контроля профессионального и высшего образования регионального и федерального уровней.
  • Привлечь инвестиционные средства на строительство образовательных объектов и создание учебной, лабораторной, хозяйственной инфраструктуры образовательных учреждений.

Отдельным направлением выделены меры по совершенствованию экономики образования.

О государственных программах Татарстана рассказано в следующем видеосюжете:

Совершенно особая ситуация в плане того, какие риски должна учитывать система социального страхования, сложилась с выплатами по беременности, родам, социальной поддержке материнства и детства. Исторически сложилось так, что выплаты в связи с беременностью и родами оказались в числе соцстраховских, словно это болезнь или несчастный случай.

На самом деле эти выплаты - скрытый государственный налог в целях проведения определенной демографической политики. Собственно говоря, демографическая политика и может быть только государственной (или семейной), но отнюдь не профсоюзной, не предпринимательской и не политикой трудового коллектива.

Не случайно выплаты, относящиеся к "страхованию" материнства и детства, идущие из страхового фонда, соразмерны "риску", т.е. более-менее адекватны потере трудоспособности на этот период и определенным затратам. Что же касается собственно бюджетных пособий на подрастающих детей (до достижения определенного возраста), то в литературе, посвященной данному вопросу, они, как правило, характеризуются как распыление средств, которые при целевом направлении могли бы решить хоть какие-то задачи - например, поддержку бедствующих матерей.

Очевидно, что там, где государство традиционно установило по сути самофинансирование трудящимися из страховых фондов компенсации пиковых ситуаций в воспроизводстве населения, средства соразмерны социальному риску. Там, где это не предусмотрено, видна истинная цена государственной демографической политики.

Феноменом переходного периода (который, кстати сказать, и можно изучать только по аномальным проявлениям, в остальном все слишком запутано) является и предоставленное предприятиям и организациям право выплачивать самим пособия матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в отличие (и в дополнение) от тех мизерных пособий, которые до 1998 г. непосредственно выплачивались организациями, а теперь - по месту жительства, но компенсировались им из бюджета субъектов РФ. Особенность этого прецедента в том, что такие добровольные пособия приравнены к заработной плате, входят в соответствующий фонд и на них следуют все налоги и начисления в полном объеме. Получается, что государство предоставило предпринимателям или совокупным владельцам право на благотворительность в отношении матерей, однако обложило это право значительной податью.

Что из этого могло выйти, совершенно понятно - одни организации не могут позволить себе такие выплаты, другие не хотят.

В дореволюционной практике соцстраха вопросы социальной защиты семьи дебатировались в иной плоскости. С одной стороны, предприниматели настаивали на ранжировании компенсации при потере трудоспособности для семейных рабочих и холостых. Последние должны были иметь верхний предел компенсаций в принципе значительно ниже, чем первые. С другой стороны, до принятия страховых законов 1812 г. на тех предприятиях, где владельцы обеспечивали бесплатное лечение рабочих, той же льготой могли пользоваться зачастую и члены их семей. Закон предоставил это ведению больничных касс - и в плане выделения средств, и в отношении самого права пользования. Однако расходы на лечение семей работников - участников касс регламентировались: эта расходная статья не должна была превышать 1/3 бюджета кассы. И все же радетели социального страхования рекомендовали рабочим использовать эту возможность, ибо иначе семейный бюджет мог быть поставлен в кризисное состояние.

Вопросы, как видим, совершенно иного порядка.

Не случайно, что современные исследователи проблем социальной защиты семьи нередко приходят к рекомендациям, которые сводятся к прямому, бюджетному проведению демографической финансовой политики.

Например, Л. Ржаницына и Г. Сергеева, опираясь на базу социологических данных, считают наиболее отвечающим социальному спросу и ожиданию введение базового индексируемого пособия для всех матерей, не зависимо от обеспеченности, увеличивающееся с возрастом ребенка. Среди побудительных причин введения пособия на детей называют и такую: увеличение льгот для матерей делает их "невыгодными" работниками, что приводит к дискредитации женского труда, и результат (особенно для "материнских семей", где женщина - единственный кормилец, а такие семьи в России (сегодня составляют 20% всех семей) может быть только тот, что женщина будет соглашаться на любую работу, отказываясь от всяческих льгот, только ради того, чтобы выжить.

Единое и финансово достоверное пособие для матерей, считают исследователи, - "мощное средство профилактики бедности как среди занятых, так и среди безработных. Вторым аргументом в пользу всеобщности пособий на детей служит действующая система распределения, для которой характерна высокая доля налогов с предпринимателей и наемных работников, высокие страховые тарифы". Это значит, что субъекты - источники бюджетных поступлений также должны иметь право на пособие из бюджета, иначе приоритетным может стать положение неработающих, получающих "премию за детность".

Социальное обеспечение матерей - а речь по сути идет именно о преимуществе в данном случае этой линии социальной защиты - не должно, видимо, полностью исключать и их социальное страхование. Как мы видели, оно может проявляться по-разному. Страхование, транслируемое через работника-кормильца, разумеется, вполне органично. Традиция соцстраховских детских оздоровительных лагерей достаточно глубока и вряд ли от нее стоит отказываться хотя бы уже по этой причине. Речь может идти о создании более логичной модели, если только это не приведет к непоправимым потерям ныне существующих средств социальной поддержки материнства.

Мировой опыт свидетельствует, что основными видами социального страхования, которые обеспечивают приемлемый и высокий уровень социальной защиты, являются:

Страхование пенсий (по старости и по инвалидности в результате общих заболеваний и от несчастных случаев в быту и на транспорте);

Страхование по случаю болезни (общие заболевания, от несчастных случаев в быту и на транспорте);

Страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм и профессиональные заболевания), которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты работоспособности;

Страхование на случай безработицы;

Медицинское страхование.

Что касается пособий малоимущим семьям, инвалидам с детства, по беременности и родам, то эти виды социальной защиты не являются страховым по своей природе и обеспечиваются, как правило. через систему социальной помощи (вспомоществования) и другие государственные социальные программы.

Еще по теме Социальная поддержка материнства и детства, семьи:

  1. В чем выражаются неоспоримые преимущества социализма в решении социальных вопросов, и в частности в охране материнства и детства?
  2. Понятие социального института, его признаки.Виды социальных институтов и их характеристики.Социальный институт как элемент общественной структуры, функции социальных институтов.Социальный институт семьи, его признаки. Этапы жизненного цикла семьи. Функции семьи. Типологии семьи. Кризисные явления в жизненном цикле семьи.

Ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск - пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми - 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден "Мать-героиня". Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание "Мать-героиня" (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден "Материнская слава" (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден "Родительская слава". "За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей" могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали "Материнская доблесть".

Статистика

В Российской Федерации - 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения - 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения - 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) - вдовы, 5,9 млн (16,8%) - в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн - в зарегистрированном, 4,4 млн - в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн - официально разведены, 11,8 млн - вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) - почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции "Семья и актуальные проблемы современной семьи", состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми - 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн - матери-одиночки. Число многодетных семей - 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.