С какого числа начинается пенсионная реформа. Изменения в пенсионном законодательстве. Новое в пенсионной реформе

Новость об изменении возрастной планки выхода на пенсию взбудоражила общественность.

Многие люди, которые планировали уйти на заслуженных отдых в ближайшие годы, теперь будут вынуждены работать ещё несколько лет.

Предполагается, что новый законопроект будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время и принят с учётом всех необходимых поправок уже осенью этого года.

Суть пенсионной реформы 2018 года

Увеличение пенсионного возраста планировалось правительством на протяжении многих лет.

В настоящий момент в бюджете ПФР образовался дефицит средств, восполнение которого планируется взносами от работающих граждан. Чем дольше сможет трудиться россиянин, тем больше дополнительных средств поступит в бюджет фонда.

Другая причина принятия реформы – запланированный рост продолжительности жизни населения страны.

Пока чётких планов мероприятий для улучшения качества жизни граждан не было озвучено, однако правительство считает целесообразным начать адаптацию пенсионной системы к будущим демографическим условиям как можно раньше.

Суть данной реформы заключается в постепенном повышении возраста для получения страховой пенсии по старости. В настоящий момент пенсионерами могут стать женщины от 55 лет и мужчины старше 60 лет.

В случае успешного одобрения законопроекта возраст для выхода на заслуженную пенсию изменится:

  • для женской половины населения страны – с 63 лет;
  • для мужской – с 65 лет.

Кроме этого, реформа может коснуться порядка формирования пенсионных накоплений, условий для досрочного выхода на заслуженный отдых и процесса предоставления гражданам ежемесячных выплат.

Реализация поправок и изменений в российское законодательство планируется с начала следующего года. Задержки могут быть вызваны сложным финансово-экономическим положением в Российской Федерации и иными нюансами.

Увеличение возраста для выхода на пенсию будет осуществляться постепенно.

С момента запуска проекта поднятие возрастной планки планируется на один год по чётным датам. Подобный процесс затянется как минимум на 10–16 лет, то есть вплоть до 2034 года включительно.

Пенсионная реформа в 2018 году: таблица выхода на пенсию

Как указывалось выше, изменения будут реализовываться поэтапно.

Правительство планирует увеличить пенсионный возраст россиян на 5 лет для мужской половины населения и на 5 лет – для женской. Ориентировочно процесс начнётся с 2019 года.

UPD: Президент РФ внес коррективы в закон — пенсионный возраст для женщин тоже поднимут на 5 лет, как и для мужчин. То есть новый возраст выхода на пенсию женщины России 60 лет.

Комментарий Президента РФ

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на восемь лет - до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет», - рассказал Путин в ходе выступления.

Он также предложил предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей.

«То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», - добавил президент РФ.

Ниже представлена таблица выхода на пенсию после пенсионной реформы 2018 года, демонстрирующая планируемые изменения в законе.

Таким образом, ежегодное изменение пенсионного возраста будет осуществляться с шагом в один год.

Последствия пенсионной реформы 2018 года

Несмотря на массу положительных отзывов о нововведениях со стороны государства, большая часть населения страны отрицательно восприняла новость о повышении возраста для выхода на заслуженную пенсию.

Протесты связаны со многими причинами, одна из которых – низкая продолжительность жизни в отдельных регионах.

Наименование города или области

Показатели средней продолжительности жизни в годах

для женщин

для мужчин

Санкт-Петербург

Респ. Адыгея

Воронежская обл.

Рязанская обл.

Кировская обл.

Орловская обл.

Респ. Тыва

Чукотский АО

Таким образом, многие граждане по данным на 2017 год не доживают до выхода на пенсию. Особенно это касается мужской половины населения страны.

Повышение пенсионного возраста в ближайшее время на фоне статистики выглядит нецелесообразным.

Несмотря на поставленную президентом РФ задачу по увеличению продолжительности жизни россиян, достичь желаемого результата в кратчайшие сроки не получится. Даже с учётом эффективности будущих мер правительства процесс займёт не менее десятилетия.

Представители государства заверяют, что все планируемые изменения в законодательстве нацелены на увеличение качества жизни граждан и повышение их благосостояния.

Как сообщил премьер-министр Д. А. Медведев на заседании правительства, реформа позволит постепенно поднять размер пенсионных выплат вплоть до 12 тысяч рублей в год.

На практике гражданам России придётся столкнуться со следующими последствиями:

  • ростом безработицы среди молодёжи;
  • необходимостью переобучения взрослого поколения;
  • риску столкновения с дискриминацией по возрастному принципу;
  • отсутствием рабочих мест для пожилых людей;
  • снижением потребительского спроса в связи с сокращением предполагаемого дохода;
  • низкой производительностью труда.

Сторонники нововведений считают, что реформа позволит привлечь к работе опытных и квалифицированных специалистов более старшего возраста. На практике же многие работодатели откажутся нанимать пожилых людей и отдадут предпочтение молодому поколению.

Рост безработицы среди молодёжи вызван многими внутренними и экономическими проблемами.

Продление периода выхода на пенсию может привести к тому, что рабочие места, которые были предназначены для молодых специалистов, будут закреплены за пожилыми гражданами, вынужденными работать в связи с изменением закона.

Кроме этого, остро стоит вопрос развития программ переобучения пожилых людей.

Многие сферы требуют контакта с цифровыми технологиями. Некоторые профессии исчезают, заменяясь на другие, или со временем развиваются. Без соответствующего обучения не получится освоить новые востребованные специальности.

Суммы пенсионных выплат в отдельных регионах крайне низкие, поэтому пенсионеры вынуждены продолжать работать, чтобы получать дополнительную выручку.

После одобрения реформы уровень дохода лиц пожилого возраста резко сократится, даже если гражданин будет официально трудоустроен. Это также негативно скажется на экономической сфере страны.

Имеются ли положительные стороны у реформы?


Сложно однозначно ответить на данный вопрос, потому как изменения в законе приведут к массе отрицательных последствий для экономики, материального положения лиц пожилого возраста и молодёжи.

Некоторые специалисты считают, что реформа позволит сбалансировать бюджет фонда и «залатать» имеющиеся в нём «дыры».

Другой положительный момент – планируемое повышение размера выплат. Однако и в этом случае ежемесячная сумма, получаемая пенсионером, дополнится лишь на одну тысячу рублей. Когда ожидается увеличение пенсии, тоже пока неясно.

Возможны ли изменения в пенсионной реформе 2018 года?

Нововведения не поддерживает большая часть страны, даже молодые люди в возрасте до 35 лет. Протесты со стороны населения могут оказать определённое влияние на процесс принятия законопроекта.

В настоящий момент реформа ещё не была одобрена Госдумой, поэтому в текст документа могут вноситься поправки.

Возможно, «жёсткие» условия, предложенные правительством, были озвучены специально, чтобы иметь возможность немного смягчить планируемые изменения, не вызвав при этом большого резонанса в обществе.

UPD 29.08.18: Проект поправок в пенсионное законодательство уже прошел первое чтение в Госдуме. Законопроект предполагает поэтапное, начиная с 2019 года, повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (переходный период для них будет продолжаться до 2028-го и 2034 года соответственно). Поправки к документу собираются до 24 сентября.

Президент также предложил предоставить налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

«Эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины - с 60 лет».

Менее трех месяцев понадобилось депутатам государственной думы для принятия окончательного варианта поправок в действующее пенсионное законодательство. Старт преобразований начнется с первых дней 2019 года и растянется на ближайшие десять лет. В статье рассмотрено, какие грядут изменения, а также кого и в какой степени они коснуться.

Нормативная база

Это давно назревшая реформа. О необходимости и неизбежности ее проведения заявляли многие эксперты и аналитики, однако, для большинства россиян, будущие изменения стали полной неожиданностью.

Причины и необходимость изменений.

Необходимость изменений проста — нехватка денежных средств в пенсионном фонде (далее ПФ), требуемых для выплаты населению достойных пенсий, сопоставимых с уровнем заработной платы. Причиной этому стал демографический провал, который произошел после распада Советского Союза.

Нынешний пенсионный возраст был установлен в первой половине прошлого века . Он отвечал реалиям того времени, когда средняя продолжительность жизни была чуть более 40 лет, а на каждого пенсионера приходилось около 4 человек работоспособного возраста. За прошедшее 80 лет ситуация резко изменилась. Произошло существенное увеличение, как продолжительности жизни, так и числа самих пенсионеров.

Уже на сегодняшний день на 1 пенсионера приходится всего 2,3 человека из числа трудоспособного населения, а за ближайшие 5 лет эта пропорция снизится до одного к двум.

Пенсионная реформа позволит снизить финансовую нагрузку на ПФ. Это произойдет из-за увеличения объема поступлений, отчисляемых работающими гражданами.

Какие законы изменил ФЗ № 350 от 2018 года?

Принятие Федерального закона № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года потребовало внесение ряда поправок в действующие кодексы РФ:

  1. Бюджетный кодекс.
  2. Налоговый кодекс.
  3. Трудовой кодекс.
  4. Уголовный кодекс.

Перечень основных изменений :

  1. Появилась ответственность за дискриминацию лиц предпенсионного возраста.
  2. Сохранились налоговые льготы для такой категории граждан, как предпенсионеры.
  3. Введены дополнительные оплачиваемые нерабочие дни для прохождения медицинского обследования.
  4. Дополнительные источники финансирования ПФ – средства от реализации конфискованного имущества и изъятые от коррупционной деятельности.

Первоначальный вариант реформы

В апреле 2018 года Дмитрий Медведев анонсировал грядущую реформу. В мае проект законопроекта поступил на ознакомление к Президенту РФ.

19 июля 2018 года он был одобрен в первом чтении. За его принятие проголосовало 2/3 депутатов, в основном от правящей фракции.

Стоит отметить, что рассмотрение законопроекта происходило очень бурно, многие депутаты заявляли о том, что исправить сложившуюся ситуацию можно и без прибегания к столь радикальным мерам.

  1. Предполагалось установить довольно длительный период (с 2019 г. по 2034 г.), в течение которого должен был осуществиться плавный и максимально безболезненный переход на новые положения закона.
  2. За введенный адаптационный период, предполагалась ежегодно повышать планку пенсионного возраста до отметки в 65 лет у мужчин и 63 у женщин.
  3. Для лиц, имеющих большой трудовой стаж, предусмотрены небольшие послабления. Мужское население может выйти на заслуженный отдых, отработав 42 года, а женщины- 37 лет.

Поправки Президента

Президент на протяжении полутора месяцев, с момента завершения первого чтения законопроекта, выдерживал паузу и никак не комментировал грядущую реформу. За это время произошло существенное снижение его рейтинга. Профсоюзные организации, инициативные группы граждан, депутаты подготовили и направили в его адрес ряд обращений с возражениями.

И вот, 29 августа 2018 года, состоялось столь ожидаемое обращение Президента к гражданам своей страны. Владимир Путин объяснил причину своего молчания, желанием, подробно и всесторонне, разобраться в сложившейся ситуации.

Он внимательно изучил и проанализировал поступившие в его адрес предложения и пришел к выводу, что далее откладывать реформу невозможно. Им были внесены некоторые коррективы в вариант, предложенный Правительством, но в целом основные постулаты остались прежними :

  • дабы избежать дискриминации женского населения, увеличить их возраст выхода на пенсию, на такое же количество лет, как и для мужчин — 5 лет;
  • ввиду указанных выше изменений, период для адаптации завершиться в 2028 году;
  • ввиду того, что, более остальных граждан, новые положения законодательства, затронут лиц предпенсионного возраста, президент предложил наделить их особым положением;
  • мужчины и женщины, начавшие свою трудовую деятельность рано, должны иметь возможность выйти на отдых не только по достижению определенного возраста, но и стажа – 42 и 37 лет;
  • поскольку материнство всегда находилось под особым контролем государства, а многодетные матери тратят немало сил и здоровья на воспитание детей, надо поддержать их возможностью досрочного выхода на заслуженный отдых на 3 — 5 лет раньше;
  • дополнительная поддержка жителей села – давно назревший вопрос, поэтому люди длительное время (30 и более лет) живущие и работающие в сельском хозяйстве должны получить дополнительную надбавку к пенсионным выплатам (ее установили на анонсированном ранее уровне в 25%);
  • право на досрочный выход (позже всего на 6 месяцев, а не на 12) лицам, выходящим на пенсию в 2019 и 2020 гг.

Выход на пенсию в 2019-2028 гг.

Для наглядной демонстрации будущего перехода, этапы и возраст достижения нового пенсионного возраста представлены в таблице.

Год рождения Возраст (мужчины) Возраст (женщины)
1959 60 лет 6 мес. (с учетом льготы)
1960 61 год 6 мес. (с учетом льготы)
1961 63
1962 64
1963 65
1964 65 55 лет 6 мес. (с учетом льготы)
1965 65 56 лет 6 мес. (с учетом льготы)
1966 65 58
1967 65 59
1968 65 60

Рост пенсий и изменение стоимости пенсионных баллов

В соответствии с планами Правительства, проводимые преобразования позволят добиться повышения пенсий и стоимости пенсионных балов.

Запланированная индексация пенсий и стоимости пенсионных балов в 2019-2024 гг., для удобства, представлена в табличном виде.

Год Размер индексации Стоимость пенсионного балла
2019 7,05% 87 руб. 24 коп.
2020 6,6% 93 руб. 00 коп.
2021 6,3% 98 руб. 86 коп.
2022 5,9% 104 руб. 69 коп.
2023 5,6% 110 руб. 55 коп.
2024 5,5% 116 руб.63 коп.

Все перерасчеты перенесены на первый день нового года – 1 январь 2019 года. В среднем за 6 лет на 1 000 рублей в месяц ежегодно.

Какие категории граждан выведены из-под действия реформы?

Ввиду особого порядка формирования и выплаты пенсий вышеуказанная реформа не распространяется на сотрудников силовых и военных ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, Росгвардия, МЧС и прокуратура.

Из-под действия реформы также выведены :

  • граждане, с особыми условиями труда (вредные, опасные);
  • участники ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС;
  • лица, которые в силу социальных факторов или состояния здоровья не могут продолжать трудовую деятельность;
  • летчики – испытатели;
  • , врачи и учителя.

Продолжительность стажа для льготных категорий останется прежней, однако будет переноситься срок, когда можно будет за ней обратиться.

Отзывы о проводимой реформе

Грядущая реформа встретила крайне негативные отзывы среди населения. В ряде городов прошли митинги и пикеты. Коммунистическая партия России осуществила попытку провести референдум по этому поводу, но не успела собрать требуемое количество подписей.

В настоящее время инициативная группа депутатов Госдумы от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» направили в Конституционный суд России обращение с жалобой на принятый закон. Суд рассмотрит данное обращение на соответствие положений грядущей реформы Конституции. При выявлении нарушений Закон будет отменен.

Однако большинство аналитиков считают, что перспектива такого решения крайне маловероятна .

Плюсы и минусы грядущей реформы .

Как ни странно, реформа все же имеет ряд плюсов :

  • предполагается рост пенсий сверх уровня инфляции;
  • вводится законодательная поддержка граждан предпенсионного возраста;
  • Очевидно, что и минусов также немало:

    • снижение реальных доходов граждан;
    • падение потребительского спроса;
    • возрастет число лиц, не вышедших на законный отдых по старости ввиду их смерти;
    • увеличатся расходы со стороны государства на программы переобучения;

    Новая категория – предпенсионеры

    Предпенсионный возраст был увеличен президентскими поправками на три года и составил пять лет до выхода на пенсию. Кроме того, граждане данного возраста наделяются особым статусом, с предоставлением рядом льгот и гарантий.

    Момент наступления предпенсионного возраста в переходный период представлен в таблице.

    Год рождения Мужчины Женщины Год наступления

    (муж./жен.)

    1959 55 лет 6 мес. 2019/ —
    1960 56 лет 6 мес. 2019/ —
    1961 58 2019/ —
    1962 59 2021/-
    1963 60 2023/2018
    1964 60 50 лет. 6 мес. 2024/2019
    1965 60 51 год. 6 мес. 2025/2019
    1966 60 53 2026/2019
    1967 60 54 2027/2021
    1968 60 55 2028/2023

    Гарантии предпенсионерам :

    1. Налоговые послабления (освобождение от имущественного и уменьшение земельного налога).
    2. Особый порядок выплаты пособий при потере работы (большие размеры, более длительные сроки получения выплат).
    3. Дополнительные нерабочие дни (каждый год предоставляется два дня для прохождение медицинского осмотра).
    4. Ответственность работодателей за возрастную дискриминацию.
    5. Возможность повысить уровень знаний и пройти переобучение.

    Выход на пенсию досрочно в 2019-2020 годах.

    Президентом введены послабления для тех граждан, которые раньше остальных должны столкнуться с введенными изменениями. Это мужчины и женщины планирующие выйти на заслуженный отдых по старости в 2019 г. и 2020 г. Для них будет предусмотрена возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше.

    Льготные пенсии для госслужащих, военных и силовиков

    • необходимого стажа государственной/гражданской службы;
    • достижения необходимого возраста.

    Ранее требование к стажу госслужбы составляло 15 лет. После принятых поправок требование к необходимому стажу будет постепенно ужесточаться и к 2026 году составит 20 лет.

    Требования к возрасту, по достижению которого, – 65 лет для мужчин и 63 для женщин.

    Размер выплат зависит от стажа и колеблется от 45% до 75% от среднемесячного заработка служащего. 45% — это минимальные размеры, который возрастает на 3% за каждый дополнительный рабочий год, сверх установленного. Общий размер выплат не может превышать 75% от среднемесячного заработка на службе.

    Военнослужащие и силовики. На сегодняшний день по выслуге 20 лет и более. Или при наличии стажа военной службы 12,5 лет и общего трудового стажа 25 лет. С принятием поправок в действующее законодательство военный стаж увеличится до 25 лет.

    Свежие высказывания Президента по поводу реформы и ее внедрения были озвучены на ежегодной декабрьской пресс-конференции 2018 года.

    Предлагаю расширить значение понятия «предпенсионный возраст».

    Почему-то предпенсионным возрастом цинично объявлен возраст за 5 лет до возраста 60/65 лет (жен/муж).

    Хотя все прекрасно понимают, что уже после 50 лет наши граждане в РФ начинают испытывать проблемы

    при поиске работы и трудоустройстве.

    Какой смысл защищать занятость людей «предпенсионного возраста» (за 5 лет до 60/65 лет),

    а. часть людей до этого «предпенсионного возраста» банально не доживает

    б. большая часть доживших до «предпенсионный возраст» с очень высокой вероятностью может потерять

    работу после достижения возраста 50 лет и к своим 60 годам уже превратится в профессиональных безработных,

    утратив к 60 годам квалификацию?

    Если человек потерял работу сразу после 50 лет, то ему найти аналогичную работу очень сложно.

    Таким образом, новое пенсионное законодательство ставит под удар 10 лет жизни людей, достигших возраста 50 лет:

    кому будет нужна социальная, уголовная защита трудовых прав в 60 лет, если, например, после 50 лет человек потерял

    работу и в период с 50 до 60 лет не смог трудоустроиться из-за возрастной дискриминации?

    То есть, 10 лет жизни опытных трудоспособных людей возраста 50+ государство готово выкидывать на помойку,

    а вот если кому-то из них повезет дожить до 60 лет и чудом трудоустроиться, то этих счастливчиков

    государство будет защищать???

    Очевидно, что это - совершенно нереальная, нерабочая государственная политика в области обеспечения занятости

    трудоспособного населения в возрасте 50+. Вместо обеспечения занятости граждан возраста 50+ государство

    создает все условия для того, чтобы граждане возраста 50+ оказались за бортом экономической жизни.

    А меры по защите трудовых прав граждан «предпенсионного возраста 60+» - выглядят как циничная насмешка.

    Вывод: уголовная, социальная, экономическая защита трудовых права и обеспечения занятости граждан РФ должна

    начинаться с достижения ими 50-летнего возраста.

    Никакими карательными мерами обеспечить занятость огромного количества граждан старше 50 лет у государства не получится.

    Необходимы конкретные меры экономического характера для обеспечения занятости людей старше 50 лет.

    Далеко не все граждане хотят прекращать трудовую деятельность при достижении ими пенсионного возраста и «садиться на пенсию»,

    очень многие хотят продолжать работать до тех пор, пока хватит сил. Но при существующей государственной политике в области

    защиты трудовых прав (а вернее при ее отсутствии) трудоспособные пенсионеры просто не имеют возможности реализовать свое

    право на труд.

    Необходимо создать такое законодательство, чтобы предприниматели буквально «гонялись» за опытными сотрудниками возраста 50+,

    чтобы чем старше сотрудник - тем было бы выгоднее его нанимать.

    Предлагаю понятие «предпенсионный возраст» расширить и разделить на три этапа:

    1. Возраст «риска невозможности поменять работу» - с 50 до 54 лет;

    2. Возраст «риска невозможности найти работу» - с 55 до 59 лет;

    3. Возраст «предпенсионный» - с 60 до 65 лет;

    4. Возраст «пенсионный» - с 65 и старше лет.

    И на каждом из этих этапов трудовые права гражданина должны быть защищены уголовно, социально, экономически

    (причем уровень защиты трудовых прав должен возрастать в зависимости от возраста гражданина):

    — должна быть уголовная ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу

    граждан в возрастах 50+, 55+, 60+, 65+;

    — должны быть льготные условия профессионального обучения/переквалификации сотрудника в возрасте 50+;

    — должны быть конкретные экономические меры поддержки для каждого из этих возрастов 50+, 55+, 60+, 65+.

    Например:

    1. Пусть за молодого сотрудника нужно отчислять в фонд соц. страхования взнос в размере 30% от размера

    его заработной платы.

    Тогда размер необходимых отчислений в фонд соц. страхования должен уменьшаться с возрастом сотрудника, н-р:

    — 28.5% за сотрудника в возрасте 50+ лет;

    — 27% за сотрудника в возрасте 55+ лет;

    — 25.5% за сотрудника в возрасте 60+ лет;

    — 24% за сотрудника в возрасте 65+ лет.

    2. Точно также в зависимости от возраста 50+, 55+, 60+, 65+ должны уменьшаться размеры обязательных отчислений

    работодателя во все другие фонды.

    3. Предприниматели должны иметь налоговые льготы за привлечение на работу сотрудников в возрасте 50+ лет.

    Размер налоговых льгот должен быть прогрессивным: чем старше и больше сотрудников возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет

    состоит в штате предприятия, тем больше налоговых льгот имеет предприятие (ниже налоговая нагрузка на бизнес).

    4. Стоимость переобучения/повышения квалификации должна падать (за счет дотаций государства) для людей

    возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет - чем старше гражданин, тем уровень дотаций на его обучение должен быть выше.

    5. Уровень уголовной ответственности за необоснованные сокращения, отказы в приеме на работу

    людей возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет должен повышаться в зависимости от возраста сотрудника -

    чем старше гражданин, тем выше уголовная ответственность за его возрастную дискриминацию.

    Обязательные фонды и собираемость налогов от предложенных мер не пострадают:

    — зарплаты молодых специалистов — ниже, чем у опытных;

    — снизится безработица среди граждан в возрасте 50+ лет: вместо профессиональных безработных и иждивенцев, они

    превратятся в очень востребованных сотрудников, которые смогут обеспечивать себя собственным трудом, создавая

    национальный продукт, снижая нагрузку на пенсионный и другие социальные фонды государства.

    2018-Авг-Ср Тема пенсионной системы весьма обширна и требует длительного изучения, поскольку «пенсионная система современного цивилизованного общества в общемировой практике по своей институциональной сути является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства»[I]. Несмотря https://сайт/wp-content/uploads/2020/08/pensii1.jpg , сайт - Социалистический информационный ресурс [email protected]

    Тема пенсионной системы весьма обширна и требует длительного изучения, поскольку «пенсионная система современного цивилизованного общества в общемировой практике по своей институциональной сути является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства» .

    Несмотря на общие черты и некоторые общие принципы организации пенсионных систем, в каждой стране пенсионная система имеет свою историю и особенности возникновения и развития.

    До сих пор большая часть высказываний или публикаций, посвященных новой пенсионной реформе и имевших более или менее подробный характер, ограничивались чисто мелкобуржуазной критикой. Критика с марксистской точки зрения, которая предполагает открытое использование классовой теории, не могла похвастаться достаточно подробным рассмотрением данного вопроса.

    Хотя настоящая статья не претендует на всю полноту изучения проблемы, она призвана дополнить и усилить всё, что уже было сказано и помочь в дальнейшем изучении и марксистской критике новой пенсионной реформы буржуазного правительства.

    // Часть I : Общее положение

    Введение в общий контекст рассматриваемого вопроса необходимо, чтобы показать, что Россия на сегодняшний день стала «обычным», «средним» государством буржуазного типа, которое находится в подчиненном положении по отношению к общей системе империализма и подчинено общим закономерностям. Российская пенсионная «реформа» – часть общего для буржуазных стран наступления на права трудящихся.

    Мировые тенденции

    Общая демографическая нагрузка в мире (т.е. вместе дети до 15 лет и пожилые старше 65 лет относительно населения трудоспособного возраста — 15-64 лет) росла до середины 1960-х гг., достигнув значения в 76 человек нетрудоспособного возраста (дети и пожилые) на 100 человек трудоспособного возраста. Затем, начиная снижаться, общая демографическая нагрузка упала до 52 на 100 человек в 2013 г. Повышение нагрузки происходило вследствие увеличения рождаемости и сменилось понижением из-за ее уменьшения.

    На сегодняшний день тренд снова разворачивается в сторону возрастания общей демографической нагрузки из-за увеличения числа пожилых (при одновременном сокращении нагрузки детскими возрастами). К 2030 г. значение общей демографической нагрузки составит 54 на 100, а к 2050 г. – 58 на 100 и к концу века — 66 на 100 .

    Старение населения в экономически развитых странах империализма позволяет господствующей буржуазии каждой из этих стран «реформировать» отношения труда и капитала, т.е. открыто наступать на наемных работников. Одной из таких «реформ» является повышение пенсионного возраста.

    Повышение возраста выхода на пенсию реализуется постепенно с горизонтом планирования вплоть до 50-60-х гг. XXI в.: «Одним из способов устранения разрыва в коэффициенте экономического замещения относительно сегодняшних пенсионеров для более молодых людей является удлинение их производительного трудового стажа.

    Для родившихся с 1990 по 2009 год, которые начнут выходить на пенсию в 2055 году, повышение пенсионного возраста на пять лет — с нынешнего среднего значения 63 года до 68 лет в 2060 году — восполнит половину разрыва относительно сегодняшних пенсионеров» . Переход к 70-летнему возрасту выхода на пенсию уже к середине 2030-х гг. сейчас отрабатывается некоторыми капиталистическими странами .

    Затянувшийся мировой экономический кризис обостряет противоречия, присущие империализму. Политика бюджетной экономии в странах Европейского Союза привела к существенному урезанию социальных прав граждан. Например, за 2009-2012 гг. сокращение социальных расходов в сфере здравоохранения составило 16% в Ирландии и 29% в Греции. Также, как в Ирландии и Греции, сокращение расходов на медицину в Португалии, Латвии и Испании привело к увольнению работников и закрытию больниц. Вместе с этим расширялось количество платных услуг.

    Сокращение рабочих мест проводилось и в других частях общественного сектора, например, в сфере образования. Урезание социальных прав коснулось и пенсионной системы, и сферы занятости. В целом социально-экономический кризис европейских государств показал, что «более богатые страны Европы не готовы делиться своим богатством с более бедными во времена экономических и социальных трудностей» .

    Система пенсионного обеспечения в современной России

    Существуют различные подходы и критерии для классификации моделей социальной политики и пенсионных систем в частности. Например, как идеальные типы социальной политики – «модель Бисмарка» и «модель Бевериджа» — приоритет прав работника или приоритет прав человека соответственно. Что касается систем пенсионного обеспечения, то по методу финансирования различают следующие два типа:

    A. Распределительная (солидарная, Pay-As-You-Go) пенсионная система – отчисления поступают на выплату текущих пенсий.

    B. Накопительная (или финансовая) пенсионная система – отчисления резервируются и затем инвестируются в финансовые инструменты .

    В большинстве стран пенсионные системы функционируют согласно распределительной (солидарной) схеме . Так, например, распределительная система действует в большинстве стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), смешанная (с элементами обеих систем) – в Австралии, Дании, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США .

    Многие страны Латинской Америки разочаровались в накопительной модели или просто от нее отказались. Негативный опыт Чили заставил это государство отказаться от полностью накопительной пенсионной системы. В Аргентине приняли решение национализировать 10 частных фондов пенсионного страхования и уйти от накопительной системы. В Боливии государство возвращает себе ранее приватизированную пенсионную систему. Уругвай вместо накопительной вводит смешанную систему пенсионных накоплений.

    В отличие от развитых государств, использующих распределительную или смешанную пенсионную систему, опыт развивающихся стран, внедрявших как обязательный накопительный принцип организации пенсионной системы, свидетельствует, что обязательный накопительный компонент «сталкивается с комплексом проблем, которые показывают его неэффективность» .

    В Советском Союзе действовала распределительная пенсионная система, т.е. «перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию» .

    На завершающем этапе контрреволюции в СССР с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях» начинается формирование современной системы пенсионного обеспечения, сохранившей и перенесшей в новые условия распределительный принцип организации. 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения образован Пенсионный фонд России.

    При обсуждении нового пенсионного законодательства среди депутатов прозвучало, что один из представленных «документов таков, как будто он написан по заказу мафиозной группировки, и лучше для мафиози не напишешь» .

    С переходом к радикальным экономическим реформам в пенсионной системе наступил кризис. В 1992 г. пенсии обесценились более чем в 2 раза , средний размер пенсии стал меньше прожиточного минимума, образовался кризис задолженности Пенсионного фонда. Из-за невозможности производить регулярную индексацию пенсий были установлены компенсации.

    В 1996 г. кризис пенсионной задолженности принял хронический характер . В 1999-2000 гг. реальный размер пенсии составил примерно треть от уровня 1990 г. Что касается занятой части населения, то задолженность по оплате труда составляла на начало 1997 г. 41% от общего фонда оплаты труда .

    За 1990-2000 гг. было разработано несколько концепций пенсионной реформы: «В этот период боролись две политические тенденции: (1) попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и (2) сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиально иной пенсионной системы накопительного типа» .

    К концу 2001 г. благодаря хорошей конъюнктуре, образовавшейся на мировых рынках нефти, стало возможным приблизить среднюю пенсию к прожиточному минимуму пенсионера . В этом же году образован Национальный совет по пенсионной реформе, а с 2002 г. Россия вступила в «новую национальную пенсионную систему» .

    Если закон 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в целом сохранил распределительный тип пенсионной системы с выплатой единой пенсии по старости, то принятый 30 ноября 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвердил пенсионную систему смешанного типа. Таким образом пенсия по старости была разделена на три части, две из которых составляли распределительную систему — базовая (минимальная, общая для всех гарантированная выплата), страховая (условно-накопительная) и третья часть — накопительная (в рамках накопительной системы), до 2004 г. для мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р., а после 2004 г. только для родившихся в 1967 г. и моложе .

    Условно-накопительная часть формирует персонифицированные обязательства перед гражданином в объеме поступивших на его индивидуальный пенсионный счет средств, создавая иллюзию «реального личного счета», денежные же средства расходуются на выплату текущих пенсионных обязательств согласно распределительному принципу .

    Расчет страховой (условно-накопительной) части пенсии производился согласно параметрам: «коэффициент, учитывающий продолжительность трудового стажа, коэффициент, учитывающий соотношение индивидуальной заработной платы со среднероссийским уровнем, и размер средней по стране заработной платы за период, предшествующий расчету.

    Однако в конкретных расчетах использовались «лукавая» цифра и не менее «лукавый» коэффициент. Дело в том, что среднемесячная заработная плата в РФ в 2001 г. составляла 3240,4 руб., тогда как для расчета пенсии постановлением правительства был утвержден ее размер в 1750 руб., т.е. в 1,85 раза меньше, а индивидуальный коэффициент соотношения со среднероссийской заработной платой, независимо от его фактического значения, был ограничен сверху величиной 1,2. Другими словами, с самого начала реформы пенсионная планка была занижена практически вдвое» .

    В 2007-2013 гг. (впоследствии с продлением до 2014 г.) была реализована программа государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений – при годовом взносе от 2 тыс. рублей государство удваивает эту сумму, но не более, чем на 12 тыс.

    23 декабря 2013 г. принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» и «реформирование» пенсионной системы продолжилось с новой силой. Базовая часть пенсии стала именоваться фиксированной выплатой. Устанавливается новая формула исчисления страховой (условно-накопительной) части пенсии. Формула отличается большей сложностью и непрозрачностью процедуры расчета пенсий чем предыдущая, сам расчет начинает производиться не в рублях, а в «баллах».

    С 2014 г. введен годовой мораторий на формирование накопительной части пенсии (впоследствии продлен до 2020 г.), все средства, которые должны были засчитываться в пользу накопительной части пенсии поступают в страховую (условно-накопительную) часть и тратятся на текущие пенсионные выплаты . К 2019 г. накопительную часть пенсии планируется заменить «индивидуальным пенсионным капиталом», который будет формироваться добровольно, т.е. только по заявлению гражданина . С 2016 г. работающим пенсионерам плановая индексация пенсий не производится (и восстанавливается суммарно за все годы после увольнения) .

    Средний размер пенсии в 2013 г. достиг 165% прожиточного минимума пенсионера, к 2016 г. уменьшился до 153% .

    // Часть II : Новая пенсионная реформа

    16 июня 2018 г. в Государственную Думу РФ был внесен Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» . Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту: «предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно». Повышение пенсионного возраста предлагается установить «постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.»

    Рассмотрим, насколько состоятельна предложенная реформа.

    I

    Концептуально повышение пенсионного возраста разрабатывалось еще в 90-х гг . Предполагалось, что пенсионный возраст, начиная с 2000 г., будет увеличиваться на 4 месяца в год и достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Однако положительный эффект от этой реформы исчерпал бы себя уже к 2025-2030 гг ., что в итоге привело бы к необходимости проведения новой пенсионной реформы и дальнейшего повышения пенсионного возраста .

    Таким же образом эффект от предложенного повышения начнет затухать во второй половине 2030-х гг. и исчерпает себя в 2050-х гг ., т.е. будет практически воспроизведено соотношение наемных работников и пенсионеров, предшествовавшее повышению пенсионного возраста и которое оценивается сегодня правительством как безусловное основание для изменения возраста выхода на пенсию .

    Правда, расчеты верны в случае, если повышение будет происходить медленнее, чем предложено правительством, т.е. не на 1 год, а на 6 месяцев в год. Соответственно, в правительственном варианте реформы граница, после которой реформа исчерпает себя, сдвигается на более ранний период.

    Исчерпание эффекта является результатом не только воспроизведения демографической картины, которая предшествовала реформе, но и из-за увеличения пенсионных обязательств перед теми, кто вышел на пенсию позже и, соответственно, продолжал всё это время трудовую деятельность. Т.е. если и достигается сокращение расходов бюджета, то «только на краткосрочном периоде с последующим адекватным ростом расходов на увеличившийся объем пенсионных прав» .

    II

    Правительство РФ, указывая на рост продолжительности жизни, которая достигла почти 73 лет, таким образом аргументирует, что в отношении России состоятельно не только теоретическое обоснование повышения пенсионного возраста («по этому пути идут все страны»), но и фактическое.

    На деле это не так. Как указывают специалисты, ожидаемая продолжительность жизни при рождении «не является показателем, на который можно ориентироваться при установлении пенсионного возраста» . В данном вопросе значение имеет в первую очередь два следующих условия: 1) продолжительность жизни при достижении пенсионного возраста, т.е. для России, в случае проведения реформы, 65 лет для мужчин и 63 года для женщин и 2) продолжительность здоровой жизни .

    Оба эти условия в отношении России «существенно ограничивают возможности даже в долгосрочной перспективе повышения пенсионного возраста» .

    В 2016 г. ожидаемая продолжительность жизни для мужчин при достижении 65 лет составляла 13,4 лет , что на 6 лет меньше , чем во Франции, на 4,7 в Германии, на 4,6 в США. Вероятно, что данный показатель будет и в будущем служить ограничением для поднятия пенсионного возраста, т.к. «по прогнозу, разработанному на основе параметров, установленных Концепцией демографического развития России, 60-летние мужчины достигнут текущей ожидаемой продолжительности жизни в странах ОЭСР для 65-летних мужчин не ранее 2040-х годов » .

    С женщинами всё обстоит несколько лучше, хотя и они при достижении 65-летнего возраста живут меньше , чем женщины в более развитых капиталистических странах. Так, в 2016 г.: Россия – 17,7, Франция – 23,5 (2015 г.), Германия – 21,3, Италия – 22,9, Япония – 24,4, Англия – 21,1, США – 20,6.

    Что касается продолжительности здоровой жизни, то в России она в 2016 г. составляла 63,5 года для обоих полов. Это на 9,9 лет меньше, чем, например, во Франции.

    Дополнительным ограничением для повышения пенсионного возраста является то, что почти треть мужчин сегодня просто не доживает до 60 лет и 40,7% до 65 лет .

    Что касается роста продолжительности жизни, то согласно прогнозу ООН, отставание от развитых стран по этому показателю будет сохраняться до конца XXI века.

    В целом «демографический фактор не только не может рассматриваться как главный аргумент для повышения пенсионного возраста с ориентиром «на Запад», но, наоборот, именно демографические параметры нашего населения за последние 25 лет (совпадают с периодом перестройки экономики) являются главными ограничителями для повышения пенсионного возраста» .

    Следующий аргумент буржуазного правительства РФ звучит следующим образом: «Демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше , а пенсионеров, соответственно, всё больше . С каждым годом этот дисбаланс будет только расти вместе с нагрузкой на тех, кто работает».

    С одной стороны, действительно, нагрузка пожилыми возрастает: если в 1990 г. коэффициент нагрузки составлял 335 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, то в 2016 – 441, в 2030 – 521, в 2051 – 741 (согласно среднему варианту прогноза Росстата).

    С другой стороны, коэффициент общей демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов, т.е. моложе и старше трудоспособного возраста) остается практически неизменным все последние десятилетия за счет снижения нагрузки людьми моложе трудоспособного возраста – 1960 – 740, 1970 – 785, 1990 – 759, 2016 – 764, 2018 – 786. Согласно же среднему прогнозу Росстата коэффициент общей демографической нагрузки составит в 2021 г. – 834, 2025 – 856, 2031 – 838, 2035 — 838, 2038 – 864, 2041 – 913, 2051 — 1100.

    Согласно этим цифрам, общая нагрузка по отношению к 1990 г. в 2038 г. вырастет на 14%, а через 20 лет по отношению к 2018 г. – на 10%. По отношению к 2018 г. в 2041 г. – на 16%, в 2051 г. – 40%. Действительно существенный рост нагрузки наблюдается с начала 40-х гг.

    Таким образом, даже если теоретически рассматривать необходимость и возможность повышения возраста выхода на пенсию, то такая необходимость со стороны демографии станет действительно актуальна для России лишь в начале 2040-х гг. , тогда как возможность остается под вопросом и сильно зависит от экономической политики в течение следующих десятилетий.

    Что можно сделать за 20 лет? В Советском Союзе за это время создали , послужившую надежной основой для разгрома самой сильной буржуазной армии первой половины XX в. За 20 лет после распада Советского Союза разграбление его богатства буржуазией достигло невиданного масштаба.

    II I

    Специалисты указывают на то, что существующие проблемы в российской системе пенсионного обеспечения связаны сегодня и в обозримом будущем не столько с демографией, сколько с экономическим неравенством .

    Одним из источников неравенства является налоговая система. В 90-е годы действовала прогрессивная шкала налогообложения, с 2001 г. действует пропорциональная. Отмена прогрессивного налога формально обосновывалась его низкой фискальной значимостью, т.е. проще говоря тем, что государство было не в состоянии его собрать .

    Отказ от введения прогрессивной шкалы налогообложения фактически означает признание бессилия государства «в наведении порядка в установлении цивилизованных форм оплаты труда в экономике страны» .

    Пропорциональный налог в России формально обеспечивает равные условия налогообложения доходов по общей, единой ставке 13%. Но для бедного в отношении его дохода налог отнимает существенную часть дохода, который и без этого едва обеспечивает простое выживание, тогда как для богатого после уплаты налога, оставшаяся доля его дохода обеспечивает не только необходимый с медицинской точки зрения, но и просто высокий или даже избыточно высокий уровень жизни, а кроме того позволяет еще и накапливать свободный капитал.

    До 2001 г. Пенсионный фонд России и другие социальные фонды финансировались за счет сбора страховых взносов. Общий тариф в 1997 и 2000 гг. составлял 38,5% с фонда оплаты труда для работодателя из которых 28% направлялись в Пенсионный фонд, а также 1% со своей заработной платы в Пенсионный фонд уплачивал работник .

    В 2001 г . был введен регрессивный единый социальный налог. Общая ставка составляла 35,6% из которой 28% средств направлялись в Пенсионный фонд . В 2005 г. ставку понизили до 26%. Регрессивный – означает, что богатый платил меньше, чем бедный. Взималось 26% с дохода, если в течение года совокупный доход не достиг 280 000 руб. С дохода выше 280 000 руб. выплачивалось 72 800 руб. и 10% с суммы дохода, которая превысила 280 000 руб. Если доход превысил 600 000 руб., выплачивалось 104 800 руб. и 2% с суммы дохода, которая превысила 600 000 руб. ЕСН обеспечивал поступления в Пенсионный и другие социальные фонды.

    C 2010 г. вместо ЕСН были вновь установлены страховые взносы, с 2012 г. регрессивная шкала также предполагала снижение ставки в Пенсионный фонд с 22% до 10% .

    В качестве кратких выводов по социальным налогам вполне можно согласиться с тем, что ЕСН «с его регрессивной шкалой является антисоциальным, как и плоский подоходный» . В сумме при двойном налогообложении ЕСН и НДФЛ трудящийся отдавал со своих доходов практически 40%. Собственно, и плоская шкала НДФЛ в России на деле является регрессивной .

    Ранее мы уже выяснили, что демография ни с какой стороны не может по фактическим причинам являться необходимым условием для повышения пенсионного возраста по крайней мере в ближайшие 20 лет. Да, демографический вопрос может сегодня обсуждаться, но его актуальность в ближайшие 20 и более лет невелика, поэтому демография не может считаться основной, главной причиной «реформ» правительства.

    Повышение возраста выхода на пенсию является открытым, зримым, то, что ощутят на себе одновременно миллионы людей, наступлением на права практически всей массы наемных работников. Если господствующий класс решился пойти на открытое усиление эксплуатации, значит, угроза его собственному выживанию стоит выше, чем будущее нарастание классовой вражды.

    В 2013 г. специалисты Standard & Poor’s предположили, что рост экономики России замедляется не только из-за влияния мирового кризиса, но и «в силу исчерпания экономикой потенциала существующей модели роста», экономика России «работает почти на пределе своего потенциала». Производительный рост 1998-2008 гг. был обусловлен задействованными производственными мощностями, сохранившимися от Советского Союза.

    Защита классовых интересов и укрепление диктатуры буржуазии происходит за счет труда практически всей массы легальных и нелегальных наемных работников. В то время как экономика стагнирует при уже существующем уровне неравенства и нищеты, последние «реформы» свидетельствуют, что эксплуатация и даже настоящий гнет, т.е. забивание в кромешную нищету десятков миллионов приобретут иной масштаб.

    Карл Маркс отмечал, что налоги служат «средством сохранения за буржуазией положения господствующего класса » . Правительство России вместе с изменением возраста выхода на пенсию предложило компенсировать выпадающие доходы за счет повышения ставки НДС.

    В 2016 г. сообщалось, что «чиновники обсуждают «революционную налоговую идею» — снижение страховых взносов и повышение НДС . В декабре 2016 г. В. Путиным было поручено изменить к 2019 г. налоговую систему в целях стимулирования деловой активности и повышения конкурентоспособности предприятий за счет снижения прямой фискальной нагрузки на работодателей и компенсации выпадающих доходов повышением НДС .

    24 июля 2018 г. повышение ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 г. было принято Государственной Думой. Начиная с 2019 г. Федеральный бюджет дополнительно начнет получать 620 млрд. руб. в год. НДС фактически является регрессивным налогом и оплачивается покупателем, его доля в «сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода» . Таким образом повышение НДС в первую очередь скажется на жизни наиболее незащищенных слоев населения, в том числе пенсионеров. «Косвенные налоги асоциальны по самой своей сути: основной своей тяжестью они ложатся на наименее обеспеченные слои населения» .

    Вместе с повышением НДС была утверждена временно пониженная ставка взносов в Пенсионный фонд в 22% как постоянная. Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту уменьшение объема поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд в случае утверждения пониженной ставки составит в 2021 г. 615,38 млрд. руб., в 2022 г. 659,55 млрд. руб., в 2023 г. 705,14 млрд. руб., в 2024 г. 763,88 млрд. руб.

    В 2017 г. Минфин указывал, что данное изменение налоговой системы «даст больший положительный эффект на экономику, если будет сопровождаться мерами по увеличению предложения на рынке труда» . Например, существенное увеличение предложения на рынке труда может дать повышение пенсионного возраста. Согласно расчетам Минэкономразвития, численность занятых увеличится примерно на 300 000 человек в 2019 г. и на 1 800 000 к 2024 г.

    Тогда как по некоторым оценкам, из-за повышению пенсионного возраста, в 2019 г. численность трудоспособного населения увеличится на 2 млн. человек, в 2024 г. – примерно на 7-8 млн. и к 2036 г. – на 12,6 млн . Как видно из этих цифр, предложение на рынке труда сильно будет превышать рост рабочих мест.

    Какие выводы можно сделать?

    То, как буржуазия увеличивает степень эксплуатации, прекрасно видно из рассмотренной выше налогово-пенсионной реформы.

    Во-первых , понижение ставки страховых взносов делает труд наемного работника дешевле для капиталиста, позволяя извлекать из его труда больше прибыли.

    Во-вторых , повышение НДС косвенно уменьшает сумму выплаченной работнику заработной платы, тем самым делая прибыль ещё больше, а издержки на работника – меньше.

    В-третьих , повышение пенсионного возраста и вследствие этого рост предложения на рынке рабочей силы усиливает конкуренцию между работниками, тем самым позволяя капиталисту платить заработную плату даже ниже стоимости рабочей силы, которую он покупает.

    Особенное положение здесь получает мелкая буржуазия. Для мелкого буржуа проводимая правительством политика скорее выгодна. Нанесенный удар по наемным работникам, по уровню их заработной платы создает значительный потенциал для сверхэксплуатации и извлечению сверхприбылей не только для крупной буржуазии, но и для мелкого буржуйчика.

    Это приводит нас непосредственно к вопросу об уровне заработной платы и имущественного неравенства: «Низкие размеры заработной платы в России усугубляются её высокой дифференциацией. Относительно развитых государств мира российские работники получают значительно меньшую заработную плату, отрабатывают за те же деньги больше времени. Для производства продукции одинаковой стоимости российский работник в среднем затрачивает втрое больше времени, чем работник в США» .

    Десятилетиями продолжающаяся деградация экономики закономерно негативно сказывается на производительности труда, трудоемкости экономики и заработной плате, а господствующий класс выжимает все оставшиеся соки из этой экономической душегубки.

    По данным на 2016 г. примерно половина (47,1%) всего фонда заработной платы в России приходится на 20% наиболее высокооплачиваемых работников и другая половина на оставшиеся 80% работников . Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1990 г. составляло 4,4, в 1991 — 4,5, в 1992 — 8, в 1993 — 11,2, в 1994 – 15, в 2016 — 15,6 . В 1991 г. коэффициент Джини по данным Росстата был равен 0,260, в 2016 г. — 0,412. Чем выше значение коэффициента Джини, тем сильнее в рассматриваемом обществе экономическое неравенство .

    В 2016 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляла 36 709 руб., величина прожиточного минимума – 9 828 руб. Медианное значение заработной платы в 2015 г. – 24 868 руб., в 2017 г. – 28 345 руб. Медианное значение заработной платы означает, что 50% работников получают заработную плату меньше этого значения, а другие 50% — больше. Средний размер назначенных пенсий – 12 391 руб., величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) – 8 081 руб.

    При ставке взносов в Пенсионной фонд равной 26%, работнику, имеющему медианную заработную плату, чтобы заработать 1 ПМП пришлось бы работать примерно 25 лет, соответственно, 50 лет – 2 ПМП. Согласно расчетам, «только при зарплате, равной и выше средней в экономике (такую зарплату получают лишь 31% работников), человек может заработать пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано установление с 2015 г. нового минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП – за 33 года, т.е., по сути, за фактически сложившийся для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако, чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет (что на 9 лет больше, чем возможная максимальная продолжительность стажа с 20 лет до общеустановленного пенсионного возраста 60 лет)».

    Естественно, что ставка в 22% при таком уровне доходов не в состоянии будет поддерживать достаточный уровень пенсионного обеспечения. Правительство нашло решение в повышении возраста выхода на пенсию. За неэффективную, фактически провалившуюся политику господствующего буржуазного класса за все прошедшие десятилетия будут расплачиваться наемные работники, т.е. большая часть из вас, уважаемые читатели.

    Принятый Государственной Думой 24 июля 2018 г. законопроект предусматривает также, что свыше установленной предельной величины совокупного дохода вместо ставки в 22% будет применяться ставка 10%. В 2018 г. предельная величина была равна 1 021 000 руб., т.е. 85 083 руб. в месяц.

    На 10% наиболее оплачиваемых работников в 2017 г. приходилось 32,6% всего фонда заработной платы в России со средней заработной платой – 127 006 руб. На 20% наиболее оплачиваемых работников в 2017 г. — 48% всего фонда заработной платы в России со средней заработной платой – 93 468 руб.

    Соответственно, если примерно такое же соотношение будет сохраняться в будущем (как, впрочем, это было и раньше), то примерно 48% всего фонда заработной платы в России облагается сейчас и будет облагаться в соответствии с пониженной ставкой взносов в Пенсионный фонд в 10%.

    Конечно, если заставлять, применяя регрессивный налог, платить в Пенсионный фонд в первую очередь бедных и нищих, то обеспечить стариков достойной пенсией не представляется возможным. Но решение, естественно, есть. По мнению капиталистического правительства, необходимо поднять пенсионный возраст.

    Специалисты указывают, что «мировой опыт деятельности различных пенсионных систем показал, что для их эффективного функционирования допустимый размах дифференциации в оплате труда составляет 5-6 раз» , тогда как «15-кратное различие в уровне оплаты труда делает пенсионную систему заведомо неэффективной» . Другими словами, «до тех пор пока проблема низкой заработной платы не будет решена, любые параметрические преобразования внутри самой пенсионной системы не принесут желаемого эффекта» .

    Еще одним направлением в рамках пенсионной реформы для правительства является скрытая оплата труда и, соответственно, теневая занятость. «На отрезке 2018 — первой половине 2019 года мы предложим механизм «обеления» заработных плат для тех, кто сегодня находится в «серой» экономике», — пояснила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова .

    Здесь, как верно указывают специалисты, «введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц и даже установление регрессивной шкалы взносов в государственные социальные фонды никоим образом не повлияли на укрывательство доходов физических лиц от налогообложения и не смогли разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты» . Какое же новое решение придумают в правительстве? Пока неизвестно.

    Что касается объема скрытой оплаты труда, то он действительно существенный: в 2016 г. – 10,3 трлн. руб. Выведение заработной платы из тени позволило бы покрыть дефицит Пенсионного фонда, так, расчет по ставке 22% показывает, что начисление взносов на скрытую оплату труда пополнило бы бюджет Пенсионного фонда примерно на 2,2 трлн. руб., тогда как дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет приблизительно 1 трлн. руб. Так же было и в прошедшие годы, например, в 2012 г. скрытая оплата труда составляла 6,5 трлн. руб.

    Даже не принимая во внимание регрессивную ставку, одно только понижение ставки взносов в Пенсионный фонд в 2005 г. на 8% и в 2012 г. еще на 4% привело к разбалансированию пенсионной системы и хроническому дефициту, оплатить который должны наемные работники, которых лишили как раз тех денег, которые они должны теперь возместить. Проще говоря, допустим, что у вас украли деньги, а теперь вы должны еще и отдать такую же сумму денег тому, кто их у вас украл.

    Теневая занятость представлена в основном молодежью и пенсионерами. Что касается пенсионеров, то они «вынуждены работать для выживания на тех же низкозарплатных рабочих местах, на которые никто особенно и не претендует, кроме, может быть, временных трудовых мигрантов» . Из общей численности пенсионеров – работающих пенсионеров по старости в 2016 г. было 14 млн. 199 тыс., в 2017 г. – 8 млн. 791 тыс.

    В целом теневая экономика в России процветает, по некоторым данным ее объем — 33,6 трлн. руб., это 39% от ВВП. С такими показателями Россия входит в пятерку крупнейших теневых экономик мира. Наименьший объем теневой экономики имеют США (7,8% ВВП), Япония (10%) и Китай (10,2%) .

    Примечательно, что коррупция превышает дефицит бюджета Пенсионного фонда, в 2017 г. – 1,4 трлн. руб. Т.е. даже не касаясь эксплуатации, втаптывающей народ в нищету, или «зарплат в конвертах», уже просто воруют больше, чем старикам нужно собрать на пенсию, которую они, между прочим, заработали.

    Кроме этого в России действуют множество налоговых льгот. В 2016 г. их сумма составила 9,6 трлн. руб., по сути это «не просто льготы — это расходы бюджета, это деньги, которые бюджет не получил», тогда как их эффективность до сих пор практически не исследована . 1/10 налоговых льгот покрывает почти весь дефицит бюджета Пенсионного фонда.

    В-четвертых, богатые и сверхбогатые извлекают еще большую часть прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих, используя регрессивный налог, уставленный ими для самих себя и своих «братьев по классу». Это, конечно, только увеличивает степень эксплуатации труда российской буржуазией.

    В-пятых, теневая занятость и скрытая оплата труда не столько вынужденные обстоятельства, сколько необходимые для выживания всей существующей в России социальной структуры. Коррупция и непрозрачный массив налоговых льгот их органично дополняют. Всё это вместе полностью или частично сливается в 33,6 трлн. руб. теневой экономики. Сливки с этого гнилого пирога снимает господствующий буржуазный класс.

    В 2008 г. чистый вывоз капитала из России частным сектором экономики составил 133,6 млрд. долл. США, в 2009 г. — 57,5, в 2010 г. — 30,8, в 2011 г. — 81,4, в 2012 г. — 53,9, в 2013 г. — 60,3, в 2014 г. — 152,1, в 2015 г. — 57, в 2016 г. — 18,4, в 2017 г. — 24,8, в I квартале 2018 г. (оценка) — 13,4. Бегство капитала из России «представляет собой систематическое и масштабное явление. Оно отражает компрадорский характер отечественного крупного бизнеса…»

    Кроме всего прочего, можно еще сказать и о том, что обещанная правительством прибавка к пенсии в 1000 руб. в действительности будет составлять около половины этой суммы, поскольку индексация пенсии в 2019 г. почти на 500 руб. и так была предусмотрена в соответствии с действующим законодательством. Из-за пенсионной реформы в 2019 г. выход на пенсию будет отложен на 1 год почти для 1,5 млн. человек .

    // Общие выводы

    В классовом обществе старость – это экономическая категория. Современное российское буржуазное государство является результатом контрреволюции и, соответственно, занимается ликвидацией того, что было создано в годы революции.

    Когда, например, говорят о несправедливости пенсионной формулы, по которой рассчитывается будущая пенсия, то это не фигура речи. В ней действительно были прописаны заниженные коэффициенты. Все прошедшие годы люди получали пенсии меньше, чем на самом деле должны были получать.

    В 1988 г . ожидаемая продолжительность жизни в России (РСФСР) составляла 69,9 лет, в 2016 г. — 71,9. Почти за 30 лет рост составил только 2 года. Конечно, это во многом последствия случившейся контрреволюции, но и господствующий буржуазный класс – это тоже ее последствия. Не только контрреволюция, как распад Советского Союза, но и все последние десятилетия экономической политики, которую проводит этот класс — причина кризиса, который всё больше охватывает сегодня капиталистическую Россию.


    Дополнение к основному тексту статьи, написанное в связи с сообщением В. Путина 29 августа 2018 г. по поводу пенсионной реформы

    Основной текст статьи был закончен 2 августа и публикуется без каких-либо существенных изменений. Но во второй половине августа появилась информация, что по вопросу пенсионной реформы собирается высказаться президент. 29 августа президент России В. Путин обратился к гражданам с коротким сообщением по поводу предложенной реформы системы пенсионного обеспечения. Можно было бы ожидать, что выступление будет иметь характер более соответствующий привычной для буржуазного класса риторике об общенародности и демократичности, где президент выступает как некий «арбитр», который отстаивает интересы большинства.

    На деле подтверждается то, что уже ранее было сказано в основном тексте статьи. Буржуазный класс испытывает всё возрастающее влияние экономического кризиса, что закономерно вынуждает всё более и более открыто демонстрировать и отстаивать собственные классовые интересы в ущерб подавляющей части общества – наемным работникам.

    Конечно, это пока не открытая террористическая диктатура, риторика высокопоставленных представителей господствующего класса всё ещё пытается убеждать в демократическом характере проводимой политики, хотя она уже и сменилась с позиции защиты на словах интересов наемных работников, т.е. большинства граждан (например, высказывание В. Путина против повышения пенсионного возраста в 2005 г.) , при этом, естественно, фактически отстаивая интересы господствующего буржуазного класса, на убеждение пролетариата в совпадении национальных и экономических интересов буржуазии и пролетариата.

    Путин не высказал никаких предложений, принципиально изменяющих проект пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, внесенный ранее Правительством на рассмотрение в Государственную Думу и принятый в первом чтении. Как и предполагалось ранее, мужчины должны будут выходить на пенсию в 65 лет , тогда как женщины не в 63, а в 60.

    Но даже повышение на один год не имеет под собой оснований , так что снижение повышения возраста выхода на пенсию для женщин с 8 до 5 лет – означает, что капитал будет грабить наемных работниц , но чуть меньше. Ничего не мешает буржуазному классу в перспективе развернуть свои аппетиты в полной мере, доведя повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 65 лет , как и у мужчин.

    Есть и ряд других, еще менее значительных в общем контексте пенсионной реформы предложений, высказанных президентом. Одно из них заключается в понижении пенсионного возраста для многодетных женщин, вплоть до 50 лет. Однако это не более, чем модификация уже действующей нормы, которая предусмотрена ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    В 2013-2015 гг. впервые с 1992 г. наблюдался естественный прирост населения, однако уже в 2016 г. число умерших снова превысило число родившихся. В целом, проблема низкой рождаемости может быть решена только принципиальными изменениями социальной политики , ни материнский капитал, ни льготный возраст выхода на пенсию по всей видимости не являются достаточными мерами.

    Далее Путин предложил «установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста». Создается вполне обоснованное впечатление, что ему просто нечего сказать, поэтому озвучиваются лучшие из худших предложений. Буржуазному классу экономически выгодно сохранять существенную долю теневой экономики, прикрывая это откровенно нелепыми репликами о невозможности или неспособности осуществлять необходимое администрирование. Данное предложение так и останется пустой фразой , что покажет в будущем практика. Это не более чем пример риторики о которой говорилось выше.

    Предложение о чуть более чем двукратном повышении мизерного пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста (как предполагается, данный возраст будет наступать за 5 лет до достижения пенсионного возраста) звучит как желание дать возможность людям немного помучиться, а не умирать сразу после потери рабочего места за несколько лет до пенсии.

    — сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий;

    — 25‑процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве;

    — на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х;