Клуб бабушек в детском саду. Конкурсная программа "бабушки и внуки". Клуб бабушек – форма работы, которая подразумевает включение бабушек, любящих своих внуков и имеющих опыт воспитания, в воспитательный процесс

Главная > Пояснительная записка

Клуб бабушек – форма работы, которая подразумевает включение бабушек, любящих своих внуков и имеющих опыт воспитания, в воспитательный процесс.

Консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь» - форма работы с родителями, благодаря которой родители могут получить квалифицированную помощь и совет педагогов разного профиля и психолога в индивидуальном порядке.

Малообеспеченная семья – это семья, совместный доход которой не превышает прожиточного минимума.

Многодетная семья – это семья, имеющая трёх и более несовершеннолетних детей.

Неполная семья – это семья, в которой отсутствует один из родителей.

Родительский клуб общения - ассоциация родителей, бабушек и дедушек. Ведущими формами работы являются свободные непринужденные встречи - беседы, родительские дебаты, решение прецедентов, ничем не ограниченный обмен мнениями.

Родительский совет – это орган управления образовательным учреждением.

Родительский университет – форма работы с родителями, в рамках которой организуются как эпизодические лекции, так и систематические курсы. Они формируются на основе, как традиционных родительских вопросов-проблем, так и индивидуальных тревог родителей.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Семью отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимозависимый образ жизни её старших и младших членов, определённая структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Совет отцов - форма работы с родителями, при которой в воспитательную работу совместно с педагогами включаются главы семейств.

2. Создан пакет нормативных документов по работе с родителями:

    локальные акты, регламентирующие работу с родителями:

    Положение об общешкольной родительской конференции;

    Положение о Родительском Совете;

    Положение о классном родительском собрании;

    Положение о родительском комитете класса;

    Положение Клуба бабушек.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по работе с родителями:

    Проводятся методические семинары и тематические заседания ШМО классных руководителей по решению проблем взаимодействия классных руководителей с семьями учащихся.

Учебный год

Тема методического объединения классных руководителей, семинары практикумы

проведения

ШМО классных руководителей «Работа классного руководителя с родителями по самоопределению «трудных» учащихся».

ШМО классных руководителей «Основные направления деятельности и формы взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями по дальнейшему карьерному самоопределению учащихся».

ШМО классных руководителей «Роль классного руководителя в системе воспитательно-образовательной работы. Вклад педагогов и родителей в патриотическое воспитание детей».

Методический семинар «Социальное партнерство школы и семьи».

ШМО классных руководителей «Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями».

Методический семинар «Новые требования к профессиональной компетентности педагога-воспитателя (аспект работы с родителями)».

    В течение учебного периода работает психологический семинар «Психологический аспект организации взаимодействия школы с семьёй».

    Создание новой страницы на сайте школы для размещения разработок школьных мероприятий и её дальнейшее пополнение.

    Обобщен опыт работы классных руководителей школы по работе с семьями учащихся.

    мастер-класс по теме: «Работа классного руководителя с родительской общественностью по воспитанию учащихся» (Мельникова О.В. – областной конкурс «Классный руководитель 21 века», 2009г.);

    социальный проект «Школа, дом – одно семья» (Милевская Л. М. – педагогические чтения, 2010г.);

    из опыта работы с родителями по программе «Семья +» (городская методическая выставка, 2010г.);

    выпуск статей в рамках ГМО классных руководителей:

- «Новые подходы к организации работы с родительской общественностью на основе детско-родительского взаимодействия».

- «Из опыта работы ученического самоуправления с другими формами государственно-общественного управления школой».

- «Работа классных руководителей школы с родительской общественностью».

4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей:

Мероприятия

Время создания

Создан информационный центр для родителей в школьной библиотеке

март 2007 год

Оформлен информационный стенд для родителей «Жизнь нашей школы», который информирует родителей об успехах учащихся школы, о готовящихся и проведенных мероприятиях, о вопросах, требующих участия родителей.

сентябрь 2007 год

Организация виртуальной общественной приёмной «Родители – школа».

2009-2010 уч. год

Работает раздел школьного сайта «Для родителей», где есть странички «Уроки Айболита», «Мысли о воспитании», «Советы психолога», «Права и обязанности».

2006-2007 уч. год

Выпуск «Родительского вестника».

2008-2009 уч. год

Ежегодный выпуск книги о родителях «Созвездие родителей», фотоальбома о родителях учащихся школы.

2008-2009 уч. год

В школьной газете «Большая перемена» открыта рубрика «Моя 7я», в которой рассказывается о лучших семьях нашей школы, их традициях и отдыхе

2007-2008 уч. год

Организация Родительского Университета через систему родительских собраний, конференций, всеобуча, круглых столов, работа видеозала.

Создан консультативный пункт «Скорая педагогическая помощь» для родителей и педагогов.

Организация виртуального общения «Родители - школа» в рамках форума «Мир сказок»

2008-2009 уч. год

В библиотеке проведены циклы книжных выставок, проведены тематические беседы в рамках недель детской книги, года семьи («Отец. Отчество. Отечество», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны!», «Ветеран в моей семье» и др.).

2008-2009 уч. год

    Проведены родительские конференции:

Тематика родительской конференции

    Отчётно-перевыборная конференция.

    «Информатизация образовательного пространства МОУ «СОШ №3» г. Гая»

    Отчет о работе. План работы на 2007-2008 учебный год. (21.09.07)

    Итоги лета (ремонт школы, отдых учащихся). (14.12.07)

    Состояние здоровья работников школы и учащихся. О поощрении учащихся ко Дню школы. (21.02.08)

    Представление родительской общественности и принятие программы развития школы» (18.04.08)

    Семья и школа: педагогика сотрудничества. Подготовка школы к новому учебному году.

    «Взаимодействие школы и семьи: опыт, проблемы, поиск новых подходов»

    «Современный ребенок. Какой он?»

    «Система воспитательной работы в школе глазами родителей» (была подготовлена и проведена воспитательной службой школы с участием детей)

II . Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

1. Организация виртуального общения «Родители - школа».

2. Проводятся традиционные школьные детско-родительские мероприятия:

    «Мой отец»;

    «Мой папа – самый лучший»;

    «Папа, мама, я - спортивная семья»;

    Праздник «День защиты детей»;

    Праздник «День Родной школы»;

    Игра «Зарница»;

    Семейные посиделки «Рядом с бабушкой»;

    Праздник «Масленица»;

    Праздник «Рождества»,

    Встреча весны и проводы зимы;

    Праздник «Первый звонок»;

    Праздник «Последний звонок»;

    Праздник «Новый год»;

    Конкурс «Мисс Весна» (совместно с мамами);

    Конкурс «Мисс золотая Осень» (команда девочек и мам)

    Концерт ко Дню матери;

    Выпускной вечер 9, 11 кл.

    «Загадки кухни»;

    Конкурс чтецов на тему: «Моя семья» с участием родителей;

    Конкурс рисунков, плакатов, сочинений «Я и моя семья»;

    «Рядом с бабушкой» (в рамках Клуба бабушек).

4. Создан Клуб бабушек.

5. Систематически проводятся тематические классные часы, посвященные воспитанию в семье («История моей семьи», «Семья и ее функции», «Моя семья», «Я горжусь своим отцом» и др.)

6. Проводится посещение учащимися тематических мероприятий в музеях и библиотеках города по воспитанию в семье.

7. Проводится активное вовлечение родителей в организацию досуга школьников (кружки, секции, клубы, совместные мероприятия, детско-родительские объединения, участие в ученическом самоуправлении, общественные воспитатели).

9. Проводится оказание помощи нуждающимся (многодетным, неполным, малообеспеченным) семьям. Принимается активное участие в акции «Помоги ребёнку.

10. Работа по проекту, выполненному детьми и родителями начальной школы, по благоустройству детской школьной площадки.

11. Создан родительский клуб общения (на базе класса Данько О.А.)

Работа школы и семьи включает разделы:

    Работа с родителями учащихся начальной школы.

    Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).

    Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).

    Работа с родителями учащихся старших классов.

    Работа с родителями учащихся выпускных классов.

III . Изучение воспитательного потенциала школы и

родительской общественности.

1. Методы изучения семей учащихся школы.

Семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Существуют допустимые границы «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен), методы осуществления работы.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Наиболее распространенные методы работы с родителями:

    диагностика,

    консультация,

    наблюдения,

  • социологические опросы,

    тестирование,

    сочинение как метод изучения семьи,

    метод обобщения независимых характеристик,

    педагогическая гостиная,

    психолого-педагогический тренинг. (Этим методом обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определенных умений, корректируют взгляды и позиции, активизируют рефлексивную деятельность. Темами психолого-педагогического тренинга могут быть «Знаю ли я своего ребенка», «Как вести себя с агрессивным ребенком» и др. Группа участников тренинга превращается в группу самопомощи и взаимопомощи. Исключаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображениями и представлениями и одновременно слушать и слышать другого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфиденциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов повышают свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семейном воспитании.)

    интервьюирование. (Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.)

    анкетирование. (Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования: контактное, заочное (анкеты с инструкциями рассылаются, а потом возвращаются). Возможны разные типы анкет: открытая (содержит вопросы, на которые предстоит ответить); закрытая (к вопросам даются возможные варианты ответов); смешанная (предлагаются возможные ответы, и одновременно дается право сформулировать некоторые ответы по-своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов).)

Поиски путей объективного изучения семей приводят к разработке методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребенком т.д.

Вовлечение родителей в совместную с ребенком деятельность показывает способы оптимизации эмоционального взаимодействия посредством использования:

    народных игр (Г.Н. Гришина),

    произведений фольклора (Г.В. Лунина),

    театрализованных игр (Р.К. Сережникова),

    совершенствование игр детей (В.М. Иванова).

Во многих методах изучается и корректируется педагогическая позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Арутюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева).

В результате такого подхода родители рассматривают предлагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество педагогов и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей.

Семейный клуб “Бабушки и внуки”

Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня мы хотим поприветствовать вас и пожелать вам здоровья, хороших, добрых внуков, ласки и внимания со стороны ваших детей. Наша встреча не случайна. В народе говорят: “Что стар, что мал.” Человек устроен так: в самом начале жизни нуждается в помощи, его растят, воспитывают родители, дедушки, бабушки. Именно бабушка, в силу своей жизненной мудрости, незаметно передаёт свой опыт молодым, поддерживает благополучие семьи разумными советами, делами, укрепляет счастье в семье.

У мамы – работа,

У папы – работа.

У них для меня остается суббота,

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Конкурс “Узнай себя”:

На стене развешаны портреты бабушек, нарисованные детьми.

Ведущий. Сейчас мы просим детей представить своих бабушек: как зовут бабушку, чем она занимается, чья она мама. А бабушкам предлагаем узнать себя на портрете.(Если бабушка себя узнает, она может забрать свой портрет)

Ведущий. Кто на свете самый ласковый, самый добрый, самый заботливый? Конечно, это бабушка. Бабушка похожа на весеннее солнышко. Дети, давайте подарим нашим бабушкам весеннюю песенку.

Песня “Зима прошла”

С бабушкой мы буквы в книжке разбираем,

С ней играем в куклы, в классики играем.

Важные секреты шепчем ей на ушко,

Потому что бабушка – лучшая подружка.

Песня о бабушке

Целый день я осторожно возле бабушки кручусь...

И всему, что только можно, у бабули научусь!

Сколько в ней любви и ласки, помнит множество стихов,

Слушать бабушкины сказки можно хоть до петухов!

Ведущий. Сейчас бабушки научат вас варить самую вкусную кашу. Как это сделать без плиты и без кастрюли? Очень просто.

Игра с бабушками.

Ведущий читает стихотворение, в котором перечисляются продукты. Если названный продукт нужен для приготовления каши, бабушки говорят “Да”; если не нужен – “Нет”. А вы, ребята, слушайте и запоминайте.

Сорока-белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла…

Парное молоко – да!

Куриное яйцо – нет!

Крупа манная – да!

Капуста кочанная – нет!

Соленый огурец – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топленое – да!

Рыбка соленая – нет!

Перец болгарский – нет!

Соус татарский – нет!

Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – нет!

Ведущий. Да, сладенькая каша получилась. За такую кашу не грех и поцеловать бабушек. Ребята, приглашайте своих бабушек в круг, будем играть в игру “На дощечку, на плашечку”

Ведущий.Уважаемые бабушки, а любили ли вы петь частушки, когда были молодыми? Какие? (бабушки исполняют частушки). Наши дети тоже любят частушки. Сегодня они хотят спеть их для вас.

Дети поют частушки

Ведущий. Когда дети были маленькие, бабушки часто рассказывали им сказки. Но мы уже подросли, и сами можем порадовать сказкой бабушек.

Дети инсценируют сказку “Теремок”.

Ведущий. Что-то мы засиделись. Давайте потанцуем.

Танец с бабушками “Потанцуй со мной, дружок”

Ведущий. А сейчас мы предлагаем бабушкам послушать веселую песенку. Кто хочет – подпевайте!

Песня “А я по лугу”

Вед. Вот и подошел к концу наш веселый праздник. Я хочу обратиться к детям: Ребята, помните, что бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. Почаще помогайте им, не забывайте благодарить за вкусный обед, за новые варежки. И старайтесь поступать так каждый день, без напоминаний и просьб. А бабушкам мы хотим сказать большое спасибо за ваших внуков и приглашаем в группу пить чай.


Новикова Татьяна Александровна

Материал о клубе бабушек, опубликованный газетой "Вечерняя Москва" в декабре 2008.
Взято с их сайта:
http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=68286

Если вам за 70 то займитесь йогой, или, в крайнем случае, хотя бы танцами
Если вам за 70 то займитесь йогой, или, в крайнем случае, хотя бы танцами: В столице, оказывается, есть немало людей, чьи увлечения совершенно не соотносятся с их возрастом

В столице, оказывается, есть немало людей, чьи увлечения совершенно не соотносятся с их возрастом

Наступление старости многие из нас ожидают со страхом. Уйдут силы, померкнет красота, навсегда останутся в прошлом любимые развлечения… «Как бы не так!» – уверенно опровергают это утверждение герои моего материала, некоторым из которых перевалило за 70. Немолодые люди, с которыми удалось познакомиться корреспонденту «Вечерки», живут с таким смаком, с каким многим из нас не доводилось и в молодости. И этих людей в Москве сегодня гораздо больше, чем вы думаете.

Чтобы тело и душа
В столичном «Клубе бабушек» – он расположен в микрорайоне Дорогомилово и входит в состав Региональной общественной организации «Юность»(!) – собираются бабушки со всей Москвы. Занимаются спортом, йогой, танцами, изучают историю религий и психологию.
Практически каждая из этих бабуль, на мой взгляд, достойна почетного звания самой продвинутой бабушки Москвы.
Руководитель клуба Эвелина Жданова представила мне 75-летнюю Мерфую Хасьяновну Хайретдинову: – Эта бабушка до сих пор каждую неделю ходит в 20-километровые походы с рюкзаком и с палаткой. Обошла уже полстраны.
Сколько за 37 лет (а именно столько лет путешественница «болеет» своим увлечением) было пройдено лесных и горных троп, Мерфуя Хасьяновна, понятно, не помнит. О том, что количество освоенных километров исчисляется тысячами, говорят карты и справочники, испещренные бесчисленными пометками. А еще масса фотографий. Вот молодая, красивая пара (они с мужем) на байдарках; вот катится с крутого склона на горных лыжах, вот пробирается через глухой зимний лес, вот взбирается в горы (скалолазание она тоже освоила)… На фото – Карпаты, Армения, Грузия, Белоруссия, Украина, Болгария… Походы не прекращались ни при каких обстоятельствах.
Единственное, что остановило их с мужем на некоторое время, – смерть мамы Мерфуи Хасьяновны.
Оправившись от горя, она поняла, что ее снова тянет в лес и в горы. К тому времени у нее уже подрастали внуки.
Не бросила Мерфуя Хасьяновна и горные лыжи с плаванием, которыми тоже издавна увлекается.
Плюс йога в «Клубе бабушек».
Плюс лекции по искусству, театры и концерты.
– Вы знаете, мое увлечение походами настолько украсило мою жизнь, что мне даже жалко современную молодежь, которая в походы сегодня уже не ходит, – сетует Мерфуя Хасьяновна. И добавляет со знанием дела. – Ведь в молодые годы ты зарабатываешь здоровье в старости.

Только с соседкой
А вот другая бабушка из клуба, 68-летняя Нина Валерьевна Бизяева, в молодости даже не помышляла об увлечении, которое захватило ее на склоне лет. Вот уже несколько месяцев она осваивает… танец живота. И преуспела настолько, что стала настоящей звездой – пока клубного масштаба.
– Я увлеклась столь необычным для моего возраста делом лишь потому, что обожаю все новое, – поясняет Нина Валерьевна. – К тому же этот танец очень для здоровья полезен. Работают мышцы талии, походка становится элегантной.
Заметим, что в свои годы Нина Валерьевна сохранила потрясающую фигуру (это притом что вырастила пятерых детей).
На свой возраст она, конечно, не выглядит. А в откровенном восточном наряде вообще, думаю, способна сразить наповал любого мужчину.
Однако счастье это, разумеется, выпало только законному супругу.
– Муж не сразу заинтересовался моим новым увлечением, – рассказывает Нина Валерьевна. – Но после нескольких занятий не выдержал и потребовал: «Ну покажи, чем вы там занимаетесь!» Я станцевала, так он меня… ревновать начал.
Надо ли говорить, что на разного рода культурные мероприятия, которые Нина Валерьевна частенько посещает, муж отпускает ее только с соседкой. Беспокоится за красавицу жену.

Автомобилю не поздоровится
«У меня сейчас такое ощущение, что если я столкнусь с автомобилем, то он развалится, а я буду стоять как стояла», – говорит миниатюрная 72-летняя Луиза Аркадьевна Николаевская. Кое-как поспевая за ней на улице, я убедилась, что это не пустые слова.
Луиза Аркадьевна выглядит так, как и должен выглядеть настоящий йог. Худенькая, подтянутая, и сразу видно, что очень сильная. Слабый человек просто не смог бы делать, то, что с легкостью делает сегодня она.
Сама Луиза Аркадьевна о своих способностях рассказывать не спешит (взахлеб рассказывают другие).
И о том, чему научилась за несколько десятилетий занятий йогой (а можно предположить, что научилась многому), тоже.
– У меня, конечно, неплохая растяжка, – говорит она. – Но сказать, что я делаю что-то сверхъестественное, не могу.
Я замечаю, что «неплохой растяжкой» похвастаться в таком возрасте может далеко не каждая бабушка.
Моя собеседница только вежливо кивает в ответ.
– В советские времена йоги собирались в подвалах, – вспоминает Луиза Аркадьевна. – И это был некий запретный плод, который, как известно, сладок. Вот я и пришла на занятия, чтобы узнать, что это такое.
Стоит ли говорить о том, что и этой бабуле никто ни разу не дал ее лет? – В магазинах и в транспорте ко мне обращаются «девушка». Я один раз не выдержала и заявила: «Какая же я вам девушка! Мне 72 года!» Сейчас Луиза Аркадьевна йогой не только занимается, но и преподает ее. Другим бабушкам. А еще ездит на международные конференции, где делится опытом с иностранными коллегами. И так же, как и подруга Мерфуя Хасьяновна, ходит в далекие походы.
Когда я смотрю на эту женщину, ее шутка насчет автомобиля кажется мне не такой уж и шуткой.

Самый классный дед
Клуба дедушек в Москве, увы, пока еще нет. Поэтому пожилых энтузиастов сильного пола мне пришлось разыскивать по… молодежным организациям. И не зря. Свой «самый классный дед» оказался едва ли не в каждой.
Дед – именно так называют Виктора Юхно молодые парашютисты – в некотором роде достопримечательность аэродрома «Ватулино». Он один из самых великовозрастных парашютистов столицы. И это, заметим, в 56 лет, когда прозвище «дед», на мой взгляд, звучит для мужчины чуть ли не оскорблением.
– Да у меня уже внучка есть. Так что дед я, натурально и есть дед, – усмехается Виктор Юхно. – Поэтому к своему статусу отношусь нормально.
На аэродроме в столь солидном для парашютиста возрасте Виктор оказался лишь потому, что «раньше ну никак не получалось». А хотелось прыгать очень сильно. Поэтому, как только появилась возможность, он помчался на аэродром, наплевав на возраст.
– Прыгнуть с парашютом я мечтал всегда, – вспоминает он. – Но каждый раз что-то срывалось. Помню, перед армией готовлюсь к прыжку (он входил в план подготовки по моей военной специальности), а врач на медкомиссии спрашивает: «У вас переломы были?» А я в детстве бойким был пацаном. Конечно, без травм не обошлось. Но я-то ими гордился, как показателем своей смелости. Поэтому гордо заявил: «Конечно, были!» Тут меня и отправили – гулять.
В итоге путь в небо для Виктора оказался гораздо более длинным, чем ему бы хотелось.
– Разумеется, мне предложили пройти медкомиссию, на которой прямо спросили: «А у вас с головой все в порядке? В вашем-то возрасте?» Прыжок все же состоялся. С тех пор на аэродроме Виктор стал появляться каждые выходные. Теперь количество его прыжков исчисляется десятками.
– Один раз я «сложился в хлам», – вспоминает он. – Неудачно приземлился. Потом был затяжной больничный. Помню, жена, когда я попал в больницу, опять начала свое: «Ну уж теперь я уверена, что ты…» – «Даже не думай!» На аэродром Виктор приехал, еще не окрепнув. И тут же – в самолет.
– Мне позволили подняться в воздух. И как только дали первый сигнал – «приготовиться» (а их дают два, первый «приготовиться», а второй сигнал – «пошел»), я от нетерпения, сам даже не понял, как это получилось, не дождавшись второго сигнала, оказался за бортом самолета.

Без коня никуда
С одним из самых солидных (и самым «пожилым»!) столичных байкеров – Фирсом (в миру Андрей Фирсов) мы договорились встретиться в известном байкерском клубе. Я была уверена, что беседовать мне предстоит с брутальным бородатым силачом с кучей наколок, и общаться он будет, естественно, на специфическом сленге.
– Здравствуйте, я Андрей, он же Фирс, – с некоторой даже застенчивостью со мной поздоровался приятный моложавый мужчина в стильных кожаных брюках и белом свитере.
Перечисленным выше байкерским антуражем от собеседника и не пахло. Как и заявленными пятьюдесятью двумя годами.
– Да, мне многие говорят, что я хорошо сохранился. Представляешь, как бы я выглядел, если бы еще не пил, не курил? К тому же, должен заметить, твои представления о байкерах безнадежно устарели. Ты и вправду ждала бородатого деда с пивным пузом? Замечу, что с главными байкерскими атрибутами у Фирса все в порядке. Имеются и шикарный мотоцикл, и не менее шикарная юная подруга. Причем мотоцикл, как и подобает истинному байкеру, он, похоже, любит больше.
– Я без коня своего никуда. Здороваюсь, благодарю, что откатал. И имя у него, конечно, есть. Но это очень интимная информация.
В байкеры в столь немалые для этого хобби годы Фирса потянуло, как выяснилось, «в силу семейных обстоятельств».
– С женой развелся… – начинает он, но вместо продолжения лишь безнадежно машет рукой.
В то время начинающему байкеру было сорок семь. Но несмотря на почтенный возраст, место ему, как новичку, было отведено лишь в конце байкерской колонны. Сейчас уже в своем кругу Фирс – фигура известная и уважаемая.
Свое увлечение сочетает с серьезной работой: он риелтор.
– На работу и к клиентам приезжаю на мотоцикле. Так что о моем увлечении все знают. А гоняю чаще по ночам. Это безопаснее.
Что же касается суровых байкерских будней, которые многие ассоциируют с изрядной выпивкой и необузданным весельем, то на это Фирс говорит следующее: – Нет, байкер никогда не будет напиваться перед поездкой. Мы все прекрасно знаем, что мотоцикл такого не прощает.
Наступившую зиму Фирс грустно называет «мертвым сезоном». На несколько месяцев придется отказаться от поездок. Однако весной недополученное удовольствие планируется компенсировать сполна.
– Я бы с радостью через всю Европу прокатился, – мечтательно говорит он. – А что, может, рискну?

МЕЖДУ ПРОЧИМ
На Украине действуют вузы для пенсионеров. Впервые такой вуз появился в Ковеле три года назад. Официально сюда принимают пенсионеров в возрасте от 55 лет. Срок обучения не ограничен: самому старшему студенту стукнуло 90 лет.

А КАК У НИХ?
- Жительница штата Пенсильвания Андора Куинби начала заниматься тяжелой атлетикой в возрасте 78 лет. На прошедших недавно соревнованиях она подняла штангу весом 45 килограммов. И это при собственном весе 56 килограммов и нынешнем возрасте 88 лет.
- Житель Японии Миура Кэйдзо в возрасте 70 лет спустился на лыжах по леднику Шангри на горе Эверест, а также с вершины горы Килиманджаро. Отпраздновав 100-летие, он по-прежнему более шести месяцев в году проводит на лыжных склонах.
- Самый пожилой таксист британской столицы, 92-летний Альфред Коллинз впервые сел за руль таксомотора в 1937 году, а оставил работу лишь несколько лет назад, проведя за рулем почти 70 лет.

МЕЖДУ ТЕМ
- Бывший шахтер, москвич Михаил Котляров, преодолел марафонскую дистанцию в 42 километра за 4 часа 17 минут, когда ему было 78 лет. В свои нынешние 87 он попрежнему ежедневно бегает, зимой купается в проруби и отжимается от пола подряд 130 раз.
- 60-летний Алексей Лотоцкий – один из самых известных российских каскадеров. Один из его трюков занесен в Книгу рекордов Гиннесса, а сам Алексей Петрович до сих пор без промедления пролетает через горящую трубу длиной в шесть метров, скачет по крышам несущихся автомобилей и получает наслаждение от езды на мотоцикле задом наперед. Со своими представлениями он выезжает на гастроли и собирает целые стадионы зрителей.
- Самый пожилой российский блоггер, известный всей стране 75-летний Семен Васильевич Дорогавцев живет в поселке Серафимовский (Башкортостан). «Живой журнал» Семену Васильевичу помогли открыть внуки, они же придумали забавное и запоминающееся имя ded_semen. Сейчас внуки далеко, поэтому ведет блог, вставляет в него картинки и отвечает друзьям и поклонникам сам дед Семен.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва»» на первоисточник обязательна.

А.Н.Козлова, воспитатель МАДОУ “Центр развития ребенка - детский сад № 89” г. Сыктывкара Республики Коми
Л.А.Керимова, воспитатель по изобразительной деятельности МАДОУ “Центр развития ребенка - детский сад № 89” г. Сыктывкара Республики Коми
Е.Н.Липина, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ “Центр развития ребенка - детский сад № 89” г. Сыктывкара Республики Коми
Е.В.Плокидина, музыкальный руководитель МАДОУ “Центр развития ребенка - детский сад № 89” г. Сыктывкара Республики Коми

Связь поколений - важный аспект воспитания дошкольников . К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребенка. Объединить старших членов семьи и детей в дошкольном учреждени и, подарить им минуты радости и ощущение
заботы возможно в рамках клубной работы.

1 ОКТЯБРЯ -Международный день пожилых людей.
28 ОКТЯБРЯ (В 2012 Г.) - День бабушек и дедушек в России
Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества . Ее суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения об¬щей цели воспитания здоровых и счастливых детей; наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих окружающих, на основе возрождения народных традиций .

Как показывает история, все наши знаменитые соотечественники, внесшие вклад в развитие России, не только по¬читали имена своих предков до седьмого колена, но и знали, кем они были, чем жили. Каждое новое поколение было способно принять, впитать и приумножить
А кто лучше бабушки может это сделать? С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы: уют в доме, колыбельную, сказку, тепло рук и просто ласковое слово, исцеляющее детскую душу. Бабушка - хранительница семейного очага, источник знаний, умений, которыми она с радостью делится с окружающими. При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками устанавливаются эмоциональная связь и психологическая совместимость , которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах представителей разных поколений.

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания. К сожалению, в последнее время родители отдают предпочтение профессиональным сиделкам и няням, доверяя им воспитание детей, а не родным бабушкам и дедушкам. В результате разрыв между поколениями увеличивается.

С целью создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 89" был организован клуб бабушек "Сударушка" (далее - клуб).

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

  • привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;
  • обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ, сохранение и укрепление связи разных поколений;
  • распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций;
  • воспитание уважения к старшему поколению.

Участниками клуба стали дети дошкольного возраста, бабушки и родители воспитанников, старший воспитатель , воспитатели , музыкальный руководитель , руководители театральной и арт-студий, инструктор по физическому воспитанию , старшая медсестра и диетсестра .

Создание клуба на базе дошкольного образовательного учреждения предусматривало несколько этапов.
Так, на 1-м этапе было разработано положение о клубе, на основе которого осуществляется его деятельность (приложение 1) . Кроме того, были изучены особенности семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек в воспитании детей. По итогам опроса родителей выяснилось, какую роль они отводят бабушкам в жизни своего ребенка, воспитывают ли в детях уважение к пожилым людям и т. д. В ходе взаимодействия педагогам удалось установить доверительные отношения с членами семей воспитанников. На основе полученной информации и запросов родителей был составлен перспективно-тематический план работы клуба бабушек "Сударушка" (приложение 2) .

2-й этап предусматривал проведение мероприятий с участниками клуба согласно разработанному плану, а также сбор полезных материалов для родителей воспитанников.
В качестве основных форм работы в рамках деятельности клуба были выбраны:

  • беседа ;
  • дискуссия;
  • диспут;
  • семинар-практикум ;
  • мастер-класс ;
  • круглый стол ;
  • посиделки при свечах;
  • обмен опытом ;
  • просмотр видеозаписей;
  • участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях;
  • организация выставок, конкурсов .

В ходе встреч участники клуба делятся опытом воспитания и развития детей, старшее поколение стремится передать свои традиции. В свою очередь, педагоги и специалисты ДОУ оказывают методическую и практическую помощь родителям и бабушкам, организуя мастер-классы и семинары-практикумы, проводят различные консультации. Полноправными участниками встреч в клубе являются и сами воспитанники ДОУ, которые вместе с родителями и бабушками готовят номера для выступлений на праздниках, изготавливают поделки для совместных выставок .

Так, за время деятельности клуба были выпущены:

  • накопительная папка с колыбельными, пестушками, уговорушками;
  • буклеты: "Рецепт таков из прошлых веков" (на основе рецептов оздоровления и профилактики простудных заболеваний бабушек воспитанников), "Как предупредить проблемы со зрением", "Игровое обучение развитию речи", "Поиграем";
  • памятки: "Массаж тела", "Массаж ушей", "Дыхательная гимнастика", "Гимнастический комплекс для нормализации работы пищеварительной системы", "Бабушкин погребок" (рецепты осенних заготовок для детей), "Как уберечь себя от гриппа", "Лечение соками", "Советы по воспитанию внуков".
  • Также в рамках деятельности клуба были организованы:
  • выставки: "Золотые руки чудеса творят" (совместное творчество бабушек и внуков), "Лоскутное шитье", "Волшебные узоры" (вышивка), "Рукотворный мир" (вышивка, вязание, шитье, плетение), "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар" (фотовыставка), "Чудо-бутерброды";
  • конкурсы: "Кукла из бабушкиного сундука", "Праздничная выставка в домашних условиях".

В качестве примера в приложениях 3, 4 соответственно представлены сценарии досуга "Витаминная кладовочка" в осеннем кафе и семинара-практикума "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар".

Завершающим этапом стала презентация, обобщение опыта организации взаимодействия с семьями воспитанников, сотрудничества разных поколений в процессе воспитания детей на курсах КРИРОиПК г. Сыктывкара.

В итоге проделанной работы были отмечены положительные результаты. Члены семей воспитанников, особенно бабушки, стали активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Путем грамотного подхода к составлению плана мероприятий педагогам удалось наладить связь между участниками клубов, действующих на базе учреждения, - клуба бабушек "Сударушка" и клуба молодых мам. Мамы регулярно посещают мастер-классы, где бабушки делятся опытом воспитания, мастерством и творческими умениями.

Участие в совместных мероприятиях (колядках, расписывании яиц на Пасху, изготовлении различных кукол) способствовало возрождению народных традиций. У дошкольников сформировалось осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, что содействовало укреплению внутрисемейных отношений и установлению более прочной связи трех поколений.

Благодаря мероприятиям, организуемым в рамках деятельности семейного клуба в ДОУ , удалось создать условия для эмоционального, духовного, творческого общения ребенка с близкими ему людьми, возродить традицию совместного труда всех членов семьи.

Приложение 1
Положение о клубе бабушек "Сударушка"
1. Общие положения
1.1. Клуб бабушек "Сударушка" (далее - клуб) организуется на базе
(далее - ДОУ)
(название дошкольного образовательного учреждения)
в качестве дополнительного компонента образовательного процесса, в ходе которого члены семей разных поколений смогут приобрести знания и умения по вопросам воспитания детей для дальнейшего объединения своих усилий, а также обеспечения интересной и содержательной жизни воспитанников в детском саду и дома.
1.2. Работа клуба осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом ДОУ, настоящим положением.
1.3. Основными принципами работы клуба являются: добровольность, соблюдение педагогической этики.
1.4. Участниками клуба являются бабушки, родители воспитанников, а также педагоги ДОУ.
1.5. Руководитель клуба назначается заведующим ДОУ из педагогического коллектива учреждения.

2. Основные направления деятельности клуба Основными направлениями деятельности клуба являются:

  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;
  • оказание помощи семье в выполнении воспитательных функций;
  • расширение педагогических знаний родителей (законных представителей);
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ и воспитанию детей;
  • обмен педагогическим опытом, накопление и передача старинных народных традиций молодому поколению;
  • повышение социального статуса и роли ДОУ на муниципальном уровне.

3. Организация деятельности клуба

3.1. Планирование работы клуба осуществляется по результатам опроса бабушек и родителей (законных представителей) воспитанников, а также с учетом художественно-эстетического направления деятельности ДОУ.
3.2. Взаимодействие участников клуба предусматривает разные формы в зависимости от целей и задач встречи.
3.3. Результаты работы клуба заслушиваются на итоговом педагогическом совете и производственном собрании.
4. Права и обязанности участников клуба
4.1. Бабушки и родители воспитанников имеют право:

  • на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания и оздоровления детей;
  • получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • участие в совместных театрализованных представлениях, спектаклях, праздниках и других мероприятиях, организуемых в ДОУ.

4.2. Бабушки и родители воспитанников обязаны:

  • по возможности посещать все мероприятия в соответствии с планом деятельности клуба;
  • оказывать посильную помощь в организации выставок клуба;
  • активно передавать семейные традиции, жизненный опыт, пополняя копилку клуба;
  • участвовать в составлении тематических буклетов.

4.3. Педагоги ДОУ имеют право:

  • на изучение, распространение и обобщение опыта семейного воспитания, старинных традиций;
  • внесение изменений в план работы клуба с учетом интересов и потребностей его участников.

4.5. Педагоги ДОУ обязаны:

  • вести работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, а также с учетом интересов и запросов его участников;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь бабушкам и родителям воспитанников по вопросам воспитания и развития детей.

Приложение 2
Перспективно-тематический план работы клуба бабушек "Сударушка"

Сроки проведения

Мероприятие

Результат мероприятия

Концерт "Осенние мотивы"

Формирование у детей осознанного восприятия старшего поколения. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям

Совместный праздник "Мои года - мое богатство" ко Дню пожилого человека

Досуг в осеннем кафе "Витаминная кладовочка"

Объединение усилий ДОУ и семьи по формированию у детей основ рационального питания

Обмен рецептами салатов, заготовок из осенних фруктов и овощей для детей

Посиделки при свечах "Знахарские посиделки"

Объединение всех членов семьи заботой о сохранении здоровья детей

Обмен опытом, рецептами оздоровления и закаливания с помощью народных средств. Составление книги "Рецепт таков из прошлых веков"

Семинар-практикум "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар"

Объединение всех членов семьи заботой о сохранении здоровья и оздоровлении детей. Сплочение детского коллектива, коллектива педагогов, родителей и бабушек в совместной деятельности.

Воспитание интереса к здоровому образу жизни

Организация фотовыставки, обмен опытом

Семинар-практикум "Развитие творчества у детей"

Создание условий для творческого общения детей и взрослых

Обмен опытом изготовления куклы без иголки, создание картин из пуха и других нетрадиционных материалов

Клуб выходного дня "Приобщение к народным традициям"

Предоставление возможности ощутить ценность эмоционального, духовного общения ребенка с близкими взрослыми, сопричастности к русским традициям

Организация выставки "Бабушкины узоры", просмотр джазовой сказки "Теремок", проведение конкурса "Кукла из бабушкиного сундучка" (изготовление куклы из ниток)

Совместный праздник "Самая хорошая бабушка моя"

Формирование у детей осознанного восприятия старшего поколения как источника мудрости, установление теплых взаимоотношений в семье

Фотоотчет о проведении совместного праздника

Консультация "А как речь-то говорит, словно реченька журчит"

Приобщение всех членов семьи к речевому развитию детей в современных условиях. Предоставление возможности ощутить ценность эмоционального, духовного общения ребенка с близкими взрослыми

Организация выставки "Рукотворный мир", просмотр сказки "Дюймовочка", разработка памятки учителя-логопеда "Звукопроизношение"

КВН "Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу"

Формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни.

Распространение опыта семейного нетрадиционного оздоровления детей

Обмен опытом. Разработка памятки "Правила здорового образа жизни"

Мероприятия по теме "Скучен день до вечера, когда делать нечего" (концертные номера детей, мастер-класс по бисероплетению, изготовлению поделок из теста)

Знакомство бабушек с техникой бисероплетения, работы с соленым тестом, изготовлением "чудо-бутербродов" для детей. Создание условий для совместного труда. Осознание детьми и взрослыми значимости труда, приносящего радость, удовольствие

Организация выставки детских чудо-бутербродов, изготовление фенечки из бисера, медальонов из соленого теста

Приложение 3
Сценарий досуга "Витаминная кладовочка" в осеннем кафе в рамках деятельности клуба бабушек "Сударушка"
Задачи:

  • объединение усилий ДОУ и семьи по формированию у детей основ рационального питания;
  • ознакомление с процессом приготовления салатов для детей в ДОУ;
  • обмен рецептами осенних заготовок. Предварительная работа:
  • оформление приглашений для бабушек;
  • разучивание стихов, песен с детьми;
  • организация выставок-дегустаций "Коми шаньги", "Салаты для детей";
  • оформление благодарностей бабушкам;
  • презентация "Осенние заготовки для детей".

Участники: бабушки с внуками, воспитанниками дошкольных групп, группы выходного дня в ДОУ .

Ход досуга

(Бабушки с внуками проходят в осеннее кафе "Карамелька", знакомятся с организованными выставками, после чего рассаживаются за столики.)

(Диетсестра рассказывает о разнообразии коми шанег, проводится дегустация шанег с картошкой, пшеном, творогом.)Ведущий: Чтобы урожай хлеба был богатым, нужно солнце и тепло. А что еще необходимо?Дети: Для урожая хлеба нужен дождик.

(Дети исполняют песни "Капельки дождя" (муз. В. Павленко, сл. Э. Богдановой) и "Добрый дождик" (муз. и сл. Т. Евсеевой).)

Ведущий: Дождик прошел, а в "Витаминной кладовочке" тепло и уютно, пахнет вкусными салатами, которые очень любят дети нашего детского сада, ваши внуки, а повара с удовольствием их готовят.

(Диетсестра рассказывает о разнообразии салатов, их пользе для детей, после чего проводится дегустация блюд.)Ведущий:
Помидоры и капуста,
Лук и перец очень вкусный.
Фрукты, ягоды, салат
-Все полезно для внучат.

(Одна из бабушек воспитанников делится рецептами любимых ее внуками витаминных блюд,
после чего проводится их дегустация.)Ведущий: Очень интересные рецепты. Думаю, многие возьмут их себе на заметку. А теперь предлагаю поблагодарить нашу бабушку и подарить ей песню.

(Дети исполняют песню "Осенние размышления" (муз. и сл. Л. Старченко).)Ведущий:В овощах все витамины:
Они силы придадут
И румянец наведут.
(Другая бабушка делится рецептами консервированных салатов из огурцов, помидоров, кабачков, ассорти из овощей, которые нравятся ее родным, после чего проводится дегустация блюд.)Ведущий: Как вы думаете, кто кроме людей еще любит овощи?Дети: Овощами питаются животные.Ведущий: Правильно. Сейчас нам ребята исполнят песню про этих животных.

(Дети исполняют "Песенку про домашних животных" (муз. и сл. С. Насауленко).)Ведущий: Да, пусти козла в огород, что произойдет?1- я бабушка: Он будет охранять капусту от бабочек Капустниц.2- я бабушка: Он будет помогать ее поливать...Дети: Нет, бабушки, он ее съест!

Ведущий: Что произойдет в огороде, все мы уже догадались. А вот в нашей "Витаминной кладовочке" есть рецепт салата "Козел в огороде". Кто нам расскажет о нем?

(Следующая бабушка знакомит с рецептом салата "Козел в огороде", после чего проводится его дегустация.)Ведущий: Овощей в салате целый воз, Что полезней? Вот вопрос?
(Бабушки воспитанников из разных возрастных групп делятся своими рецептами салатов "Огород", "Салат из зеленых помидоров", "Салат китайский", после чего проводится их дегустация.)Ведущий: Уважаемые бабушки, сегодня мы ознакомились с разными рецептами салатов, которые вы сможете приготовить дома для своих внуков, а также сделать их вместе с детьми. Вот и под¬ходит к концу наша встреча, я благодарю всех за участие. До новых встреч!

Приложение 4
Сценарий семинара-практикума "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар" в рамках деятельности клуба бабушек "Сударушка"

  • объединение всех членов семьи заботой о сохранении здоровья и оздоровлении детей;
  • сплочение детского коллектива, коллектива педагогов, родителей и бабушек в совместной деятельности;
  • воспитание интереса к здоровому образу жизни. Предварительная работа:
  • изготовление приглашений для бабушек;
  • организация фотовыставки "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар", выставки литературы по теме;
  • анкетирование бабушек и родителей воспитанников;
  • изготовление памятки "Как сохранить зрение";
  • буклета "Волшебные точки здоровья".

Участники: бабушки и мамы воспитанников ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Ход семинара-практикума:Ведущий: Добрый вечер, дорогие гости!
Очень рады, бабушки и мамы, Что вы к нам пришли, Для нас времечко нашли!
Сегодня мы поговорим о самом важном - здоровье! Охрана и укрепление здоровья детей по-прежнему остаются приоритетными задачами дошкольного образования и семьи. Согласно словарю С.И. Ожегова, "Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его благополучие".
"Береги здоровье смолоду" - гласит поговорка. Все мы ее знаем, но зачастую не храним свое здоровье. Будем учиться вместе, а главное - учить этому детей.
Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать мотивацию к сохранению здоровья, соблюдению основ здорового образа жизни. Давным-давно, на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься". Научить детей вести здоровый образ жизни, вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - вот желание родителей и одна из основных задач нашей работы. С этой целью в нашем дошкольном учреждении проводится комплекс мероприятий (игры, беседы, просмотры мультфильмов, КВН, викторины, конкурсы, театрализованные постановки и др.) с использованием разнообразных методов и приемов:

  • упражнения для профилактики плоскостопия;
  • комплекс упражнений для ушных раковин;
  • оздоровительные упражнения для шеи, горла; массаж головы, лица;
  • точечный массаж (лицо, руки);
  • массаж шейных позвонков;
  • дыхательные упражнения;
  • логоритмические упражнения.

Конечно, в этой работе нам необходима помощь родителей, т. к. каждый ребенок ежедневно учится на их примере. Как показывает практика, одним из перспективных методов оздоровления детей является массаж биологически активных точек организма, а именно точеч¬ный массаж (по А.А. Уманской). Этот массаж рекомендуется проводить 2 раза в день в течение 1,5-2 месяцев в осенне-зимний и весенний периоды, а также во время эпидемии гриппа. Сегодня мы познакомим вас с правилами проведения точечного массажа.

(Инструктор по физическому воспитанию проводит мастер-класс "Точечный массаж".)Ведущий: Кроме того, в дошкольном учреждении реализуется оздоровительно-развивающая программа "Здравствуй!" (М.Л. Лазарева). Данный курс направлен на оздоровление детей в детском саду и семье. В роли организатора оздоровительных мероприятий выступает музыкальный руководитель, т. к. работа по данной программе ведется в первую очередь с помощью музыки. О целебных свойствах музыки вам расскажет наш специалист.

(Музыкальный руководитель проводит мастер-класс "Целебные звуки".)

Ведущий: Ни для кого не секрет, что стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым обеспечивается все многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто - в 20-40% случаев. Поэтому так важно уделять внимание профилактике плоскостопия у дошкольников.

(Инструктор по физическому воспитанию проводит мастер-класс "Стопотерапия и дорожка здоровья".)Ведущий: Часто приходится видеть людей, общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Все это признаки плохой осанки. Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка - легкой. Проблеме формирования правильной осанки также следует уделять пристальное внимание в дошкольный период. А у вас правильная осанка? Давайте проверим.

(Инструктор по физическому воспитанию проводит практическую консультацию
"Как проверить свою осанку".)

(Руководитель арт-студии проводит практическую консультацию "Как сохранить зрение".)

Участники семинара-практикума после непродолжительной подготовки по очереди вспоминают пословицы о здоровье:

  • Великая ценность каждого человека - здоровье.
  • Здоровье всего дороже.
  • Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
  • Здоровому - все здорово.
  • Здоровье - всему голова.
  • Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.
  • Ласковое слово лечит.
  • Кто в радости живет, того кручина не берет.
  • Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Ведущий: Давайте и мы будем следовать этим пословицам и приучать к этим правилам своих детей и внуков. А теперь послушайте одну легенду.
"Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать чело-века и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: "Человек должен быть сильным", другой сказал: "Человек должен быть здоровым", третий сказал: "Человек должен быть умным". Но один из богов сказал так: "Если все это будет у человека, он будет подобен нам". И решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!". Берегите друг друга, Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга, Суету позабудьте. И в минуту досуга Рядом вместе побудьте.

Ведь любовь близких, тепло родных, доброе слово, улыбка - это тоже наше здоровье. Мы будем очень рады, если сегодняшняя встреча хоть немного поможет вам и вашим близким со¬хранить бесценный дар - здоровье. Всем спасибо за внимание, До новых встреч, до свидания!

МБОУ Газопроводская СШ

Конкурсная программа, посвящённый Дню пожилых людей

«Бабушки и внуки»

Учитель: Савинова Н.В.

Дети входят в зал. Встают возле сцены в два ряда.

Песня

Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости - бабушки и дедушки, а также родители! Не будем сегодня грустить, ведь сегодня у нас – праздник. Мы рады, что вы сегодня пришли к нам. Спасибо вам, что откликнулись на детскую просьбу, ведь внуки для вас приготовили поздравления.

Тёплый день осенний

Солнцем позолочен,

Радостной работой

Ветер озабочен.

Кружит листопадом

Осени в усладу,

Седину ласкает

Старикам в награду.

В этот день октябрьский

По веленью века

Чествует природа

Пожилого человека!

Годы, как птицы, летели над вами,

Вы счастье жизни в трудах познавали.

Детские годы, начало пути,

Время счастливее трудно найти.

Юность открыла пути мирозданья,

Время прекрасного в жизни познанья.

Годы учёбы, борьбы и труда,

Многих бедой закалила война.

Выжили в битвах, детей заимели,

Новые песни с восторгом запели

Верили в чудо на все времена,

Счастье любовь подарила тогда.

Дети взрослели, мужали и вы –

Лучшие люди великой страны.

Строили грады, растили пшеницу,

Космос открыл перед вами границы.

В общем не зря этот мир посетили,

Мир на планете слегка изменили.

Дети вам внуков уже подарили,

Есть продолженье великой России!

Праздник сегодня на все времена,

Вас поздравляет родная страна!

Ведущий: Мы приветствуем старшее поколение, присутствующее на нашем празднике.

Сегодняшнюю конкурсную программу мы назвали «Бабушки и внуки», потому что

для своих внуков вы являетесь самыми лучшими друзьями. Вас поздравляют

Очень бабушку мою –

Маму мамину – люблю.

У неё морщинок много

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому - башмачки.

Милая бабуся, мы тебе поможем:

Вымоем сапожки и польём цветы,

Все свои игрушки в уголочке сложим.

А пока мы трудимся, чуть подремлешь мы.

Мы свои отложим игры и забавы,

Пусть лежат спокойно куклы и мячи.

Всё, что ты попросишь, сделаем на славу.

Нам работу, бабушка, можешь поручить.

Я с бабушкой своею дружу давным- давно,

Она во всех затеях со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят, то что-то мастерят…

Ко сну ночник засветят –

И тут умолкнут вдруг.

Умней их нет на свете, и нет добрее рук.

У мамы – работа, у папы – работа,

У них для меня остаётся суббота,

А бабушка дома всегда,

Она не ругает меня никогда.

Усадит, накормит,

«Да ты не спеши,

Ну, что у тебя там стряслось, расскажи».

Я говорю, а бабушка не перебивает.

Тихонько гречиху перебирает.

Нам хорошо, вот так, вдвоём,

Без бабушки какой же дом.

Я и дедушка живём

В дружбе неразлучной,

Потому что нам вдвоём

Никогда не скучно.

То он сказку сочинит,

То он быль расскажет,

То ружьё мне смастерит,

То коня покажет.

Любит хлопотать в саду,

Любит песню, шутку.

От него не отойду

Даже на минутку.

Я и дедушка живём

В дружбе неразлучной,

Потому что нам вдвоём никогда не скучно.

Такая у деда растёт борода,

Что я на неё удивляюсь всегда.

«С ним, - мама сказала,-

Не будешь в беде:

У дедушки много ума в бороде».

И правда: попросят родные совет,

Погладит он бороду – скажет ответ.

Завидую дедушке я иногда,

Скорей бы росла у меня борода.

Песня Золотая свадьба.

1.Праздник, праздник

Празднуем семьёй.

Праздник, праздник

Свадьбы золотой.

«Горько! Горько!»

Весело кричат

40 правнуков и 25 внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой

Столько лет, столько лет вместе.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста.

2. В эту пару с детства влюблены

Мамы, папы и конечно мы.

Очень сильный дедушка танцор.

Ну а бабушка поёт как целый хор.

3.Праздник праздник свадьбы золой.

Им желаем жизни молодой.

Поднимаем кружки высоко

И за них мы пьём парное молоко.

Бабушке – солнышко, дедушке – стих,

Много здоровья вам на двоих,

Счастья желаю ещё на два века,

С днём пожилого вас человека!

Представление конкурсанток.

Сегодня в нашей программе участвуют 3 замечательные бабушки. Приветствуем наших конкурсанток:

Маслова Светлана Алексеевна, бабушка паши Маслова,

Ларина Тамара Александровна, бабушка Димы Калашникова,

Продан Антонина Николаевна,бабушка Алёши Курашкина.

(бабушки занимают места на сцене)

1 конкурс «А я тоже была маленькой»

Бабушка, ты тоже маленькой была?

И любила бегать, и цветы рвала?

И играла в куклы ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был у тебя тогда?

Значит буду так же бабушкой и я, -

Разве оставаться маленькой нельзя?

Наши бабушки тоже были когда-то маленькими. Вот об этом они нам сейчас и расскажут.

Милые наши бабушки, вспомните интересную, весёлую, смешную, а может быть и поучительную историю из вашего детства.

(бабушки рассказывают свои истории)

2 конкурс «Математическая разминка».

«Математика- гимнастика для ума»,- говорим мы своим ученикам. А сейчас бабушки посоревнуются в устном счёте. А помогут вам ваши внуки. Просим внуков подняться на сцену. Для работы вам могут понадобиться ручки и листки. Вы можете найти их на своих столах.

(выбирают листочки с заданием, готовят ответы, внуки помогают бабушкам)

К количеству богатырей(33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка(7), вычесть количество весёлых поросят(3) и прибавить количество братьев у Ивана- дурака(2).

К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне(12) прибавить количество козлят, которые остались дома одни(7) , минус количество сестёр Крошечки- Хаврошечки(3), прибавить количество весёлых гусей, которые жили у бабуси(2).

К количеству богатырей, у которых жила в лесу «мёртвая» царевна (7) прибавить количество медведей, к которым попала Машенька(3), прибавить количество голов, которые обычно бывают в сказках у Змея Горыныча(3), минус количество бременских музыкантов (5).

А в это время для зрителей «Загадки для внучат» .

Загадки для внучат.

Ароматное варенье, Дедушка и бабушка

Пироги на угощенье, Были молодыми,

Вкусные оладушки А теперь состарились

У любимой…(бабушки). Стали …(пожилыми).

Он трудился не о скуки, Осень праздник подарила

У него в мозолях руки, И поздравить не забыла

А теперь он стар и сед Ясным солнышком к обеду

Мой родной любимый …(дед) Наших бабушку и …(деда).

Подготовим место, На портрете парень бравый-

Раскатаем тесто. Это дед мой молодой.

Вот повидло, вот творог, И горжусь я им по праву,

Мы хотим испечь …(пирог). Хоть он стал совсем…(седой).

С бабушкой моей вдвоём Сварит бабушка из ягод

Всем пример мы подаём. Что-то вкусненькое на год.

И гостей мы встретим с ней Ах, какое объеденье

В праздник пожилых …(людей). Ароматное…(варенье).

(Листки отдают в жюри, они оценивают работы. А в это время звучит песня.)

Внуки снова уходят в зал, садятся на свои места.

Песня

3 конкурс «Собери портфель».

Много есть друзей вокруг, но считаю я

Что мой самый верный друг –

Бабушка моя.

В воскресенье и в субботу

Ей не надо на работу,

Наступают для меня

Два особых дня.

Представьте, что как раз эти два дня, два заветных выходных наступили и ваши внуки у вас в гостях. Вы замечательно провели эти дни. Назавтра надо идти в школу. И ваша задача -

собрать для внучат портфель согласно расписанию.

(Каждая из участниц получает листок с расписанием. А на столах – книги и тетради, ручки,

карандаши. Задача бабушки - выбрать нужные книги и тетради и сложить их в портфель)

Пока жюри оценивает этот конкурс, дети показывают сценку «Семейные уроки»

Сценка «Семейные уроки».

Действующие лица: Ваня – ученик 4 класса,

Комната. Ваня решает задачу, папа чинит будильник, мама читает журнал, а бабушка дремлет в кресле.

Ваня: Вот проклятая задача. Бился, бился – неудача.

Аж в глазах пошли круги… Сядь-ка, папа, помоги.

Папа: Выше голову, сынок, с папой ты не одинок.(садится решать задачу)

Ваня: Части речи в упражненье нам велели подчеркнуть.

Сделай, мама, одолженье - повнимательнее будь!

Мама: Части речи подчеркнуть? Разберёмся как- нибудь!(садится за уроки)

Ваня: А тебе, бабуся -краски. На, бабусенька, не спи! Нарисуй картинку к сказке

«Кот шагает по цепи».

Бабушка: Нет, стара уж…Глаз не тот.

(Ваня плачет)

Ладно, ладно- будет кот!

(Ваня даёт её краски и альбом)

Ваня: На минутку выйду я. Где же курточка моя?

Ведущий: Утром Ваня шёл весёлый с синей сумкой за спиной.

Но невесело из школы возвращался он домой(Ваня идёт, волоча сумку за собой)

Входит в комнату, где сидят папа, мама, бабушка.

Мама: Что принёс?

Ваня: Смотрите сами.

Папа: Нет. Докладывай сперва!

Ваня: Папе –«5», «4» - маме, а тебе бабуся - «2».

4 конкурс «Что бы это значило?»

Со мною бабушка моя,

И значит главный в доме – я.

Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол

И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью!

А с мамой это не пройдёт.

Я уже проверил.

Следующий конкурс мы назвали «Что бы это значило?»

Вот что обнаружила мама у своего ребёнка в портфеле. Каждая из бабушек должна оправдать перед мамой своего внука и придумать самую невероятную историю, для чего мог быть нужен этот предмет.

(рогатка, самолётик, магниты с кнопками, болтами.)

Песня

5 конкурс «Узнай сказку».

Мы с моею бабушкой старые друзья

До чего хорошая бабушка моя.

Сказок знает столько, что не перечесть.

И всегда в запасе новенькая есть.

А вот руки бабушки – это просто клад.

Быть без дела бабушке руки не велят.

Золотые, ловкие, как люблю я их!

Нет, других наверное не найти таких!

А этот конкурс называется «Узнай сказку». Дорогие бабушки! Кто как не вы знаете огромное количество сказок и, наверняка, не раз их рассказывали и читали их своим внукам. Узнайте и перечислите все сказки, которые встретились вам в этих отрывках. А внуки могут снова прийти на помощь своим бабушкам.

Жил- был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. Тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели,

А крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели

гуси- лебеди, стали кошки клевать, да из лужи запивать. Тут кот учёный им и говорит: «НЕ пейте, а то козлятами станете!»

Жили – были три медведя. Была у них избушка лубяная, а ещё была одна ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и лягушка –квакушка, увидали избушку и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!»Стоит избушка не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут. .видно, лежит там спящая красавица и ждёт, когда Емеля её поцелует.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна лягушка. Вот

как-то раз села она на серого волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе замок.

(в то время когда команды работают, ведущий предлагает пословицы и поговорки из устного народного творчества).

Пословицы.

Молоденький умок, что весенний ледок.

Молодой работает, старый – ум даёт.

Незрел виноград – невкусен, а молод человек – неискусен.

Ребёнку дорог пряник, а старцу – покой.

Без старого коня огнище сиротой.

Борода сивая, да душа красивая.

Голова седая, да душа молодая.

Есть старики- убил бы, нет стариков – купил бы.

За старой головой – как за каменной стеной.

Зелёный седому не указ.

Корми деда на печи: сам будешь там.

Молодость плечами крепче, а старость головой.

Стара мельница, а не бездельница.

Старый дуб не скоро сломится.

У молодых время тянется, у старых – бежит.

Учат добру не дураки, а старики.

6 конкурс «Бабушка-переводчик»

У бабули внук и внучка –

Почемук и Почемучка.

Целый день свои вопросы

Задаёт народ курносый:

«Почему зелёный лист?

Почему поёт артист?

Почему усы у кошки?

Почему у стула ножки?

Почему огонь горит?

Почему орёл парит?

Почему растёт трава?

Почему шумит листва?

Бабушка весь день в очках

Проверяет в словарях

Выясняет для внучат

Почему ручьи журчат

Почему зимой мороз,

Почему шипы у роз,

Почему ревёт медведь,

Почему сверкает медь,

Почему бывает дождик,

Почему колючий ёжик…

Ну и внучка! Ну и внук!

Бабушку они сумели

Сделать «доктором наук»

И всего за две недели.

«Нагружать всё больше нас стали почему то

Нынче в школе 1 класс вроде института», поётся в знаменитой песне Аллы Пугачёвой. Вот бабушкам и хочется помочь внучатам. Поэтому придётся им и компьютер осваивать, и иностранный язык учить. Поневоле станешь доктором наук! Этот конкурс называется «Бабушка-переводчик». Сейчас мы услышим, как бабушки справились с домашним заданием. А нужно было им перевести с тарабарского языка небольшой рассказ. Интересно, у кого перевод окажется самым оригинальным.

(зачитывают свои переводы)

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:«Калушата, Калушаточки! Бутявка!»Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Оёё! Оёё! Бутявка – то некузявая!»Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. От бутявок дудонятся.» А Бутявка за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»

Сценка «Бабушки»

Подведение итогов. Награждение

Этот день и праздничный, и светлый,

И грустить не время, не пора.

Долгих лет вам, яблонь в белом цвете,

Радости, и счастья, и добра!

Бывают в нашей жизни дни,

Которые нельзя не отмечать.

И потому примите поздравленья

И от души позвольте пожелать:

Не обращать вниманья на года,

Всегда быть энергичными, живыми.

Вы много сделали такого,

Чтоб на земле оставить след.

Желаем вам сегодня снова

Здоровья, счастья, долгих лет!

Примите в этот день осенний

Приветствий искренний букет,

Тепло сердец и поздравлений,

Чтоб жизнь бурлила много лет.

С праздником!

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому

Идут дожди вослед,

А за теплом – ненастье,

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек.

Так жизнь идёт по кругу,

Года спешат друг к другу,

Но радостью, надеждой

Наполнен год и век.

И в день осенний яркий

Прими цветы, подарки,

Наш пожилой любимый,

Наш добрый человек!

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет