Пенсионный возраст с года изменения. Пенсионный возраст в россии. Повышение пенсионного возраста

Старики-работники

Позади остались президентские выборы, впереди смена правительства. По всей видимости, обновленный состав кабинета министров начнет с пенсионного возраста, повысить который чиновники планируют уже несколько лет. Мы разобрались в том, что ждет потенциальных пенсионеров в России и как решают проблему пенсионного возраста в других странах.

Судя по заявлениям бывшего министра финансов Алексея Кудрина, которому некоторые прочат кресло премьера, непопулярная мера все же будет реализована. Возглавляемый им Центр стратегических разработок уже подготовил стратегию развития российской экономики. И в ней однозначно прописано повышение пенсионного возраста. Для женщин планируется поднять планку до 63 лет, для мужчин — до 65.

Работа до гробовой доски

О повышении пенсионного возраста в России говорят на протяжении уже многих лет. Но активно этот вопрос стал обсуждаться с 2014 года. Нагрянувший кризис наглядно продемонстрировал, что содержание растущей в силу демографических причин армии пенсионеров государству не по карману. Старики стали своеобразным экономическим балластом для бюджета. Высокие нефтяные котировки, на которых в начале 2000-х держалась вся российская экономика, покатились вниз. В результате бюджет начал испытывать резкую нехватку денежных средств. Пришлось даже запустить руку в накопительную часть пенсии, отложенную работающими гражданами на будущую старость. Тогда чиновники клятвенно обещали вернуть деньги населению, как только ВВП выйдет на траекторию роста. Однако до сих пор этого не сделали.

Однако для выполнения внушительных социальных обязательств бюджета — в первую очередь перед пожилыми людьми — этого оказалось мало. Именно поэтому российские чиновники решили зайти с другой стороны — обязать граждан работать дольше. Финансово-экономический блок правительства буквально засыпал высшее руководство страны доводами поднять пенсионный возраст.

Один из главных аргументов сторонников «возрастной» реформы — устаревшие нормы выхода на заслуженный отдых. Дело в том, что они были установлены в 1932 году и с тех пор не изменялись. Между тем благодаря достижениям медицины люди с тех пор стали и жить, и сохранять активную работоспособность в среднем гораздо дольше.

Объясняют необходимость поднять планку и тем, что за последние 35 лет число пенсионеров в России выросло с 24 миллионов до 43 миллионов человек, то есть почти в два раза. При этом численность работающего населения за тот же период увеличилась лишь на 5%. В результате Россия столкнется с рекордным сокращением трудоспособного населения — 4 миллиона человек с 2017 по 2030 год.

Как отмечает зам. директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, сейчас в России выходит на пенсию очень большое послевоенное поколение, а на рынок труда — малочисленное поколение 1990-х. «И все это еще накладывается на увеличение продолжительности жизни. В результате соотношение пенсионеров и людей, с заработной платы которых берутся страховые взносы, у нас совсем грустное», — подчеркивает эксперт.

Действительно, сейчас у нас на одного пенсионера приходится 1,3 человека, с заработной платы которых выплачиваются страховые взносы в полном объеме. К началу 2030-х годов это соотношение и вовсе станет 1:1. А та система, которая сейчас есть, может более-менее устойчиво существовать лишь при соотношении 1:2. Два человека должны работать и выплачивать взносы — и это обеспечит более-менее достойную пенсию одному старику.

Как прогнозируют в Минэкономразвития, если не повысить пенсионный возраст к 2036 году, то тогда каждый трудящийся россиянин будет нести финансовую ответственность за себя, за свою семью и дополнительно еще за одного пенсионера. А в дальнейшем ситуация станет и вовсе критической — одному работнику придется содержать более чем одного пенсионера.

На этом фоне дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР), который уже сейчас оценивается триллионными (в рублях) значениями, будет только расти. В результате, чтобы залатать «дыру», придется увеличить объемы средств, которые направляются из федерального бюджета в ПФР. «Если граждане будут работать дольше, то тогда и отчисления работодателей за своих сотрудников увеличатся. Соответственно, сократится необходимость в средствах из федерального бюджета на выплаты пенсий на несколько лет», — отмечает управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко.

По подсчетам эксперта, экономия достигнет около 300 млрд рублей в год. Причем больше сэкономить не получится, поскольку новых работников уже не хватает для замещения тех, кто выходит на пенсию.

Пока в России только планируют повысить пенсионный возраст, в развитых странах над этим вопросом задумались несколько лет назад. За границей уже тогда осознали, что медлить с этим нельзя, и начали постепенно поднимать планку.

В результате, на сегодняшний день возраст выхода на пенсию наших граждан — один из самых низких среди стран СНГ и Европы. Помимо России на постсоветском пространстве меньше всего работают на Украине и Узбекистане. Остальные экс-республики СССР изменили эти параметры. Даже Белоруссия с 2017 года начинает поэтапно повышать пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин.

Что касается Европы, то здесь увеличение пенсионного возраста — это пройденный этап. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, пенсионный возраст в Европе поднимался постепенно и с серьезным увеличением минимального стажа. Изменения проходили на фоне миллионных забастовок по всему Евросоюзу и послужили еще одним источником кризиса в еврозоне. При этом средства, сэкономленные на государственных пенсиях (частные можно оформить и до выхода на заслуженный отдых), чаще всего перераспределялись на мигрантов и социальные пособия по безработице. К тому же частные пенсионные фонды в среднем существуют не более 15 лет.

Теперь система западных пенсий начинает разваливаться — и остановить этот процесс пока не представляется возможным. «Кризис 2008 и 2014 годов привел к дефициту основных средств, что начинает сказываться на возможностях западных пенсионных систем уже сейчас, а поправить ситуацию не позволяет демографический спад», — поясняет Александр Григоренко. По мнению эксперта, «финансовые «подпорки» в виде накопительного компонента там работают как вспомогательные, поскольку отвлекают ресурсы от выплат, но помогают смягчить последствия дефицита бюджетов». Поэтому сейчас основной упор на Западе делают на росте рождаемости, снижении смертности и увеличении количества рабочих мест.

Между тем позже всех заслуженный отдых ждет жителей Албании. Здесь мужчины выходят на пенсию в 69,5, а женщины — в 64,5 года. Работать дольше всех остальных должны также граждане Дании и Германии. Здесь для всех установлен единый барьер: и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 67 лет.

Главная ошибка Кудрина

Как отмечают эксперты, о повышении пенсионного возраста российским властям надо было задуматься еще несколько лет назад, о чем, собственно, сейчас сокрушается Алексей Кудрин. Выступая в феврале на инвестиционном форуме в Сочи, он высказал сожаление, что, будучи на посту министра финансов, так и не решился на непопулярную меру. Но он, как говорится, не теряет надежды. По его словам, повышение пенсионного возраста — это «самый тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».

Видимо, не случайно в своем нынешнем качестве главы ЦСР Кудрин представил приоритеты будущей стратегии развития России, среди которых упор сделан на постепенное повышение пенсионного возраста таким образом, чтобы в 2034 году он достиг 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Сейчас, как известно, наши дамы выходят на заслуженный отдых в 55, а представители сильного пола — в 60 лет.

«Это даст возможность каждому, даже в зрелом возрасте, реализовать себя в профессии и получить более высокий доход в старости. Поработал на пять лет дольше — получил пенсию на треть выше», — говорится в стратегии ЦСР.

Согласно документу средний размер пенсии по старости к 2024 году должен стать в два раза выше прожиточного минимума, а «пенсии вырастут не меньше, чем на треть в реальном выражении».

Эксперты к прогнозам экс-министра и его команды относятся скептически. Камнем преткновения они называют соотношение рабочих и пенсионных лет. У российских женщин оно почти один к одному. Причем такого соотношения нет ни в одной стране мира. В среднем представительницы прекрасного пола работают примерно 30 лет, а на пенсии проводят около 24 лет.

Ситуация с российскими мужчинами — сложнее. Средняя продолжительность жизни у них невысокая — до пенсии доживают лишь 60% представителей сильного пола. А те, кто преодолел пенсионный барьер, проводят на заслуженном отдыхе 13−14 лет, при том что работают они в среднем почти 33 года своей жизни. «Гражданам, прежде чем выйти на честно заработанный отдых, придется работать на 3-5 лет дольше, изнашивая свое здоровье. Получается, что проблема поиска денег для мужчин старше 65 лет и для женщин старше 63 лет будет решена за счет огромного числа людей, которые имеют право на пенсию», — поясняет шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.

Эксперт отмечает, что если руководствоваться подходом ЦСР, то можно и до 90 лет поднять пенсионный возраст. Те, кто дотянет до этой планки, могут и по миллиону рублей в год получать — за счет тех, кто не доживет. «Но цель социальной политики государства заключается в материальной поддержке всех людей старшего возраста, уже не способных трудиться интенсивно, а не в том, чтобы максимально отодвинуть сроки выхода на пенсию и до этого никому ничего не платить», — поясняет Пушкарев.

Как отмечает эксперт, обойтись можно и без повышения возрастного ценза. Например, увеличить доходы ПФР за счет поднятия налогооблагаемой базы предприятий. «Для этого достаточно дать максимально вырасти любому новому бизнесу. В частности, не облагать фискальной нагрузкой стартапы 2-3 года, пока они не выйдут на прибыль. Кроме того, необходимо задавать в каждом регионе приоритетные направления, давая льготы и даже долевое субсидирование всем ООО, ИП, любым формам предприятий, которые по этим приоритетным направлениям согласны работать», — предлагает Пушкарев.

Кроме того, следует сократить налоги на фонд оплаты труда, которые предприятие платит, еще не заработав денег, а облагать постфактум больше прибыль. «Не стоит делить уже существующий пирог. Лучше дать испечь больше новых и помочь их приумножить. В результате увеличатся налоговые поступления, а их, в свою очередь, можно будет перераспределять в пользу ПФР», — уверен Пушкарев.

К слову, в настоящее время у контролирующих органов имеются большие вопросы к эффективности управления собранными пенсионными деньгами: они могли бы прирастать за счет более выгодных финансовых вложений. Поэтому эксперты советуют россиянам не ждать милости от правительства, а самостоятельно вкладываться в различные накопительные программы, вести инвестиционные счета, инвестировать в образование и будущее своих детей, которые обеспечат им достойную старость.

Между тем Еще один важный аспект повышения пенсионного возраста: в России очень сложно найти работу после 50 лет, а во многих отраслях и после 40, несмотря на то, что люди предпенсионного возраста бывают полны сил и энергии. Глядя в резюме, кадровики и работодатели автоматически отметают возрастных кандидатов.

С повышением пенсионной планки получится, что часть россиян окажется в ситуации «ни пенсии, ни работы», или же те возрастные граждане, кто потеряет свои прежние места, должны будут трудиться за гораздо меньшие деньги.

Так что если есть возможность не только учить детей-внуков, но и учиться самим, осваивая новые навыки и компетенции (особое внимание обратите на специализации, связанные с Интернетом и образованием), стоит начать уже сейчас.

СПРАВКА «МК»: Возраст выхода на пенсию в разных странах

Австрия: женщины — 60, мужчины - 65

Армения: женщины и мужчины - 63

Бельгия: женщины и мужчины - 65

Германия: женщины и мужчины - 67

Грузия: женщины — 60, мужчины - 65

Украина: женщины - 55, мужчины - 60

Россия: женщины - 55, мужчины — 60

Япония: женщины и мужчины - 70

Пенсионный возраст, установленный еще в СССР в 1932 году, действует в России по сей день. Однако в мае 2016 года был принят законопроект, направленный на увеличение возраста выхода на пенсию госслужащих и с января 2017 года он вступил в силу. С вступлением нового закона в силу определенные категории лиц получили право на оформление досрочной пенсии, при учете соблюдения требований к величине специального стажа лица, его рода деятельности и других обстоятельств.

Каковы условия выхода на пенсию в 2017 году? Какие требования предъявляются к пенсионному возрасту? При каких условиях возможен досрочный выход на пенсию? Ожидается ли повышение возраста выхода на пенсию? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Страховая пенсия по старости

Страховая пенсия – это регулярные денежные выплаты, которые формируются из страховых взносов, начисляемых работодателем во время официальной трудовой деятельности своих сотрудников и фиксированной выплаты, финансируемой государством. Страховая пенсия бывает 3 видов:

  • по старости (лицо достигло общепринятого законом пенсионного возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);
  • по инвалидности (гражданин получил / подтвердил инвалидность);
  • по случаю потери кормильца (из-за смерти одного или нескольких кормильцев в семье).

Условия для выхода на каждый из видов пенсий разные. Основными условиями для назначения пенсионных выплат по старости в 2017 году являются:

  1. соответствие возрасту, дающему право на пенсию (55/60 лет);
  2. наличие нужного количества баллов (11,4);
  3. наличие необходимого страхового стажа (8 лет).

Величина страхового стажа зависит от года, в котором лицо обращается за назначением пенсионных выплат. Ежегодно его величина увеличивается на год до достижения отметки в 15 лет. Так, заявители в 2018 году должны иметь 9 лет стажа, после 2024 года - 15. Если таковой отсутствует, лицу назначаются социальные выплаты.

Изменения в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" от 1.01.2015 № 143-ФЗ обязывают всех заявителей иметь ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), который в свою очередь ежегодно растет на 2,4 единицы и к 2024 году достигнет отметки 30 баллов. На величину ИПК влияет наличие официального трудоустройства, сумма всех взносов, совершенных работодателем в ПФР, и длительность трудового периода. Таким образом, ИПК оказывает прямое влияние на величину пенсионных выплат.

Важно! До 1 января 2015 г. пенсия называлась трудовой, состояла из страховой и накопительной части и регламентировалась Федеральным законом «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. В 2015 году в связи со вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ трудовую пенсию ликвидировали, а ее части стали полноценными видами пенсий

Оформление пенсионных выплат по старости осуществляется в заявительном порядке - это означает, что гражданин должен обратиться в отделение ПФР с письменным заявлением, а также пакетом необходимых документов, чтобы ежемесячно получать полагающиеся ему выплаты. Они не назначаются застрахованным лицам автоматически.

Пенсионные выплаты могут быть увеличены за счет определенного коэффициента, который применяется в том случае, если заявитель обратился позже, чем мог бы в соответствии с действующим законом. Ежегодная индексация или возможный перерасчет назначенной суммы также могут привести к увеличению пенсии.

Более подробную информацию о страховой пенсии по старости можно прочитать в статье .

Досрочная пенсия

Пенсия, назначаемая ПФР в связи с определенными обстоятельствами до того, как заявитель достигнет общепринятого пенсионного возраста, называется досрочной. Требования к застрахованным гражданам, желающим оформить страховые выплаты досрочно, подробно описаны в статье 30, 31 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Претендовать на раннее оформление выплат могут работники определенных профессий, лица, относящиеся к некоторым социальным группам, а также граждане, которые потеряли свои рабочие места в результате сокращения, находясь в предпенсионном возрасте. Чем тяжелее условия труда, тем раньше лицу предоставляется возможность выйти на пенсию. К категориям лиц, имеющих право на данные выплаты относятся:

  1. рабочие подземных сооружений, лица, чья работа проходила во вредных условиях или в горячих цехах;
  2. многодетные матеря с 5 или более детьми;
  3. инвалиды по зрению;
  4. железнодорожники;
  5. лица, которые занимались управлением тяжелой техники;
  6. граждане с редкими генетическими заболеваниями;
  7. геологоразведчики и поисковики;
  8. сотрудники морских и речных судов;
  9. сотрудники МЧС;
  10. отец или мать ребенка-инвалида;
  11. опекуны детей-инвалидов;
  12. безработные мужчины (с 57 л.) и женщины (с 53 л.), которые потеряли имеющуюся работу по определенным причинам;
  13. люди, получившие инвалидность в результате военной службы;
  14. госслужащие, педагоги, медики и другие.

Для оформления досрочной пенсии заявитель должен иметь при себе оригиналы документов, подтверждающих указанный в заявлении специальный стаж. Кроме того, при себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС, трудовую книжку. Выплаты по досрочной пенсии начисляются со дня обращения в отделение ПФР при условии получения права на нее.

Важно! Выплаты по досрочной пенсии будут приостановлены, если лицо снова официально трудоустроится.

Жители и работники Крайнего Севера

Лица, трудоустроенные в районах Крайнего Севера, а также местах, которые официально приравниваются к данным территориям, могут оформить пенсионные выплаты ранее положенных сроков. Кроме того, пенсия может быть проиндексирована и увеличена в связи с проживанием или работой на данных территориях. Досрочный выход на пенсию работников Крайнего Севера возможен благодаря дополнительным исчислениям, которые совершают работодатели в ПФР на протяжении всего периода работы сотрудника.

Мужчинам пенсионное обеспечение назначается с 55 лет, женщинам с 50. Для выхода на пенсию лица, работающие в местности, которая официально приравнивается к районам Крайнего Севера, должны иметь 20 лет страхового стажа. Пенсионный возраст работающего на Крайнем севере лица ежегодно уменьшается на 4 месяца с того момента, когда его страховой стаж достигает 7,5 лет. При этом год работы в местностях, приравненных к территории Крайнего Севера, сопоставим с 9 месяцами работы на Крайнем Севере.

Зависимость стажа на данных территориях от возраста назначения страховой пенсии

Пенсионный возраст напрямую зависит от количества проработанных лет на Крайнем Севере или местностях, приравненных к нему. Зависимость стажа, полученного на данных территориях, от возраста назначения страховой пенсии отражена в сравнительной таблице.

Стаж на Крайнем Севере (мужчины) (в годах)

Стаж на Крайнем Севере (женщины) (в годах)
Возраст назначения пенсионных выплат (год и месяц)
15 л.
55 л.
15 л.
50 л.
14 л.
55 л. 4м.
14 л.
50 л. 4 м.
13 л.
55 л. 8 м.
13 л.
50 л. 8 м.
10 л.
56 л. 8 м.
10 л.
51 г. 8 м.
9 л.
57 л.
9 л.
52 года
8 л.
57 л. 4 м.
8 л.
52 г. 4 м.
7,5 л.
57 л. 8 м.
7,5 л.
52 г. 8 м.

Зависимость стажа от местности, в которой работал гражданин

Чтобы не терять проработанных лет страхового стажа, годы работы в местах, приравненных к Крайнему Северу и на Крайнем Севере приравниваются или уравниваются. Таким образом, можно вывести общую величину страхового стажа одного лица. Чтобы рассчитать общий стаж, можно воспользоваться данной таблицей.

Стаж в местностях Крайнего Севера
Стаж на Крайнем Севере
1 г.
9 м.
2 г.
1 г. 6 м.
3 г.
2 г. 3 м.
4 г.
3 г.
5 л.
3 г. 9 м.
10 л.
7 л. 6 м.
20 л.
15 л.

Пример: Гражданка К. проработала 11 лет в Северодвинске (КС) и 2 года в Петразаводске (который входит в перечень территорий, приравненных к территориям КС). 2 года необходимо приравнять к стажу, который мог бы быть на самом Крайнем Севере. Для этого 2 умножается на 9 м., получается 1 год и 6 месяцев. Две величины стажа складываются и получается 12 лет и 6 месяцев стажа. Соответственно, гражданке К. назначается пенсия в 50 лет и 10 месяцев

Мужчины, которые занимаются охотой и рыбалкой на протяжении 25 лет, а женщины на протяжении 20 лет на территории Крайнего Севера имеют право выйти на пенсию в возрасте 50 и 45 лет. В данном случае количество общего страхового стажа не имеет значения.

Более подробную информацию о назначении и оформлении досрочной пенсии можно найти в статье .

Пенсионный возраст судей

С начала 2017 года пенсионный возраст судей ежегодно будет увеличиваться на 0,5 года. Соответственно в 2025 году пенсия будет назначаться судьям-мужчинам в 64,5 года, а женщинам – 62,5 года. Увеличится не только пенсионный возраст, но и максимально возможный срок работы на занимаемой должности, а также размер страхового стажа. Теперь данная государственная должность может оставаться за судьями до 65 лет, а стаж должен составлять не менее 25 лет для досрочного выхода на пенсию.

Если же пенсионное обеспечение было назначено лицу до 01.01.2017 года, данные изменения не будут касаться его выплат. Установленная лицу сумма выплат до этой даты проходила по старой системе формирования прав, соответственно судья мог проработать на занимаемой должности только 20 лет и выйти на пенсию в возрасте 60 лет.

Пенсионный возраст госслужащих, включая депутатов

С 1.01.2017 года чиновники могут занимать государственные должности только до 65 лет. Ранее возраст ограничивался 60 годами. Руководители госслужб смогут по желанию продлить свое пребывание на занимаемой должности при помощи обращения в федеральный государственный орган или к соответствующему должностному лицу. Срок пребывания может быть продлен до 70 лет, ранее такое разрешение выдавалось лично президентом РФ.

Был увеличен и срок стажа на занимаемой должности, ранее он составлял 15 лет, после истечения которых чиновник мог претендовать на пенсию по выслуге. С начала 2017 года стаж ежегодно будет увеличиваться на 0,5 года. Так, чиновники, выходящие на пенсию в 2020 году, должны будут иметь 20 лет страхового стажа.

Пенсионные выплаты лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф

Пострадавшие в радиационных или техногенных катастрофах граждане могут получить одну из трех видов страховой пенсии. Выплаты по старости назначаются пострадавшим с пониженным пенсионным возрастом. Возраст снижается в зависимости от того, в какой степени пострадал гражданин и каков характер его повреждений.

Возраст снижения страхового стажа
Причины
10 лет
Ликвидаторы аварии на ЧАЭС с 1986 до 1987, эвакуированные граждане, инвалиды вследствие данной аварии
5 лет
Ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС с 1988 до 1990; граждане с лучевой или другими болезнями, вследствие данного события; сотрудники ЧАЭС
5 лет +0,5 года за каждый прожитый год в зоне ЧАЭС
Переселенцы из зоны ЧАЭС
3 года + 0,5 года за каждый прожитый год в зоне ЧАЭС;
2 года + 1 год за 3 года;
1 год + 1 год за 4 года
Жители из зоны отселения ЧАЭС до их переселения
0,5 года за каждый год
Работники зоны отселения ЧАЭС, проживающие в других районах

Обязательным требованием для желающих выйти на пенсию досрочно по причине участия или проживания в местности связанной с трагедией на ЧАЭС, является наличие 11,4 единиц ИПК в 2017 году. Ветераны или участники военных конфликтов также имеют право на досрочные выплаты, для этого им понадобятся 20 лет военного стажа и 10 лет страхового стажа на гражданке. Возраст лица должен быть не менее 50 лет.

Повышение пенсионного возраста

С 01.01.2017 года пенсионный возраст работников государственных структур ежегодно будет повышаться на полгода до крайней отметки в 65 лет. Кроме того, для назначения пенсии по выслуге лет ежегодно будет повышаться на 6 месяцев и минимальный страховой стаж на занимаемой должности в госструктурах с 2017 года. К 2020 году он составит 20 лет.

В 2016 году А. Кудрин, глава Центра стратегических разработок, выдвинул инициативу увеличения пенсионного возраста для всех граждан до 63 лет. Однако вице-премьер Ольга Голодец заявила, что решение о реформировании будет приниматься в 2018 году после формирования нового правительства.

Заключение

На пенсионный возраст граждан, имеющих право досрочно выйти на пенсию, влияют такие показатели, как страховой стаж, род деятельности, год предполагаемого выхода на пенсию, инвалидность, наличие 5 и более детей и т.д. С 2017 года пенсионный возраст ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев работникам госструктур, чиновникам, судьям, депутатам и другим служащим. В отношении остальных граждан изменений, вступивших в силу, пока нет.

Ольга Голодец, зампредседателя Правительства России заявила, что пенсионный возраст в россии с 2017 года подниматься не будет. Такие планы в отношении всех категорий россиян были у правительства страны весной текущего года. Однако вскоре после этого интервью был принят закон №143-ФЗ согласно которому, некоторым гражданам все же придется трудиться дольше установленных раннее сроков.

Повышение пенсионного возраста – кто попадает. Последние новости

Несмотря на различные заявления со стороны федеральных властей, эксперты уверены, что повышение пенсионного возраста явление неизбежное, но требующее плавного подхода и поэтапной реализации. Например, весной этого года все последние новости цитировали телевизионное интервью Ольги Голодец, которая заявила, что правительство не рассматривает вопрос повышения пенсионного возраста. Также в ходе прошлогодней пресс-конференции главе государства были заданы вопросы касательно пенсий и пенсионного возраста.

На что Путин сказал следующее: «Я считаю, что время еще не настало. Но многие эксперты-практики говорят, что откладывая это решение, мы можем нанести вред ».

Между тем инициативу увеличения пенсионного возраста поддержали в министерстве экономического развития. По расчетам аналитиков оптимальным решением станет поднятие пенсионного возраста на восемь для женщин и пять для мужчин. Эта мера позволит продлить продуктивный период жизни будущих пенсионеров и снизит напряжение на трудовом рынке.

Первый этап реализации инициативы коснулся чиновников – 26 мая 2016 года в третьем и окончательном чтении был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан». На вопрос: «кто попадает под его действие?», отвечаем:

  • Государственные гражданские служащие;
  • Муниципальные служащие;
  • Лица, занимающие государственные должности РФ;
  • Лица, занимающие госдолжности в регионах и муниципальных образованиях.

В принятом законе прописаны этапы повышения пенсионного возраста для госслужащих – каждый год будет добавляться по шесть месяцев, пока не достигнут установленной планки. Авторы законопроекта, что эта мера позволит сбалансировать бюджет Пенфонда России.

Кому повысили пенсионный возраст, и какие еще изменения принес новый закон

Итак, ФЗ-143 вступит в силу 1 января 2017 года и ответ на вопрос: «кому повысили пенсионный возраст» ясен – всем государственным и муниципальным служащим. Увеличение будет происходить постепенно – рост составит 6 месяцев на каждый год. Если сейчас женщины выходят на пенсию в 55 лет, то в следующем этот возраст будет 55,5 лет. Соответственно еще в этом году мужчины успевают выйти на пенсию в шестьдесят лет, но уже в наступающем году – в 60 с половиной. Таким образом, установленная возрастная планка будет достигнута в 2026 и 2032 годах, и этот год последний, когда государственные служащие выходят на пенсию наравне с остальными занятыми россиянами.

Следующее изменение, касающееся пенсий – это требуемый трудовой стаж. Сейчас для того, чтобы госслужащий получал пенсию, ему необходимо иметь 15 лет, из них – двенадцать лет непрерывного стажа на госслужбе перед увольнением. Принятый закон увеличил этот срок до 20 лет. Изменение будет происходить уже известным способом – рост каждые полгода в год. То есть сейчас, в уходящем году для того, чтобы госслужащий мог претендовать на получение государственной пенсии, ему достаточно иметь 15 лет в трудовом стаже. А в следующем, 2017 году минимальный стаж составит 15,5 лет, а в 2018 – 16 лет. Таким образом, планка в двадцать лет будет достигнута в 2026 году. Также утвержден и максимально возможный возраст нахождения на гражданской службе: для руководящего звена – 70 лет, для всех служащих – 65 лет.

Вместе с тем новый закон напоминает, что претендовать на получение государственной пенсии может только служащий, уходящий на покой с должности в госведомстве. Другими словами, если пенсионер в 66 лет имеет необходимый трудовой стаж, но последние годы работал в иной, не государственной, структуре, то он не будет получать госпенсию.

Год выхода на пенсию/возраст 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Мужчины 60 60,5 61 61,5 62 62,5 63 63,5 64 64,5
Женщины 55 55,5 56 56,5 57 57,5 58 58,5 59 59,5
Год выхода на пенсию/возраст 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032
Мужчины 65
Женщины 60 60,5 61 61,5 62 62,5 63

Все вышеперечисленные изменения касаются только будущих пенсионеров, а не реальных. По подсчетам экспертов эти меры позволят пенсионному фонду сэкономить около 600 миллионов рублей, которые планируется направить на общее повышение социальных выплат.

Позади остались президентские выборы, впереди смена правительства. По всей видимости, обновленный состав кабинета министров начнет с пенсионного возраста, повысить который чиновники планируют уже несколько лет. Мы разобрались в том, что ждет потенциальных пенсионеров в России и как решают проблему пенсионного возраста в других странах.
Судя по заявлениям бывшего министра финансов Алексея Кудрина, которому некоторые прочат кресло премьера, непопулярная мера все же будет реализована. Возглавляемый им Центр стратегических разработок уже подготовил стратегию развития российской экономики. И в ней однозначно прописано повышение пенсионного возраста. Для женщин планируется поднять планку до 63 лет, для мужчин — до 65.

Работа до гробовой доски

О повышении пенсионного возраста в России говорят на протяжении уже многих лет. Но активно этот вопрос стал обсуждаться с 2014 года. Нагрянувший кризис наглядно продемонстрировал, что содержание растущей в силу демографических причин армии пенсионеров государству не по карману. Старики стали своеобразным экономическим балластом для бюджета. Высокие нефтяные котировки, на которых в начале 2000-х держалась вся российская экономика, покатились вниз. В результате бюджет начал испытывать резкую нехватку денежных средств. Пришлось даже запустить руку в накопительную часть пенсии, отложенную работающими гражданами на будущую старость. Тогда чиновники клятвенно обещали вернуть деньги населению, как только ВВП выйдет на траекторию роста. Однако до сих пор этого не сделали.

Однако для выполнения внушительных социальных обязательств бюджета — в первую очередь перед пожилыми людьми — этого оказалось мало. Именно поэтому российские чиновники решили зайти с другой стороны — обязать граждан работать дольше. Финансово-экономический блок правительства буквально засыпал высшее руководство страны доводами поднять пенсионный возраст.

Один из главных аргументов сторонников «возрастной» реформы — устаревшие нормы выхода на заслуженный отдых. Дело в том, что они были установлены в 1932 году и с тех пор не изменялись. Между тем благодаря достижениям медицины люди с тех пор стали и жить, и сохранять активную работоспособность в среднем гораздо дольше.

Объясняют необходимость поднять планку и тем, что за последние 35 лет число пенсионеров в России выросло с 24 миллионов до 43 миллионов человек, то есть почти в два раза. При этом численность работающего населения за тот же период увеличилась лишь на 5%. В результате Россия столкнется с рекордным сокращением трудоспособного населения — 4 миллиона человек с 2017 по 2030 год.

Как отмечает зам. директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, сейчас в России выходит на пенсию очень большое послевоенное поколение, а на рынок труда — малочисленное поколение 1990-х. «И все это еще накладывается на увеличение продолжительности жизни. В результате соотношение пенсионеров и людей, с заработной платы которых берутся страховые взносы, у нас совсем грустное», — подчеркивает эксперт.

Действительно, сейчас у нас на одного пенсионера приходится 1,3 человека, с заработной платы которых выплачиваются страховые взносы в полном объеме. К началу 2030-х годов это соотношение и вовсе станет 1:1. А та система, которая сейчас есть, может более-менее устойчиво существовать лишь при соотношении 1:2. Два человека должны работать и выплачивать взносы — и это обеспечит более-менее достойную пенсию одному старику.

Как прогнозируют в Минэкономразвития, если не повысить пенсионный возраст к 2036 году, то тогда каждый трудящийся россиянин будет нести финансовую ответственность за себя, за свою семью и дополнительно еще за одного пенсионера. А в дальнейшем ситуация станет и вовсе критической — одному работнику придется содержать более чем одного пенсионера.

На этом фоне дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР), который уже сейчас оценивается триллионными (в рублях) значениями, будет только расти. В результате, чтобы залатать «дыру», придется увеличить объемы средств, которые направляются из федерального бюджета в ПФР. «Если граждане будут работать дольше, то тогда и отчисления работодателей за своих сотрудников увеличатся. Соответственно, сократится необходимость в средствах из федерального бюджета на выплаты пенсий на несколько лет», — отмечает управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко.

По подсчетам эксперта, экономия достигнет около 300 млрд рублей в год. Причем больше сэкономить не получится, поскольку новых работников уже не хватает для замещения тех, кто выходит на пенсию.

Равнение на Албанию?

Пока в России только планируют повысить пенсионный возраст, в развитых странах над этим вопросом задумались несколько лет назад. За границей уже тогда осознали, что медлить с этим нельзя, и начали постепенно поднимать планку.

В результате, на сегодняшний день возраст выхода на пенсию наших граждан — один из самых низких среди стран СНГ и Европы. Помимо России на постсоветском пространстве меньше всего работают на Украине и Узбекистане. Остальные экс-республики СССР изменили эти параметры. Даже Белоруссия с 2017 года начинает поэтапно повышать пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин.

Что касается Европы, то здесь увеличение пенсионного возраста — это пройденный этап. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, пенсионный возраст в Европе поднимался постепенно и с серьезным увеличением минимального стажа. Изменения проходили на фоне миллионных забастовок по всему Евросоюзу и послужили еще одним источником кризиса в еврозоне. При этом средства, сэкономленные на государственных пенсиях (частные можно оформить и до выхода на заслуженный отдых), чаще всего перераспределялись на мигрантов и социальные пособия по безработице. К тому же частные пенсионные фонды в среднем существуют не более 15 лет.

Теперь система западных пенсий начинает разваливаться — и остановить этот процесс пока не представляется возможным. «Кризис 2008 и 2014 годов привел к дефициту основных средств, что начинает сказываться на возможностях западных пенсионных систем уже сейчас, а поправить ситуацию не позволяет демографический спад», — поясняет Александр Григоренко. По мнению эксперта, «финансовые «подпорки» в виде накопительного компонента там работают как вспомогательные, поскольку отвлекают ресурсы от выплат, но помогают смягчить последствия дефицита бюджетов». Поэтому сейчас основной упор на Западе делают на росте рождаемости, снижении смертности и увеличении количества рабочих мест.

Между тем позже всех заслуженный отдых ждет жителей Албании. Здесь мужчины выходят на пенсию в 69,5, а женщины — в 64,5 года. Работать дольше всех остальных должны также граждане Дании и Германии. Здесь для всех установлен единый барьер: и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 67 лет.

Главная ошибка Кудрина

Как отмечают эксперты, о повышении пенсионного возраста российским властям надо было задуматься еще несколько лет назад, о чем, собственно, сейчас сокрушается Алексей Кудрин. Выступая в феврале на инвестиционном форуме в Сочи, он высказал сожаление, что, будучи на посту министра финансов, так и не решился на непопулярную меру. Но он, как говорится, не теряет надежды. По его словам, повышение пенсионного возраста — это «самый тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».

Видимо, не случайно в своем нынешнем качестве главы ЦСР Кудрин представил приоритеты будущей стратегии развития России, среди которых упор сделан на постепенное повышение пенсионного возраста таким образом, чтобы в 2034 году он достиг 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Сейчас, как известно, наши дамы выходят на заслуженный отдых в 55, а представители сильного пола — в 60 лет.

«Это даст возможность каждому, даже в зрелом возрасте, реализовать себя в профессии и получить более высокий доход в старости. Поработал на пять лет дольше — получил пенсию на треть выше», — говорится в стратегии ЦСР.

Согласно документу средний размер пенсии по старости к 2024 году должен стать в два раза выше прожиточного минимума, а «пенсии вырастут не меньше, чем на треть в реальном выражении».

Эксперты к прогнозам экс-министра и его команды относятся скептически. Камнем преткновения они называют соотношение рабочих и пенсионных лет. У российских женщин оно почти один к одному. Причем такого соотношения нет ни в одной стране мира. В среднем представительницы прекрасного пола работают примерно 30 лет, а на пенсии проводят около 24 лет.

Ситуация с российскими мужчинами — сложнее. Средняя продолжительность жизни у них невысокая — до пенсии доживают лишь 60% представителей сильного пола. А те, кто преодолел пенсионный барьер, проводят на заслуженном отдыхе 13−14 лет, при том что работают они в среднем почти 33 года своей жизни. «Гражданам, прежде чем выйти на честно заработанный отдых, придется работать на 3-5 лет дольше, изнашивая свое здоровье. Получается, что проблема поиска денег для мужчин старше 65 лет и для женщин старше 63 лет будет решена за счет огромного числа людей, которые имеют право на пенсию», — поясняет шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.

Эксперт отмечает, что если руководствоваться подходом ЦСР, то можно и до 90 лет поднять пенсионный возраст. Те, кто дотянет до этой планки, могут и по миллиону рублей в год получать — за счет тех, кто не доживет. «Но цель социальной политики государства заключается в материальной поддержке всех людей старшего возраста, уже не способных трудиться интенсивно, а не в том, чтобы максимально отодвинуть сроки выхода на пенсию и до этого никому ничего не платить», — поясняет Пушкарев.

Как отмечает эксперт, обойтись можно и без повышения возрастного ценза. Например, увеличить доходы ПФР за счет поднятия налогооблагаемой базы предприятий. «Для этого достаточно дать максимально вырасти любому новому бизнесу. В частности, не облагать фискальной нагрузкой стартапы 2-3 года, пока они не выйдут на прибыль. Кроме того, необходимо задавать в каждом регионе приоритетные направления, давая льготы и даже долевое субсидирование всем ООО, ИП, любым формам предприятий, которые по этим приоритетным направлениям согласны работать», — предлагает Пушкарев.

Кроме того, следует сократить налоги на фонд оплаты труда, которые предприятие платит, еще не заработав денег, а облагать постфактум больше прибыль. «Не стоит делить уже существующий пирог. Лучше дать испечь больше новых и помочь их приумножить. В результате увеличатся налоговые поступления, а их, в свою очередь, можно будет перераспределять в пользу ПФР», — уверен Пушкарев.

К слову, в настоящее время у контролирующих органов имеются большие вопросы к эффективности управления собранными пенсионными деньгами: они могли бы прирастать за счет более выгодных финансовых вложений. Поэтому эксперты советуют россиянам не ждать милости от правительства, а самостоятельно вкладываться в различные накопительные программы, вести инвестиционные счета, инвестировать в образование и будущее своих детей, которые обеспечат им достойную старость.

Между тем Еще один важный аспект повышения пенсионного возраста: в России очень сложно найти работу после 50 лет, а во многих отраслях и после 40, несмотря на то, что люди предпенсионного возраста бывают полны сил и энергии. Глядя в резюме, кадровики и работодатели автоматически отметают возрастных кандидатов.

С повышением пенсионной планки получится, что часть россиян окажется в ситуации «ни пенсии, ни работы», или же те возрастные граждане, кто потеряет свои прежние места, должны будут трудиться за гораздо меньшие деньги.

Так что если есть возможность не только учить детей-внуков, но и учиться самим, осваивая новые навыки и компетенции (особое внимание обратите на специализации, связанные с Интернетом и образованием), стоит начать уже сейчас.

СПРАВКА «МК»: Возраст выхода на пенсию в разных странах

Австрия: женщины — 60, мужчины - 65

Армения: женщины и мужчины - 63

Бельгия: женщины и мужчины - 65

Германия: женщины и мужчины - 67

Грузия: женщины — 60, мужчины - 65

Украина: женщины - 55, мужчины - 60

Россия: женщины - 55, мужчины — 60

Япония: женщины и мужчины - 70

Ирина Бадмаева

С каждым годом дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ увеличивается, на его покрытие ежегодно из Федерального бюджета направляются миллиарды рублей. Чтобы сократить затраты государственного бюджета Правительство РФ прибегает к разным методам решения данной проблемы. Так, например, финансовый и экономический блоки Правительства настаивают на необходимости увеличения пенсионного возраста для всех граждан РФ , в то время, как соцблок выступает резко против данной инициативы. Окончательно данный вопрос еще не решен, а пока Правительство РФ прибегает к другим методам сокращения затрат - это бессрочное прекращение индексации пенсий работающим пенсионерам , «заморозка» пенсионных накоплений , повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих

Многие эксперты уверены в том, что увеличение пенсионного возраста госслужащим - это подготовительный этап к соответствующей мере для всех категорий граждан РФ.

Федеральный закон о повышении пенсионного возраста госслужащим № 143 от 23.05.2016 года внес изменения в ФЗ №3 от 08.05.1994 года и вступил в силу 01.01.2017 года.

Данный законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих был принят Госдумой 11.05.2016 года и получил одобрение в Совете Федерации 18.05.2016 года. Отдельного указа президента о повышении пенсионного возраста нет, руководствоваться для определения, относитесь вы к госслужащим или нет, надо Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574 в редакции от 26.01.2017 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Закон о продлении пенсионного возраста госслужащим вводит в действие новые условия и порядок пенсионного обеспечения тех граждан, которые занимают должности государственной и муниципальной службы в РФ и ее субъектах.

Стоит отметить, что законопроект об увеличении пенсионного возраста для госслужащих предусматривает право субъектов и муниципальных органов самоуправления самостоятельно устанавливать размер пенсионных выплат и доплат к пенсиям, определять требования к продолжительности работы и т.д. для граждан, которые ведут государственную и муниципальную службу. При этом все соответствующие расходы на данные инициативы полностью возлагаются на муниципальные бюджеты.

Пенсионный возраст госслужащих в России с 2017 года

До принятия ФЗ о повышении пенсионного возраста госслужащим, он составлял для женщин 55 лет, а для мужчин - 60 лет. Это общеустановленные возрастные нормы в РФ для наступления пенсионных оснований по старости. С 2017 года требования к пенсионному возрасту госслужащих в России увеличились и составили для мужчин и для женщин 65 и 63 года соответственно.

По данным госстатистики эти изменения затронули более 1 миллиона граждан, занимающих должности в государственных, региональных и муниципальных органах власти, а также депутатов и сенаторов. А также более 70 тысяч чиновников, которые уже в ближайшее время должны были отправиться на пенсию.

Стоит отметить, что увеличение пенсионного возраста для госслужащих будет проходить постепенно, ежегодно увеличиваясь на полгода в переходный период, пока не достигнет максимальных показателей. Для мужчин-госслужащих он будет достигнут к 2026 году, а для женщин, занимающих должность чиновника, к 2032 году.

Год назначения пенсии

Возраст выхода на пенсию

60 лет 6 мес.

55 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

56 лет 6 мес.

62 года 6 мес.

57 лет 6 мес.

63 года 6 мес.

58 лет 6 мес.

64 года 6 мес.

59 лет 6 мес.

60 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

62 года 6 мес.

2031 и последующие

Какие госслужащие попадают под повышение пенсионного возраста

После того, как закон о повышении пенсионного возраста госслужащим вступил в силу стал вопрос о том, кто именно относится к данной категории?

Данный ФЗ и изменения, внесенные им, затронули чиновников всех уровней:

  • лиц, замещающих государственную должность в РФ и ее субъектов;
  • лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности;
  • лиц, которые занимают должности гос. гражданской и муниципальной службы.

К ним относятся: работники ФНС, служб занятости населения, управление статистики, управления фед. казначейства, судебных органов, органов исполнительной власти - приставы, Рослеснадзора и т.д.

Сотрудники бюджетных организаций (учителя, врачи, воспитатели детских садов, преподаватели государственных вузов и сотрудники НИИ), а также рядовые сотрудники различных органов власти (уборщицы, программисты и т.д.) к этой категории не относятся и под повышение пенсионного возраста госслужащих не подпадают.

Продление пенсионного возраста госслужащим

У госслужащих с 2017 года увеличился не только пенсионный возраст, но и ряд других возрастных требований, которые учитываются при назначении данной категории граждан пенсионного обеспечения.

Так наравне с пенсионным возрастом увеличился максимально возможный период для ведения государственной службы. Теперь он составляет 65 лет, но может быть увеличен до 70 лет по обоюдному согласию работника и работодателя, после заключения срочного трудового договора.

Также увеличился минимальный стаж для госслужбы, достижение которого дает чиновнику право на пенсию по выслуге лет и назначение ежемесячной доплаты к пенсии, до 20 лет (ранее он составлял 15 лет). Он, так же, как и требования к пенсионному возрасту, будет увеличиваться постепенно и достигнет максимума к 2026 году.

Все госслужащие имеют право на пенсию по выслуге лет, выплачиваемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также при досрочной пенсии, если стаж чиновника составляет не менее указанного в таблице периода, в год назначения пенсии.

Стоит отметить, что все указанные изменения не касаются тех граждан, которые уже получили право на пенсию за выслугу до 01.01.2017 года.

Пенсионный возраст для госслужащих в 2017 году

Помимо вышеуказанных изменений, в 2017 году увеличились требования к минимальной продолжительности полномочий членов Федерального Собрания и депутатов Госдумы с 1 года до 5 лет. Для депутатов - этот период составляет время службы в течение одного созыва Думы. Выполнение данного требования дает право членам и депутатам на дополнительную выплату к страховой пенсии в размере 55%. Для получения повышенного размера выплаты (75%) необходимо выполнять данные полномочия от 3 до 10 лет.

Повышение пенсионного возраста для государственных служащих – одна из мер по сокращению затрат ПФР. Уже в 2017 году это позволит сэкономить внебюджетному фонду 600 млн рублей, которые будут направлены на исполнение других обязательств ПФР перед нынешними пенсионерами.