Пенсионная реформа в рф. Новый закон о пенсии. Когда начнут действовать изменения в пенсионном законодательстве

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

2018-Авг-Ср Тема пенсионной системы весьма обширна и требует длительного изучения, поскольку «пенсионная система современного цивилизованного общества в общемировой практике по своей институциональной сути является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства»[I]. Несмотря https://сайт/wp-content/uploads/2020/08/pensii1.jpg , сайт - Социалистический информационный ресурс [email protected]

Тема пенсионной системы весьма обширна и требует длительного изучения, поскольку «пенсионная система современного цивилизованного общества в общемировой практике по своей институциональной сути является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства» .

Несмотря на общие черты и некоторые общие принципы организации пенсионных систем, в каждой стране пенсионная система имеет свою историю и особенности возникновения и развития.

До сих пор большая часть высказываний или публикаций, посвященных новой пенсионной реформе и имевших более или менее подробный характер, ограничивались чисто мелкобуржуазной критикой. Критика с марксистской точки зрения, которая предполагает открытое использование классовой теории, не могла похвастаться достаточно подробным рассмотрением данного вопроса.

Хотя настоящая статья не претендует на всю полноту изучения проблемы, она призвана дополнить и усилить всё, что уже было сказано и помочь в дальнейшем изучении и марксистской критике новой пенсионной реформы буржуазного правительства.

// Часть I : Общее положение

Введение в общий контекст рассматриваемого вопроса необходимо, чтобы показать, что Россия на сегодняшний день стала «обычным», «средним» государством буржуазного типа, которое находится в подчиненном положении по отношению к общей системе империализма и подчинено общим закономерностям. Российская пенсионная «реформа» – часть общего для буржуазных стран наступления на права трудящихся.

Мировые тенденции

Общая демографическая нагрузка в мире (т.е. вместе дети до 15 лет и пожилые старше 65 лет относительно населения трудоспособного возраста — 15-64 лет) росла до середины 1960-х гг., достигнув значения в 76 человек нетрудоспособного возраста (дети и пожилые) на 100 человек трудоспособного возраста. Затем, начиная снижаться, общая демографическая нагрузка упала до 52 на 100 человек в 2013 г. Повышение нагрузки происходило вследствие увеличения рождаемости и сменилось понижением из-за ее уменьшения.

На сегодняшний день тренд снова разворачивается в сторону возрастания общей демографической нагрузки из-за увеличения числа пожилых (при одновременном сокращении нагрузки детскими возрастами). К 2030 г. значение общей демографической нагрузки составит 54 на 100, а к 2050 г. – 58 на 100 и к концу века — 66 на 100 .

Старение населения в экономически развитых странах империализма позволяет господствующей буржуазии каждой из этих стран «реформировать» отношения труда и капитала, т.е. открыто наступать на наемных работников. Одной из таких «реформ» является повышение пенсионного возраста.

Повышение возраста выхода на пенсию реализуется постепенно с горизонтом планирования вплоть до 50-60-х гг. XXI в.: «Одним из способов устранения разрыва в коэффициенте экономического замещения относительно сегодняшних пенсионеров для более молодых людей является удлинение их производительного трудового стажа.

Для родившихся с 1990 по 2009 год, которые начнут выходить на пенсию в 2055 году, повышение пенсионного возраста на пять лет — с нынешнего среднего значения 63 года до 68 лет в 2060 году — восполнит половину разрыва относительно сегодняшних пенсионеров» . Переход к 70-летнему возрасту выхода на пенсию уже к середине 2030-х гг. сейчас отрабатывается некоторыми капиталистическими странами .

Затянувшийся мировой экономический кризис обостряет противоречия, присущие империализму. Политика бюджетной экономии в странах Европейского Союза привела к существенному урезанию социальных прав граждан. Например, за 2009-2012 гг. сокращение социальных расходов в сфере здравоохранения составило 16% в Ирландии и 29% в Греции. Также, как в Ирландии и Греции, сокращение расходов на медицину в Португалии, Латвии и Испании привело к увольнению работников и закрытию больниц. Вместе с этим расширялось количество платных услуг.

Сокращение рабочих мест проводилось и в других частях общественного сектора, например, в сфере образования. Урезание социальных прав коснулось и пенсионной системы, и сферы занятости. В целом социально-экономический кризис европейских государств показал, что «более богатые страны Европы не готовы делиться своим богатством с более бедными во времена экономических и социальных трудностей» .

Система пенсионного обеспечения в современной России

Существуют различные подходы и критерии для классификации моделей социальной политики и пенсионных систем в частности. Например, как идеальные типы социальной политики – «модель Бисмарка» и «модель Бевериджа» — приоритет прав работника или приоритет прав человека соответственно. Что касается систем пенсионного обеспечения, то по методу финансирования различают следующие два типа:

A. Распределительная (солидарная, Pay-As-You-Go) пенсионная система – отчисления поступают на выплату текущих пенсий.

B. Накопительная (или финансовая) пенсионная система – отчисления резервируются и затем инвестируются в финансовые инструменты .

В большинстве стран пенсионные системы функционируют согласно распределительной (солидарной) схеме . Так, например, распределительная система действует в большинстве стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), смешанная (с элементами обеих систем) – в Австралии, Дании, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США .

Многие страны Латинской Америки разочаровались в накопительной модели или просто от нее отказались. Негативный опыт Чили заставил это государство отказаться от полностью накопительной пенсионной системы. В Аргентине приняли решение национализировать 10 частных фондов пенсионного страхования и уйти от накопительной системы. В Боливии государство возвращает себе ранее приватизированную пенсионную систему. Уругвай вместо накопительной вводит смешанную систему пенсионных накоплений.

В отличие от развитых государств, использующих распределительную или смешанную пенсионную систему, опыт развивающихся стран, внедрявших как обязательный накопительный принцип организации пенсионной системы, свидетельствует, что обязательный накопительный компонент «сталкивается с комплексом проблем, которые показывают его неэффективность» .

В Советском Союзе действовала распределительная пенсионная система, т.е. «перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию» .

На завершающем этапе контрреволюции в СССР с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях» начинается формирование современной системы пенсионного обеспечения, сохранившей и перенесшей в новые условия распределительный принцип организации. 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения образован Пенсионный фонд России.

При обсуждении нового пенсионного законодательства среди депутатов прозвучало, что один из представленных «документов таков, как будто он написан по заказу мафиозной группировки, и лучше для мафиози не напишешь» .

С переходом к радикальным экономическим реформам в пенсионной системе наступил кризис. В 1992 г. пенсии обесценились более чем в 2 раза , средний размер пенсии стал меньше прожиточного минимума, образовался кризис задолженности Пенсионного фонда. Из-за невозможности производить регулярную индексацию пенсий были установлены компенсации.

В 1996 г. кризис пенсионной задолженности принял хронический характер . В 1999-2000 гг. реальный размер пенсии составил примерно треть от уровня 1990 г. Что касается занятой части населения, то задолженность по оплате труда составляла на начало 1997 г. 41% от общего фонда оплаты труда .

За 1990-2000 гг. было разработано несколько концепций пенсионной реформы: «В этот период боролись две политические тенденции: (1) попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и (2) сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиально иной пенсионной системы накопительного типа» .

К концу 2001 г. благодаря хорошей конъюнктуре, образовавшейся на мировых рынках нефти, стало возможным приблизить среднюю пенсию к прожиточному минимуму пенсионера . В этом же году образован Национальный совет по пенсионной реформе, а с 2002 г. Россия вступила в «новую национальную пенсионную систему» .

Если закон 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в целом сохранил распределительный тип пенсионной системы с выплатой единой пенсии по старости, то принятый 30 ноября 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвердил пенсионную систему смешанного типа. Таким образом пенсия по старости была разделена на три части, две из которых составляли распределительную систему — базовая (минимальная, общая для всех гарантированная выплата), страховая (условно-накопительная) и третья часть — накопительная (в рамках накопительной системы), до 2004 г. для мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р., а после 2004 г. только для родившихся в 1967 г. и моложе .

Условно-накопительная часть формирует персонифицированные обязательства перед гражданином в объеме поступивших на его индивидуальный пенсионный счет средств, создавая иллюзию «реального личного счета», денежные же средства расходуются на выплату текущих пенсионных обязательств согласно распределительному принципу .

Расчет страховой (условно-накопительной) части пенсии производился согласно параметрам: «коэффициент, учитывающий продолжительность трудового стажа, коэффициент, учитывающий соотношение индивидуальной заработной платы со среднероссийским уровнем, и размер средней по стране заработной платы за период, предшествующий расчету.

Однако в конкретных расчетах использовались «лукавая» цифра и не менее «лукавый» коэффициент. Дело в том, что среднемесячная заработная плата в РФ в 2001 г. составляла 3240,4 руб., тогда как для расчета пенсии постановлением правительства был утвержден ее размер в 1750 руб., т.е. в 1,85 раза меньше, а индивидуальный коэффициент соотношения со среднероссийской заработной платой, независимо от его фактического значения, был ограничен сверху величиной 1,2. Другими словами, с самого начала реформы пенсионная планка была занижена практически вдвое» .

В 2007-2013 гг. (впоследствии с продлением до 2014 г.) была реализована программа государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений – при годовом взносе от 2 тыс. рублей государство удваивает эту сумму, но не более, чем на 12 тыс.

23 декабря 2013 г. принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» и «реформирование» пенсионной системы продолжилось с новой силой. Базовая часть пенсии стала именоваться фиксированной выплатой. Устанавливается новая формула исчисления страховой (условно-накопительной) части пенсии. Формула отличается большей сложностью и непрозрачностью процедуры расчета пенсий чем предыдущая, сам расчет начинает производиться не в рублях, а в «баллах».

С 2014 г. введен годовой мораторий на формирование накопительной части пенсии (впоследствии продлен до 2020 г.), все средства, которые должны были засчитываться в пользу накопительной части пенсии поступают в страховую (условно-накопительную) часть и тратятся на текущие пенсионные выплаты . К 2019 г. накопительную часть пенсии планируется заменить «индивидуальным пенсионным капиталом», который будет формироваться добровольно, т.е. только по заявлению гражданина . С 2016 г. работающим пенсионерам плановая индексация пенсий не производится (и восстанавливается суммарно за все годы после увольнения) .

Средний размер пенсии в 2013 г. достиг 165% прожиточного минимума пенсионера, к 2016 г. уменьшился до 153% .

// Часть II : Новая пенсионная реформа

16 июня 2018 г. в Государственную Думу РФ был внесен Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» . Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту: «предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно». Повышение пенсионного возраста предлагается установить «постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.»

Рассмотрим, насколько состоятельна предложенная реформа.

I

Концептуально повышение пенсионного возраста разрабатывалось еще в 90-х гг . Предполагалось, что пенсионный возраст, начиная с 2000 г., будет увеличиваться на 4 месяца в год и достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Однако положительный эффект от этой реформы исчерпал бы себя уже к 2025-2030 гг ., что в итоге привело бы к необходимости проведения новой пенсионной реформы и дальнейшего повышения пенсионного возраста .

Таким же образом эффект от предложенного повышения начнет затухать во второй половине 2030-х гг. и исчерпает себя в 2050-х гг ., т.е. будет практически воспроизведено соотношение наемных работников и пенсионеров, предшествовавшее повышению пенсионного возраста и которое оценивается сегодня правительством как безусловное основание для изменения возраста выхода на пенсию .

Правда, расчеты верны в случае, если повышение будет происходить медленнее, чем предложено правительством, т.е. не на 1 год, а на 6 месяцев в год. Соответственно, в правительственном варианте реформы граница, после которой реформа исчерпает себя, сдвигается на более ранний период.

Исчерпание эффекта является результатом не только воспроизведения демографической картины, которая предшествовала реформе, но и из-за увеличения пенсионных обязательств перед теми, кто вышел на пенсию позже и, соответственно, продолжал всё это время трудовую деятельность. Т.е. если и достигается сокращение расходов бюджета, то «только на краткосрочном периоде с последующим адекватным ростом расходов на увеличившийся объем пенсионных прав» .

II

Правительство РФ, указывая на рост продолжительности жизни, которая достигла почти 73 лет, таким образом аргументирует, что в отношении России состоятельно не только теоретическое обоснование повышения пенсионного возраста («по этому пути идут все страны»), но и фактическое.

На деле это не так. Как указывают специалисты, ожидаемая продолжительность жизни при рождении «не является показателем, на который можно ориентироваться при установлении пенсионного возраста» . В данном вопросе значение имеет в первую очередь два следующих условия: 1) продолжительность жизни при достижении пенсионного возраста, т.е. для России, в случае проведения реформы, 65 лет для мужчин и 63 года для женщин и 2) продолжительность здоровой жизни .

Оба эти условия в отношении России «существенно ограничивают возможности даже в долгосрочной перспективе повышения пенсионного возраста» .

В 2016 г. ожидаемая продолжительность жизни для мужчин при достижении 65 лет составляла 13,4 лет , что на 6 лет меньше , чем во Франции, на 4,7 в Германии, на 4,6 в США. Вероятно, что данный показатель будет и в будущем служить ограничением для поднятия пенсионного возраста, т.к. «по прогнозу, разработанному на основе параметров, установленных Концепцией демографического развития России, 60-летние мужчины достигнут текущей ожидаемой продолжительности жизни в странах ОЭСР для 65-летних мужчин не ранее 2040-х годов » .

С женщинами всё обстоит несколько лучше, хотя и они при достижении 65-летнего возраста живут меньше , чем женщины в более развитых капиталистических странах. Так, в 2016 г.: Россия – 17,7, Франция – 23,5 (2015 г.), Германия – 21,3, Италия – 22,9, Япония – 24,4, Англия – 21,1, США – 20,6.

Что касается продолжительности здоровой жизни, то в России она в 2016 г. составляла 63,5 года для обоих полов. Это на 9,9 лет меньше, чем, например, во Франции.

Дополнительным ограничением для повышения пенсионного возраста является то, что почти треть мужчин сегодня просто не доживает до 60 лет и 40,7% до 65 лет .

Что касается роста продолжительности жизни, то согласно прогнозу ООН, отставание от развитых стран по этому показателю будет сохраняться до конца XXI века.

В целом «демографический фактор не только не может рассматриваться как главный аргумент для повышения пенсионного возраста с ориентиром «на Запад», но, наоборот, именно демографические параметры нашего населения за последние 25 лет (совпадают с периодом перестройки экономики) являются главными ограничителями для повышения пенсионного возраста» .

Следующий аргумент буржуазного правительства РФ звучит следующим образом: «Демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше , а пенсионеров, соответственно, всё больше . С каждым годом этот дисбаланс будет только расти вместе с нагрузкой на тех, кто работает».

С одной стороны, действительно, нагрузка пожилыми возрастает: если в 1990 г. коэффициент нагрузки составлял 335 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, то в 2016 – 441, в 2030 – 521, в 2051 – 741 (согласно среднему варианту прогноза Росстата).

С другой стороны, коэффициент общей демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов, т.е. моложе и старше трудоспособного возраста) остается практически неизменным все последние десятилетия за счет снижения нагрузки людьми моложе трудоспособного возраста – 1960 – 740, 1970 – 785, 1990 – 759, 2016 – 764, 2018 – 786. Согласно же среднему прогнозу Росстата коэффициент общей демографической нагрузки составит в 2021 г. – 834, 2025 – 856, 2031 – 838, 2035 — 838, 2038 – 864, 2041 – 913, 2051 — 1100.

Согласно этим цифрам, общая нагрузка по отношению к 1990 г. в 2038 г. вырастет на 14%, а через 20 лет по отношению к 2018 г. – на 10%. По отношению к 2018 г. в 2041 г. – на 16%, в 2051 г. – 40%. Действительно существенный рост нагрузки наблюдается с начала 40-х гг.

Таким образом, даже если теоретически рассматривать необходимость и возможность повышения возраста выхода на пенсию, то такая необходимость со стороны демографии станет действительно актуальна для России лишь в начале 2040-х гг. , тогда как возможность остается под вопросом и сильно зависит от экономической политики в течение следующих десятилетий.

Что можно сделать за 20 лет? В Советском Союзе за это время создали , послужившую надежной основой для разгрома самой сильной буржуазной армии первой половины XX в. За 20 лет после распада Советского Союза разграбление его богатства буржуазией достигло невиданного масштаба.

II I

Специалисты указывают на то, что существующие проблемы в российской системе пенсионного обеспечения связаны сегодня и в обозримом будущем не столько с демографией, сколько с экономическим неравенством .

Одним из источников неравенства является налоговая система. В 90-е годы действовала прогрессивная шкала налогообложения, с 2001 г. действует пропорциональная. Отмена прогрессивного налога формально обосновывалась его низкой фискальной значимостью, т.е. проще говоря тем, что государство было не в состоянии его собрать .

Отказ от введения прогрессивной шкалы налогообложения фактически означает признание бессилия государства «в наведении порядка в установлении цивилизованных форм оплаты труда в экономике страны» .

Пропорциональный налог в России формально обеспечивает равные условия налогообложения доходов по общей, единой ставке 13%. Но для бедного в отношении его дохода налог отнимает существенную часть дохода, который и без этого едва обеспечивает простое выживание, тогда как для богатого после уплаты налога, оставшаяся доля его дохода обеспечивает не только необходимый с медицинской точки зрения, но и просто высокий или даже избыточно высокий уровень жизни, а кроме того позволяет еще и накапливать свободный капитал.

До 2001 г. Пенсионный фонд России и другие социальные фонды финансировались за счет сбора страховых взносов. Общий тариф в 1997 и 2000 гг. составлял 38,5% с фонда оплаты труда для работодателя из которых 28% направлялись в Пенсионный фонд, а также 1% со своей заработной платы в Пенсионный фонд уплачивал работник .

В 2001 г . был введен регрессивный единый социальный налог. Общая ставка составляла 35,6% из которой 28% средств направлялись в Пенсионный фонд . В 2005 г. ставку понизили до 26%. Регрессивный – означает, что богатый платил меньше, чем бедный. Взималось 26% с дохода, если в течение года совокупный доход не достиг 280 000 руб. С дохода выше 280 000 руб. выплачивалось 72 800 руб. и 10% с суммы дохода, которая превысила 280 000 руб. Если доход превысил 600 000 руб., выплачивалось 104 800 руб. и 2% с суммы дохода, которая превысила 600 000 руб. ЕСН обеспечивал поступления в Пенсионный и другие социальные фонды.

C 2010 г. вместо ЕСН были вновь установлены страховые взносы, с 2012 г. регрессивная шкала также предполагала снижение ставки в Пенсионный фонд с 22% до 10% .

В качестве кратких выводов по социальным налогам вполне можно согласиться с тем, что ЕСН «с его регрессивной шкалой является антисоциальным, как и плоский подоходный» . В сумме при двойном налогообложении ЕСН и НДФЛ трудящийся отдавал со своих доходов практически 40%. Собственно, и плоская шкала НДФЛ в России на деле является регрессивной .

Ранее мы уже выяснили, что демография ни с какой стороны не может по фактическим причинам являться необходимым условием для повышения пенсионного возраста по крайней мере в ближайшие 20 лет. Да, демографический вопрос может сегодня обсуждаться, но его актуальность в ближайшие 20 и более лет невелика, поэтому демография не может считаться основной, главной причиной «реформ» правительства.

Повышение возраста выхода на пенсию является открытым, зримым, то, что ощутят на себе одновременно миллионы людей, наступлением на права практически всей массы наемных работников. Если господствующий класс решился пойти на открытое усиление эксплуатации, значит, угроза его собственному выживанию стоит выше, чем будущее нарастание классовой вражды.

В 2013 г. специалисты Standard & Poor’s предположили, что рост экономики России замедляется не только из-за влияния мирового кризиса, но и «в силу исчерпания экономикой потенциала существующей модели роста», экономика России «работает почти на пределе своего потенциала». Производительный рост 1998-2008 гг. был обусловлен задействованными производственными мощностями, сохранившимися от Советского Союза.

Защита классовых интересов и укрепление диктатуры буржуазии происходит за счет труда практически всей массы легальных и нелегальных наемных работников. В то время как экономика стагнирует при уже существующем уровне неравенства и нищеты, последние «реформы» свидетельствуют, что эксплуатация и даже настоящий гнет, т.е. забивание в кромешную нищету десятков миллионов приобретут иной масштаб.

Карл Маркс отмечал, что налоги служат «средством сохранения за буржуазией положения господствующего класса » . Правительство России вместе с изменением возраста выхода на пенсию предложило компенсировать выпадающие доходы за счет повышения ставки НДС.

В 2016 г. сообщалось, что «чиновники обсуждают «революционную налоговую идею» — снижение страховых взносов и повышение НДС . В декабре 2016 г. В. Путиным было поручено изменить к 2019 г. налоговую систему в целях стимулирования деловой активности и повышения конкурентоспособности предприятий за счет снижения прямой фискальной нагрузки на работодателей и компенсации выпадающих доходов повышением НДС .

24 июля 2018 г. повышение ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 г. было принято Государственной Думой. Начиная с 2019 г. Федеральный бюджет дополнительно начнет получать 620 млрд. руб. в год. НДС фактически является регрессивным налогом и оплачивается покупателем, его доля в «сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода» . Таким образом повышение НДС в первую очередь скажется на жизни наиболее незащищенных слоев населения, в том числе пенсионеров. «Косвенные налоги асоциальны по самой своей сути: основной своей тяжестью они ложатся на наименее обеспеченные слои населения» .

Вместе с повышением НДС была утверждена временно пониженная ставка взносов в Пенсионный фонд в 22% как постоянная. Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту уменьшение объема поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд в случае утверждения пониженной ставки составит в 2021 г. 615,38 млрд. руб., в 2022 г. 659,55 млрд. руб., в 2023 г. 705,14 млрд. руб., в 2024 г. 763,88 млрд. руб.

В 2017 г. Минфин указывал, что данное изменение налоговой системы «даст больший положительный эффект на экономику, если будет сопровождаться мерами по увеличению предложения на рынке труда» . Например, существенное увеличение предложения на рынке труда может дать повышение пенсионного возраста. Согласно расчетам Минэкономразвития, численность занятых увеличится примерно на 300 000 человек в 2019 г. и на 1 800 000 к 2024 г.

Тогда как по некоторым оценкам, из-за повышению пенсионного возраста, в 2019 г. численность трудоспособного населения увеличится на 2 млн. человек, в 2024 г. – примерно на 7-8 млн. и к 2036 г. – на 12,6 млн . Как видно из этих цифр, предложение на рынке труда сильно будет превышать рост рабочих мест.

Какие выводы можно сделать?

То, как буржуазия увеличивает степень эксплуатации, прекрасно видно из рассмотренной выше налогово-пенсионной реформы.

Во-первых , понижение ставки страховых взносов делает труд наемного работника дешевле для капиталиста, позволяя извлекать из его труда больше прибыли.

Во-вторых , повышение НДС косвенно уменьшает сумму выплаченной работнику заработной платы, тем самым делая прибыль ещё больше, а издержки на работника – меньше.

В-третьих , повышение пенсионного возраста и вследствие этого рост предложения на рынке рабочей силы усиливает конкуренцию между работниками, тем самым позволяя капиталисту платить заработную плату даже ниже стоимости рабочей силы, которую он покупает.

Особенное положение здесь получает мелкая буржуазия. Для мелкого буржуа проводимая правительством политика скорее выгодна. Нанесенный удар по наемным работникам, по уровню их заработной платы создает значительный потенциал для сверхэксплуатации и извлечению сверхприбылей не только для крупной буржуазии, но и для мелкого буржуйчика.

Это приводит нас непосредственно к вопросу об уровне заработной платы и имущественного неравенства: «Низкие размеры заработной платы в России усугубляются её высокой дифференциацией. Относительно развитых государств мира российские работники получают значительно меньшую заработную плату, отрабатывают за те же деньги больше времени. Для производства продукции одинаковой стоимости российский работник в среднем затрачивает втрое больше времени, чем работник в США» .

Десятилетиями продолжающаяся деградация экономики закономерно негативно сказывается на производительности труда, трудоемкости экономики и заработной плате, а господствующий класс выжимает все оставшиеся соки из этой экономической душегубки.

По данным на 2016 г. примерно половина (47,1%) всего фонда заработной платы в России приходится на 20% наиболее высокооплачиваемых работников и другая половина на оставшиеся 80% работников . Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1990 г. составляло 4,4, в 1991 — 4,5, в 1992 — 8, в 1993 — 11,2, в 1994 – 15, в 2016 — 15,6 . В 1991 г. коэффициент Джини по данным Росстата был равен 0,260, в 2016 г. — 0,412. Чем выше значение коэффициента Джини, тем сильнее в рассматриваемом обществе экономическое неравенство .

В 2016 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляла 36 709 руб., величина прожиточного минимума – 9 828 руб. Медианное значение заработной платы в 2015 г. – 24 868 руб., в 2017 г. – 28 345 руб. Медианное значение заработной платы означает, что 50% работников получают заработную плату меньше этого значения, а другие 50% — больше. Средний размер назначенных пенсий – 12 391 руб., величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) – 8 081 руб.

При ставке взносов в Пенсионной фонд равной 26%, работнику, имеющему медианную заработную плату, чтобы заработать 1 ПМП пришлось бы работать примерно 25 лет, соответственно, 50 лет – 2 ПМП. Согласно расчетам, «только при зарплате, равной и выше средней в экономике (такую зарплату получают лишь 31% работников), человек может заработать пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано установление с 2015 г. нового минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП – за 33 года, т.е., по сути, за фактически сложившийся для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако, чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет (что на 9 лет больше, чем возможная максимальная продолжительность стажа с 20 лет до общеустановленного пенсионного возраста 60 лет)».

Естественно, что ставка в 22% при таком уровне доходов не в состоянии будет поддерживать достаточный уровень пенсионного обеспечения. Правительство нашло решение в повышении возраста выхода на пенсию. За неэффективную, фактически провалившуюся политику господствующего буржуазного класса за все прошедшие десятилетия будут расплачиваться наемные работники, т.е. большая часть из вас, уважаемые читатели.

Принятый Государственной Думой 24 июля 2018 г. законопроект предусматривает также, что свыше установленной предельной величины совокупного дохода вместо ставки в 22% будет применяться ставка 10%. В 2018 г. предельная величина была равна 1 021 000 руб., т.е. 85 083 руб. в месяц.

На 10% наиболее оплачиваемых работников в 2017 г. приходилось 32,6% всего фонда заработной платы в России со средней заработной платой – 127 006 руб. На 20% наиболее оплачиваемых работников в 2017 г. — 48% всего фонда заработной платы в России со средней заработной платой – 93 468 руб.

Соответственно, если примерно такое же соотношение будет сохраняться в будущем (как, впрочем, это было и раньше), то примерно 48% всего фонда заработной платы в России облагается сейчас и будет облагаться в соответствии с пониженной ставкой взносов в Пенсионный фонд в 10%.

Конечно, если заставлять, применяя регрессивный налог, платить в Пенсионный фонд в первую очередь бедных и нищих, то обеспечить стариков достойной пенсией не представляется возможным. Но решение, естественно, есть. По мнению капиталистического правительства, необходимо поднять пенсионный возраст.

Специалисты указывают, что «мировой опыт деятельности различных пенсионных систем показал, что для их эффективного функционирования допустимый размах дифференциации в оплате труда составляет 5-6 раз» , тогда как «15-кратное различие в уровне оплаты труда делает пенсионную систему заведомо неэффективной» . Другими словами, «до тех пор пока проблема низкой заработной платы не будет решена, любые параметрические преобразования внутри самой пенсионной системы не принесут желаемого эффекта» .

Еще одним направлением в рамках пенсионной реформы для правительства является скрытая оплата труда и, соответственно, теневая занятость. «На отрезке 2018 — первой половине 2019 года мы предложим механизм «обеления» заработных плат для тех, кто сегодня находится в «серой» экономике», — пояснила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова .

Здесь, как верно указывают специалисты, «введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц и даже установление регрессивной шкалы взносов в государственные социальные фонды никоим образом не повлияли на укрывательство доходов физических лиц от налогообложения и не смогли разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты» . Какое же новое решение придумают в правительстве? Пока неизвестно.

Что касается объема скрытой оплаты труда, то он действительно существенный: в 2016 г. – 10,3 трлн. руб. Выведение заработной платы из тени позволило бы покрыть дефицит Пенсионного фонда, так, расчет по ставке 22% показывает, что начисление взносов на скрытую оплату труда пополнило бы бюджет Пенсионного фонда примерно на 2,2 трлн. руб., тогда как дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет приблизительно 1 трлн. руб. Так же было и в прошедшие годы, например, в 2012 г. скрытая оплата труда составляла 6,5 трлн. руб.

Даже не принимая во внимание регрессивную ставку, одно только понижение ставки взносов в Пенсионный фонд в 2005 г. на 8% и в 2012 г. еще на 4% привело к разбалансированию пенсионной системы и хроническому дефициту, оплатить который должны наемные работники, которых лишили как раз тех денег, которые они должны теперь возместить. Проще говоря, допустим, что у вас украли деньги, а теперь вы должны еще и отдать такую же сумму денег тому, кто их у вас украл.

Теневая занятость представлена в основном молодежью и пенсионерами. Что касается пенсионеров, то они «вынуждены работать для выживания на тех же низкозарплатных рабочих местах, на которые никто особенно и не претендует, кроме, может быть, временных трудовых мигрантов» . Из общей численности пенсионеров – работающих пенсионеров по старости в 2016 г. было 14 млн. 199 тыс., в 2017 г. – 8 млн. 791 тыс.

В целом теневая экономика в России процветает, по некоторым данным ее объем — 33,6 трлн. руб., это 39% от ВВП. С такими показателями Россия входит в пятерку крупнейших теневых экономик мира. Наименьший объем теневой экономики имеют США (7,8% ВВП), Япония (10%) и Китай (10,2%) .

Примечательно, что коррупция превышает дефицит бюджета Пенсионного фонда, в 2017 г. – 1,4 трлн. руб. Т.е. даже не касаясь эксплуатации, втаптывающей народ в нищету, или «зарплат в конвертах», уже просто воруют больше, чем старикам нужно собрать на пенсию, которую они, между прочим, заработали.

Кроме этого в России действуют множество налоговых льгот. В 2016 г. их сумма составила 9,6 трлн. руб., по сути это «не просто льготы — это расходы бюджета, это деньги, которые бюджет не получил», тогда как их эффективность до сих пор практически не исследована . 1/10 налоговых льгот покрывает почти весь дефицит бюджета Пенсионного фонда.

В-четвертых, богатые и сверхбогатые извлекают еще большую часть прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих, используя регрессивный налог, уставленный ими для самих себя и своих «братьев по классу». Это, конечно, только увеличивает степень эксплуатации труда российской буржуазией.

В-пятых, теневая занятость и скрытая оплата труда не столько вынужденные обстоятельства, сколько необходимые для выживания всей существующей в России социальной структуры. Коррупция и непрозрачный массив налоговых льгот их органично дополняют. Всё это вместе полностью или частично сливается в 33,6 трлн. руб. теневой экономики. Сливки с этого гнилого пирога снимает господствующий буржуазный класс.

В 2008 г. чистый вывоз капитала из России частным сектором экономики составил 133,6 млрд. долл. США, в 2009 г. — 57,5, в 2010 г. — 30,8, в 2011 г. — 81,4, в 2012 г. — 53,9, в 2013 г. — 60,3, в 2014 г. — 152,1, в 2015 г. — 57, в 2016 г. — 18,4, в 2017 г. — 24,8, в I квартале 2018 г. (оценка) — 13,4. Бегство капитала из России «представляет собой систематическое и масштабное явление. Оно отражает компрадорский характер отечественного крупного бизнеса…»

Кроме всего прочего, можно еще сказать и о том, что обещанная правительством прибавка к пенсии в 1000 руб. в действительности будет составлять около половины этой суммы, поскольку индексация пенсии в 2019 г. почти на 500 руб. и так была предусмотрена в соответствии с действующим законодательством. Из-за пенсионной реформы в 2019 г. выход на пенсию будет отложен на 1 год почти для 1,5 млн. человек .

// Общие выводы

В классовом обществе старость – это экономическая категория. Современное российское буржуазное государство является результатом контрреволюции и, соответственно, занимается ликвидацией того, что было создано в годы революции.

Когда, например, говорят о несправедливости пенсионной формулы, по которой рассчитывается будущая пенсия, то это не фигура речи. В ней действительно были прописаны заниженные коэффициенты. Все прошедшие годы люди получали пенсии меньше, чем на самом деле должны были получать.

В 1988 г . ожидаемая продолжительность жизни в России (РСФСР) составляла 69,9 лет, в 2016 г. — 71,9. Почти за 30 лет рост составил только 2 года. Конечно, это во многом последствия случившейся контрреволюции, но и господствующий буржуазный класс – это тоже ее последствия. Не только контрреволюция, как распад Советского Союза, но и все последние десятилетия экономической политики, которую проводит этот класс — причина кризиса, который всё больше охватывает сегодня капиталистическую Россию.


Дополнение к основному тексту статьи, написанное в связи с сообщением В. Путина 29 августа 2018 г. по поводу пенсионной реформы

Основной текст статьи был закончен 2 августа и публикуется без каких-либо существенных изменений. Но во второй половине августа появилась информация, что по вопросу пенсионной реформы собирается высказаться президент. 29 августа президент России В. Путин обратился к гражданам с коротким сообщением по поводу предложенной реформы системы пенсионного обеспечения. Можно было бы ожидать, что выступление будет иметь характер более соответствующий привычной для буржуазного класса риторике об общенародности и демократичности, где президент выступает как некий «арбитр», который отстаивает интересы большинства.

На деле подтверждается то, что уже ранее было сказано в основном тексте статьи. Буржуазный класс испытывает всё возрастающее влияние экономического кризиса, что закономерно вынуждает всё более и более открыто демонстрировать и отстаивать собственные классовые интересы в ущерб подавляющей части общества – наемным работникам.

Конечно, это пока не открытая террористическая диктатура, риторика высокопоставленных представителей господствующего класса всё ещё пытается убеждать в демократическом характере проводимой политики, хотя она уже и сменилась с позиции защиты на словах интересов наемных работников, т.е. большинства граждан (например, высказывание В. Путина против повышения пенсионного возраста в 2005 г.) , при этом, естественно, фактически отстаивая интересы господствующего буржуазного класса, на убеждение пролетариата в совпадении национальных и экономических интересов буржуазии и пролетариата.

Путин не высказал никаких предложений, принципиально изменяющих проект пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, внесенный ранее Правительством на рассмотрение в Государственную Думу и принятый в первом чтении. Как и предполагалось ранее, мужчины должны будут выходить на пенсию в 65 лет , тогда как женщины не в 63, а в 60.

Но даже повышение на один год не имеет под собой оснований , так что снижение повышения возраста выхода на пенсию для женщин с 8 до 5 лет – означает, что капитал будет грабить наемных работниц , но чуть меньше. Ничего не мешает буржуазному классу в перспективе развернуть свои аппетиты в полной мере, доведя повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 65 лет , как и у мужчин.

Есть и ряд других, еще менее значительных в общем контексте пенсионной реформы предложений, высказанных президентом. Одно из них заключается в понижении пенсионного возраста для многодетных женщин, вплоть до 50 лет. Однако это не более, чем модификация уже действующей нормы, которая предусмотрена ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В 2013-2015 гг. впервые с 1992 г. наблюдался естественный прирост населения, однако уже в 2016 г. число умерших снова превысило число родившихся. В целом, проблема низкой рождаемости может быть решена только принципиальными изменениями социальной политики , ни материнский капитал, ни льготный возраст выхода на пенсию по всей видимости не являются достаточными мерами.

Далее Путин предложил «установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста». Создается вполне обоснованное впечатление, что ему просто нечего сказать, поэтому озвучиваются лучшие из худших предложений. Буржуазному классу экономически выгодно сохранять существенную долю теневой экономики, прикрывая это откровенно нелепыми репликами о невозможности или неспособности осуществлять необходимое администрирование. Данное предложение так и останется пустой фразой , что покажет в будущем практика. Это не более чем пример риторики о которой говорилось выше.

Предложение о чуть более чем двукратном повышении мизерного пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста (как предполагается, данный возраст будет наступать за 5 лет до достижения пенсионного возраста) звучит как желание дать возможность людям немного помучиться, а не умирать сразу после потери рабочего места за несколько лет до пенсии.

— сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий;

— 25‑процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве;

— на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х;

Новые поправки в пенсионной реформе - горячая тема, волнующая и будущих пенсионеров, и работодателей. Подробности, разъяснения экспертов и таблица поэтапного перехода на обновленные нормы - в статье.

Из статьи вы узнаете:

Планы по изменению пенсионного законодательства, озвученные в начале 2018 года, постепенно обретают четкие очертания. Комплексный подход к пересмотру существующих правил и норм направлен на стабилизацию пенсионной системы и повышение дохода российских пенсионеров.

Когда начнут действовать изменения в пенсионном законодательстве

Федеральный закон №350-ФЗ от 3.10.2018 г., который закрепил новые изменения в пенсионной реформе, вступит в силу с 1 января 2019 года. Это значит, что до начала нового календарного года работники смогут уходить на пенсию по старым правилам при одновременном выполнении трех условий :

Условие 1 . Достигнут пенсионный возраст - 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.

Условие 2 . Есть пенсионный коэффициент в размере 13,8 и более.

Условие 3 . Страховой стаж не менее девяти лет.

Некоторые категории персонала имеют право досрочно уйти на пенсию по старости - за работу в особых условиях труда, в сложном климате и не только. Чтобы реализовать это право, следует написать письменное заявление и прикрепить к нему справки, подтверждающие наличие спецстажа.

Скачайте полезные документы:

Оформить процедуру без ошибок даже в самых сложных случаях поможет специальный от «Системы Кадры»:

Но уже в ближайшем будущем действующие нормы будут пересмотрены, сроки выхода на пенсию - сдвинуты, а у кадровиков появятся новые обязанности, связанные с защитой прав работников предпенсионного возраста. Поэтому так важно знать, когда вступает в силу новая пенсионная реформа и как она отразится на кадровой работе.

В чем заключается новая реформа пенсионного возраста

5 изменений, о которых нужно знать:

  1. Отмена балльной системы.
  2. Новые правила индексации пенсий .
  3. Создание добровольной накопительной пенсионной системы в виде ИПК - индивидуального пенсионного капитала.
  4. Повышении общеустановленного пенсионного возраста.
  5. Корректировка правил оформления льготных пенсий.

Как будет происходить поэтапный переход на новую пенсионную реформу (таблица )

Изначально проект закона о реформе системы пенсионного обеспечения предполагал повышение минимального возраста выхода на пенсию на восемь лет для женщин и на пять лет для мужчин.

После долгих обсуждений был принят более мягкий вариант реформы: возрастной ценз для женского населения увеличится на пять лет вместо восьми, причем повышение будет постепенным. Возрастной ценз для мужчин также постепенно повысится на пять лет. Повышение также будет происходить в рамках переходного периода - с 2019 по 2023 год.

Составить более полное представление о процессе перехода поможет таблица новой пенсионной реформы с разбивкой по годам.

Таблица новой пенсионной реформы

Год выхода на пенсию до реформы

Увеличение пенсионного возраста по сравнению с дореформенными нормами

Новый пенсионный возраст для мужчин

Новый пенсионный возраст для женщин

Год выхода на пенсию после реформы

6 месяцев (+ год)

1.5 (2) года

В законе оговаривается новое основание для выхода на пенсию на два года раньше нового пенсионного возраста - трудовой стаж продолжительностью 37 лет для женщин и 42 года для мужчин. При наличии столь продолжительного стажа мужчины смогут выходить на пенсию с 60 лет, женщины - с 55 лет. За исключением четко оговоренных законодательством случаев, работодатель не вправе увольнять сотрудника в одностороннем порядке из-за возраста. Ситуацию комментирует эксперт «Системы Кадры»: Может ли сотрудник продолжать работу в организации при достижении пенсионного возраста?

Что касается социальных выплат по старости, на которые имеют право все россияне, не успевшие наработать необходимый для получения страховой пенсии стаж, то и здесь не обошлось без изменений. Теперь возможность получать социальную пенсию у женщин появится только по достижении 65-летнего возраста, а у мужчин - 70-летнего.

Совет от редакции. Обратите внимание на новое понятие в законодательстве - предпенсионный возраст . Теперь работодатели должны готовить новый отчет и следить за правами пердпенсионерами. Подробности читайте в статье: Предпенсионный возраст (таблица)

Кого не коснутся новые правила пенсионной реформы

Новые изменения в пенсионной реформе России затронут не всех.

Изменения пенсионной реформы не коснутся

  1. Граждан, которые успели оформить пенсию по старости до 1 января 2019 года. Они не будут нарабатывать дополнительные годы стажа.
  2. Граждан, которые работают во вредных или опасных условиях труда. Правила оформления льготной пенсии за работу в таких условиях останутся прежними. Даже когда утвердят новую пенсионную реформу.

Поэтому льготники, как и раньше, смогут уходить на законный отдых досрочно, не дожидаясь наступления пенсионного возраста.

Вдобавок действие реформы не распространяется на:

  • представителей малых народностей Крайнего Севера;
  • лиц, пострадавших в результате крупных техногенных аварий и радиационных катастроф;
  • инвалидов I группы;
  • многодетных матерей, родивших пять и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста.

Обратите внимание ! Несмотря на реформу, не повышается возраст выхода на пенсию для сотрудников ФСБ, Федеральной службы охраны и ряда других силовых структур.

Не забудьте пересмотреть личные карточки сотрудников предпенсионного возраста и уточнить сроки их выхода на пенсию с учетом пола, года рождения, социального статуса, продолжительности страхового и специального стажа, который дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Госдума приняла во втором, основном чтении проект пенсионной реформы с учетом смягчений, предложенных президентом. Пенсионный возраст в России будет поэтапно повышен с 2019 года до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Госдума во втором чтении одобрила проект пенсионной реформы с учетом предложенных президентом смягчений: пенсионный возраст будет поэтапно повышен с 2019 года для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин — с 60 до 65 лет. Законопроект в ключевом чтении поддержали 326 депутатов, 59 парламентариев выступили против реформы, один воздержался. РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

Ко второму чтению к правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста были представлены 284 поправки, следует из сводной таблицы поправок. Однако комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (ответственный при рассмотрении законопроекта) 24 сентября к принятию только поправки, предложенные президентом и фракцией «Единая Россия». Правительство не представило ни одной поправки к проекту пенсионной реформы.

Все поправки президента были одобрены депутатами единогласно, «за» проголосовали 385 депутатов, противников и воздержавшихся не было. «Мы в этом вопросе с вами нашли консенсус, и все поддержали поправки президента», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя результаты голосования.

Двое депутатов от КПРФ — Валерий Рашкин и Денис Парфенов — пришли на пленарное заседание Госдумы в футболках, на которых были изображены перечеркнутые цифры 63/65. Такие параметры нового пенсионного возраста были предложены правительством в первоначальной редакции проекта пенсионной реформы. Володин в ответ отметил, что на зарплату депутата можно купить пиджак и галстук. «У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. У всех, кто в зале, зарплата позволяет купить костюм и галстук», — подчеркнул спикер нижней палаты парламента.

Поправки президента

В конце августа Владимир Путин выступил с телеобращением к россиянам, в котором поддержал пенсионную реформу и предложил к ней ряд . Главное изменение коснулось женщин: для них президент предложил снизить предлагаемый правительством возраст выхода на пенсию с 63 до 60 лет. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России. Таким образом, пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переходный период продлится десять лет — до 2028 года.

Глава государства предложил предоставить на пенсию многодетным матерям, а гражданам, которым предстояло выйти на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, — возможность выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.


Путин напомнил о не вступившей в силу норме закона о 25-процентной надбавке к фиксированной части пенсии сельским жителям и предложил начать выплачивать ее с 2019 года. Для защиты людей предпенсионного возраста (по инициативе Путина понятие предпенсионного возраста расширяется с двух до пяти лет до пенсии на время переходного периода) он предложил повысить для них пособия по безработице до 11 280 руб., а также ввести уголовную ответственность для работодателей за увольнение или отказ принять на работу предпенсионеров. Госдума во вторник, 25 сентября, в третьем, окончательном чтении соответствующие правки в Уголовный кодекс — они предусматривают обязательные работы и штраф для работодателей.

Между первым и вторым

Первое чтение пенсионного законопроекта 19 июля, тогда против реформы выступили все оппозиционные фракции — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», большинством голосов депутатов «Единой России» законопроект был одобрен. В российских городах против пенсионной реформы, организованные сторонниками оппозиционера Алексея Навального, КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Россией» и профсоюзами. В единый день голосования 9 сентября , организованные сторонниками Навального, охватили более 20 городов. Социологи ВЦИОМ и ФОМ снижение рейтингов президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и партии «Единая Россия».

Госдума одобрила и поправки, предложенные фракцией «Единая Россия» и президентом. Поправками единороссов предусматривается сокращение предложенного правительством стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, на три года (для мужчин — с 45 до 42 лет, для женщин — с 40 до 37 лет), а также сохранение сроков назначения накопительной пенсии в старых границах пенсионного возраста (то есть с 60 и 55 лет для мужчин и женщин) для граждан, которые принимали участие в ее формировании. Согласно одобренным поправкам, Пенсионный фонд России будет передавать министерствам, региональным властям и работодателям информацию для предоставления предпенсионерам налоговых льгот, мер социальной защиты и социальной помощи. Кроме того, в ближайшие два года граждане, которые могли начать получать социальную пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут получать социальную пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, следует из поддержанных Госдумой изменений пенсионного законопроекта. Согласно проекту пенсионной реформы, ​ возраст, дающий право на получение социальной пенсии, предлагается постепенно увеличивать до 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин.